Авксентьев В. А. Этническая конфликтология: проблемы становления.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 12788

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

1. Три этапа развития этнической конфликтологии
Этноконфликтология, являясь одним из самых молодых «отраслевых» ответвлений мировой конфликтологии, играет весьма заметную роль в становлении и развитии в отечественной конфликтологии, современной обществоведческой науки и социогуманитарной культуры в целом. Не будет преувеличением сказать, что отечественная конфликтология зарождалась прежде всего как этноконфликтология: во многом именно в рамках резко актуализировавшейся в конце 1980-х - начале 1990-х годов этноконфликтологической проблематики шла наработка принципиальных отечественных конфликтологических концепций. И на этой основе в 1990-е годы начали «отпочковываться» другие «отраслевые конфликтологии», вызванные к жизни другими важными событиями в нашей стране, прежде всего в среде политики, трудовых и рыночных конфликтов.
Различные авторы по-разному определяют тот период, когда этническая конфликтология сформировалась как самостоятельная отрасль конфликтологической науки, как, зачастую, по-разному определяется и точка отсчета для возникновения конфликтологии вообще. То, что сегодня называется этническим конфликтом, было в той или иной степени предметом анализа с глубокой древности: ведь конфликты между группами людей, отличающихся по этническим признакам, сопутствуют всей человеческой истории и являются одними из ее наиболее заметных событий.
Тем не менее, формирование этнической конфликтологии необходимо рассматривать в контексте становления как конфликтологии вообще в качестве комплексной отрасли обществоведческого знания, так и конфликтологического подхода к анализу общественных процессов в качестве специфической исследовательской парадигмы. Этот процесс можно отнести лишь ко второй половине XX века, причем этнические конфликты были отнюдь не приоритетным объектом исследования на начальном этапе становления конфликтологического знания, хотя первые работы, в которых предпринимается попытка теоретического анализа этнических конфликтов, появляются в зарубежном обществоведении начиная с 1950-х годов, т.е. в то же самое время, как и работы по общей, а также трудовой конфликтологии. Приоритет в разработке нового научного направления принадлежит англо-американской науке, в основном американским исследователям. Тем не менее, это вряд ли можно считать состоявшимся началом этнической конфликтологии: этнические конфликты трактуются в ранних работах чаще всего как вторичное, производное от других мезо- и макросоциальных конфликтов, прежде всего экономических. Один из классиков мировой этноконфликтологии, американский ученый Дональд Хоровиц, чья объемистая книга «Конфликт этнических групп» [1] выдержала несколько изданий и стала настольной книгой для многих этноконфликтологов во всем мире за два последних десятилетия, отмечает, что ни государственные деятели, ни обществоведы не оказались готовы к возрастающей значимости этничности. После второй мировой войны, подчеркивает ученый, сложилось представление о том, что по крайней мере индустриально развитые страны «переросли» политические процессы, основанные на этничности. «Вплоть до недавнего времени, – писал Д. Хоровиц, – область этнических отношений была тихой заводью в обществоведении, и первым ответом на возрастающую волну этнических конфликтов была трактовка последних как эпифеноменов» [2]. Особенно примечательным для конца 1950-х – начала 1960-х гг. было представление о том, что этнические конфликты (и шире – этнические проблемы) отойдут на задний план по мере того, как страны «третьего мира» будут вовлекаться в модернизационный процесс. Что же касается западного общества, то этнические конфликты, случавшиеся и в этих странах, вообще рассматривались как нехарактерные для этой части мира явления, скорее как издержки, отголоски колонизаторского прошлого.
Превращение этнического конфликта (а в англо-американских работах – иногда этнорасового конфликта) в самостоятельный предмет научного анализа происходит в 1960 - 1970-е годы. Публикуются исследования М. Бэнтона, К. Дойча, Г. Кона, Д. Кэмпбелла, Р. ЛеВайна, Р. Сегала, Г. Сетон-Уотсона, П. Шибутани, С. Энлоу и других авторов. В этих работах этнический конфликт становится если не еще самостоятельным объектом изучения, то, по крайней мере, занимает одно из главных мест. Кроме того, проблему конфликтов затрагивают многие ученые, изучающие межэтнические отношения в целом. Но особенно обильны в этот период были публикации с описанием и анализом конкретных этнических конфликтов по всему миру. Шестидесятые и семидесятые годы можно рассматривать как этап накопления и первичного анализа эмпирического материала. Это свидетельствует о том, что научная отрасль переживает эпоху своей юности. Разумеется, и в работах этого периода делались определенные теоретические обобщения, но становление теоретической этноконфликтологии относится к 1980-м годам.
В восьмидесятые годы в западной обществоведческой науке предпринимаются попытки выйти на теоретико-методологический уровень анализа проблемы, хотя такого рода поиски в целом не характерны для западного, особенно англо-американского обществознания. Издается несколько теоретических работ английского исследователя Э. Смита, уже имевшего к этому времени известность в научных кругах благодаря более ранним публикациям по проблемам этнорасовых отношений [3]. Хотя нельзя сказать, что эти исследования полностью посвящены изучению этнорасовых конфликтов, так как имеют более широкий контекст, однако именно этот широкий контексц рассмотрения проблем неизбежно приводит автора к теоретико-методологичвч скому анализу феномена этнической конфликтологии. Большую известное», приобретают теоретическая работа Э. Геллнера «Нации и национализм», опубликованная в 1991 г. и на русском языке [4], и исследование П. Ван ден Берщ «Феномен этничности» [5]. Именно в этот период публикуется и упоминавшаяся; выше работа Д. Хоровица «Конфликт этнических групп». Теоретико-методологические аспекты анализа этнических конфликтов затрагиваются в работах многих других зарубежных авторов (Дж. Ваучеру X. Блэлок-младший, Ф. Гросс, Н. Гонзалес, Дж. Кип, У. Коннор, Э. Кофман, Д. МакКерди, С. МакКоммон, М. Левин, Р. Премдас, С. Райан, С. Самарасингхе, С. Уильямс, М. Чисхолм, Р. Шервуд, Г. и Э. Элмеры, М. Эсман и др.). Итак, 1980-е гг. можно обозначить как теоретико-методологический этап развитая мировой этноконфликтологии.
Со второй половины восьмидесятых и особенно в девяностые годы ведущим предметом исследования зарубежной этноконфликтологии стала проблема выхода из социальных конфликтов, их урегулирования и разрешения. В большинстве работ выход из этнического,конфликта исследуется как частный случай исхода социальных конфликтов. При этом проблема завершения именно эт нического конфликта изучена значительно меньше, чем других социальных конфликтов. К такого рода работ следует в первую очередь отнести труды1 Е. Азара, Дж. Александера, Ф. Дьюкса, Дж. Коукли, Б. О'Лиари, Р. МакГарри,' М. Раби, Л. Рангараджана, Дж. Ричардсона, М. Росса, Дж. Ротмана, Дж. Рубина, К. Руперсингхе, Т. Саати, К. Де Сильвы, Дж. Толанда и др. Таким образом,, современные зарубежные работы по этноконфликтологии имеют прежде всего прикладной характер, и этап развития этноконфликтологии в 1990-е годы можно обозначить как прикладной, или технологический.
Итогом нескольких десятилетий эмпирического и теоретического поиска стало формирование ряда этноконфликтологических школ. В различных работах эти школы определяются по-разному. В наших работах мы предложили выделить следующие школы, точнее, традиции в этноконфликтологии:
1. «реалистическая» традиция в этноконфликтологии, восходящая к аналогичной традиции общей конфликтологии (Л. Коузер, К. Боулдинг и др.), многочисленные сторонники которой утверждают, что в основе этнических конфликтов, как и других социальных конфликтов, лежит борьба за овладение материальными ресурсами, за власть ради достижения экономических целей и что за национально-этнической формой социальной борьбы необходимо искать подлинные материальные мотивации. Популярность этой школы в зару- бежной этноконфликтологии пришлась на 1970-е - первую половину 1980-х гг., но она имеет немало сторонников и поныне;
2. «эволюционистская» традиция в этноконфликтологии, сторонники которой считают, что причины этнических конфликтов коренятся в постоянно меняющейся этнической стратификации общества. К этой традиции можно отнести многочисленных сторонников статусных концепций этнического конфликта;
3. социально-психологическая традиция в этноконфликтологии, имеющая немалр спецификаций и в основе которой лежит преимущественно методология фрейдизма;
4. антропологическая традиция в этноконфликтологии, в рамках которой можно выделить два основных течения – культурно-антропологическое и социобиологаческое. Сторонники первого исходят из того, что глубинные источники конфликтов коренятся в культурных особенностях народов, в их ценностных системах; сторонниками социобиологического течения многие компоненты поведения людей в этнических конфликтах рассматриваются как нормативные, детерминированные природой человека [6].
Как это обычно бывает в подобных случаях, каждая из этих школ внесла и продолжает вносить новое знание в научный поиск, и в основе каждого из течений лежат определенные эмпирические обобщения, делающие теоретические выводы авторов более аргументированными. В то же время изучение работ представителей разных школ и течений свидетельствует об определенной редукционистской методологии, используемой многими авторами, т. е. о стремлении к сведению многообразных причин и факторов, детерминирующих этнические конфликты, к какому-либо одному, безусловно реально существующему и, возможно, очень важному, но все же вряд ли единственному основанию.
Представляется, что этническая конфликтология (как и конфликтология в целом) может и должна развиваться не как совокупность школ и течений, не как просто междисциплинарная (или, как иногда говорят, «адисциплинарная») отрасль знания, но и как интегрирующая, объединяющая различные мировоззренческие и теоретико-методологические подходы в единое целое.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Конфликт. Эффективное разрешение конфликта
  • Николай Обозов. Как управлять конфликтом. - Из цикла"Психология успеха"
  • Конфликт; Conflict; Konflikt
  • Образ XV Аркана в различных системах Таро
  • Четыре сферы переработки психосоматического конфликта с позиции Носсрата Пезешкиана
  • Хекхаузен Х. Мотивация власти.
  • Наталья Качанова. Конфликты на работе — выход на новый виток развития?
  • Конфликт; conflict
  • Морено Дж.Л. Социометрия. Экспериментнальный метод и наука об обществе.
  • Гадание по дате рождения
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Берн Эрик. Люди, которые играют в игры.
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Комплекс; Complex; Komplex
  • Алекс Мома. Современные определения гностицизма
  • Георгий Почепцов. Особенности пропагандистских механизмов с двух сторон российско-украинского конфликта
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Коттлер Дж. Лучшие психотерапевты - что они за люди?
  • Алина Сальникова. Трансгендерная личность. Кто такие трансгендеры?
  • Тень; Shadow; Schatten
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Притча «Только три человека в мире»
  • Шамир Тиляев. Что такое обида и как с ней справиться? - Шамир Тиляев
  • Дональд Тайсон. Енохианская магия и Апокалипсис
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Общие принципы организации службы медиации в школе
  • Малых Светлана Владимировна. Занятие у психолога "Подросток и конфликт"
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Берн Эрик. Сексуальные игры.
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? Исследование цели духовного пути. Под редакцией Джона Уайта
  • Екатерина Сологубова. Эмоциональное выгорание или как остаться самим собой
  • Интериоризация
  • Елена Джеро. Как найти свою «половинку» или Happily ever after
  • Маркс К., Энгельс Ф. ФЕЙЕРБАХ. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО И ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО ВОЗЗРЕНИЙ
  • Притча «Люди - это не крысы!»
  • Знакомство со своей Тенью
  • Берн Эрик. Секс в человеческой любви.
  • 10 признаков умных людей
  • Афоризмы психотерапевтов: Валерио Альбисетти
  • Рамиль Гарифуллин. Как избавиться от обиды
  • Персона; persona — лат. актерская маска
  • Внутрипсихический конфликт с позиции Курта Левина
  • Георгий Почепцов. Информационные войны: переосмысление продолжается. - Георгий Почепцов
  • Хевеши М. А. Толпа, массы, политика.
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?
  • Первичная функция, [Ведущая, Дифференцированная, Высшая] Primary Function; Superior Funktion



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь