Добрович А. Систематика общения.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 4108

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

1) Общая модель
При построении общей модели коммуникации целесообразно вос-пользоваться схемой Р. Якобсона (1964 г.):

где А — “адресант”, Б — “адресат” информации.
Связь может быть непосредственной (в общении людей — речь и же-стикуляция в широком смысле слова, включая, например, “вокальные же-сты”; интонации) или опосредованной (телефон, телетайп и т. п.).
Код — правила языка (или “пучка” языков), используемого для пере-дачи сообщения; контекст — заранее заданное “смысловое поле”, в кото-ром сообщение становится информативным.
2) Контакт
Под “контактом” понимается случай коммуникации с обратной свя-зью:


Именно так, как “взаимную направленность” партнеров, понимает “контакт” К. Бюллер (1927 г.). Для него контакт — “процесс согласованных соизменений поведения”.
Адресант не только сообщает информацию, но и получает ответную. Иными словами, адресант, сделав сообщение, становится адресатом; тот, получив сообщение, становится адресантом. Этот процесс может продол-жаться сколь угодно долго.
С нашей точки зрения, понятие “формального” (или “неформального”) общения применимо именно к контакту, а не к коммуникации вообще. “Формальным общением” мы будем называть контакт, на который наложе-ны те или иные ограничения. Смысл этого определения будет раскрыт в дальнейшем. Пока же продолжим рассмотрение контакта.
3) Единица контакта
Единицей контакта естественно считать простейший случай:
А передает Б один “коммуникативный стимул” (или “коммуникат”) и получает один ответный; Б получает один стимул и передает один в ответ; происходит “обмен” коммуникатами. Следуя психотерапевту Э. Берне (1964 г.), назовем такой обмен “трансакцией”.
Примеры. А смерил Б презрительным взглядом. Тот демонстративно отвернулся — произошла трансакция. То же самое, но Б попросту смотрел в другую сторону и не заметил знака презрения, — трансакция не состоялась (контакта не было). А сообщил Б некую новость, Б улыбнулся, не сказав ни слова, — трансакция, тем не менее, имела место, так как улыбка — это “жест”, коммуникативный стимул. А в качестве актера произнес эффектную реплику, зрительный зал (в качестве адресата) затаил дыхание — трансакция состоялась. То же — если публика возмущенно зашикала, расхохоталась или разразилась аплодисментами. Человеческие трансакции почти всегда предполагают использование нескольких кодов одновременно, т. е. “пучка” языков. Язык слов сочетается с языком пауз, интонаций, поз и мимики.
4) Содержание коммуникативного стимула
Как видно из только что приведенных примеров, коммуникат способен нести как элементарную, так и сверхсложную информацию. Пример элементарной — так называемое “поглаживание”: информация о принадлежности к одной общности, о благожелательном отношении к партнеру. Пример сверхсложной информации — словесно-музыкально-пантомимическая передача мистического опыта жрецом или шаманом.
Особо выделим “эмоциональный радикал” коммуникативного стиму-ла. Если элементарный “положительный” стимул мы согласимся, по Берне, называть “поглаживанием”, то элементарный “отрицательный” стимул за-служивает названия “пинка”, “укуса” или “укола”. “Укол” предпочтительнее с точки зрения стиля.
5) Партнеры контакта. Маски
Дальнейшая разработка схемы касается партнеров контакта. Посколь-ку речь идет о людях, каждый из них располагает:
а) набором масок для “безличной” коммуникации;
6) личностью для “межличностной” коммуникации. Обратимся теперь к контакту масок.
Маска — это совокупность знаков (речевых, жестовых), подача кото-рых обеспечивает “гладкое” и безопасное взаимодействие в человеческой группе. Примеры: маска вежливости. В общественном месте отсутствие та-кой маски (злобное или рассеянное выражение лица, грубый тон, чересчур громкий смех и т. п.) влечет за собой санкции группы: нарекания, насмешки, агрессивность. И в то же время появиться в маске вежливости среди подвыпивших гуляк — значит вызвать их раздражение или обиду; здесь требуется другая маска: доброжелательства или лояльного невмешательства. Маска скорби подходит для похорон, но не для свадьбы и т. д. Люди меняют маски почти автоматически, по обстоятельствам.
Если в общении партнеров допускается только контакт масок, т. е. накладывается ограничение на участие личностей в беседе, то перед нами первый случай формального общения.
Указанное ограничение может быть разным по своей природе. Отме-тим четыре типа ограничений, накладываемых на контакт. а) Конвенцио-нальные ограничения. В данной социальной группе существует “конвенция” — обычай, согласно которому в автобусе не принято задавать вопросы личного характера случайному спутнику (“Вы, должно быть, сегодня плохо спали?”) или сообщать что-либо из своей личной сферы (“Знаете, я разочаровался в жизни”). Приняты лишь безличные коммуникативные стимулы типа: “Разрешите? — Пожалуйста”, “Извините! — Ничего страшного” и т. п. Конвенция, следовательно, вынуждает партнеров к “безличному” контакту, к общению масок.
б) Ситуативные ограничения. Они близки к конвенциональным. Здесь выделяются особые ситуации, в которых участие личностей как партнеров контакта лишь “портит” дело. Примеры: церемониал сдачи смены или раз-вода караула, чайная церемония у японцев и т. п.
в) Эмоциональные ограничения. Партнеры общения эмоционально холодны или враждебны друг к другу и, стремясь предотвратить конфликт, пользуются в контакте исключительно масками.
г) Насильственные ограничения. Один из партнеров, возможно, готов к межличностному общению, но другой по тем или иным причинам пресекает эти попытки, надевая маску и вынуждая сделать то же самое своего собеседника. Ограничения этого рода, как видим, отличаются от эмоциональных лишь некоторыми нюансами.
Ограничения контакта, по Д. С. Парыгину (1970), создают “психоло-гические барьеры между людьми”, заменяя подлинное общение “стереоти-пами”, “стандартными поведенческими реакциями”.
Любой случай контакта масок может быть объяснен перечисленными ограничениями или их сочетанием.
6) Личность и позиция личности в контакте
Личность — структура чрезвычайной сложности, и мы будем рас-сматривать ее лишь в частных аспектах, имеющих наибольшее значение в контакте. Человек как “коммуникант” располагает по крайней мере тремя личностными позициями. Они, по мнению Э. Берне, сосуществуют в рамках одной и той же личности, дополняя друг друга.
а) Позиция ребенка, “дитяти” (позиция Д). Сохраняется от раннего возраста. Сосредоточивает в себе сильные и слабые стороны детской нату-ры. К “сильным”, видимо, следует отнести раскованность, творческие по-рывы, импульсивную жизнерадостность, фантазию, любопытство. К “сла-бым” — пугливость, неуверенность, беспомощность, доверчивость, несдер-жанность.
б) Позиция родителя (позиция Р). Усваивается в детстве за счет обо-жания старших и подражания им. Ее сильные стороны: уверенность в правоте моральных требований, способность к авторитетному тону, к по-кровительству и защите слабого. Менее привлекательные черты: безапел-ляционность, догматизм, сознание превосходства и права “карать”.
в) Позиция взрослого (позиция В). Расчет действий, контроль над ни-ми, трезвость в оценках, понимание относительности догм. При этом из-лишний скептицизм, скованность (недостаток спонтанности), бедность фантазии, недооценка эмоциональной стороны жизни.
Будь человек лишен какой-либо из этих позиций, его поведение стало бы “неадаптивным”: либо слишком жестким, либо слишком рыхлым и без-алаберным. Однако в некоторую единицу времени (по ходу контакта) веду-щей является какая-то одна из позиций; в следующий момент может возоб-ладать другая.
Из сказанного следует, что в контакте участвуют фактически не двое, а шестеро партнеров:


Адресант Адресат
Р Р
В В
Д Д
Это обстоятельство требует более подробной систематики трансакций. Они подразделяются следующим образом:
7) Взаимодополняющие трансакции
Коммуникативный стимул посылается адресантом с позиции Х и при-нимается адресатом в позиции У; ответный стимул посылается с позиции У для его приема партнером в позиции X.
I


И в а н о в. Что стало с молодыми людьми? Они совсем распустились.
П е т р о в. Да, в их годы мы были поскромнее.
В этом примере коммуникативный стимул посылается с позиции ро-дителя(слева направо, что обозначено стрелкой). Стимул адресован “роди-тельской” же позиции партнера. Партнер отвечает именно с этой позиции (стрелка справа налево).
II


П р е п о д а в а т е л ь. Каким образом у вас получилось трехзначное число?
С т у д е н т. Ах, да: я забыл извлечь квадратный корень.
III


С ч е т о в о д. А не сорваться ли нам в бар, пока нет начальства?
Б у х г а л т е р. Только скорее: умираю — пива хочу.
Примеры I, II и III можно, как иногда делают в режиссуре, назвать “пристройкой партнеров рядом”.

IV


И в а н о в. По-моему, вам следовало бы уступить место вон той пожилой даме.
П е т р о в. Вы правы (уступает место). ,
Вариант: К сожалению, я болен и едва держусь на ногах. Надеюсь, дама извинит меня.
V


И в а н о в. Как вам не стыдно сидеть, когда рядом стоит пожилая женщина?
П е т р о в. Простите, пожалуйста, я просто не заметил. Задумался, знаете...
Вариант: Что вы пристали? Кто вы такой, чтобы мне указывать?;

VI

С и д о р о в а. Проводите меня: у нас в подъезде всегда толкутся пьяные.
И в а н о в. Ну, конечно, провожу.

VII



П е т р о в. Вы так опытны — научите, как мне жить дальше.
И в а н о в. Прежде всего вам надо отдохнуть и успокоиться.
Вариант: Вечно вы ноете и ждете совета от других!



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Установление контакта на первых сессиях в терапии пар
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Джон Готтман. Четыре признака грядущего развода
  • Коннер Ричард. Изменение ограничивающих представлений.
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Стил Б.Ф. Некоторые последствия сексуального злоупотребления детьми
  • Закономерности психических систем
  • Основы психологической защиты. - Из цикла "Психология успеха"
  • Притча «Разнообразие»
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Зинкер Джозеф. В поисках хорошей формы. Гештальт-терапия с супружескими парами и семьями.
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Умение общаться с людьми - условие успешного руководства
  • Ж. Мессинжер. Речь тела: о чем нам говорят жесты?
  • Шурыгина Георгия Сергеевна. Как общаются дошкольники?
  • Берн Эрик. Секс в человеческой жизни.
  • Кристина Валько. Любовные отношения в паре
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Редактор. Как играть в куклы
  • Энрайт Джон. Позиция слушателя терапевта.
  • Прист С. Теории сознания.
  • Общение как говорить, чтобы тебя поняли?
  • Лободенко Наталья Леонидовна. «БЕЗОПАСНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
  • Торо Г. ЖИЗНЬ БЕЗ ПРИНЦИПА
  • Юлия Гридасова. Как преодолеть страх общения
  • Павел Пименов. Нейминг: как правильно называть товар или бизнес
  • Елена Джеро. Уходя уходи! или Вернись, все прощу?
  • Джонгвард Д. Модифицированный опросник Д. Джонгвард
  • Комплекс; Complex; Komplex
  • Романов И.Ю. Психоанализ, общество и психоаналитики
  • Невербальная коммуникация и язык жестов
  • Иствуд Атватер. Эффективное общение: умение слушать
  • Почему отношения превращаются в манипулирование друг другом.
  • Кое-что об отношениях людей
  • Мид Дж. От жеста к символу.
  • Тест "Боги и Богини"
  • Варианты успокаивающего поведения
  • Эффективное общение на вечеринках и светских раутах
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Упражнение-игра развивает умение действовать в быстро меняющейся ситуации коммуникации и служит хорошей разминкой «Бездомный кролик»
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Притча «Вступление в суфийский круг»
  • Сергей Ключников. Как избавиться от застенчивости: двенадцать шагов
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Приготовления к Гоэтическому Воззванию
  • Редактор. Переправа через реку (старинная задача)
  • Притча «Язык любви»
  • Шецов А.В. «Что-то со мной не так» или Родительские предписания



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь