Котова Е.Л. Бушманова И.Л.. Консультация для воспитателей «Познавательно-исследовательская деятельность детей на прогулке»

Консультация для воспитателей «Познавательно-исследовательская деятельность детей на прогулке»

Подготовили воспитатели:

  • Котова Е.Л.
  • Бушманова И.Л.

Вологда, 2019 г. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 115 «Акварель»

Актуальной задачей нашего времени является владение человеком не только знаниями, но и умением добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Поэтому весьма актуальна проблема развития познавательной активности детей. Возможность познавать окружающий мир ребенку обеспечивает деятельность, так как она — важное условие и средство познания. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнком в различных видах деятельности является одним из принципов дошкольного образования и закреплено в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования. В соответствии со спецификой развития, дети дошкольного возраста стремятся к активной деятельности. В данном периоде задача взрослых заключается в поддержании, развитии и стимулировании данного стремления.

При организации педагогического процесса следует учитывать, что чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем она более значима для ребенка, и стимулирует успешность его развития. Вместе с тем необходимо помнить, что не каждая деятельность является развивающей. Эффективность развития ребенка, прежде всего, зависит, от освоения ребенком позиции «субъекта собственной жизни в мире». Развитию ребенка способствует соответствие деятельности его возможностям, увлечениям, потребностям в разные возрастные периоды.

 

Познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослых и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, выбирать необходимые средства и методы, производить определенные действия и операции, получать результаты и понимать необходимость проверки. В педагогических исследованиях, особенности развития познавательной активности дошкольников отражены в работах Д. Б. Годовиковой, С. А. Козловой, Е. Э. Кригер, М. И. Лисиной, Е. А. Лобановой, Н. Н. Поддьякова, В. В. Щетининой и т. д.

Огромную роль в развитии познавательной активности старших дошкольников играет правильно организованная самостоятельная познавательная деятельность. Ее осуществление происходит в основном на прогулках и во вторую половину дня. При этом дети имеют возможность дополнить и расширить свои представления о мире, а также овладеть различными способами получения знаний. В процессе прогулки возможно создание уникальных условий для всестороннего развития ребенка. Дошкольник удовлетворяет потребность в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром. Получает новые яркие впечатления в процессе разнообразных игр. Согласно Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях ежедневная продолжительность прогулки детей должна составлять не менее 4–4, 5 часов. Прогулка организуется два раза в день: в первую и во вторую половину дня.

При организации прогулок, с целью познавательного развития детей дошкольного возраста необходимо опираться на содержание образовательной области «Познавательное развитие». Согласно ФГОС ДО, при организации прогулок выделяются следующие направления: расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира, развитие познавательно-исследовательской деятельности, развитие продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений. В практике работы дошкольных учреждений используют следующие виды прогулок: – Типовая — максимально свободная деятельность детей. – Комбинирование: целевая прогулка и свободная деятельность. – Прогулка — экскурсия — поход. – Спортивные эстафеты. Прогулка включает в себя следующие составные части: наблюдение, рассматривание; трудовая деятельность детей; подвижные игры; индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей.

Известно, что наиболее эффективно процесс приобретения знаний происходит во время самостоятельной деятельности детей. Посредством организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке можно поддержать и стимулировать в ребёнке интерес к исследованиям, помочь ему приобрести опыт исследовательской деятельности, развивать восприятие, мышление, речь. Познавательно-исследовательская деятельность на прогулке предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности детей: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, экспериментирования, игровых проблемных ситуаций и прочее. Наблюдение во время прогулок проводится ежедневно. Оно планируется заранее, со всеми детьми или по подгруппам. Это могут быть наблюдения за природными явлениями или трудом взрослых. Помимо этого, на протяжении всего времени прогулки взрослый должен периодически уточнять и закреплять знания, полученные детьми не только в ходе организованных наблюдений, но и в процессе собственных наблюдений.

Специфической особенностью восприятия дошкольников является то, что наблюдательность как качество личности отсутствует, или развито в недостаточной степени. Для успешного решения этой проблемы приемы привлечения внимания ребенка должны соответствовать возрасту, в первую очередь — это опора на ориентировочные реакции в разных формах. Задача взрослого заключается в поддержании у детей стремления замечать изменения в природном окружении, привлекать внимание к моментам которые остались незамеченными ребенком. Наблюдательность предполагает умение слушать и активно воспринимать услышанное. Но на прогулке ребенок сталкивается с массой отвлекающих его моментов: птичка щебечет, мотоцикл шумит и т. д. Фаза активного внимания ребенка старшего дошкольного возраста составляет около 10 минут.

Поэтому наблюдения должны быть интересными, познавательными и в пределах фазы активного восприятия. С целью стимулирования познавательной активности к рассматриваемым объектам воспитатель должен личным примером вызывать у детей интерес, сопереживание, сопричастность к необычным событиям в окружающей среде. Путем постановки проблемных вопросов привлекать дошкольников к активным высказываниям собственного мнения. Главное эмоциональное стимулирование интереса к ярким образам природного окружения. Поддержание интереса к ежедневным наблюдениям может осуществляться в связи с периодической сменяемостью объекта для непосредственного ознакомления. Наблюдения за явлениями природы животными, растениями, насекомыми и птицами должны сменяться знакомством с людьми разных профессий, ознакомлением с общественной жизнью — жизнью улицы.

Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и делать выводы, понимать взаимозависимость природных объектов, заботиться о природе, охранять и приумножать ее богатства. Для успешного достижения поставленной цели воспитателю необходимо задействовать специальные приемы, организующие активное восприятие детей: предлагать обследовать, сравнивать объекты между собой, задавать наводящие и провокационные вопросы, помогать устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. В наблюдения также необходимо включать знакомство с художественной литературой и систематически использовать дидактические и подвижные игры.

Детское экспериментирование так же является одной из составляющих познавательного развития, предполагающее: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале и др.).

Оно является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников и наиболее успешным средством ознакомления детей с миром окружающей природы. В ходе организации опытов с природными материалами в процессе совместной и самостоятельной деятельности дошкольников на прогулке дети лучше познают окружающий мир. Все это стимулирует их искать ответы на вопросы обращаясь за помощью к взрослым, познавательной литературе, детским энциклопедиям, Интернету. Особое внимание, при планировании экспериментальной деятельности на прогулке по ознакомлению дошкольников с явлениями природы необходимо обращать на сезонность.

Также должны быть созданы необходимые условия для совместной и самостоятельной исследовательской деятельности детей. Эффективной формой стимулирования познавательной активности старших дошкольников являются экскурсии по территории детского сада и за его пределами. Они организуются с целью развития исследовательской деятельности по изучению объектов живой и неживой природы, проведения наблюдений за сезонными изменениями в природе. На экскурсии появляется возможность расширить сферу экспериментальной деятельности детей.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи познавательного развития детей. Используя систематически в ходе педагогической деятельности наблюдения, проведение опытов, экспериментов, практических работ по изучению представителей животного мира, экскурсий по территории детского сада и за ее пределы — всё это способствует у детей усвоению знаний о природе, выработке умений сравнивать, анализировать, обобщать, находить целое и его часть, описывать предметы. Для воспитателей прогулка — это уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями, показать опыты, материал для которых предоставляет сама природа, развить внимание, память и другие мыслительные операции.

Просмотров: 432
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Бортулева Маргарита. Творческая разработка «Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Карташова Надежда Геннадьевна. Коллекционирование — одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС.
  • Наталья Новикова. Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
  • Баркалова Наталья Васильевна. «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности старших дошкольников»
  • Никитина Виктория Викторовна. «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
  • Шейхмамбетова Сафие Энверовна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательной деятельности на тему: «Весна повсюду» для детей среднего дошкольного возраста на прогулке.
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Перепросова Кристина Александровна. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности
  • Банщикова Марина Владимировна. Мастер-класс для педагогов «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ». Тема: «Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников»
  • Бобровская Светлана Алексеевна. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в соответствии с критериями шкал ECERS-R
  • Людмила Анатольевна Панова. Развитие самостоятельной познавательной активности детей через проектную деятельность
  • Исмагзамова Елена Михайловна. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе организации познавательно-исследовательской детской деятельности
  • Волошенко И.А., Калугина Е.В.,. «Формирование у старших дошкольников познавательной мотивации посредством использования фотокросса в совместной образовательной деятельности детей и родителей»
  • Корней Ирина Алексеевна. Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
  • Ревнивых Ольга Александровна. Применение игровых технологий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста
  • Згурськая Е. А. Пучинина Л. Ю. Фролова Е.В. Чаусова О.А.. Развитие любознательности, познавательного интереса дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности
  • Пономарёва Ольга Александровна. Образовательная деятельность по организации исследовательской деятельности детей в старшей группе «Вода. Какая она?»
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Захарова Валентина Ивановна. Опыт работы «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности»
  • Будникова Оксана Александровна. Методическая разработка «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности»
  • Власова Ирина Викторовна. Опыт работы. «Развитие познавательного интереса дошкольников старшего возраста посредством организации экспериментальной деятельности»
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Сабитова Алсу Шикуровна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
  • Шигабеева Рашида. Выступление из опыта работы на МО на тему: «Формирование познавательной активности ребёнка дошкольного возраста в разных видах деятельности».
  • Полуэктова Валентина Александровна. «КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
  • Зубцова А.А, Сынчикова О.В,. Астрономия для детей младшего дошкольного возраста. Развитие познавательной активности дошкольников по средствам изучения космоса.
  • Кожнева Тамара Петровна. Познавательно - исследовательская деятельность как одно из условий развития детей дошкольного возраста
  • Кононова Надежда Васильевна. Семинар – практикум для воспитателей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь