Данилова Н.А., Яковлева О.Н., Жолобова Г.В.. Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое книги»

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое книги»

Подготовили:

  • Данилова Н.А. воспитатель высш. кв. кат.,
  • Яковлева О.Н. старший воспитатель I кв. кат.,
  • Жолобова Г.В. воспитатель I кв. кат.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Звездочка» г. Козловка Чувашская Республика

Цель: ознакомление с историей развития книги и письменности

Задачи:

  1. Познакомить детей с историей создания и изготовления книги; показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека; формировать умение строить предположения, сравнивать, анализировать, делать выводы
  2. формировать готовность к совместной, согласованной деятельности со сверстниками и воспитателем; развивать эмоциональную отзывчивость, самостоятельность, целенаправленность детей
  3. развивать координацию движений при выполнении физкультминутки, развивать двигательную активность детей

Словарная работа: обогащать и активизировать словарный запас детей ( «иероглифы», «папирусный свиток», «пергамент», «береста»); развивать связную, грамматически-правильную диалогическую и монологическую речь

 

Скачать конспект

Методы и приемы:

  • практические: игровая ситуация, физкультминутка, обследование предметов.
  • наглядные: наблюдения, рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов презентации.
  • словесные: беседа, рассказ-объяснение, вопросы, загадки.

Материалы и оборудование: книги разных эпох, ноутбук, интерактивная доска, глиняные дощечки, деревянные палочки, кусочки бересты, кисточки, печатки по количеству детей,

Ход занятия

Дети под мелодию Муз. Г. Булякова, Сл. О. Фалько «Возьмите в руки дети книгу» входят в группу и встают вокруг воспитателя

Воспитатель: Сегодня день у нас особый,

(читает стих)

Я познакомлю вас, друзья,
С предметом, без которого
Прожить на свете нам нельзя.
А о каком предмете пойдет речь, вы угадайте сами.

Я всё знаю, всех учу
А сама всегда молчу
Чтоб со мною подружиться
Читать нужно научиться (Книга)

Воспитатель: Правильно, ребята, это книга. Я предлагаю вам пройти на импровизированную выставку книг и обратить внимание на их красочность, на то, что они разные:

  1. По содержанию и оформлению (энциклопедии, сказки, взрослые книги);
  2. По размеру (книжки-малышки, большого и маленького формата)
  3. По переплету (в мягком и жестком переплете).

Пожалуйста, повнимательней рассмотрите эту книгу. Из чего она состоит? Из каких основных частей? (Ответы детей) правильно, вот корешок, переплёт, листы, обложка.

По ходу просмотра книг задаю вопросы:

Для чего нужны книги? (С помощью книг передают знания, информацию.)

К этому я еще хочу добавить, что они помогают дружить. А вы как считаете? (Читая вместе книги со старшими братьями, сестрами или взрослыми вы сидите рядом общаетесь, обнимаетесь)

Где хранятся книги?

Что будет, если книги исчезнут?

Рассматривают книги, берут их в руки, сравнивают по размеру, содержанию, переплету.

Воспитатель: Вы молодцы, многое знаете про книги. А как вы думаете, всегда ли книга имела такой вид?

Дети: Нет.

Воспитатель: давайте все вместе совершим небольшое путешествие в прошлое книги. Вы согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: В далёкие-далёкие времена, когда ещё не изобрели бумагу и письменности не было никакой, люди придумывали разные способы передачи информации.

СЛАЙД 2,3 Одним из таких способов было письмо в картинках. Например, нарисуют озеро и рядом огромную рыбу – это означает память об удачной ловле рыбы. А если много мешков, то это означает, что человек собрал хороший урожай.

Давайте мы сейчас попробуем догадаться о чём рассказывает нам этот древний рисунок.

СЛАЙД 4,5 Но так как бумаги в те времена ещё не было, то люди изображали все эти события на каменных плитах. Такие плиты могли храниться очень долго. Позже рисунки немного видоизменились, упростились, и постепенно превратились в знаки, которые стали называться иероглифы, обозначающие отдельные слова и даже целые предложения. Существовали целые библиотеки из таких каменных плиток.

А вот теперь представьте себе, что у вас дома хранятся такие каменные книги. Это удобно?

Дети: Нет, они тяжёлые, занимают много места, их трудно брать в руки.

СЛАЙД 6 Позже книги стали делать из глины. На мягкой глине острой палочкой выдавливали знаки и картинки. Потом глину сушили и обжигали в печах. Получались глиняные таблички, очень прочные. Каждая книга состояла из нескольких десятков и даже сотен плиток, как наша книга из многих страниц.

А как вы думаете, удобно было читать и хранить книги, написанные на глиняных дощечках? И почему?

Дети: нет, глина может разрушиться, чтобы хранить нужно много места)

СЛАЙД 7 И тогда люди стали использовать другие материалы. Писали заострённой палочкой на пальмовых листьях.

СЛАЙД 8 Китайцы начали писать книги кисточкой и тушью на шелке

СЛАЙД 9 Позже люди стали делать книги из папируса. Папирус – это растение вдвое выше человека. Его ствол в руку толщиной. Растёт оно в Африке по берегам рек и озёр. Сердцевину такого тростника резали на полосы, их укладывали друг на друга, прижимали тяжестью, сушили на солнце. Получались листы, на которых можно было писать. Потом листы склеивали в длинный-предлинный свиток. Таким образом, появились книги – свитки, похожие на широкую и длинную ленту, в которой нет страниц.

СЛАЙД 10 Но папирус рос не везде. И там, где его не было, люди научились писать на пергаменте. Что же это такое? Это кожа молодых животных, которую старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась жёлтой или белой. Несколько пергаментных листков составляли книгу.

СЛАЙД 11 А на Руси для этого использовали бересту. А вы знаете, что такое береста? (ответы детей). Хотите сами попробовать что-нибудь нацарапать на бересте? (Предложить попробовать нацарапать что-либо на бересте). Но этот материал был не удобен и не практичен в использовании, так как не мог долго храниться.

Шли годы и столетия, и забыли постепенно о папирусе и пергаменте. Потому что появилась бумага. Белая, гладкая, удобная. А придумали её изготовление в древнем Китае

Воспитатель: А вы знаете из чего изготавливают бумагу?

Дети: из древесины

Воспитатель: Обратите внимание ребята, на образцы разных бумаг, которые отличаются не только по цветам, но по качеству (толстые тонкие, газетные для офисной техники, пекарские и др.) и назначению (газетная, салфетная, фотобумага и др.)

Физкультминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу. (плавное покачивание поднятыми вверх руками)

Руки нагнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу. (встряхивание рук перед собой)

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят. (горизонтальные, одновременные движения руками

вправо — влево)

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад (2 раза)

СЛАЙД 12 Уже на бумаге книги писали вручную гусиным пером и чернилами, специально обученные люди с красивым почерком. Их называли летописцы.

СЛАЙД 13 Затем книгу украшали драгоценными камнями, золотом или серебром. Это конечно было красиво, но позволить себе такую книгу могли только богатые люди. Одну книгу писали очень долго, до нескольких месяцев, а иногда даже и не один год. Это был очень тяжёлый труд.

СЛАЙД 14 Возможность создавать книги быстрее и проще появилась тогда, когда люди изобрели печатный станок. С тех пор уже не нужно было записывать каждую букву. Основал книгопечатание на Руси Иван Фёдоров. (Дети повторяют имя первопечатника).

Он так и вошёл в историю как первопечатник. Каким же образом он это делал? Изготовил буквы, из которых потом составлял слова. Намазывал буквы краской, прикладывал их к бумаге и на ней отпечатывался текст. Это было намного быстрее, чем писать вручную. Станок упростил изготовление книг А давайте мы сейчас это и проверим. (пригласить детей к столу, раздать чистые листы и штампы)

Шли годы. Постепенно человек усовершенствовал печатный станок, придумав машины, которые изготовляют сразу много книг. Существуют машины, которые печатают, обрезают и сшивают листы, печатают красочные обложки, иллюстрации и изготовляют переплет, чтобы книга дольше сохранилась. Всеми машинами управляют люди. Но, прежде чем начать печатать книгу, необходимо подготовить ее содержание. Как вы думаете, кто готовит все материалы для книг? (Поэты, писатели, художники.) И в результате мы с вами читаем вот такие красивые книжки (показывает, в которых есть замечательные картинки). И книги нужно беречь.

Давайте сейчас поиграем в игру: ДАНЕТКА

Книгу можно рвать?
Рисовать на книгах?
Загибать страницы?
Подарить близким и знакомым?

Подставлять под тарелки?
Убивать мух?

Рассматривать и читать вместе и с малышами т с друзьями и со взрослыми?

Читать книги лежа на полу?

СЛАЙД 15 Со временем способ изготовления книги всё более усовершенствовался и сейчас для изготовления книг применяют даже компьютер. Книг сейчас много, они очень разные и доступны для всех.

Воспитатель: А какие современные книги дети знают. Вносит электронную книгу.

-Что это такое? Как вы догадались, что это электронная книга? Для чего она нужна?

Как давно появилась такая книга?

Предлагает, найти что общего и чем отличаются между собой эти книги?

Отвечают на вопросы воспитателя, высказывают предположения.

Сравнивают и сопоставляют между собой электронную и бумажную книгу.

А как вы думаете, для чего нужны книги?

Дети: чтобы читать, много знать, стать умнее, узнавать новое, хорошо учиться в школе.

И существуют много пословиц про книги»

Книга – твой друг, без нее как без рук.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает
С книгой дружить – век не тужить
Кто много читает – тот много знает

Книга – ключ к знаниям
С книгой поведешься – ума наберешь

СЛАЙД 16 Воспитатель: молодцы!

И в конце нашего путешествия в мир книги, я бы хотела у вас ваше мнение, о путешествии, о том, кто был самым активным, любознательным.

Ответы детей. Поощрение.

Просмотров: 540
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Подоприхина Галина Павловна. Педагогический проект «Книги разные нужны, книги разные важны»
  • Савина Ольга Анатольевна. Отчет работы над проектом «Книга – лучший друг» (к международному дню детской книги) для 2 младшей группы
  • Шанцуева Ирина Михайловна. Интегрированная НОД к неделе детской книги в подготовительной к школе группе «Книга не самолет, а за тридевять земель унесет!» (по мотивам сказки «Теремок»)
  • Михалкина Наталья Александровна. Консультация для воспитателей 'Как рационально организовать уголок книги'
  • З. М. Гарага О. Д. Федосеева О. В. Ефремова. Сценарий досуга в разновозрастной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья и родителей «Разные книги»
  • Розанова Елизавета Александровна. Специальные книги и иллюстрации для детей с нарушением зрения.
  • Саранцева Елена Геннадьевна. «Круглый стол «Волшебный мир книги» как средство повышения педагогической культуры родителей в старшей возрастной группе»
  • Пашукова Ксения Николаевна. Мастер-класс по изготовлению лэпбука для родителей воспитанников ДОУ «Читать книги-хорошая привычка»
  • Румянцева Галина Алексеевна. Проект «Необыкновенные книги» Изготовление книжки-самоделки «Топтышка»
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Владислав Войтанник. КАК ЭТО БЫЛО НА КРЕПОСТИ
  • Берестовая Наталия Станиславовна. Конспект НОД «Олимпиада...как это было...»
  • Бушмарева Вера Алексеевна. Рекомендация книги для родителей по основам формирования безопасного поведения детей
  • Иванова Светлана Владимировна. «Роль книги в речевом развитии детей»
  • ВАЛЕНТИНА АБАНЬКОВА. Консультация для родителей «Первые книги ребенка»
  • Шепоткова Ольга Николаевна. Методическая разработка занятия по продуктивной деятельности для детей среднего дошкольного возраста (возраст 4-5лет) Тема «Создание книги памяти»
  • Богданова И.В. Чернышова Л.В.. «Читайте книги!»
  • Матвеева Ирина. Итоговое тематическое занятие, посвящённое празднованию 75-летия Победы. «Как это было».
  • Смирнова Ирина Алексеевна. Проектная деятельность «Детские тематические книги своими руками»
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Гулнора Яппарова. Учимся любить книги
  • Дробатович Тамара Викторовна. Проект «Путешествие по страницам Красной книги»
  • Слабодчикова Светлана Владимировна. Конспект занятия с использованием сенсорной книги для индивидуальных занятий с воспитанником средней группы 4-5 лет «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНУЮ СТРАНУ»
  • Неуступова Екатерина Сергеевна. Методическая разработка 'День детской книги'
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Иванова Екатерина Анатольевна. Размышления воспитателя детского сада после прочтения книги Вирджинии Экслайн «Игровая терапия в действии»
  • Попова Марина Владимировна. Презентация 'Цветы красной книги'
  • Топтунова Елена Игоревна. ВОЗДЕЙСТВИЕ КНИГИ НА ИГРОВЫЕ ОБРАЗЫ
  • Дудкина Е.В и Николаева Г.П.. Создание социальной книги с детьми РАС
  • Чурсина Анастасия Сергеевна. Международный день детской книги «Книжная страна»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь