Кудряшова Юлия Владимировна. Конспект НОД на тему: «Мордовские матрешки» по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста

Конспект НОД на тему: «Мордовские матрешки» по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста

Автор:

Кудряшова Юлия Владимировна Воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 89 комбинированного вида»

Город Саранск, Республика Мордовия

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Программное содержание.

Цели:

Образовательные задачи:

  • продолжать ознакомление детей с мордовским прикладным искусством, народной игрушкой
  • учить выделять элементы и колорит мордовского орнамента
  • вызвать желание создать узор по типу мордовского на силуэте матрешки, используя нетрадиционные техники и материалы рисования.

Скачать конспект

Развивающие задачи:

  • развивать познавательные процессы: восприятие, мышление, речь
  • развивать эстетические чувства: ритма, композиции
  • развивать воображение.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать патриотические чувства, интерес к национальной культуре
  • совершенствовать навык адекватной оценки своей работы.

Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Речевое развитие».

Предварительная работа: рассматривание русской и мордовской матрешек, национального мордовского костюма, выделение элементов орнамента, его колорита; рассказ воспитателя об игрушке, рассматривание картинок, иллюстраций с изображением матрешек.

Словарная работа: «орнамент», «панар», «панго».

Методы и приемы:

  • словесные: загадка, рассказ воспитателя, вопросы, «новые» слова
  • наглядные: показ матрешек, иллюстраций, схем последовательности выполнения орнамента, показ приема рисования печаткой
  • практические: рисование детьми узора на шаблоне
  • игровые: игра-приветствие, пальчиковая игра «Мы – красавицы матрешки».

Материал и оборудование: матрешки с русским и мордовским узором, иллюстрации с изображением мордовских матрешек, схема основных элементов мордовского орнамента; бумажные шаблоны матрешек, картофелина, печатки — ромбы из картофеля на каждого ребенка, ватные палочки, гуашь, тонкие кисточки, стаканы-непроливайки, подставки, салфетки; аудиозапись мордовской музыки.

Музыкальное сопровождение: запись mp3 мордовской национальной музыки.

Ход нод

Воспитатель приглашает детей встать в круг и поприветствовать друг друга (игра-приветствие, выполняются движения по тексту):

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг
И ты – мой друг!
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!

Раз, два, три,
Раз, два, три –
Всем «привет» ты говори!
Воспитатель. А теперь отгадайте загадку:

Друг другу улыбаются,
Одна в другую ставятся,
Деревянные, как ложки!
Знаешь, кто это? (Матрешки)

Воспитатель. Да, правильно, это Матрешка! Какая оригинальная кукла!

Посмотрите, вот они матрешки – красивые, расписные, русские и мордовские. А вы знаете, из какого материала делают эти куклы?

Воспитатель: Правильно, дети, из дерева. Работа с матрёшкой очень сложная и кропотливая.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, с чего начинают её делать?

Воспитатель: Правильно. Сначала подбирают пригодную древесину. Чаще всего выбирают липу, реже ольху и березу. После этого нужно выточить из дерева заготовку, и чтобы на ней не было ни сучка, ни трещинки. Когда готова деревянная форма матрешки, то её покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости. А после окончательной сушки и полировки готовят краски, которые подходят для росписи куклы. Мастер-художник выбирает краски нужных ему цветов. Дальше он приступает к росписи деревянной куклы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на матрешек, которые я вам сегодня принесла. Чем отличаются друг от друга русские и мордовские матрешки?

Назовите отличия. Да, действительно мордовская матрешка удлиненной формы; мордовская матрешка одета в мордовский народный костюм: головной убор — панго, мордовскую рубаху – панар; узор на русской матрешке – растительный, на мордовской – геометрический: основные элементы мордовского орнамента- галочка, ромб, крест, полоса; используется два цвета: красный, черный; орнамент располагается по горловине, на рукавах, внизу рубахи, защищают хозяина одежды от всего плохого.

Физкультминутка

Воспитатель: Давайте немного отдохнём и попляшем вместе с матрешками.

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Воспитатель показывает бесцветный силуэт матрешки. — Посмотрите, ребята, как вы думаете, а эту матрешку каким узором следует украсить, русским или мордовским? Почему?

- Правильно, матрешка имеет вытянутую форму, характерную для мордовской деревянной игрушки, поэтому и украсить ее надо мордовским узором. Именно этой работой вы сейчас и займетесь, у вас обязательно получатся свои уникальные, красивые матрешки. Только чем же рисовать? Сегодня предлагаю для рисования необычные предметы (показать) – печатка из картофеля, моркови, ватные палочки и тонкая кисточка. Как вы думаете, какой элемент мордовского орнамента можно нарисовать печаткой, ватной палочкой? (воспитатель показывает прием работы печаткой). А лицо матрешки будем рисовать тонкой кистью. Посмотрите, что получилось у меня (показ готовых силуэтов матрешек). Начнем с изображения черт лица и рисования головного убора — панго, затем нарисую узор на рубахе-панар (показ рисунка-схемы).

А чтобы нам работалось проворней, мы с вами разомнем наши пальцы.

Пальчиковая гимнастика

Мы красавицы – матрешки (поворачивают руки как фонарики)

Разноцветные одежки (сжимают и разжимают пальцы)

Раз – Матрена, два – Малаша

Мила – три, четыре – Маша

Маргарита – это пять (поднимают пальчики)

Нас не трудно сосчитать.

Воспитатель. А сейчас пора приступать к творчеству, занимайте свои места и помогите матрешке приобрести свой красивый, нарядный, мордовский узор.

Во время работы детей звучат мордовские мелодии. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям, учитывая психологические особенности дошкольников.

По окончании работы все детские рисунки собрать вместе, рассмотреть их.

Вопросы:

- Какая матрешка больше всех похожа на мордовскую? Почему?

- Какие элементы мордовского орнамента украшают ваших матрешек?

Воспитатель. Матрешки нарядные,

Озорные, ладные,

Всех детей благодарят

И сплясать для них хотят.

Дети (по желанию) под аудиозапись выполняют элементы мордовских танцев.

Список используемой литературы:

  1. Альбом «Мордовский народный костюм» / сост. Г. П. Прокина, М. И. Сурина, морд. Книжн. изд., 1990. – 187 с.
  2. Валдоня (Светлячок): Программа и метод. рекомендации для дошк. образоват. учреждений Респ. Мордовия / М-во образования Респ. Мордовия; [Н. А. Адаева и др. ]. — Саранск: Крас. Окт., 2001. – 104с.
  3. Комплексные занятия по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа / авт. -сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 364 с.
  4. «Мы в Мордовии живём» — региональный образовательный модуль дошкольного образования. / О.В. Бурляева, Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015. – 84 с.
  5. Народная культура и традиции: занятии с детьми 3-7 лет/ авт. -сост. В.Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 166 с.
  6. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет / Под ред. Парамоновой Л.А. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006. – 782 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Просмотров: 670
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Кириченко Татьяна Александровна. Досуг для второй младшей группы «История русской матрешки»
  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Панкрушина Наталья Владимировна. Занятие «В гостях матрешки»
  • Жирнова Юлия Андреевна. Занятие по музейной педагогике «Пропажа матрешки»
  • Фоменко Лидия Михайловна. Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе 'Нарядные матрешки'
  • Кузнецова Наталья Алексеевна. Конспект организованной образовательной деятельности «Яблоки для матрешки» в группе раннего возраста
  • Саттарова Ольга. Педагогическая проектная деятельность в средней группе на тему: «Веселые матрешки»
  • Егорова Ольга Анатольевна. Развлечение во второй младшей группе - Веселые Матрешки
  • Забанова Наталия. Занятие – развлечение на тему: 'В гостях у матрешки'
  • Кашпырева Е. Н.. Конспект образовательной деятельности (вторая младшая группа) «Украшение платочка матрешки»
  • Елочкина Марина Вячеславовна Климова Светлана Юрьевна. Конспект ФЭМП адаптированный для проведения онлайн занятий «Матрешки идут в гости» (вторая младшая группа)
  • Жутаутайте Светлана Вадимовна. Воспитатель, говори правильно!
  • Татьяна Грибкова. Система обучения воспитателей планированию воспитатель-образовательной работы с детьми
  • Кондратова Светлана. Эссе 'Воспитатель - это'
  • Татьяна Юртаева. Игровой практикум для родителей «Раз, два, три – слова правильно произноси!»
  • Шуляева Светлана Викторовна. НОД по художественно-эстетическому развитию «Мордовский головной убор — Панго» (рисование)
  • Данькина Ольга Алексеевна. Физкультурное занятие для старших дошкольников «Раз, два, три, четыре, пять, будем вместе мы считать!»
  • Комиссарова Ольга Сергеевна. Эссе в стихах «Воспитатель – это призвание»
  • Селиванова Анна Леонидовна. Педагогическое эссе 'Воспитатель – это звучит гордо!'
  • Орлова Оксана. Представление опыта работы на конкурсе «Воспитатель года»
  • Ольга Ошева. МАДОУ 'Центр развития ребенка Детский сад №11, воспитатель 1КК, НОД ' Путешествие в страну Грамоты'
  • Осокина Екатерина Андреевна. Сюжетно-ролевая игра и воспитатель
  • Романович Марина Анатольевна. ЭССЕ: Почему я выбрала профессию – ВОСПИТАТЕЛЬ!
  • Валентина Ивановна Пронина. Эссе 'Воспитатель о профессии воспитателя'
  • Исаева Ольга Сергеевна. Дисциплина «Воспитатель (Педагогика и психология. Воспитательная работа)» Теоретического обучения Специальный курс
  • Богданова Юлия Александровна. Эссе «Предназначение – воспитатель»
  • Чувашова Ирина Вячеславовна. Воспитатель — кто он?
  • Наталья Бурдейная. Эссе «Я воспитатель — я патриот своей Родины»
  • Гончарова Ольга Николаевна. Конспект игрового занятия для семейного клуба для старших групп. Тема: «Раз, два, три, четыре, пять – мы семьей идем играть!»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь