Суханова Тамара Олеговна, Тилина Людмила Юрьевна. «О важности сюжетно — ролевой игры в жизни детей дошкольного возраста»

«О важности сюжетно — ролевой игры в жизни детей дошкольного возраста»

Авторы:

  • воспитатель высшей квалификационной категории Суханова Тамара Олеговна,
  • воспитатель высшей квалификационной категории Тилина Людмила Юрьевна.

Организация: МБДОУ ЦРР детский сад №14 «Весёлые звоночки» Населенный пункт: Московская область, г. Озёры

«Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
(В. А. Сухомлинский)

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. В чём же её особенность? Характеризуя её, С.Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка, — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

 

Сложно переоценить игру в развитии и воспитании дошкольников. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру дети готовятся к социуму, примеряя на себя взрослую жизнь. Справедливо возникает вопрос, а нужно ли ребенка учить играть?

Конечно, нужно. Играйте с детьми! Если ребенок и сможет самостоятельно научиться сюжетно-ролевым играм, то его игры будут бедны по содержанию, так как ребенок недостаточно освоил мир вокруг себя.

Игра не возникает сама по себе, кто-то должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его им.

Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, мы воспитатели должны играть вместе с детьми. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребенка, если он почувствует «умеющего интересно играть партнера». Позиция не «учителя», а «интересно играющего партнера».

В современной жизни при отсутствии возможности передавать игровой опыт от старших детей младшим (а так же от родителей детям) единственным носителем игровой культуры является воспитатель, способный увлечь детей темой игры, помочь овладеть игровой деятельностью во всей ее многогранности.

Чем чаще мы будем играть с детьми, тем богаче и интереснее станут их игры.

Учится, общаться в коллективе при организации сюжетно-ролевых игр мы в своих группах стараемся учитывать индивидуальные и личностные особенности каждого ребенка, с уважением относиться к каждому участнику игры, давать детям максимальную степень свободы и ни в коем случае не подавлять их фантазию.

С принятием ФГОС игра становится содержанием и формой организации жизни. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками, то есть, мы– педагоги должны максимально насытить жизнь игрой и эмоциональными событиями.

Наиболее эффективной формой с внедрением ФГОС является форма тематических недель. С целью обогащения знаний детей по теме сюжетно-ролевой игры, мы в своей работе проводим НОД, включающие в себя беседы, рассказы воспитателя, рассматривание иллюстративного материала, обсуждение видео презентаций. Также очень важен подбор художественной литературы, в которой есть диалоги действующих лиц с использованием профессиональной лексики. Для более успешного проведения игры желательно планировать в плане эпизоды (блоки – сюжеты) запланированной игры. Где воспитатель выступает то равноправным партнером, то лидером, демонстрирующим более сложные способы игровой деятельности.

В наших средних группах «Ручеёк» и «Ягодка» прошла неделя, посвященная сюжетно-ролевым играм. Ребята вместе с нами, воспитателями проиграли известную игру «Магазин продуктов», обогащенную новыми сюжетными линиями и соответствующую новым требованиям ФГОС ДО.

Наша игра началась с постановки проблемы: дети звонят бабушке, и она сообщает им, что заболела. Далее наши воспитанники решали, что нужно сделать, чтобы помочь ей. Был продуман «план действий". Дети решают поехать к больной бабушке в деревню, закупают соки, фрукты, овощи – все, что поможет выздороветь ей. В ходе игры они договариваются, распределяют роли: кто продавец, кто покупатель и т.д. И вот дети в магазине, на полках которого разнообразные продукты: молочные, хлебобулочные изделия, отдел овощей, фруктов. Дети бережно складывают продукты в корзинки, мешочки и подходят к кассе, рассчитываясь деньгами, карточками, попутно продолжают знакомиться с денежными купюрами и монетами, тренируются в счете. Благодарят за покупки, складывают их в сумки, пакеты и садятся в автобус. Водитель предупреждает» «Осторожно, двери закрываются». «По дороге» закрепляют правила поведения в автобусе и правила дорожного движения. И вот, наконец, приехали к бабушке, которая обрадовалась любимым внучатам. Она поблагодарила за заботу, внимания и, конечно, за продукты. Дети уверены, что бабушка обязательно выздоровеет. Важно здесь и то, что игра не должна ограничиваться только самой покупкой, но должна учить и морально-этическим нормам: не забывать пожилых, проявлять заботу к ближним, сострадание. А наполнить таким содержанием игру может только взрослый. Наши дети любят и умеют играть в сюжетно-ролевые игры, такие как «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Почта» и другие. Они научились согласовывать свои действия с действиями других участников, подчинять свои стремления ходу игры, воле товарищей. Конечно, хотелось бы, чтобы дети и дома играли, а родители им помогали. Выбор соответствующей роли стимулирует ребенка определить свое место в коллективе. В совместных сюжетно-ролевых играх у детей формируются гуманные чувства, способность проявлять участие и заботу, различать не справедливость. А именно этих качеств не хватает в современном мире.

Просмотров: 656
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Батталова Гульназ Вагизовна. Статья о важности сюжетно-ролевой игры в жизни детей дошкольного возраста.
  • Боргоякова Лилия Васильевна. Особенности формирования коммуникативных компетенций детей раннего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры
  • Пичужкина Татьяна Ивановна. Игра-драматизация р.н. с. «Волк и семеро козлят» с элементами сюжетно-ролевой игры «Полиция».
  • Мустаева Алия Рифовна. Организация сюжетно-ролевой игры 'Магазин'
  • Заславская Татьяна Юрьевна. «Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры»
  • Авдеева Марина Юрьевна. Статья на тему: «Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей старшего дошкольного возраста»
  • Шибалова Марина Ивановна. ИГРОВОЕ ОБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
  • Карелина Альбина Анатольевна. План — конспект сюжетно — ролевой игры «Автосервис» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
  • Осокина Екатерина Андреевна. Презентация 'Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевой игры'
  • Мутыгулина Гюзель Салимгареевна. Роль сюжетно-ролевой игры в индивидуальном развитии детей дошкольного возраста.
  • Завьялова Елена Николаевна. Конспект сюжетно-ролевой игры «Юные пожарные» для детей старшего дошкольного возраста
  • Черникова Юлия Владимировна. Конспект сюжетно–ролевой игры «Почтовый вагон» для детей среднего дошкольного возраста
  • Семенякина Светлана Владимировна. План – конспект сюжетно – ролевой игры среднего дошкольного возраста на тему: «Путешествие на автобусе».
  • Литвинова Марина Владимировна. ПРИМЕР ПЛАНА-КОНСПЕКТА ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ Тема: “Парикмахерская”
  • Нина Александровна Ишмуратова. «Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста» на тему «Кафе» в подготовительной группе
  • Михачик Наталья Валентиновна. Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника
  • Деркач Ирина Геннадьевна. Конспект организации и проведения В средней группе сюжетно-ролевой игры Тема: «Домик для лисички».
  • Литвинова Любовь Николаевна Субботина Наталья Евгеньевна Кузяева Елена Леонидовна. Методическая разработка на тему: «Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста в ходе реализации ООП ДО «Мозаика»»
  • Алилуева Юлия Вячеславовна. Математическое развлечение с элементами сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по математическим островам»
  • Федотова Любовь Сергеевна. «Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста» «Обезьянка-хулиганка на празднике у Кошки» в старшей группе
  • Татьяна Энс. Семинар – практикум с педагогами. Тема: Формирование сюжетно- ролевой игры у детей дошкольного возраста
  • Макарова Галина Николаевна. Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «ПРАВО РЕБЕНКА НА МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ»
  • Зайдуллина Элеонора Михайловна. Конспект НОД по ФГОС в форме сюжетно-ролевой игры «Кафе» в подготовительной группе
  • Кубышкина Татьяна Анатольевна. Сценарий сюжетно-ролевой игры по ПДД для детей старшего дошкольного возраста «Упрямый лягушонок» по одноименному произведению С. Михалкова.
  • Рябцева Наталья Александровна. Конспект организации и проведения во 2-ой младшей группе сюжетно-ролевой игры 'ЭКСКУРСИЯ В ЗООПАРК'
  • Замятина Екатерина Алексеевна. Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие на самолете» с детьми 5-6 лет
  • Кусенко Ольга. Семинар на тему: «Сюжетно-ролевые игры»
  • Акутина Ольга Валентиновна. Конспект занятия, обучающего игровым действиям для сюжетно – ролевой игры «Железнодорожники» для детей старшего возраста.
  • Ишмухаметова Венера Ахмадулловна. Конспект сюжетно — ролевой игры «У врача» для детей первого и второго вида подготовительной группы
  • Ирина Кирхиева. Организация сюжетно-ролевой игры в 1 младшей группе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь