Ячменева Анна Вячеславовна. Мастер-класс «Город загадок» — составление загадок с помощью элементов ТРИЗ».

Мастер-класс «Город загадок» — составление загадок с помощью элементов ТРИЗ».

Загадки – это объект изобретательства. Они появились очень давно, и всегда были проверкой не только знаний человека, они требовали внимания, наблюдательности. Умение видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия. Требовали способности воспринимать окружающий мир образно. Зачем загадывают и отгадывают загадки? Потому что детям нравится раскрывать тайны. Обучение детей отгадыванию загадок я начала не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении. На своем мастер классе я хочу показать и дать возможность практически опробовать некоторые игры и игровые упражнения, которые я использую в своей работе с детьми. А поможет нам в этом технология ТРИЗ.

Мастер-класс «Город загадок» — составление загадок с помощью элементов ТРИЗ».

Цель: ознакомление детей с объектами и явлениями окружающего мира посредством отгадывания и сочинения загадок.

 

Скачать конспект

Скачать презентацию

Задачи:

  1. учим детей систематизировать предметы по некоторым признакам.
  2. учим детей расшифровывать информацию о наличии или отсутствии у предметов определенных свойств.
  3. учим детей выделять части внутри целого, создавать образы на основе схематического изображения.
  4. формируем быстроту мышления- реакцию на слово, учим выявлять свойства предметов.
  5. учим детей находить ближайшее окружение объекта.
  6. научиться видеть функции предметов- главные и второстепенные, явные и скрытые.
  7. развиваем у детей ассоциативное, образное мышление, учим сравнивать предметы и явления

Приглашаю вас на виртуальную экскурсию в Город загадок. (Слайд № 1) Но перед экскурсией давайте сделаем небольшую разминку, разгадаем хитрые загадки, которые лежат у вас на столах.

  • Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?
  • У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Жучка. Сколько детей у мамы?
  • На столе стояло пять стаканов ягод. Вова съел один стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе?
  • Прилетели два чижа, два стрижа и два ужа. Сколько стало птиц всего возле дома моего?
  • У девятилетнего мальчика была кошка с хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом. А мышка проглотила соломинку вместе с зернышком. А зернышко было единственное. Сколько лет мальчику, у которого жила кошка?
  • Мама уронила поднос, на котором стояли две чашки с цветами, две в горошек, две с ягодками. Сколько стало чашек?

Свернем на загадочную дорогу, которая приведет нас в Город загадок. (Слайд № 2) Этот город заселен загадочными предметами, объектами. Жители города появляются перед нами только в том случае, если мы их разгадаем. А в остальное время они прячутся в своих домиках, и от туда рассказывают нам о себе загадочные вещи.

Вот и первая улица, которая встретилась на нашем пути. (Слайд № 3) Это улица Самых простых загадок. В первом домике этой улицы живут предметы круглой формы, назовите жителей этого дома. (например: мячик, солнце, пуговица и т.д.) Во втором доме (Слайд № 4) живут объекты красного цвета, назовите жителей этого дома (например: флажок, яблоко, помидор, платье и т.д.) В третьем доме (Слайд № 5)тонкие предметы, назовите жителей этого дома (например: иголка, соломинка, листик и т.д.) А в последнем доме (Слайд № 6) маленькие, назовите жителей этого дома. (например: бусинка, снежинка, горошина и т.д.)

Продвигаемся дальше на улицу Загадок без слов (Слайд № 7). На этой улице живут геометрические фигуры блоки Дьенеша. Давайте попробуем отгадать с помощью карточек со знаками, какие фигуры живут в этих домах. Вот эти карточки. (Слайд № 7 и 8). Перед вами корзинки с блоками Дьенеша. Выберите загаданную фигуру в соответствии с данной схемой. (Слайд № 9). По схеме мы видим, что эта фигура большой желтый круг. (Аналогично обсуждаются слайды №9, 10, 11, 12. 13, 14).

Мы подошли к Улице Неоконченных картин (Слайд № 15). Проходил как то по городу ленивый художник. Видит, стоят пустые дома, специально построенные для еще не придуманных загадок. «Дай- ка, -думает -нарисую загадки и поселю их в домики. Начал он рисовать, но лень ему стало, бросил начатое дело и пошел дальше. Подошел к другому домику, там работу начал, да не закончил. Так “не дорисовал” ленивый художник целую улицу. (Слайд № 16). Вот перед вами эти незаконченные загадки. Давайте поможем ленивому художнику. Попробуйте придумать, что он хотел нарисовать и закончите его рисунок. Какая загадка спрятались в вашем доме?

А вот и следующая улица нашего города. Она называется Улица Величины. (Слайд № 17). Отгадайте загадку, что бывает сначала маленьким, а потом большим? (например: ребенок, растение, сугроб, мыльный пузырь, снежный ком, лужа во время дождя).

А что бывает сначала большим, а потом маленьким? (Слайд № 18). (например: леденец, сахар в чае, мыло, карандаш, обувь и одежда когда становятся малы, самолет когда улетает).

А что бывает то большим, то маленьким? (Слайд № 19). (например: волна, складная мебель, надувная игрушка, резинка, ручка — указка).

Вот мы подошли к улице Загадочных мест. (Слайд № 20). Предметы на этой улице имеют свой способ прятаться. На этом домике написано: огород, магазин, хозяйственная сумка, салат. Смотрите, домик довольно большой. Здесь, наверное, не один загадочный предмет поселился. Попробуем отгадать жильцов дома (в этом доме живут овощи). (Аналогично обсуждаются слайды № 21, 22, 23)

Следующая улица называется Улица Загадочных дел. (Слайд № 24). Названия многих вещей говорят о том, для чего служат эти предметы. Например, для чего нужна расческа?; скрепка?; будильник?; указка?. А если придумать по этому же принципу названия другим вещам –выйдут загадки. Что такое затемнялки? – шторы, освещалка? – лампочка, усыплялка?, гляделка?, цеплялка?, читалка?, варилка?, писалка?.

На улице Сказочных героев (Слайд № 25) предлагаю вам немного размяться. Разделитесь на команды по три человека. Каждая команда получает задание- загадать героев сказок ни говоря ни слова, одними только жестами, движениями. Выберите себе одну из предложенных сказок: Репка. Красная шапочка. Три поросенка. Заюшкина избушка. Гуси- лебеди.

Вот мы и подошли к Загадочной улице. (Слайд № 26).

Модель составления загадок с использованием сравнения -символическая аналогия. (Слайд № 27).

  • выбираем объект. Например: цыпленок.
  • выделяем его свойства, какой: желтый, пушистый, легкий.
  • находим аналогичные свойства у других предметов.
Просмотров: 353
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Мельникова Ирина Анатольевна. Значение загадок в развитии детей дошкольного возраста и виды загадок
  • Белан Галина Иосифовна. Обучение дошкольников 4-7 лет составлению загадок с использованием приемов ТРИЗ в системе работы по развитию речевого творчества.
  • Сницарук Эдит. Сборник загадок для детей
  • Эдит Сницарук. Сборник стихов и загадок для детей
  • Перепечина Марина Александровна. РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАГАДОК
  • Перепечина Марина Александровна. РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАГАДОК
  • Эдит Сницарук. Сборник стихов загадок и песен о Весне для детей
  • Гамрецкая Анна Сергеевна. Развитие речи. Тема: «Транспорт специального назначения». Составление загадок. Старший возраст.
  • Исмакова Алена Николаевна. Сборник стихов-загадок для детей по математике и грамоте
  • Шорохова Елена Геннадьевна. Использование загадок для развития сообразительности у детей дошкольного возраста.
  • Руссина Анна Михайловна. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Путешествие в страну загадок. Транспорт»
  • Наталья Викторовна Куликова. Презентация по стихам О. Емельнинко «Жили у бабуси» цепочка загадок для детей дошкольного возраста
  • Танарбергенова Ксения Капановна. Безопасность детей дома и на улице.
  • Иконникова Людмила Михайловна. Использование загадок как одно из средств формирования представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста
  • Яковлева Татьяна Александровна. Занятие по математике в подготовительной к школе группе. «Путешествие по городу математических загадок»
  • Харчева Людмила Николаевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ НА СНЕЖНУЮ ПОЛЯНУ ЗАГАДОК»
  • Панченко Валентина. Кроссворд цветочных загадок
  • Чухманова Наталья Сергеевна. В МИРЕ ЗАГАДОК (КВН)
  • Курочкина Марина Васильевна. Совместная НОД с детьми в старшей группе «Сундучок загадок»
  • Калимуллина Эльвира Фанисовна. Консультация для родителей 'Учим математику дома' (5-6 лет)
  • Палюга Вера Александровна. Конспект занятия по математике Тема: Задачи и вопросы «Сколько стало».
  • Костюнина Марина Александровна. Мастер – класс «Составление логических рассказов по серии сюжетных картин» (с использованием элементов ТРИЗ)
  • Богданова Наталья Олеговна. СТАТЬЯ «Мой дом, моя улица, мой город»
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Хрычева Наталия Петровна. Перспективное планирование по ФГОС Тема недели: «Из чего сделаны предметы».
  • Ашкарова В. Ю.. Дидактическое пособие по ПДД для детей с ОВЗ — панно «Улица города»
  • Капитанская Елена Александровна. Конспект образовательной деятельности по разделу развитие речи в подготовительной группе. Тема: «Наш город. Моя улица».
  • Мельникова Ольга Николаевна. Видео занятие по познавательному развитию «Если ты один дома»
  • Бескоровайная Галина Ивановна. «Памятка для родителей о соблюдении правил безопасности, если ребёнок один дома»
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь