Дуплищева Г.М., Латышева К.С.. Статья на тему «Опыт применения игрового набора «Дары Фребеля в развитии дошкольников»

Статья на тему «Опыт применения игрового набора «Дары Фребеля в развитии дошкольников»

Авторы:

  • Дуплищева Г.М. – воспитатель МКДОУ д/с №233
  • Латышева К.С. – ст. воспитатель МКДОУ д/с №233

Давайте вспомним, кто такой Фридрих Вильгельм Август Фребель – это немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, ученик Песталоцция, он считал, что дети — цветы и воспитывать их должны "добрые садовницы".

Этот немецкий педагог 19 века не только придумал сам термин «детский сад», но и привлек внимание общественности к необходимости заниматься с детьми дошкольного возраста. Фребель изобрел систему раннего развития, основанную на так называемых «шести дарах», которые впоследствии получили его имя.

На сегодня в состав «Даров Фребеля» входит 14 модулей, изготовленных из экологически чистого материала – дерева, упакованных в деревянные ящики и комплект методических пособий по работе с игровым набором, всего 6 книг (вводная методическая брошюра и 5 книг с комплектами карточек – игр, всего 80 карточек).

  1. «Текстильные мячики». Набор состоит из 6 пар мягких мячиков одинаковых по цвету – синих, фиолетовых, желтых, красных, оранжевых и зеленых. На 6 мячах есть специальная петелька для подвеса.
  2. «Основные тела». В наборе шар, куб и цилиндр, 3 фигуры имеют металлические крепления для подвеса, специальная рамка для этого в комплекте. Общее количество фигур – 6 штук.
  3. «Куб из кубиков». В комплекте 8 деревянных кубиков одинакового размера.
  4. «Куб из брусков». Набор из 8 деревянных плашек одного размера.
  5. «Кубики и призмы». В наборе кубики (21 шт.), большие (6 шт.) и малые (12 шт.) треугольные призмы.
  6. «Кубики, столбики, кирпичики». Этот модуль состоит из 33 деревянных плиток разного размера.
  7. «Цветные фигуры». В наборе находятся плоские деревянные фигуры – равносторонние, равнобедренные и прямоугольные треугольники, круги, полукруги, ромбы и квадраты.
  8. «Палочки». Это 6 комплектов разноцветных палочек разной длины – 25, 50, 80, 100, 120 и 150 мм.
  9. «Кольца и полукольца». Деревянные детали имеют разный диаметр – 25, 40 и 50 мм.
  10. «Фишки». Это комплект мелких деталей 6 цветов, диаметром 10 мм.
  11. «Цветные тела». В составе модуля шнурки для нанизывания и цветные бусины 3 разных форм – шарообразной, кубической и цилиндрической.
  12. «Мозаика. Шнуровка». В ящике закреплено перфорированное поле, а продолговатые фишки на ножке отсортированы по цветам.
  13. «Башенки». Комплект состоит из 44 элементов: кубики – 12 шт., треугольные призмы – 12 шт., полуцилиндры – 12 шт., кубы с вырезом под цилиндр – 8 шт.
  14. «Арки и цифры». Модуль включает 9 кубиков с цифрами на гранях и дуги разного диаметра – 23, 50 и 75 мм.

Хотя мы используем данный дидактический материал сравнительно недавно, но уже видим эффективность его применения в различных образовательных областях.

 

Скачать конспект

Первое к чему мы обратились, начиная работать с дарами – художественно-эстетическое развитие, так как это приоритетное направление работы нашего ДОУ.

Ребята пробовали выкладывать картины с применением «Даров Фребеля» в начале, по образцу. Со временем, дети начали активно изобретать новые образы, и стараться привнести что-то свое в процессе выполнения задания и мы решили усложнять их. Например: ребята закройте глаза и представьте, что вы сейчас в лесу, изобразите, что вы увидели? Многим ребятам гораздо интереснее выполнить аппликацию сначала «Дарами», и лишь затем перенести на бумагу, ведь это стимулирует творческую активность, когда можно «увидеть» результат труда, дети изменяют, дополнить работу, пока не находят свой вариант. Наши ребята очень любят, когда мы используем № 7,№ 8, № 9 № 10 наборы в образовательной деятельности. С их помощью нам удается складывать различные сюжеты. Можно не стирать и не переклеивать то, что не понравилось, а просто взять и заменить одну форму на другую или поменять цвет! Ведь педагогика Фребеля учит не разрушать, а перестраивать, создавать новое не разрушая, а преобразовывая старое. Поэтому, со временем, практически на каждой НОД аппликацией и рисованием применяются «Дары Фребеля».

В социально — коммуникативном развитии дошкольников хочется особо отметить применения нами «Даров Фребеля» в процессе первичной адаптации малышей. «Дары» помогают воспитателям быстрее адаптировать детей к жизни в детском саду. Этому способствуют разнообразные игры и задания на сплочение группы и знакомство ребят друг с другом и воспитателям. Особенно эффективны – командные, например «Бусы дружбы», где воспитанники делятся на команды по 2 человека, задача ребят собрать бусы (например) чередуя красные шары и синие кубики (чем старше воспитанники, тем сложнее задание), побеждает команда собравшая бусы дружбы первая. Или игра «Настроение», где ведущий говорит детям, что они жители города в котором что-то происходит (например, в город привезли мороженное или сломалась карусель и т.д.), а дети реагируют на сообщение ведущего, о произошедшей ситуации, выкладывая соответствующие эмоции.

В физическом развитии мы активно применяем набор № 1. Мячики помогают нам тренировать ловкость, глазомер, выполнять зарядку для глаз: воспитатель раскачивает мяч, перемещает вверх, вниз, вправо, влево, а дети следят за его движением только глазами. Очень хорошо развивается координация движения, мы применяем следующий прием: ребенок вытягивает руку и задает амплитуду руке по заданию воспитателя (в право, в лево, вперед, назад). Активно используем мячи для развития крупной и мелкой моторики рук, ног. Дети босиком играют с мячами: лежа на спине берут мяч ногами и поднимают в разные стороны, нравится игра «ловец жемчуга», где с помощью считалки выбираем «ловца жемчуга», который поворачивается ко всем спиной, а ведущий раздает детям в согнутую ладошку кому –то одному жемчуг (шар из набора №11), а остальным детям песок (точки из набора №10), по команде ведущего «ныряем» ловец жемчуга поворачивается и пытается отгадать, у кого жемчужина, если он показывает правильно, тот, у кого жемчужина убегает, если ловец его поймал, он становится ведущим. Если ловец ошибся, и не нашел у кого жемчужина, то ведущий ему говорит «иди, тренируйся, прыгай (приседай) 10 раз, в следующий раз повезет».

В познавательном развитии особенных успехов мы добились в ФЭМП. Практически не одна НОД по ФЭМП не обходится без применения данного дидактического материала. Дети изучают различные формы, понимают часть и целое, решают логические задачи, идет развитие познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, комбинаторных и конструкторских способностей дошкольников.

Особо хочу отметить речевое развитие — здесь возможности «Даров Фребеля» очень разнообразны. Детям нравится игра «Я змея, змея, змея», где ведущий начинает игру, нанизывая бусину на шнурок со словами: «Я змея, змея, змея», потом говорит: «Хочешь быть моим хвостом?» и передает шнурок следующему игроку. Игрок отвечает: «Да, хочу» и добавляет: «Я хочу стать твоим хвостом желтой (или другое прилагательное: веселой, большой и т.д.) змеи». Продолжает игру, передавая шнурок следующему игроку, который называет уже два прилагательных сказанное ранее и новое. Выигрывает тот, после кого уже нельзя придумать прилагательное, а тот кто ошибся выбывает из игры. Мне о нравится проводить с ребятами такое упражнение — раздаю мячики из набора №1 (3 мячика разных цветов, можно и больше, все зависит от фантазии и творческого подхода). Красный мячик – это стихи, синий – пословицы, оранжевый – приметы. Ребята, под музыку, передают мячики друг — другу, как только музыка остановилась, по цвету шарика дети выполняют задание. Тему мы выбираем заранее, например: осень, значит стихи должны быть про осень, пословицы – об осени и конечно приметы наступления осени. Очень интересная и познавательная игра. Ребята стремятся выучить больше стихов, сейчас уже знают много пословиц и поговорок. Удивляют родителей своими знаниями.

Еще один прием, который нравится детям — «составление сказки». Во время занятия по развитию речи, мы не просто читаем сказку, а выкладываем ее сюжет из различных фигур, заранее договариваясь, какие символы будут соответствовать героям и предметам сказки. В дальнейшем это перешло в использование технологии мнемотаблиц, причем наши воспитанники могут не только пользоваться готовыми, но и создают свои мнемотаблицы на разнообразную тематику.

Отмечу, что с началом применения «Даров Фребеля», в процессе развития речи, у наших воспитанников стала более грамотная речь, они научились отвечать на вопросы полным ответом, используя различные обороты речи, повысилась общая грамотность, за счет желания блеснуть красноречием перед друзьями.

В заключение хочу сказать, что можно по-разному относится к той или иной методике развития детей. На мой взгляд, педагог должен быть открыт любым знаниям и уметь черпать из различных теорий положительный опыт, стараться применять его на практике, ведь только в этом случае понятно, что полезно, а без чего можно и обойтись.

Удачи вам, уважаемые коллеги.

Просмотров: 578
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Воловикова О.А. Телегина Н.В.. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками.
  • Болховитина Наталья Сергеевна. Картотека игр с использованием игрового набора «Дары Фребеля» 
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Ферсюк Элеонора Всеволодовна. Новое – это хорошо забытое старое или старое, да на новый лад.
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Комиссина Оксана Владимировна. Конспект НОД (подготовительная группа) Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Скороход Махабат Алпысовна. Конспект по ООД Тема: Рассматривание картины «Дети играют в кубики». (вторая группа раннего возраста).
  • Петухова Татьяна Леонидовна. ВСЕГО ДОРОЖЕ - ЭТО ДЕТИ!
  • Наталья Бондаренко. Конспект организованной учебной деятельности по английскому языку в старшей группе детского сада на тему Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
  • Харина Наталья Григорьевна. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ТЕМА: «Что, где, когда?»
  • Половинцева Елена Юрьевна. КОНСПЕКТ итогового интегрированного занятия по теме: «Зима» игра: «Что, где, когда»
  • Хакимова Зульфия Раисовна. Конспект организованной образовательной деятельности. Тема: Игра «Что? Где? Когда?». Дикие животные лесов Башкортостана.
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Титова Ирина Викторовна. Статья «Фликер – что это такое?»
  • Волкова Ольга Александровна. Электронная дидактическая игра 'Что-кто? Где-откуда?'
  • Люфт Екатерина Викторовна. Родительское собрание в нетрадиционной форме. Игра 'Что? Где? Когда?'
  • Тохтасинова Элеонора Амировна. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» в разновозрастной логопедической группе
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Зимнухова Татьяна Валентиновна. Игра – занятие в старшей группе «Что? Где? Когда?» «Весна – красна».
  • Семенцова Ольга Евгеньевна. Развлекательный досуг в подготовительной к школе группе по ПДД. Игра: «Что? Где? Когда?»
  • Гамрецкая Анна Сергеевна. Конспект занятия «Вот веселый огород, что здесь только не растет»
  • Погодаева Елена Васильевна. Дидактическая игра для дошкольников в средней и старшей группе на тему «Что для природы хорошо и от чего ей плохо»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь