Клёмина Татьяна Сергеевна. Теория привязанности и воспитание: как стать ближе к своему ребенку

Теория привязанности и воспитание: как стать ближе к своему ребенку

Теория привязанности – это психологическая теория о межличностных отношениях и базовом доверии к миру, которые формируются в детстве. Она находится в авангарде детской психологии и признана специалистами по всему миру.

Основой теории привязанности послужили работы и наблюдения, сделанные во время Второй мировой войны английским психиатром Джоном Боулби. Он на практике исследовал влияние семьи и её отсутствия на жизнь ребёнка. Джон Боулби заключил, что наличие привязанности ко взрослому является эволюционно обусловленной. Именно присутствие взрослого рядом, его забота могли гарантировать ребёнку жизнь и здоровье.

Популяризатором идеи привязанности стал Гордон Ньюфелд. В книге «Не упускайте своих детей» он обобщил и углубил теорию Боулби. На практических примерах и жизненных ситуациях он рассказал, как формируется привязанность к своему «значимому взрослому» и каковы последствия нарушения этого процесса.

 

Скачать конспект

В России главной идейной вдохновительницей и популяризатором теории привязанности является известный детский психолог Людмила Петрановская. В 2014 году вышла её книга «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка», ставшая настольным пособием по детской психологии для многих родителей.

Теория привязанности и воспитание – как это работает?

Понимание теории привязанности и её механизмов могут не только помочь в социально-психологическом развитии, но и значительно облегчить воспитание ребёнка.

Для психологического здоровья, умения понимать и контролировать свои чувства, а также для развития эмпатии в дальнейшем ребёнку необходима привязанность хотя бы к одному взрослому. Это может быть как мама, так и отец, бабушка-дедушка, старший брат или сестра или даже воспитатель или няня. Если в первые годы развития у ребёнка не было такого взрослого, то формирование базового доверия к миру пойдёт с нарушениями, а то и не произойдёт вовсе.

Существует 4 типа привязанности:

  • Надёжный – ребёнок полностью доверяет взрослым в вопросах поддержки, защиты и эмоциональной близости. Это наиболее здоровый и действенный тип привязанности. Даже при разлуке такой ребёнок чувствует себя в безопасности и уверен, что всё в порядке.
  • Тревожно-амбивалентный – ребёнок боится разлуки со взрослыми, чувствует отдаление и неуверенность даже в их присутствии. Таким типом привязанности обладают малыши-отказники в Домах малютки. Также к тревожному типу часто склоняются дети, проходящие возрастные кризисы (3 года, 7 лет, подростковый период). Именно в это время дети начинают проверять прочность связывающей их привязанности, совершая демонстративные поступки и нарушая правила: а любят ли меня? а будут ли любить, если я поступлю плохо?
  • Избегающий тип – ребёнок не надеется получить ответную связь от родителей и избегает их. С таким типом привязанности дети из трудных семей обычно убегают из дома, а из относительно благополучных семей – замыкаются в себе.
  • Дезорганизующий – ребёнок никогда не испытывал привязанности и не понимает, что это. При этом типе нарушается базовое доверие к миру, не формируется понятие о важности межличностных взаимоотношений, утрачивается эмоциональный отклик. Исправить данный тип практически невозможно.

Теория привязанности говорит, что качество и глубина эмоциональной связи между ребёнком и родителями не зависит от количества проведённого вместе времени. Вдумчивые, искренние и тёплые полчаса принесут больше пользы, чем три пустых часа бок-о-бок. С взрослением ребёнка привязанность также будет меняться.

Новорождённые дети обладают самой сильной потребностью в близости взрослых. Это объясняется, в том числе, и биологически, ведь новорождённый ребёнок не может существовать без заботы со стороны старшего.

Дошкольники строят свою привязанность как на внутренней близости и тепле, так и на внешних проявлениях любви и заботы. Признания в любви, подарки, идеализация родителей и попытки показать им свою любовь – во всём этом и выражается привязанность.

В возрасте 6-7 лет начинается частичная сепарация от родителей, когда их поддержка и близость является фоновой, фундаментальной и требуется только в исключительных случаях, когда больно, обидно или страшно. В остальное время ребёнок уже сам может находиться в состоянии положительной уверенности в себе и мире вокруг.

Отделение от родителей происходит постепенно и достигает своего максимума к окончанию полового созревания и юридической зрелости. Привязанность переходит на более глубокий, фундаментальный уровень. При идеальном течения развития, взрослому человеку уже не требуется регулярная проверка свое значимости для близких.

К сожалению, иногда тот или иной этап развития привязанности проходит с нарушениями. Излишняя опека и гиперконтроль над школьником приводит к невозможности психологической сепарации: в зависимости от темперамента, ребёнок будет ли громко протестовать, либо, наоборот замкнётся в себе. Будучи взрослым, такой человек будет избегать близких, глубоких отношений. Он станет либо чёрствым, либо инфантильным человеком.

Недостаточное внимание к ребёнку, вынужденная длительная разлука во младенчестве или эмоциональная холодность со стороны родителей также не позволят ребёнку вырасти психологически зрелым и уверенным в себе человеком.

Как стать ближе к ребёнку?

Несмотря на пугающие последствия нарушения привязанности сделать это на самом деле очень трудно! В семье, где царит любящая атмосфера, где принято заботиться и беречь друг друга привязанность остаётся прочной даже в условиях разлуки (детский сад, пребывание в больнице или стационаре).

К сожалению, постоянный информационный гнёт, тяжёлые условия и образ жизни часто вызывают чувство вины у родителей. «А что если я недостаточно люблю и забочусь?» — вот вопрос, которым озадачены многие мамы, страдающие родительским неврозом. Чтобы помочь справиться с этим разрушительным чувством, мы собрали 5 простых рекомендаций, как можно стать ближе к ребёнку и усилить привязанность между вами:

  1. «Поцелуйчики в карман» — идеальный способ попрощаться с малышом в детском саду. Такой запас поцелуев станет своеобразным воплощением вашей любви на весь день. Расскажите ребёнку, что если ему станет грустно или он заскучает по вам, пусть достанет один поцелуй из кармана и ему сразу станет лучше.
  2. Ритуалы прощания, приветствия и жаления – встречать на пороге объятиями, махать в окно уходящим, брать на колени и обнимать того, кому больно. Подобные ритуалы дают чувство безопасности и создают прочную основу уверенности в мире для детей дошкольного возраста.
  3. Колыбельные песни – приятный и полезный способ провести вместе время и стать ближе друг другу. Именно во время укладывания рассказываются самые сокровенные секреты и тайны, создаются самые прочные связи, рождаются самые сильные чувства. Колыбельные песни можно слушать и петь всем вместе, независимо от возраста.
  4. Семейная история – совместное изучение генеалогического древа даёт чувство принадлежности к роду, общности, единения со всеми, кто был до тебя. Это особенно важно для детей школьного возраста.
  5. Неожиданная забота – спонтанные проявления любви и бережного отношения (завтрак и записка с пожеланием хорошего дня, плед для спящего, небольшой праздник без всякого повода, ухаживание за болящим, исполнение давнего желания) помогают укрепить чувство привязанности в любом возрасте, даже для взрослого человека.

В современной детской психологии теория привязанности считается основной для понимания механизмов становления и формирования детской психики. Хотя первые три года жизни являются критическими для становления привязанности, её укреплением и восстановлением можно успешно заниматься в любом возрасте.

Просмотров: 147
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Юникова Елена Александровна. Консультация для родителей «Если ребёнок мечтает о домашнем питомце»
  • Ольга Котова (Г.белгород). Как помочь ребёнку стать самостоятельным
  • Писарева Людмила Викторовна. Консультации для родителей «Ребёнок и книга»
  • Хохуля Татьяна Константиновна. Если ребёнку четыре года
  • Миронова Марина Алексеевна. Консультация для родителей «Почему ребёнок не говорит?
  • Мулюкова Алсу Салимовна. Консультация для родителей 'Купи ребёнку детское кресло — обезопась его жизнь'
  • Екатерина Александровна Карташова. Консультация для родителей. «Родительская любовь: как ребёнок её воспринимает»
  • Кошкарова Ирина. Поведение родителей по отношению к ребёнку, начавшему впервые посещать детский сад
  • Старцева Алена Дмитриевна. «Если МУСОР разделять, может он ПОЛЕЗНЫМ стать»
  • Юникова Елена Александровна. Консультация для родителей «Как сказать ребёнку о разводе?»
  • Воротынцева Наталья Васильевна. Консультация для родителей «Нужен ли ребёнку дневной сон?»
  • Екатерина Сухова. Рекомендации по организации адаптации детей. Как помочь ребёнку осознать себя
  • Мазурчук Ляйсан Гаряйевна. Теория решения изобретательских задач, как средство развития умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Салимзянова Айгуль Разяповна. «Здоровый ребёнок – в здоровой семье»
  • Яценко Елена Ильинична. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «СЕГОДНЯ Я РЕБЁНОК-ЗАВТРА ИНЖЕНЕР!»
  • Двинских Елена Александровна. Буклет «Как помочь ребёнку сохранить здоровье?»
  • Татьяна Быкова. Статья: что необходимо учитывать при выборе игрушки своему ребёнку
  • Шагина Наталья Владимировна. Консультация для родителей «Лепка в свободное от занятий время в детском саду и в семье»
  • Галушко Олеся Константиновна. 'Ребёнок — наша опора и светлое будущее'
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Жижакина Наталья Витальевна. Буклет для родителей 'Этапы психофизического развития ребёнка от рождения до года'
  • Мухаметдинова Лилия. Консультация для родителей 'Воспитание у детей любви к родному краю'
  • iehibkbyf. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка.
  • Татьяна Назарова. Консультация для родителей на тему: «Особенности речевого развития детей третьего года жизни»
  • Нардекова Светлана Анатольевна. В семье особый ребёнок
  • Аликина Наталья Анатольевна. Название работы: «Организация психологической недели в ДОУ как форма эффективного взаимодействия системы «Ребёнок-родитель-педагог».
  • Ешенко Наталья Викторовна. Консультация для родителей на тему: «Как провести на улице время с пользой»
  • Ушакова Екатерина Борисовна. Дидактические игры для детей дошкольного возраста, теория и практика использования
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Редактор. Стихи для родителей - Не жалейте время на детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь