Сергеева Галина Григорьевна. Первый раз в детский сад (делимся опытом работы в вопросах адаптации)

Первый раз в детский сад (делимся опытом работы в вопросах адаптации)

Родители, отдавая ребенка в детский сад, беспокоятся за его судьбу. Часто задают воспитателям вопрос: «Почему ребенок идет в детский сад со слезами и когда этот «ужас» и тревога закончатся?

Действительно, у большей части детей младших групп адаптация к ДОУ проходит болезненно. Вне всякого сомнения, родительские переживания во многом определяются личным опытом. Тем не менее в посещении дошкольного учреждения существуют плюсы, определенные не сточки зрения конкретных пап и мам, а с точки зрения наук-педагогики, медицины, психологии, социологии.

 

Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю человеческую жизнь. Особенно общению со сверстниками, несомненно, стоит учиться с детства – никакая семья, никакая няня, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад.

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – первый несемейный институт, первое воспитательно-образовательное учреждение в которое вступают дети.

Поступление ребенка в детский сад и начальный период нахождения его в группе характеризуется существенными изменениями окружающей среды, его образа жизни и деятельности. От того насколько ребенок подготовлен в семье к приходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. Детский сад должен стать для родителей «открытым» по всем вопросам развития и воспитания детей.

Мы хотим поделиться своим опытом работы по адаптации наших детей.

Адаптация – это приспособление организма к новым условиям, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Мы совместно с родителями прикладываем все усилия к тому, чтобы помочь малышам приспособиться к новым условиям с минимальными потерями в физическом и психическом здоровье.

Многократные беседы, консультации об индивидуально-типологических особенностях детей раннего возраста, об этапах адаптации и базовых потребностях детей. Оформляли наглядно-текстовую информацию, «Устный журнал» с советами и рекомендациями о физическом, безопасном, психолого-педагогическом развитии детей. Проведение режимных моментов, игр с участием родителей помогали нам приспосабливать не только детей, но и самих родителей к жизни детского сада. Родители стали активными участниками совместно-образовательной жизнедеятельности детей.

Метод тесного взаимодействия и сотрудничества проходил и проходит красной нитью в процессе всего обучения и воспитания наших детей в момент адаптации. Совместным и важным правилом было: определенно соблюдение спокойствия. Спокойная мама – спокойный ребенок.

Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей — потребность в безопасности и защищенности, и эти состояния – защитная реакция организма. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих, такой же, как и другие. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений. При поступлении в детский сад привычные условия жизни (режим, характер питания, микроклимат помещения и др.) меняются и порой кардинально. Ребенка окружают незнакомые люди, приемы воспитания, обстановка. Ко всему малышу надо приспособиться, а это происходит не всегда легко и быстро.

Общей трудностью, как выяснилось для всех и мам и детей являлось расставание, для того, чтобы детям и мамам было легче расставаться со своими дочками и сыночками по утрам, мы рассмотрели причины, по которым дети плачут, порекомендовали устранить их — слезы исчезнут.

Ребенок не подготовлен к посещению детского сада:

  • не сформированы культурно-гигиенические навыки;
  • он не умеет самостоятельно играть с игрушками;
  • режим в семье не совпадает с режимом ДОУ.

Состояние здоровья. Болезненному ребенку адаптироваться в новых условиях тяжелее, чем здоровому.

Индивидуальные причины. Некоторые малыши в первый день посещения дошкольного учреждения ведут себя тихо и спокойно, а на 2-3 день начинают плакать, другие — наоборот, в первые дни устраивают истерики, а потом их поведение нормализуется.

Условия жизни в семье. Если ребенка возили к родственникам, посещали с ним знакомых, брали с собой в путешествия, то он гораздо быстрее привыкнет к новой обстановке детского сада.

Ограниченное общение со сверстниками. Труднее всего адаптируются дети, круг общения которых был сведен к минимуму «мама-бабушка-папа». У таких малышей большое количество детей вызывает страх, желание спрятаться куда-нибудь, чтобы побыть одному.

Наши дети привыкали к детскому саду по-разному: кто-то с первых дней ходил в детский сад с радостью и увлечением, были дети которые какое-то время не могли успокоиться, были которые плакали целый день и родителей вечером встречали рёвом. Чаще всего у наших детей расставание с мамой сопровождалось слезами, а потом они отвлекались на игрушки и успокаивались, получив «дозу ласки и тепла от воспитателя», и это нормально. Очень важно при переходе от мамы к воспитателю объяснять малышу, почему он должен ходить в сад, мы предлагали варианты, что можно сказать малышу: «Он теперь большой, и как все большие люди, утром будет уходить по делам. Мама и папа отправляются на работу, старшие дети в школу, а он в садик». Это первая обязанность не только воспитателя, но и родителя, которая поможет ребенку адаптироваться к условиям перехода от родителей к воспитателям.

Следующим этапом послужило объяснение родителям о времени пребывания малыша в детском саду. В период адаптации оставлять ребенка 2-3 лет в детском саду на целый день не рекомендуется. Начать нужно всего лишь с пары часов в день с постепенным увеличением времени пребывания. Одну-две недели малыша нужно забирать после обеда, потом после дневного сна и еще через несколько дней попытаться оставлять уже на целый день. Таким образом, участвуя в процессе адаптации детей у наших родителей было время познакомиться с жизнью детей в детском саду, режимом, общением, требованиям к самообслуживанию и т д.

В доверительных беседах получали обратную связь от родителей, которые рассказывали об интересах, предпочтениях, привычках, трудностях (6памперсных детей), переживаниях своих малышей.

Детство – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, предметным миром. В этом возрасте процесс познания у детей происходит эмоционально-практическим путем. Каждый ребенок- маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, самый близкий, интересный, доступный и естественный для малыша мир- это мир игр.

Игра и игрушка для ребенка – духовный хлеб, поэтому к созданию предметно-развивающей среде подошли творчески, с учетом возрастных возможностей детей, сконструировали ее таким образом, что каждый ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, игру, занятие.

Стремились «накормить детей хорошей пищей»: комфортной, интересной, красивой, разнообразной, полезной. Предметно-игровая среда организовалась так, что дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительных, конструктивных, театральных, дидактических и др. мы показывали и рекомендовали родителям игры, помогающие в адаптации детей.

Игры, помогающие быстрее адаптироваться к детскому саду

Игра — важный вид деятельности для ребенка. Психологи утверждают, что с помощью простых игр можно значительно облегчить период адаптации к детскому саду. Поиграйте со своими детишками в такие игры:

«Детский сад»

Во время игры в детский сад может быть много сюжетных линий:

  • «Дети играют в игрушки»
  • «Дети собираются на прогулку»
  • «Дети умываются»
  • «Дети обедают»
  • «Дети приходят в детский сад».
  • «Дети готовятся к дневному сну».
  • «Дети на прогулке».

Роль воспитателя может взять на себя мама или ребенок, а детишками пусть будут игрушки. С помощью игры малыш сможет постичь правила поведения в детском саду, привыкнет к мысли, что там хорошо.

«Хорошо-плохо»

Родитель называет определенные действия, а ребенок должен определить, хорошо так делать или нет. При положительном ответе он хлопает в ладоши, при отрицательном грозиться пальчиком и говорит: «Аяяяй».

Варианты вопросов:

  • играть с игрушками в детском саду;
  • плакать утром;
  • дружить с другими детками;
  • стесняться попроситься в туалет;
  • самостоятельно кушать суп;
  • мешать деткам спать во время дневного сна;
  • делать утром зарядку и т.д.

предлагали родителям давать ребенку «оберег» — вещь, которая будет напоминать ему о доме, например фотография, любимую игрушку. Всё это способствует эмоциональному благополучию ребенка, создает у него чувство уверенности в себе и защищенности. Этому же способствует и атмосфера взаимоприятия, в которой есть место неформальным чувствам и отношениям. Все дети получают соответствующую «дозу» ласки, заботы, внимания.

В общении не придерживаемся какого-то одного стиля, все зависит от обстановки, конкретной цели и задачи адаптации. Основополагающим считаем принцип индивидуального подхода. Нам родители задавали вопрос: пройдет время, когда ребенок привыкнет к детскому саду и перестанет плакать и адаптационный период завершится. Вот только длительность этого периода у каждого своя. И об этом должны знать родители каждого ребенка. Все зависит от степени адаптации детей.

Выделяются 3 фазы адаптационного периода:

  • Легкая. Длиться от 1 до 16 дней;
  • Средняя. Длиться от 16 до 32 дней;
  • Тяжелая. Может длиться до 64 дней.

Мы, своих малышей первых двух начали адаптировать с 3 сентября, к 15 октября адаптировали 18 детей.

Предметом особого внимания при адаптации являлось психическое самочувствие детей. В группе постоянно вели и продолжаем вести работу по созданию благоприятного микроклимата, старались поддержиавть положительные эмоции.

В работе использовали следующие методики:

  • Игровая терапия;
  • Арттерапия;
  • Музыкотерапия;
  • Песочная терапия;
  • Методика релакса (снятие напряжения, усталости, тревожности, улучшение сна).

В целях психопрофилактической работы ежедневно проводили психогимнастику, пальчиковую гимнастику, речевую зарядку, звукоподражание и ряд ритуалов: «ритуал расставания с ребенком» — долгих расставаний не устраивать, уверенно говорите, когда заберете ребенка домой (после обеда, сна, вечером), целуете в щеку, обнимаете, машете рукой и уходите. «Ритуал по организации сна» — мягкая подушка, теплое одеяло, ласковая песенка).

Метод сотрудничества и сопереживания проходил красной нитью в процессе всей адаптации, всего обучения и воспитания наших малышей.

В заключение еще один важный совет родителям: старайтесь приходить за ребенком раньше, чтобы он не оставался одним из последних в группе, поддерживайте его во всем, хвалите за маленькие достижения, чаще улыбайтесь, сохраняйте спокойствие и скоро вы заметите, что ребенок начал ходить в детский сад с удовольствием.

Просмотров: 67
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Трощенко Наталья Олеговна. Детский сад: путь в неведомое … Из опыта работы по ранней адаптации детей и родителей к условиям пребывания и воспитания в детском саду
  • Худоерко Оксана Петровна. Рекомендации родителям в период адаптации ребенка в детском саду
  • Пятигора Людмила Егоровна. Роль дидактической игрушки в период адаптации ребенка в детском саду.
  • Богданова Ольга Александровна. Сценарий развлечения для детей младшего дошкольного возраста «В гости к Ёжику» (совместно с родителями, в период адаптации детей к детскому саду)
  • Ширяева Ольга Николаевна. Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «В детский сад без слез»
  • Ляшенко Елена Сергеевна. Советы родителям по адаптации ребенка к детскому саду
  • Пустоселова Елена Михайловна. Особенности работы воспитателя с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду
  • Как подготовить ребенка к условиям детского сада
  • Яковлева Елена. Хотите, чтобы родители помогали детскому саду? – впустите их в детский сад
  • Консультация для родителей: Адаптации детей в детском саду
  • Виктория Карпович. Взаимодействие воспитателя логопедической группы с детьми в период адаптации к детскому саду
  • Как помочь ребенку быстро и безболезненно адаптироваться к детском саду (советы для родителей)
  • Исайчева Надежда Яковлевна Кирбитова Любовь Георгиевна. Игра — лучшее средство для знакомства и адаптации ребенка в детском саду
  • Литвинова Валентина Дмитриевна. Проект психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ, их родителей и педагогов «Знакомьтесь, это Я!»
  • Соцкова Вера Александровна. Консультация для родителей «Процесс адаптации детей 2–3 лет к условиям детского сада»
  • Юлия Бурыхина. Рекомендации для воспитателя в период адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ
  • Рекомендации родителям по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания в детском саду
  • Павлова Екатерина Николаевна. Консультация для родителей адаптационных групп «Заблуждения о процессе адаптации к детскому саду»
  • Бунакова Анна Юрьевна. Тренинговое занятие по адаптации детей раннего возраста к детскому саду
  • Ковалева Вероника Евгеньевна. Использование релаксационных методик для снятия психоэмоционального напряжения у детей в период адаптации к условиям дошкольного учреждения
  • Шайкина Екатерина Игоревна. «Игровой метод в период адаптации – залог здоровья ребенка»
  • Азарова Наталья Владимировна. Элементы игротерапии и расстановки в работе психолога в период адаптации дошкольников к детскому саду
  • Елена Слесарева. Рекомендации по адаптации детей к детскому саду
  • Романенко Дарья Андреевна. Интегрированное занятие в период адаптации к детскому саду в 1 младшей группе по сюжету русской народной сказки «Колобок»
  • Кошкарова Ирина. Рекомендации по адаптации детей в детском саду.
  • Евгения ?. Партнёрство семьи и детского сада в период адаптации детей раннего возраста
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Каргополова Лидия Васильевна. Сотрудничество с родителями как одно из условий успешной адаптации детей к детскому саду
  • Ситдикова Фаузия Шамиловна. «Развитие речи детей в период адаптации к условиям ДОУ»
  • Самарина Елена Васильевна. Консультация для воспитателей: «Приёмы работы воспитателя в период адаптации детей к ДОО»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь