Дмитриева Екатерина Викторовна Лукьянова Ольга Георгиевна Пичугина Оксана Владимировна. Работа с родителями как фактор успешной адаптации детей к ДОУ

Работа с родителями как фактор успешной адаптации детей к ДОУ

  • Лукьянова Ольга Георгиевна, воспитатель МДОУ «Д/с№39к. в.»
  • Дмитриева Екатерина Викторовна, воспитатель МДОУ «Д/с№39к. в.»
  • Пичугина Оксана Владимировна, учитель-логопед МДОУ «Д/с№39к. в.»

Развитие и укрепление взаимодействия таких важных в жизни детей раннего возраста социальных институтов как семья и детский сад, обеспечивает оптимальные условия адаптации ребенка, формирование его как полноценной, гармоничной личности. В основу совместной деятельности семьи и ДОУ должны быть заложены следующие принципы:

  1. Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей.
  2. Единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей.
  3. Помощь, уважение и доверие к ребенку как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
  4. Знание педагогами и родителями обоюдных воспитательных возможностей, максимальное использование воспитательного потенциала при организации совместной работы.
  5. Постоянный анализ процесса взаимодействия ДОУ и семьи, его промежуточных и конечных результатов.

Каждое ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Существенной стороной взаимодействия семьи и детского сада, является то, что последний служит организующим центром и влияет на домашнее воспитание, поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие [10, С. 14] [10, С. 49]. В этой связи ДОУ должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей.

 

Теоретики и практики дошкольного воспитания, подчеркивая необходимость связи ДОУ с семьей и необходимость совершенствования форм и методов работы с родителями, выявили основные направления деятельности, стоящие перед ДОУ в работе с родителями:

  1. Изучение семей детей.
  2. Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей.
  3. Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ.
  4. Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

Сотрудничество ДОУ с семьей – это взаимодействие педагогов с родителями, направленное на обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий. Цели данного взаимодействия: развитие педагогической компетентности родителей, помощь и привлечение их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Задачи этой работы заключаются в следующем:

  1. Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.
  2. Оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребёнка.
  3. Сформировать у ребёнка чувство защищенности, внутренней свободы и доверия к окружающему миру.
  4. Активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. [6. 6]

Ожидаемые результаты работы с родителями – это проявление интереса родителей к работе ДОУ и к воспитанию детей; повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах; увеличение количества индивидуальных консультаций с педагогом и специалистами ДОУ; возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в ДОУ и увеличение количества родителей – участников в совместных мероприятиях; рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом [10, С. 49].

В период адаптации детей раннего возраста предлагается использовать следующие формы работы детского сада с семьей: беседы; родительские собрания; анкетирование; посещение на дому; выставки; папки-передвижки; наглядные формы педагогической пропаганды; консультации; присутствие родителей и укороченное время пребывание ребёнка в детском саду во время адаптационного периода; алгоритмы «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», «Я умываюсь». Также необходимо использование перспективного плана по работе с родителями, который позволяет улучшить взаимоотношения между родителями воспитанников и сотрудниками детского сада, что в последствие облегчает адаптацию детей (приложение 1).

После того, как перспективный план работы с семьей на адаптационный период составлен, необходимо четко регламентировать педагогическое взаимодействие специалистов с семьей (таблица 2).

Таблица 2 – Деятельность специалистов ДОУ в процессе адаптации детей

Специалисты ДОУ

Вид деятельности в процессе адаптации детей

Заведующий

проведение экскурсий по ДОУ, беседы с родителями, оформление родительских договоров

Старший воспитатель

проведение социологических опросов (анкетирования), координация работы специалистов узкой специализации

Старшая медсестра

консультирование, наблюдение за адаптацией, иммунопрофилактика

Воспитатели

организация и проведение совместных специальных игр-занятий с детьми и их родителями, консультирование

Педагог-психолог

диагностирование, психогимнастика, консультирование

Учитель-логопед

диагностика, консультирование

Инструктор по физкультуре

проведение занятий с детьми и родителями с использованием различных оздоровительных технологий, досуг.

Музыкальный руководитель

проведение игр-занятий, постановки кукольного театра, консультирование

Использование данных форм взаимодействия ДОУ с семьей, будет способствовать формированию у воспитанника детского сада не приспособленческого типа адаптации (когда ребенка побуждают усваивать имеющиеся стереотипы), а как конструирующей деятельности, предполагающей перестройку имеющихся форм поведения и образования новых.

Особая роль при любой форме организации взаимодействия с родителями отводится информационно-аналитическим формам (социологическим вопросам, анкетированию, тестированию родителей и педагогов). Основным направлением здесь являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Задачами наглядно-информационной формы является ознакомление родителей с ДОУ, с деятельностью педагогов и т.п. Также, общение педагогов с родителями может быть не прямо, а через информационные листы, организацию выставок.

В целом все формы взаимодействия ДОУ с родителями можно разделить на традиционные и нетрадиционные. Традиционные формы взаимодействия с семьей представлены: коллективными собраниями, индивидуальными консультациями и наглядной информацией.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями, базирующиеся на принципах диалога и партнерства. Они построены по типу игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

При взаимодействии с родителями в процессе адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, необходимо придерживаться следующих принципов:

  • целенаправленность, систематичность, плановость
  • дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи каждого конкретного ребенка
  • возрастной характер взаимодействия с родителями
  • доброжелательность, открытость.

Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОУ носят ярко выраженный специфический характер сотрудничества, т.к. изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и педагогам ДОУ.

Список использованной литературы

  1. Аванесова, В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду/ В.Н. Аванесова. – М: Просвещение, 2009
  2. Аксарина, М.Н. Воспитание детей раннего возраста/ М.Н. Аксарина. – М.: Медецина, 2007
  3. Алямовская, В.Г. Ясли – это серьезно/ В.Г. Алямовская. – М.: Линка-Пресс, 2009
  4. Аралова, М.А. Игры с детьми раннего возраста: Методические рекомендации/ М.А. Аралова // Воспитатель ДОУ. – 2008 — №1
  5. Афонькина, Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развитие ребенка раннего возраста: Методическое пособие/ Ю.А. Афонькина. – М.: АРКТИ, 2010
  6. Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ/ Л.В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006
Просмотров: 465
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Новоселова Екатерина Викторовна. Сообщение на тему: «Газета для родителей, как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников»
  • Литвинова Валентина Дмитриевна. Проект психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ, их родителей и педагогов «Знакомьтесь, это Я!»
  • Свинина Ирина Геннадьевна. «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями в ДОУ».
  • Клейменова Инна Владимировна. Формы работы с родителями в адаптационный период детей в условиях ДОУ
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Давыдова Елена Александровна. Доклад на тему «Система и формы работы ДОУ с родителями в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов к основной программе ДОУ»
  • Карташова Екатерина Александровна. «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями детей раннего возраста».
  • Васенева Оксана Владимировна. Взаимодействие ДОУ и семьи, совместная деятельность детей, родителей, педагогов
  • Черемисина Любовь Алексеевна. Педагогическое просвещение родителей в ДОУ через эффективные формы взаимодействия всех участников образовательного процесса
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Терехова Евгения Евгеньевна. «Эффективные формы работы с родителями ДОУ в условиях инклюзивного образования»
  • Н. В. Мазенова, Т. В. Собченко. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ
  • Брысина Ольга Юрьевна. Семинар-практикум для педагогов по теме: «Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников: атмосфера понимания и эффективного общения»
  • Чернова Наталья Михайловна. Из опыта работы «Нетрадиционные формы работы с родителями как эффективный способ взаимодействия ДОО и семьи».
  • Камалян Нелли Манвеловна. Взаимодействие специалистов ДОУ и родителей в процессе физкультурного воспитания детей
  • Бохан Татьяна Александровна. Проект на тему: 'Инновационные формы работы по взаимодействию ДОУ с родителями'
  • Гусенкова Татьяна Ермахановна. Формы работы учителя-логопеда ДОУ с родителями
  • Корнильева Оксана Викторовна, Голдаева Надежда Сергеевна. Мастер-класс как эффективная форма взаимодействия с родителями в условиях ДОУ
  • Соловарова Алина Фатыховна. Методическая разработка «Интерактивные формы работы с родителями в ДОУ»
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Корепанова Т.А. Меджидли Г.Г. Гилязова Л.В.. Конспект педагогического часа 'Формы и методы взаимодействия с родителями, дискуссия «+» и «-» взаимодействия с родителями, с помощью гаджетов'
  • Харичева Юлия Сергеевна. Мини-музеи как актуальная форма взаимодействия ДОУ с родителями.
  • Алёна Тропина. Формы сотрудничества с родителями в ДОУ. Новый взгляд.
  • Зубарева Ольга Викторовна. Акция – как инновационная форма работы с родителями в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
  • Серебренникова Н.В. Филимонова Д.И.. Акция – как инновационная форма работы с родителями в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
  • Гилева Елена Владимировна, соавтор Выплова Юлиана Юрьевна. Взаимодействие педагогов, детей и родителей в ДОУ через проектную деятельность.
  • Аникина Светлана Александровна. Рабочая программа «Экологическое сотрудничество» по организации взаимодействия ДОУ и семьи в процессе экологического воспитания детей
  • Кузьмина Татьяна Валерьевна. Общение педагогов с родителями в ДОУ.
  • Мамасуева Юлия Николаевна Бондарева Маргарита Васильевна Медведева Надежда Федоровна. Мастер — класс, как одна из интерактивных форм работы с родителями в ДОУ
  • Ахмедова Камала Сахиб Кызы. Методическая разработка «Организация и проведение мастер-классов для родителей как форма сотрудничества ДОУ и семьи»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь