Подольская Ольга Алексеевна. Конспект семинара-практикума для воспитателей дошкольной образовательной организации «Пластилиновые фантазии»

Конспект семинара-практикума для воспитателей дошкольной образовательной организации «Пластилиновые фантазии»

Цель семинара-практикума: ознакомление воспитателей детского сада с нетрадиционной техникой художественного творчества в практической деятельности.

Ход проведения семинара-практикума:

Старший воспитатель: «Точно не скажешь, но давненько когда-то, еще в староглинянные времена, в одной пластилиновой местности…».

Просмотр мультипликационного фильма «Пластилиновая ворона».

- Как вы думаете, о чем я предлагаю вас сегодня поговорить?

Ответы педагогов.

Старший воспитатель: Сегодня наша встреча посвящен одной из нетрадиционных техник изобразительного искусства – пластилинографии. Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.

 

Пластичный и яркий пластилин прекрасно подходит для выполнения аппликаций, так как его легко обрабатывать, придавать нужную форму. А сама аппликация долго сохраняет форму. Для пластилиновой аппликации используется разноцветный пластилин, картон (цветной или белый), кроме того, аппликацию можно выполнять на стеклянной поверхности, затем накрыв ее таким же куском стекла и вставив в рамку.

Сюжетом для аппликации может послужить любой рисунок из книги или журнала, который можно перенести на поверхности с помощью копировальной бумаги.

Аппликацию из пластилина можно выполнять разными способами. Для работы потребуется лист картона, выбранный сюжет и цветной пластилин. Преимущества пластилиновой аппликации перед лепкой объемных фигур состоит в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет, а материала уйдет гораздо меньше.

Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона или маркером на стекло, заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав стеком краям нужную форму.

Воспитатель представляет технику работы "аппликация на стекле". Кусок стекла предварительно нужно тщательно вымыть с мылом или моющим средством для стекла, обсушить салфеткой. Края стекла лучше всего заклеить скотчем или изолентой, чтобы не пораниться во время работы. Перенесите рисунок на стекло при помощи маркера, заполните элементы рисунка пластилином, для чего подбирают нужный по размерам кусочек пластилина и хорошо разминают его в руках и размазывают по стеклу. Размазывать можно пальцами или стеком, тщательно придавливая его к поверхности, чтобы получился тонкий слой. Новый цвет нужно наносить последовательно и отдельно. После того как аппликация закончена, нужно снять скотч с краев и наложить на пластилиновую поверхность фон из цветной бумаги, а сверху плотно – еще одно стекло такого же размера, затем плотный картон. По контуру полученную работу обклейте полосками из цветной бумаги, чтобы получилась аккуратная рамка. Аппликацию также можно выполнять на листе плотного картона, но в таком случае на основе будут оставаться жирные пятна от пластилина.

Старший воспитатель: все чаще пластилинография используется воспитателями как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. И сейчас, воспитатель, имеющий практический опыт по данной технологии расскажет, как организовать занятия пластилинографией с дошкольниками.

Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.

Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.

Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла.

Многообразие предметных форм требует применения различных приёмов лепки:

  • Раскатывание — кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.
  • Скатывание — кусочек кругообразными движениями ладоней скатывается в шарик.
  • Слегка потянув щепоткой часть пластилина — оттягиванием — можно из оттянутого материала сформировать часть изображения.
  • Изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания, которое выполняется кончиками пальцев.
  • Сплющивание — наиболее применяемый приём — для этого шарик сдавливают до формы лепёшки.
  • Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием — нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов — трубочек, зубчатых колесиков и т. п.
  • Прищипывание — осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами. Например, для изготовления стеблей, травинок или паутинок подойдет одноразовый медицинский шприц без иглы. Раскатайте кусок пластилина по диаметру входящего отверстия шприца и проталкиваем его внутрь. Отрежьте стеком лишнее, закройте поршнем входное отверстие и нагрейте содержимое шприца под струей горячей воды. Подогретый пластилин выдавливается на рабочую доску длинными "нитями", которые придают композиции грациозную утонченность.

Дополнительные природные материалы, пластмассовые детали, бижутерия и т. п. используются для создания определенных эффектов. Применяя такие приспособления, как колпачки от фломастера, ручки, зубочистки, колечки, штампики, стержни, стеки, расческа, металлическое ситечко, чесноковыжималка, можно добиться рельефности пластилиновых деталей.

Лепка из пластилина для детей не только веселое и увлекательное, но и очень полезное занятие. Значение лепки в развитии ребенка трудно переоценить. Ведь в каждой поделке помимо поднятия настроения и получения радости от совместной деятельности и общения – лепка из пластилина может дать гораздо больше, чем мы думаем. Вот лишь некоторые ее плюсы:

  • Занятия пластилином способствуют развитию мелкой моторики рук, координации движений, что оказывает благотворное влияние на речевое развитие ребенка. Ведь чем больше он работает пальчиками, тем быстрее развивается, лучше говорит и думает.
  • Лепка из пластилина способствует развитию фантазии, воображения, раскрывается творческий потенциал.
  • При лепке из пластилина – разминаются пальцы и ладони рук – а это… развитие мозга и даже профилактика болезней!

Основными целями и задачами обучения детей данной технике являются:

  • формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;
  • освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;
  • обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
  • развитие мелкой моторики;
  • ознакомление с окружающим миром;
  • развитие эмоций и фантазии.

В технике пластилинография можно изображать: цветы, растения, плоды, насекомых, рыб, животных. Создавать шедевры во всех жанрах живописи и народно – прикладного искусства.

При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.

Технологию пластилиновой картины лучше всего начать осваивать с простых изображений небольшого размера. В процессе выполнения картины в пластилиновой технике у каждого вырабатываются свой стиль и манера, появляется уверенность в работе с материалом, собственные рецепты получения тонов и оттенков, а также маленькие хитрости и секреты. Выполнив несколько простых и небольших картин. Можно будет приступать к более сложному произведению.

Но в начале, как и в любой деятельности я познакомлю Вас с техникой безопасности при работе с пластилином и особенностями используемого материала. Эти правила одинаковы и для взрослого, и для ребенка.

И так: Пластилин — мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму, но при этом имеет ряд отрицательных моментов:

  • несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе;
  • в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.

Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать рекомендациям:

  1. Твердый пластилин разогреть перед работой в ёмкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком).
  2. Пластилин – материал объёмный, а значит, имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приёмов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов.
  3. Чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, следует основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Контуры в данном случае выполняются обычным фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребёнок ошибся в изображении объекта.
  4. Если работа выполняется в качестве подарка, например: «Букет для мамы», или для оформления групповой комнаты, рекомендуется поверхность выполненной из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой плёнкой со временем твердеет, изделие становиться более яркими, с лакированной поверхности легче убирать пыль.
  5. На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
  6. Работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в процессе её выполнения в виде физкультурных минуток и разминок.

Вы уже достаточно познакомились с техникой пластилинографии. Пора попробовать и самим что-нибудь "нарисовать".

Итак, для создания пластилиновой картины Вам понадобиться:

  • плотный картон с контурным рисунком или фоторамка со стеклом – для основы под картину;
  • деревянная или пластиковая дощечка — в качестве рабочего стола для раскатывания пластилина и лепки мелких деталей;
  • набор пластилина;
  • стакан с водой (руки необходимо периодически смачивать водой, чтобы пластилин к ним не прилипал);
  • хлопчатобумажная салфетка для рук;
  • стеки – для вырезания, выравнивания пластилина и деталировки изображаемых предметов;
  • различные зубчатые колесики, многогранники, трубочки и другие приспособления – для придания поверхности определенной структуры;
  • пластиковые медицинские или кондитерские шприцы – для выдавливания пластичной массы.
  • бросовый природный материал.

Заканчивая наш семинар-практикум, хочется сделать следующий вывод: детское творчество в технике пластилинография позволит решить не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, будет способствовать всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети смогут научиться выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали.

Я предлагаю Вашему вниманию работы наших воспитанников, выполненные в технике пластилинографии.

Показ презентации детских работ.

В ходе создания лепных картин у детей будет развиваться мелкая моторика, координация движения рук, глазомер. Данная техника еще хороша тем, что она доступна детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в деятельность детей, делает её более увлекательной и интересной. Регулярная работа с пластилином позволяет ребенку создавать более сложные композиции с помощью разнообразных и комплексных приёмов.

Спасибо за внимание!

Просмотров: 372
Категория: По направлениям » Для детского сада » Рукоделие для детей




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Молодых Оксана Владимировна. «Можно» и «Нельзя» или Дисциплина для дошкольников: за и против
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Горчакова Светлана Сергеевна. Волшебный пластилин или зимняя сказка
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Пугачева Ирина Александровна. ООД для детей раннего возраста по художественно — эстетическому развитию (лепка из пластилина) «Бублики-баранки»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Шкарупа Валентина Николаевна. Из опыта работы «Лепка из пластилина в работе педагога-психолога ДОУ»
  • Адиятова Гульшат Хамитовна. Материал для занятия или развлечения в подготовительной к школе группе. Времена года. Осень.
  • Сафонова Оксана Владимировна. Мастер–класс для педагогов дошкольного образования на тему: Флористический коллаж в технике «Ассамбляж» или «Объёмный коллаж»
  • Главный Редактор. Делаем пластилин в домашних условиях для детей
  • Толмачева Юлия Александровна. Мастер-класс для воспитателей 'Кинусайга или пэчворк без иголки'
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Анна Ушакова. 'Волшебный сундук' или как добро победило зло - сказка для детей
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Редактор. Сохранять или не сохранять или рассказ одной счастливой мамочки
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Сергунова Елена Валентиновна, Бридько Ирина Викторовна. Круглый стол «Закаливание. Что лучше: традиции или современные методы»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Азаренко Елена Анатольевна. Семинар – практикум для родителей младшего дошкольного возраста «Развитие мелкой моторики рук в процессе лепки».
  • Задохина Валентина Николаевна. Дидактический материал по сенсорному развитию для мелкой моторики рук в младшем возрасте.
  • Кичкирева Татьяна Анатольевна. Мастер – класс для воспитателей ДОУ «История войны в живописи» или Ожившая картина
  • Жданова Галина Ильинична. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «СТРАНА ДЕТСКИХ СНОВ» ИЛИ «ПИЖАМНАЯ ВЕЧЕРИНКА».
  • Бирюкова Дилара Минулловна. Проект по пластилинографии «Волшебный пластилин»
  • Скитневская Любовь Юрьевна. Песочная терапия или игры с песком для детей дошкольного возраста.
  • Выставкина Вероника Александровна. Проект по пластилинографии «Детские мечты из пластилина»
  • Егошина Ольга Александровна. Обучение грамоте: Что выбрать игру или рабочую тетрадь?
  • Омётова Олеся Васильевна. Как подготовить ребенка к рождению брата или сестры
  • Телкова Виктория. ПДД ДЛЯ МАЛЫШЕЙ или НЕЗНАЙКА В ГОРОДЕ!
  • Поморцева Ольга Александровна. Презентация «Как воспитать ребёнка успешным? Можно ли обойтись без наказания?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь