Редактор. Методика изготовления игрушек из природного материала

Методика изготовления игрушек из природного материала

СТАРШАЯ ГРУППА

Работа по изготовлению игрушек из природного материала в старшей группе ставит целью сформировать у детей интерес к этому виду труда, способствовать выработке навыков работы с различными материалами и умений пользоваться простейшими инструментами, использовать этот вид труда для гармонического развития личности ребенка.
Работу следует начинать с легких конструкций, и по мере овладения детьми навыками ручного труда переходить к более сложным поделкам.
Вначале важно заинтересовать детей процессом созидания, вселить в них уверенность, что они смогут сделать задуманные игрушки, учить работать с природным материалом.
В ходе занятий воспитатель решает и другие задачи, например: расширение кругозора детей, знакомство их с разновидностями растительного материала, формирование любви к природе, родному краю, коллективистических чувств, умения договариваться друг с другом во время работы, оказывать друг другу помощь.
Для создания поделок на начальном этапе дети используют только растительный материал.
Игрушки для изготовления рекомендуются с постепенным усложнением. Первые из них несложны по своей конструкции. Для усвоения последовательности изготовления игрушки используют анализ готового образца и повторное его изготовление вместе с детьми в ходе анализа.
Игрушки легкой конструкции требуют небольшого количества материала, а для соединения деталей во время анализа используют пластилин, как наиболее доступный детям материал для скрепления.
Если детали соединяются с помощью веточек, например голова ослика (желудь) с туловищем (другой желудь), делают отверстия шилом. Для этого необходим свежий материал, тогда наколы делаются легко, без усилий. (На данном этапе все действия с шилом производит воспитатель!)
Из растительного материала вначале рекомендуются несложные игрушки: стрекоза, посуда, бабочка, уж, козлик, котенок, птицы, ослик, олень.
Когда дети научатся делать простые по конструкции игрушки, им можно предлагать более сложные поделки, с большим количеством операций и большим разнообразием растительного материала. Поделки вначале делают по образцу, подготовленному воспитателем. Но дети могут самостоятельно отобрать необходимый для игрушки материал и в ходе работы заменить один его вид другим.
После овладения навыком изготовления простых игрушек из растительного материала, детям можно предлагать более сложные поделки: вертолет, павлин, собачка, лошадка, плот.
Кроме растительного материала, на занятиях по труду в старшей группе используют ракушки, удивительно красивый, разнообразный по форме материал.
Первые два-три занятия можно посвятить только ознакомлению детей с материалом, с его названиями, рассказать об образе жизни животных, покинувших своеобразные свои жилища1, на последующих — делать игрушки.
Во время прогулок или экскурсий на реку, к морю можно рассказать детям о происхождении и жизни животных (ракушек).
К называемым в обиходной речи «ракушкам» (панцирным моллюскам) относятся своеобразные морские животные, населяющие главным образом приливно-отливную зону морей, строение которых говорит о приспособленности к условиям жизни в этой среде. Они имеют обтекаемую форму тела, и благодаря способности плотно присасываться к поверхности камней им удается выдерживать удары самых сильных волн.
Представители этого класса имеют овальную форму тела, выпуклая спинная сторона которого покрыта раковиной, состоящей из пластинок. С брюшной стороны выступает мускулистая нога, которая служит органом передвижения и прикрепления к'скалам, камням, известковым водорослям.
Наиболее ярко и интенсивно окрашена верхняя поверхность раковины: в охряно- желтые или коричневые тона; но можно встретить и разнообразный узор из пятен всех цветов радуги: зеленых, красных и других, в сочетании со скульптурой раковинных пластинок это придает им очень красивый вид. Окраска многих моллюсков хорошо скрывает их в окружающей среде.
Моллюски населяют все моря, встречаются и на береговой линии, и на большой глубине, они легко переносят пребывание и вне воды, поэтому могут быть обнаружены весной, летом, осенью на побережье, так как в весенне-летний период они поднимаются в массовом количестве в приливно-отливную зону морей.
Улитки, или брюхоногие, — это наиболее разнообразный по форме класс. Характерно для них наличие раковины, закрученной в спираль. Раковина часто имеет башневидную форму или форму волчка. Брюхоногие достигают обычно больших размеров. Близки к ним мелкие улитки веретенообразной формы (встречаются в пресных водах). Некоторых представителей этого класса можно увидеть на берегах Днепра, Дона, их притоков. Широко распространенной является маленькая улитка верша, которая очень хорошо известна рыбакам побережий Черного и Азовского морей под разными местными названиями. Она достигает 20—30 мм, имеет красивую раковину светло-желтого, серого цвета, иногда с полосками. Вся поверхность ее украшена слегка извилистыми продольными ребрами, которые пересекаются глубокими спиральными бороздками. 1 Для подготовки рассказа воспитатель может использовать сведения о ракушках, помещенные на с. 32—34.
Широко распространены в морях, реках, озерах и даже прудах двустворчатые моллюски, насчитывающие до 400 видов. Они разнообразны по размеру, строению и окраске раковины (от пестрых узоров и ярких красок блестящих раковин до малозаметных среди водорослей одноцветных белых, розоватых и т. п.). Наиболее скромную окраску имеют раковины моллюсков, живущих на песчаных или илистых грунтах.
Строение раковины, как и окраска, находится в прямой зависимости от образа жизни, места обитания, глубины и качества грунта, на котором моллюски живут. Так, теллины (рис. 13, 5) закапываются в мягкий грунт. Венусы (рис. 13, 2) живут на поверхности грунта или слегка закапываются в него. В прибрежных мелководных районах на жестких песчаных грунтах с примесью камней обитают моллюски с крепкими, толстыми раковинами, например морские гребешки (рис. 14, 2) (черноморский гребешок). Они имеют округлую раковину, с прямым замочным краем, выдающимся по бокам в виде угловатых выступов — «ушек». Раковина украшена радиальными ребрами. Многие формы, живущие на прибрежных мелководьях, прикрепляются не только к камням, но и друг к другу, срастаются друг с другом, например устрицы. Они имеют несимметричные грубочешуйчатые створки раковин измененной формы. При этом левая имеет блюдцеобразную форму, а правая (более плоская) прикрывает ее как крышечкой. Левой (нижней) створкой устрица прирастает к камням или скалам, часто к створкам других устриц или иных сидячих моллюсков.
Крепкие известковые раковины двустворчатых, как и других моллюсков, хорошо сохраняются в отложениях (глинах и песках) в течение длительного времени. С древних времен моллюски использовались человеком разнообразно: они служили в качестве пищи, так как по калорийности превосходят мясо многих рыб, как морских, так и пресноводных; их раковины использовались как украшения, знаки отличия, кроме того, во многих районах Африки, Америки они заменяли деньги, а на некоторых островах Океании это свое значение они сохранили до настоящего времени. В Греции морские улитки использовались как лечебное средство, в Индии из пурпуровой улитки добывали красящее вещество.
Некоторые моллюски (в условиях влажного климата) приспособились к жизни на суше (Кавказ, Приморье, Дальний Восток).
Распространенными обитателями прибрежной зоны являются мидии (рис. 14, 4), часто образующие массовые поселения. У мидии удлиненная, клиновидная раковина, суженная спереди и расширенная сзади. Окраска раковины темная, часто иссиня-черная, внутренняя поверхность имеет тонкий перламутровый слой. Мидии живут в Черном, Баренцевом, Балтийском и других морях нашей страны.
В реках, озерах легко обнаружить перловицы, обладающие крупной раковиной с пластинчатыми боковыми зубцами. Большую группу мелководных форм образует сердцевидки, или кардиумы (рис. 14, 4), для которых характерна сердцевидная раковина с радиальными ребрами, часто украшенными чешуйками или имеющими острые ребра. Они обитают в Черном, Каспийском, Аральском, Балтийском морях.
К морским двустворчатым моллюскам относятся донаксы (рис. 13, 4) — очень красивые маленькие (не более 2—3 см), округло-треугольные, с макушкой, сильно сдвинутой к заднему краю, блестящие раковины. Донаксы окрашены в самые различные цвета, нередко с красивыми полосками, благодаря которым их иногда называют «морскими бабочками». У нас в Черном море живут два вида донаксов.
Типичными обитателями песчаных грунтов, в которых они обычно закапываются, являются черенки. У них раковины очень характерной формы: тонкостенные, вытянутые, узкие. В Черном море встречается черенок обыкновенный с очень удлиненной (до 12 см) узкой, прямоугольной раковиной (рис. 14, 1).
В пресноводных водоемах наших рек и в замкнутых водоемах, озерах, прудах и даже болотах часто встречаются крупные улитки кустарниковые (рис. 13, 1) (живородки). Раковина этой улитки относительно тонкостенная, спирально завитая, бледно-коричневая с зеленоватым отливом и тремя полосами, сильно изменчива в оттенках.
В процессе работы с ракушками необходимо формировать у детей практические навыки соединения частей, умения подобрать материал нужной величины, формы и цвета. Одновременно решаются задачи развития художественного вкуса, умения видеть красоту природы.
Все игрушки из ракушек, которые делают дети старшей группы, создаются индивидуально, однако в процессе руководства работой воспитатель следит за тем, чтобы каждый имел возможность проявить заботу о товарище, оказать ему помощь при затруднениях.
В старшей группе дети выполняют следующие игрушки из ракушек: бабочка-капустница, цыпленок, черепаха, дикая птица, филин.
Методика работы с ракушками основывается на своеобразии материала, накопленных детьми умениях работать с природным материалом, а также на возрастных особенностях ребят; ход работы организуется так же, как и при изготовлении поделок из других природных материалов.
Схема методики проведения занятий по изготовлению поделок из природного материала примерно такова:
1. Вступительная беседа воспитателя о материале (например, о ракушках), с которым предстоит работать. Рассказ должен сопровождаться показом данного материала: детям можно разрешить потрогать, ощутить поверхность ракушки, обследовать форму, обратить внимание на цвет.
2. Сообщение темы и показ образца игрушки.
3. Анализ образца и показ приемов создания игрушки. Здесь желательно использовать возможности детей анализировать образец, побуждать их к высказыванию предположения о последовательности выполнения игрушки. Воспитатель корректирует ответы детей, направляя их внимание на выделение особенностей работы с данным материалом.
4. Изготовление детьми игрушки. В процессе труда воспитатель осуществляет контроль за работой детей, следит за соблюдением ими правил техники безопасности при пользовании инструментами, оказывает затрудняющимся необходимую помощь, используя различные приемы, побуждает ребят к самостоятельному решению в совершенствовании конструкции игрушки, ее украшении, способствует проявлению дружеских взаимоотношений между детьми в ходе выполнения заданий.
5. Анализ готовой игрушки, в процессе которого у детей формируют умение оценивать результаты своей работы и работы товарищей.
6. Уборка рабочих мест, инструментов и оставшихся материалов

по материалам книги "Эвелина Карповна Гульянц и Иляна Яковлевна Базик
Что можно сделать из природного материала"
Просмотров: 454
Категория: По направлениям » Для детского сада » Рукоделие для детей




Другие новости по теме:

  • Людмила Афанасьевна Ефимцева. Игрушки из природного материала Ефимцева Л.А.
  • Прибыткова Елена Владимировна. Мастер-класс по изготовлению новогодней игрушки из бросового материала 'Овечка Милашка'
  • Колосова Елена Владимировна. «Поделки из природного материала» из опыта работы
  • Редактор. Вязаные игрушки как возможность для творческой самореализации
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Филатова Ирина Григорьевна. Конспект НОД по социально-бытовой ориентировке в подготовительной группе для детей с нарушениями зрения «Они живут рядом с нами. (Насекомые)».
  • Сокольская Татьяна Владимировна. ИТОГОВОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «ИГРУШКИ НЕ ПРОСТЫЕ – ИГРУШКИ РАСПИСНЫЕ»
  • Молодых Оксана Владимировна. «Можно» и «Нельзя» или Дисциплина для дошкольников: за и против
  • Становых Татьяна Анатольевна. Сценарий развлечения по пожарной безопасности «Знают дети и зверюшки, спички — это не игрушки!»
  • Панчехина Светлана Викторовна. Конспект нод по ручному труду для старшей группы Тема: «Гусеница из природного материала»
  • Манукян Аспрам Мануковна. «Игрушки в жизни детей».
  • Межевикина Ольга Петровна. Консультация: «Игрушки в жизни детей»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Редактор. Как сшить игрушки Тильды
  • Троцкая Марина Владимировна. Конкурс осенних поделок из природного материала
  • Зимфира Ахмадулловна Шишвалеева. Конкурс поделок из природного материала 'Осенний вернисаж'
  • Редактор. Кваки - поделки из природного материала
  • Главный Редактор. Поделки из природного материала
  • Лободенко Наталья Леонидовна. История в картинках, или арт-терапия в процессе коррекционной работы с детьми.
  • Редактор. Медведь и лиса - поделки из природного материала
  • Татьяна Быкова. Статья: что необходимо учитывать при выборе игрушки своему ребёнку
  • Ярыгина Наталия Анатольевна. Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста. Конструирование из природного и бросового материала «Животные холодных и жарких стран. Путешествие в Антарктиду»
  • Айметдинова Надежда. Конспект непосредственно- образовательной деятельности (конструирование из природного материала) «Жук- олень» в старшей группе
  • Зыкова Людмила Викторовна. Исследовательский проект «Деревья — как они растут»
  • Костова Марина Александровна. Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы по теме: «Экскурсия в музей русской народной игрушки».
  • Климанова Вера Владимировна. Друг ты мне или так?
  • Эдит Сницарук. Стихи про игрушки для детей
  • Червякова Надежда Николаевна. КОНСПЕКТ «ДЫМКОВСКИЕ ИГРУШКИ» Для детей средней группы
  • Редактор. Поделки из природного материала (хлопка, соли, сахара, перца)
  • Клементьева Светлана Сергеевна. Поделки из природного материала



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь