Ниязова Ольга. Сказка 'Жадный рыбак'

Сказка Жадный рыбакСказка "Жадный рыбак"
Жил-был бедный рыбак. Его  чум стоял на берегу реки. В нём он жил со своей семьёй: женой, сыном, да красавицей – дочкой. Добрая была жена, трудолюбивые  да послушные дети.  Любил он свою тундру и хорошо её знал.        Знал, для чего ива по берегам реки растёт: своими корнями она укрепляет берег, защищает реку от солнышка, чтоб солнышко воду не забирало. Знал, что мох хорошо  кровь останавливает, раны лечит.  Знал, когда грибы лучше в тундре собирать, с рассветом, когда гриб самый крепкий, душистый. Знал,  что если плачет гагара, то  погода испортится. Да много ещё чего! И детей своим этому учил.    Любил он свою тундру.  И всё бы было хорошо, если бы не один случай.    
В любое время года, в любую погоду, будь то  дождь, снег, ветер ли он ловил неводом рыбу. Ведь он рыбак.  Знал он места рыбные: где чаек много сидит на воде, там и рыба водится.   Рыбу  они с женой солили, варили, вялили. Этим и жили.  А из костей рыбьих  отец изготовил  иголки для шитья.         Иногда отец ходил по тундре, и если посчастливится, то и оленя поймает. Жена суп из мяса оленя сварит, из шкуры одежду сошьёт, а из жил нитки сделает.    А ещё собирали кору берёзы.    Принесёт муж домой кору берёзы,   вымочит жена кору, кипятит долго, тогда кора становится мягкой, податливой.  Вот и плетут они короба,  да туески* для ягод грибов и других  предметов.
 Пошел он однажды на берег моря вырубить мягкую да гибкую ветку для обруча на туесок, увидел   березу и уже топор над нею занес, как говорит береза человеческим голосом: « Не губи меня, добрый человек! Не руби моих  ветвей. Проси, что захочешь. Любое твое желание исполню». « Будь, по-твоему, – согласился  рыбак – Только сделай  так, чтобы у меня в чуме было много еды и одежды». Пришёл рыбак домой,   рассказал жене и детям об этом.  И только закончил слова говорить, глядь, а на чуме нюки**** новые, прочные, в чуме шкуры оленьи на полу расстелены, на столе  стоит еда  разная, сладости для ребятишек.  Малица** у мужа новая, кисы тёплые. У жены ягушка***  разными узорами вышита, украшения разные.     Стал так  понемногу рыбак богатеть. Жадным стал. Очень ему понравилось быть богатым, всё у него есть, всего вдоволь, в нартах  полно всякой всячины. И на рыбалку уже не хочется ему идти. Ест, да спит,  спит да ест, да одежды меняет, и сам не знает для чего. Наконец надоела ему  такая жизнь. Опять пошел бывший  рыбак к   березе. «Хочу, говорит, чтобы все звери  и птицы, рыбы, насекомые, тундры мне подчинялись и слушались меня одного».  Оглянуться не успел, как все звери и птицы, и рыбы  тундры к чуму рыбака подходят.  А впереди всех олень северный идёт, голову высоко вверх держит.  На всех зверей смотрит рыбак свысока и говорит таковы слова: «Звери тундры, птицы,  теперь я ваш хозяин,  меня должны слушать. А кто ослушается, с того я шкуру спущу, а жена моя их неё одежду теплую сошьёт мне и детям моим».  Жена и дети испугались таких слов мужниных, стыдно им стало за своего отца и мужа.  Жена и говорит: « Что ты делаешь? Нельзя так с                                                                                                                        животными обращаться. Вспомни, сколько раз они спасали тебе и твоим детям жизнь!»  Как услышал такие слова муж, рассердился, закричал:     «Как ты смеешь мне говорить такие слова. Теперь я богатый, у меня есть всё, и вы мне не нужны, уходите прочь из моего чума». Испугалась жена, забрала детей и ушли. Идёт по тундре, а сама думает:  «Что с их отцом стало? Что же делать».  И решила жена, что надо пойти к берёзке и просить у неё прощения.     Так и сделала. Взяла ребятишек, мужу ничего не сказала и пошла  к берёзке. Низко, низко ей поклонилась и говорит:         « Берёзонька милая, берёзонька добрая, помоги,   верни детям отца, а мне мужа.  Был он раньше добрым, ласковым, да трудолюбивым. А сейчас  всё у него есть, всего вдоволь, так стал он злой –презлой, жадный и никого не жалеет.  Вот и нас выгнал из дома».  Ничего не сказала берёзонька, а только  ещё сильнее зашумела своими листочками. Постояла, постояла жена, да делать нечего, пошла обратно домой.    Подходит к чуму и видит, что такое?  На чуме нюки старые да оборванные. На столе даже крошки хлебной нет. А одежда вся в пепел превратилась.   А  возле чума  муж её  сидит на земле  и в руках веточку берёзы держит.     
 Туесок - небольшой круглый короб   с тугой крышкой для хранения и переноса меда, икры, ягод и т. п., обычно берестяной или лубяной  
Малица – мужская одежда, сшитая из шкуры оленя.
Ягушка- женская одежда, сшитая из шкуры оленя.
Нюки – покрытие на чум, сшитые из оленьих шкур
Чум- жилище ненцев

Просмотров: 332
Категория: По направлениям » Для детского сада » Сказки для детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Надежда Сергеевна Рыбак. Как учить стихи играючи
  • Волоскова Н.В., Комарова И.В.. Проект «Как хорошо, что есть семья»
  • Ирина Викторовна Пермякова. Как хорошо, что есть театр!
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Фания Мустафина. Эссе воспитателя. 'Что значит для меня быть воспитателем детского сада'
  • Погодаева Елена Васильевна. Дидактическая игра для дошкольников в средней и старшей группе на тему «Что для природы хорошо и от чего ей плохо»
  • Селезнёва Светлана Олеговна. Напольная игра «Ловкий рыбак»
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Климанова Вера Владимировна. Друг ты мне или так?
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Редактор. Что такое хорошо и что такое плохо - Владимир Маяковский
  • Былкова Татьяна Юрьевна. Что такое хатха-йога и для чего она нужна дошкольнику?
  • Харив Наталья Владимировна. Проект непосредственно образовательной деятельности «Поначалу в жизни нашей было всё не так …»
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Ерошкина Валентина Васильевна. «…Воспитывать его так, чтобы он был счастлив…»
  • Никонова Ульяна Юрьевна. «Вот веселый огород, что здесь только не растет!»
  • Гамрецкая Анна Сергеевна. Конспект занятия «Вот веселый огород, что здесь только не растет»
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Столярова Ольга Николаевна. Сценарий праздника «Я так хочу, чтобы мама улыбалась!» для детей дошкольного возраста.
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Редактор. Что должно присутствовать на праздничном столе при встрече 2011 года Кролика и как украсить дом?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь