Белоусова Лариса. Проект 'Интеллектуальные игры — как средство познания мира математики'

Проект Интеллектуальные игры — как средство познания мира математикиПроект "Интеллектуальные игры — как средство познания мира математики"

Учитель-дефектолог: Белоусова Л.В.

Тип проекта:

  • По методу – информационно-исследовательский;
  • По содержанию – ребенок и математические отношения;
  • Ребенок – субъект проектирования;
  • Внутри группы (участвуют все дети группы)
  • Долгосрочный (1 год).

Актуальность проблемы: В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить, развитие математических способностей, отвечающее современным требованиям, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. И необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Возникает вопрос как же можно активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не причиняя вреда здоровью.

 

Скачать конспект

Между тем, многими учеными подчеркивается значение дошкольного возраста для интеллектуального развития человека, так как около 60% способностей к переработке информации формируется у детей к 5-6 годам. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса. Потребность в целенаправленном формировании у детей таких качеств, как умение применять полученные знания, умения, и навыки в жизненных ситуациях уже осознаётся психологами и педагогами.

В работах Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Н.А. Мечинской, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, М. Монтессори обосновывается ведущая роль обучения как основного стимула развития, указывается на неправомерность противопоставления развития психологических структур и обучения.

При всей разнородности мнений о сути и содержании понятия «математические способности» исследователи отмечают такие специфические особенности мыслительного процесса математически способного ребенка; как гибкость мышления, т.е. не шаблонность, неординарность, умение варьировать способы решения познавательной проблемы, легкость перехода от одного пути решения к другому, умение выходить за пределы привычного способа деятельности и умение находить новые способы решения проблемы при измененных условиях.

Исследователи выделяют так же такую характеристику, как глубина мышления. (Колягин Ю.М. «Учись решать задачи» М., 1979)

Многие исследователи отмечают и целенаправленность мышления, т.е. способность к формированию обобщенных способов действий, умение охватить проблему целиком, не упуская детали.

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям.

Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства ставят необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.

В связи с этим возникает противоречие между необходимостью структурного развития математического мышления и отсутствием эффектного средства, позволяющего осуществить это на практике.

Ключом развития математических способностей являются интеллектуальные игры, опирающиеся на поисковую активность и сообразительность ребенка, а не усвоение каких-либо конкретных знаний и умений.

Объект исследования – образовательный процесс ДОУ.

Предмет исследования – развитие математических способностей дошкольников.

Цель: способствовать развитию у детей:

  • высокой познавательной мотивации;
  • свободной, самостоятельной, активной, проявляющей инициативы в деятельности и в общении;
  • чувство собственного достоинства и способность уважать других;
  • подготовленности к жизни и учебе в следующей «социальной ситуации развития» школе;
  • обеспечить детям высокий уровень подготовки к последующему усвоению систематического курса математики;
  • поддержать систему непрерывного образования.

Задачи:

  • формировать мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
  • увеличение объема внимания и памяти;
  • формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии);
  • развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

Ожидаемый результат: предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей:

  • у детей выработан интерес к самому процессу познания математики;
  • воспитанники преодолевают трудности, не боятся ошибок;
  • самостоятельно находят способы решения познавательных задач;
  • стремятся к достижению поставленной цели;
  • умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.

Рабочая гипотеза — предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей.

Новизна состоит в том, что в работе предлагается система работы в соответствии с современными требованиями.

Формы реализации:

  • обучение в повседневных бытовых ситуациях;
  • демонстративные опыты;
  • сенсорные праздники (младший возраст);
  • театрализация с математическим содержанием;
  • коллективное занятие (свободное участие детей в нем);
  • фронтальное занятие с четкими правилами, обязательное для всех;
  • свободные беседы об истории математики, связи математики и разных видов искусства – музыки, архитектуры, декоративно — прикладного искусства, дизайна;
  • самостоятельная исследовательская деятельность в развивающей среде;
  • индивидуально-творческая деятельность,
  • творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 детей),
  • учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия),
  • игровой тренинг.

Методы и приемы

  • практические (игровые);
  • экспериментирование;
  • моделирование;
  • воссоздание;
  • преобразование;
  • конструирование.
  • игра – драматизация

Дидактические средства:

  • наглядный материал (книги, компьютер):
  • блоки Дьенеша,
  • палочки Кюизенера,
  • модели,
  • дидактические игры

Всё это опирается на развивающую среду, которую можно построить следующим образом:

1. Математические игр — развлечения:

  • игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.),
  • игры головоломки,
  • задачи-шутки,
  • кроссворды,
  • Ребусы

2. Дидактические игры:

  • сенсорные,
  • моделирующего характера,
  • развивающие игры — это игры, способствующие решению умственных способностей.

3. Развивающие игры — это игры, способствующие решению умственных способностей.

Основные средства:

  • информирование родителей о задачах и содержании математического воспитания в детском саду и семье;
  • участие родителей в работе по развитию математических способностей детей в дошкольном учреждении (математические праздники, конкурсы, КВН);
  • создание обогащенной развивающей среды в группе;
  • проведение бесед
  • создание игровых ситуаций;
  • проведение интеллектуальных игр;
  • проведение праздников, развлечений, конкурсов, КВН.

Условия инновационной работы:

  • создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессовых факторов учебного процесса,
  • новые знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
  • большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка.
  • необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом.
  • при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
  • у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
  • обеспечивается преемственные связи между всеми ступенями обучения.

Методической основой разработки проекта явились:

  1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А., Комаровой Т.С., Гербовой В.В.
  2. А.З. Зак «Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет»
  3. Н.П. Холина «Раз- ступенька, два — ступенька».
  4. Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. «Игралочка»
  5. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении

Этапы реализации проекта:

I этап. Организационный.

  • Составление проекта поэтапного плана работы;
  • Анализ проблемы: как повысить познавательную активность детей;
  • Создание банка идей и предложений; подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта;
  • подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса математической направленности.

II этап. Планирование реализации проекта.

  • Определение задач образовательной работы;
  • Планирование деятельности;
  • Разработка конспектов игр — занятий, КВН

III этап. Реализация проекта

Задачи:

  1. Определить новые направления в работе с родителями.
  2. Составить новые формы работы с детьми.
  3. Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателем.
  4. Совершенствование способов мышления, расширение круга мыслительных задач;
  5. Развитие пространственного и логического мышления;
  6. Формирование общих приемов и подходов к решению арифметических, логических задач;

Работа проводилась по блокам:

I блок: работа с детьми

II блок: работа с родителями

III блок: работа с педагогами

Просмотров: 448
Категория: По направлениям » Для детского сада » Математика для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Мазурчук Ляйсан Гаряйевна. Теория решения изобретательских задач, как средство развития умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Подшивайлова Валентина Николаевна. «Театрализованные игры как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
  • В. Н. Мотлахова А. В. Литвинова С. С. Антипова. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Круглова Иляна Сергеевна. Народное и декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей дошкольников в условиях реализации требования ФГОС ДО Интегрированное занятие на тему: «Шкатулка семейных ценностей» (подготовительная к шк
  • Андриянова Ольга Владимировна. Дидактические упражнения по теме: «Игры с песком для развития математических способностей ребёнка».
  • Окорокова Ольга Анатольевна. Кружковая работа по квиллингу и ИКТ как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
  • Ольга Бахтина. Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством математических сказок (методическая разработка)
  • Дзюба Татьяна Александровна. Роль игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста
  • Старова К. В. Конспект НОД по музыкальной деятельности «Технология проектирования, как средство развития музыкально-творческих способностей детей старшего возраста «Так чудесно в космосе!»
  • Альянова Светлана Юрьевна. Кружковая работа по аппликации как форма и метод работы по развитию творческих способностей детей
  • Дергунова Виктория Александровна. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
  • Кокорева Екатерина Николаевна. STEM технологии как вариант развития творческих математических способностей
  • Валитова Мария Викторовна. Филумика, как средство развития творческих способностей детей в системе дошкольного образования в современных условиях.
  • Глухих Марина Николаевна. Возможности ЛЕГО-конструирования как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Бражникова Алла Валериевна. Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ в системе дошкольного образования в современных условиях.
  • Карманова Елена Николаевна. Методическая разработка по развитию математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность с блоками Дьенеша
  • Рамазанова Екатерина Адиковна. Тема: Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
  • Петрова Елена Михайловна. Интеллектуальные карты как эффективное средство развития речевых и познавательных способностей дошкольников
  • Алла Ушкова. Значение игр с использованием элементов ТРИЗ для развития математических способностей дошкольников
  • Мизерева Ирина Васильевна. Педагогическая статья: Развитие математических способностей дошкольников в процессе реализации развивающих игр и пособий В.В. Воскобовича.
  • Ершова Ирина Леонидовна. Развитие умственных способностей детей через развивающие игры.
  • Петущенко Елена Станиславовна. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИЗ ОПЫТА)
  • Елена Геннадьевна Непомнящих. Пластилинография, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
  • Шустко Ирина Васильевна. Аппликация – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Карповец Надежда Ивановна. Методическое игровое пособие — Игры с природным материалом как средство развития способностей ребенка «Веселые семечки»
  • Карманова Елена Николаевна. Методическая разработка по развитию математических способностей детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность с «Волшебным планшетом»
  • Пушкина Е.В. Бонарева О.Н. Хафизова Н.В.. Методическая разработка «Пластилинография – как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»
  • Гумерова Альфия Газинуровна. Логико-математические игры как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Миронова Наталья Николаевна. Проект «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»
  • Батищева Елена Ярославовна. Проект «Развитие коммуникативных навыков, мышления, творческих способностей у детей 4-7 лет «Мастерская общения»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь