Патокина Татьяна Николаевна Бубнова Оксана Сергеевна Мартынова Людмила Викторовна. Статья «Формирование представлений о форме во второй младшей группе»

Статья «Формирование представлений о форме во второй младшей группе»

  • Патокина Татьяна Николаевна
  • Бубнова Оксана Сергеевна
  • Мартынова Людмила Викторовна

Воспитатели МДОУ «Детский сад комбинированного вида №19 п. Разумное Белгородского района Белгородской области»

Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) — это очень важная часть интеллектуального развития дошкольника. В детском саду изучение основ математики является первой образовательной ступенью. И от того, как будет подготовлен ребенок до школы, во многом будет зависеть успешность его дальнейшего обучения.

 

В младшем дошкольном возрасте знакомство с геометрической формой начинается с сопоставления шара и куба. Педагог показывает шар, говорит, что он круглой формы и предлагает каждому ребёнку провести по нему руками. Затем задаёт вопрос, катится ли шар? Дети бросают шар на пол, пробует его катить, и делают вывод, что шар хорошо катится. На этом же занятии также происходит для сравнения знакомство с кубом. Педагог обращает внимание на то, что шар катится, а куб нет, и помогает сделать выводы, почему: у куба есть углы, которые мешают ему, катится, а у шара их нет.

Закрепить полученные представления о шаре и кубе можно на занятиях по развитию речи. Например, педагог показывает шар и предметы округлой формы (апельсин, помидор, мяч и др.) и просит сказать какой они формы и почему они так думают. (Эти предметы формы шара, дети могут их покатать). Затем предлагает рассмотреть куб, и предметы угольной формы (коробка, кубик) обследовать их поверхность и найти углы. Взрослый должен чётко проговаривать существенные признаки объектов, подчёркивать голосом их названия ( «форма куба», или «форма шара»). После ознакомления с формой геометрических тел следует приступить к изучению круга, квадрата, треугольника. Каждой геометрической фигурой нужно посвятить отдельное занятие.

Круг рассматриваем как проекцию шара на плоскости. Дети, обследуя модель круга, должны понять, что у него отсутствуют углы. Очень важно добиться понимания того, что данная фигура не зависимо от цвета и величины является кругом. Для этого детям предлагают сравнить большие и маленькие круги, различные по цвету, и сделать вывод, что все они не имеют углов. Обязательно нужно найти данную форму в окружающей обстановке. Педагог просит найти круглые предметы, составить и проговорить словосочетания, например, «круглая тарелка», «круглые обручи».

Квадрат. Изучая куб, нужно обратить внимание детей на то, что сторона куба — квадрат. При первом знакомстве с квадратом следует показать его стороны, углы и вершины. Квадрат рассматривают аналогично, как круг.

При знакомстве детей с треугольником нужно помнить, что они различаются не только по цвету и величине, но и имеют различную конфигурацию. Педагог должен помнить, что треугольники бывают равносторонние (у которого все стороны равны), равнобедренные (у которого две стороны равны) и разносторонний (у которого все стороны имеют разную длину). Детям не обязательно знать все эти названия, но они должны выделять из многих фигур любой треугольник.

Для знакомства со всеми видами треугольника, педагог заготавливает для каждого ребенка все виды треугольника разного цвета и величины.

Дети при помощи взрослого изучают контуры всех фигур и определяют у треугольников равное количество углов, вершин и сторон.

Около каждого угла одной фигуры кладут картинки, и педагог поясняет, что у каждого угла и вершины — своя картинка. Потом эти картинки передвигаются, и дети видят, что у каждой картинке тоже есть свой угол. Значит у всех треугольников одинаковое количество углов и вершин. Еще можно сравнить, сколько сторон у треугольника, положить на вершины одни картинки, например собачки, а на стороны другие, например цветочки. И дети могут сравнить, что собачек и цветочков одинаково. Значит углов, вершин и сторон у треугольника одинаково.

Аналогично проводится работа по изучению квадрата.

Можно сравнивать треугольник и квадрат. Около каждого угла треугольника кладут картинку с изображением, например медвежонка, а на углах квадрата картинку с изображением, например ягод. Педагог показывает детям для сравнения, что медвежат возле треугольника меньше, а возле квадрата ягод больше. Педагог подводит детей к выводу, что у квадрата углов, вершин и сторон больше, чем у треугольника.

Для закрепления знаний о геометрических фигурах можно в повседневной деятельности и при помощи дидактических игр. Например, игра «найти форму». Предлагается фигура, к примеру круг, нужно найти, что на него похоже (мяч, тарелка, помидор). Когда дети играют в кубики можно предложить им игру, выбрать из множества геометрических фигур похожие по форме. Если дети начинают раскладывать фигуры по цвету и величине, то взрослый их останавливает. И помогает выделить нужный признак. Педагог берёт две фигуры, различающиеся только по форме (например, большой жёлтый круг, большой жёлтый квадрат). Потом берёт ещё одну фигуру (например, большой красный круг) и ребёнок должен определить, куда его нужно положить. Если ребёнок затрудняется, то взрослый кладёт фигуру в нужное место и объясняет: «круги кладём к кругам, а квадраты, к квадратам». Дети младшего дошкольного возраста не могут долго удерживать внимание на одном виде деятельности. Поэтому количество фигур следует увеличивать постепенно. Работу с геометрическими фигурами можно проводить по подгруппам, что позволяет развивать коммуникативную деятельность детей, дети учатся работать сообща, и доказывать правильность своего решения. Например, если ребёнок положит круг к квадратам, то нужно не только исправить его ошибку, но и спросить все ли дети согласны с его действием, и объяснить, почему это не правильно. Нужно напомнить детям, что у квадрата есть углы, а у круга нет. Закрепить знания о геометрических фигурах можно при выполнении аппликаций. Прежде, чем приступить к работе педагог рассматривает рисунок вместе с детьми. Определяет, из каких фигур он состоит, место, где находятся (между кругом и квадратом, выше квадрата и т.д.). В процессе выполнения аппликаций дети еще раз вспоминают фигуры, их цвет и величину.

Для формирований представлений о геометрических фигурах большую роль играет организация предметно-практической деятельности. Ребенок должен не только увидеть геометрическую фигуру, но и потрогать ее, сравнить с другими фигурами, определить сходства и различия. Также отыскать эту фигуру в окружающей ребенка обстановке. Это помогает быстрому усвоению информации, но и развитию интеллектуальной деятельности.

Просмотров: 119
Категория: По направлениям » Для детского сада » Математика для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Гафиятуллина Лилия Рафаиловна. Статья 'Что должен знать ребёнок при поступлении в школу?'
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Шикина Ольга Николаевна. Практикум для родителей по теме: «Что нужно знать взрослому, начинающему обучать дошкольника основам грамоты»
  • Редактор. Что нужно для изготовления поделок
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Мезенцева Надежда Александровна. Знать должны дети правила все эти.
  • Земцова А.А., Шабанова Л.И.. Информационно-творческий проект «Рыбы. Что нужно им для жизни» для старшей группы
  • Гришкова Вера Васильевна. Конкурс педагогического мастерства «Педагог – это не профессия, педагог – это призвание…»
  • Омётова Олеся Васильевна. Что же нужно знать родителю о ребенке, который идет в школу?
  • Козлова Рафия Ряшитовна. Азбука безопасности «Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнём»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Добрынина Лариса Анатольевна. Конспект интегрированной НОД «Что есть в печи — все на стол мечи»
  • Гулау Светлана Михайловна. Конспект родительского собрания для средней группы «Что должен знать и уметь ребенок 4 – 5 лет»
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Нечаева Ярославна Михайловна. Буклет 'Что должен знать ребенок 4-5 лет?'
  • Бирюкова Маргарита Ивановна. Родительское собрание в старшей группе «Что должен знать и уметь ребенок дошкольного возраста (5-6 лет).»
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Неверовская Елена Геннадьевна. ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК И КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬ.
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Ирина Викторовна Пермякова. Как хорошо, что есть театр!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь