Коновалова Д. А.. Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе. Тема «Сложение»

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе. Тема «Сложение»

Подготовила воспитатель: Коновалова Д.А.

Цель:

  1. сформировать представление о сложении как объединении групп предметов, о записи сложения с помощью знака +;
  2. сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
  3. тренировать умение выделять и называть свойства предметов, умение сравнивать предметы по свойствам;
  4. тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества, мелкую моторику рук.

Материалы к занятию

Демонстрационный:

  1. 3 прозрачных полиэтиленовых пакета.
  2. Муляжи яблока и груши.

Раздаточный:

  1. Игра «Разбитая ваза» (по 1 вазе на каждого ребенка). Все вазы одинаковы, разрезаны по-разному.
  2. Лист к заданию

Ход занятия

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире, развивать речь.

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что мама попросила Таню и Ваню сходить с ней в магазин. Пока мама собиралась, Таня и Ваня затеяли игру в салочки.

- Как вы думаете, правильно ли поступили дети?

- В какие игры нельзя играть дома?

- Почему?

Воспитатель рассказывает, что во время игры Таня и Ваня уронили любимую мамину вазу и разбили ее.

Воспитатель предлагает детям исправить положение.

- Как это можно сделать? (Можно вазу склеить.)

- Хотите помочь Тане и Ване склеить вазу?

- Сможете это сделать?

2. Актуализация знаний

2. 1. Игра «Разбитая ваза».

Дидактические задачи:

  1. Актуализировать представление о целом и его частях, взаимосвязи между ними, умение составлять целое из частей;
  2. Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, речь, коммуникативные качества.

Дети по 4-6 человек подходят к столу, на котором находятся разрезанные на две части изображения ваз (на каждого). Все части перемешаны.

Воспитатель рассказывает, что ваза разбилась на 2 части, и предлагает помочь Тане и Ване сложить вазу из двух частей. Каждый ребенок должен сложить одну вазу.

После того как все дети выполнят задание, воспитатель задает вопрос:

- На сколько частей была разбита ваза? (На 2 части.)

- Покажите одну часть, другую часть.

- Что вы сделали для того, чтобы ваза стала целой? (Мы сложили части.)

- Что больше – целая ваза или любая ее часть? (Целая ваза больше любой ее части.)

2. 2.Игра «В магазине».

Дидактические задачи:

  1. Актуализировать представления о действии сложения групп предметов;
  2. Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать память, речь, воображение.

Дети садятся на стульчике на ковер. Воспитатель предлагает кому-либо из девочек на время стать Таней, а кому-либо из мальчиков – Ваней. Этим детям воспитатель дает по прозрачному полиэтиленовому пакету. Воспитатель будет мамой, у которой тоже будет пакет.

Воспитатель рассказывает, что после того, как дети склеили вазу, они вместе с мамой пошли в магазин. Мама купила Тане грушу (воспитатель кладет в Танин пакет грушу). Ване мама купила яблоко (воспитатель кладет в Ванин пакет яблоко). Себе мама ничего не купила.

- Из каких частей состояла вся покупка? (Одна часть – яблоко, другая часть – груша.)

Возле дома дети встретили папу, который пришел с работы пораньше, чтобы сходить с детьми в зоопарк.

- Как вы думаете, стоит ли детям брать с собой только что купленные фрукты?

Если дети ответят утвердительно, надо спросить их, можно ли есть грязными руками, можно ли есть немытые фрукты?

Дети могут предложить накормить этими фруктами зверей в зоопарке.

- Что написано на клетках в зоопарке? (Кормить зверей запрещается.)

- Как вы думаете почему этого нельзя делать?

Таня и Ваня решили сложить фрукты в мамин пакет, а со своими пакетами ехать в зоопарк.

Воспитатель складывает плоды в третий пакет и подводит итог: части (показывает на маленькие мешки) сложили, соединили, объединили в целое (показывает на большой мешок).

3. Затруднение в игровой ситуации.

1. Игра «Письмо бабушке».

Дидактические задачи:

  1. Уточнить представления детей о действии сложения и создать мотивационную ситуацию для записи сложения с помощью знака +;
  2. Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
  3. Развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь.

Дети садятся за столы и работают на листке

Воспитатель говорит, что брат и сестра хотят написать бабушке и рассказать, что они купили в магазине и как потом все сложили к маме в сумку.

- Что мама купила Тане? (Грушу.)

- Нарисуйте в одном маленьком мешке красное яблоко.

- Что мама купила Ване? (Яблоко.)

- Нарисуйте зеленый треугольник в другом маленьком мешочке.

- Что дети сделали потом? (Сложили все в мамин пакет.)

Воспитатель уточняет: части покупки сложили, объединили в одно целое.

Воспитатель рассказывает, что для того, чтобы показать сложение, не обязательно ссыпать части вместе – можно между частями поставить значок, который рассказывает о том, что части складывают.

- Какой знак мы можем записать?

Надо подвести их к тому, что мы не знаем как записывается знак сложения.

- Что мы будем делать, если чего-то не знаем? (Можно спросить у того кто знает.)

4. Открытие нового знания.

4. 1.Игра «Письмо бабушке» (продолжение).

Дидактические задачи:

  1. Уточнить смысл сложения и познакомить с записью сложения с помощью знака +;
  2. Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь, мелкую моторику рук.

- Кто знает такой знак?

После ответов детей воспитатель пишет на доске между маленькими мешками знак + и говорит, что действие сложения обозначается таким знаком. Дети пишут знак + в своих тетрадях.

Что оказалось в большом мамином пакете после того, как дети сложили туда части покупки? (Яблоко и груша.)

- Нарисуйте яблоко и грушу в большом пакете.

Дети рисуют в своих тетрадях, воспитатель – на доске.

Воспитатель обращает внимание детей на два маленьких мешка со знаком между ними и на большой мешок.

- В первом случае мы сложили части и получили целое с помощью знака, а во втором случае – части положили в один пакет и тоже получили целое.

- Мы получили два целых.

- Как вы думаете, равны ли эти целые? (Равны.)

- Почему вы так думаете? (Потому что в двух маленьких мешках яблоко и груша и в одном большом мешке те же самые яблоко и груша.)

- Как это можно проверить? (Провести волшебные ниточки.)

- Какой знак можно поставить между маленькими мешками и большим? (Знак =.)

Воспитатель пишет знак равенства на доске, дети – в тетрадях.

- Покажите части покупки.

- Покажите целую покупку.

Воспитатель делает вывод:

  1. Знак плюс говорит о том, что части (показывает на маленькие мешки) сложили, соединили, объединили в целое (показывает на большой мешок);
  2. Знак равенства говорит о том, что две части, сложенные вместе, равны целому.
  3. Итог занятия.

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Где вы сегодня побывали?

- Что полезного сделали?

- Какие новые знания дали вам возможность написать письмо бабушке, сесть в нужный трамвай, накормить козликов?

Воспитатель помогает детям сформулировать ответ: потому что мы научились складывать группы предметов.

Просмотров: 167
Категория: По направлениям » Для детского сада » Математика для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Малахова Екатерина Александровна. 'Что делают наши части тела', Конспект НОД в старшей группе
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Москалёва Ольга Михайловна. Деловая игра по экспериментированию «Что? Как? Почему?» организация опытно-исследовательской деятельности в ДОУ
  • Козлова Рафия Ряшитовна. Азбука безопасности «Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнём»
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Кондратова Светлана. Эссе 'Воспитатель - это'
  • Светлана Сычева. Игра « Что к чему и почему?» Игра для детей 4 - 7 лет
  • Осокина Екатерина Андреевна. Сюжетно-ролевая игра и воспитатель
  • Редактор. Что такое хорошо и что такое плохо - Владимир Маяковский
  • Худошина Наталия Викторовна. Презентация 'Что мы знаем о животных?' Дидактические игры с использованием ИКТ.
  • Ирина Викторовна Пермякова. Как хорошо, что есть театр!
  • Волоскова Н.В., Комарова И.В.. Проект «Как хорошо, что есть семья»
  • Романович Марина Анатольевна. ЭССЕ: Почему я выбрала профессию – ВОСПИТАТЕЛЬ!
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Чувашова Ирина Вячеславовна. Воспитатель — кто он?
  • Комиссарова Ольга Сергеевна. Эссе в стихах «Воспитатель – это призвание»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь