Подготовила воспитатель: Коновалова Д.А.
Цель:
- сформировать представление о сложении как объединении групп предметов, о записи сложения с помощью знака +;
- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
- тренировать умение выделять и называть свойства предметов, умение сравнивать предметы по свойствам;
- тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества, мелкую моторику рук.
Материалы к занятию
Демонстрационный:
- 3 прозрачных полиэтиленовых пакета.
- Муляжи яблока и груши.
Раздаточный:
- Игра «Разбитая ваза» (по 1 вазе на каждого ребенка). Все вазы одинаковы, разрезаны по-разному.
- Лист к заданию
Ход занятия
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире, развивать речь.
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что мама попросила Таню и Ваню сходить с ней в магазин. Пока мама собиралась, Таня и Ваня затеяли игру в салочки.
- Как вы думаете, правильно ли поступили дети?
- В какие игры нельзя играть дома?
- Почему?
Воспитатель рассказывает, что во время игры Таня и Ваня уронили любимую мамину вазу и разбили ее.
Воспитатель предлагает детям исправить положение.
- Как это можно сделать? (Можно вазу склеить.)
- Хотите помочь Тане и Ване склеить вазу?
- Сможете это сделать?
2. Актуализация знаний
2. 1. Игра «Разбитая ваза».
Дидактические задачи:
- Актуализировать представление о целом и его частях, взаимосвязи между ними, умение составлять целое из частей;
- Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, речь, коммуникативные качества.
Дети по 4-6 человек подходят к столу, на котором находятся разрезанные на две части изображения ваз (на каждого). Все части перемешаны.
Воспитатель рассказывает, что ваза разбилась на 2 части, и предлагает помочь Тане и Ване сложить вазу из двух частей. Каждый ребенок должен сложить одну вазу.
После того как все дети выполнят задание, воспитатель задает вопрос:
- На сколько частей была разбита ваза? (На 2 части.)
- Покажите одну часть, другую часть.
- Что вы сделали для того, чтобы ваза стала целой? (Мы сложили части.)
- Что больше – целая ваза или любая ее часть? (Целая ваза больше любой ее части.)
2. 2.Игра «В магазине».
Дидактические задачи:
- Актуализировать представления о действии сложения групп предметов;
- Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать память, речь, воображение.
Дети садятся на стульчике на ковер. Воспитатель предлагает кому-либо из девочек на время стать Таней, а кому-либо из мальчиков – Ваней. Этим детям воспитатель дает по прозрачному полиэтиленовому пакету. Воспитатель будет мамой, у которой тоже будет пакет.
Воспитатель рассказывает, что после того, как дети склеили вазу, они вместе с мамой пошли в магазин. Мама купила Тане грушу (воспитатель кладет в Танин пакет грушу). Ване мама купила яблоко (воспитатель кладет в Ванин пакет яблоко). Себе мама ничего не купила.
- Из каких частей состояла вся покупка? (Одна часть – яблоко, другая часть – груша.)
Возле дома дети встретили папу, который пришел с работы пораньше, чтобы сходить с детьми в зоопарк.
- Как вы думаете, стоит ли детям брать с собой только что купленные фрукты?
Если дети ответят утвердительно, надо спросить их, можно ли есть грязными руками, можно ли есть немытые фрукты?
Дети могут предложить накормить этими фруктами зверей в зоопарке.
- Что написано на клетках в зоопарке? (Кормить зверей запрещается.)
- Как вы думаете почему этого нельзя делать?
Таня и Ваня решили сложить фрукты в мамин пакет, а со своими пакетами ехать в зоопарк.
Воспитатель складывает плоды в третий пакет и подводит итог: части (показывает на маленькие мешки) сложили, соединили, объединили в целое (показывает на большой мешок).
3. Затруднение в игровой ситуации.
1. Игра «Письмо бабушке».
Дидактические задачи:
- Уточнить представления детей о действии сложения и создать мотивационную ситуацию для записи сложения с помощью знака +;
- Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
- Развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь.
Дети садятся за столы и работают на листке
Воспитатель говорит, что брат и сестра хотят написать бабушке и рассказать, что они купили в магазине и как потом все сложили к маме в сумку.
- Что мама купила Тане? (Грушу.)
- Нарисуйте в одном маленьком мешке красное яблоко.
- Что мама купила Ване? (Яблоко.)
- Нарисуйте зеленый треугольник в другом маленьком мешочке.
- Что дети сделали потом? (Сложили все в мамин пакет.)
Воспитатель уточняет: части покупки сложили, объединили в одно целое.
Воспитатель рассказывает, что для того, чтобы показать сложение, не обязательно ссыпать части вместе – можно между частями поставить значок, который рассказывает о том, что части складывают.
- Какой знак мы можем записать?
Надо подвести их к тому, что мы не знаем как записывается знак сложения.
- Что мы будем делать, если чего-то не знаем? (Можно спросить у того кто знает.)
4. Открытие нового знания.
4. 1.Игра «Письмо бабушке» (продолжение).
Дидактические задачи:
- Уточнить смысл сложения и познакомить с записью сложения с помощью знака +;
- Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь, мелкую моторику рук.
- Кто знает такой знак?
После ответов детей воспитатель пишет на доске между маленькими мешками знак + и говорит, что действие сложения обозначается таким знаком. Дети пишут знак + в своих тетрадях.
Что оказалось в большом мамином пакете после того, как дети сложили туда части покупки? (Яблоко и груша.)
- Нарисуйте яблоко и грушу в большом пакете.
Дети рисуют в своих тетрадях, воспитатель – на доске.
Воспитатель обращает внимание детей на два маленьких мешка со знаком между ними и на большой мешок.
- В первом случае мы сложили части и получили целое с помощью знака, а во втором случае – части положили в один пакет и тоже получили целое.
- Мы получили два целых.
- Как вы думаете, равны ли эти целые? (Равны.)
- Почему вы так думаете? (Потому что в двух маленьких мешках яблоко и груша и в одном большом мешке те же самые яблоко и груша.)
- Как это можно проверить? (Провести волшебные ниточки.)
- Какой знак можно поставить между маленькими мешками и большим? (Знак =.)
Воспитатель пишет знак равенства на доске, дети – в тетрадях.
- Покажите части покупки.
- Покажите целую покупку.
Воспитатель делает вывод:
- Знак плюс говорит о том, что части (показывает на маленькие мешки) сложили, соединили, объединили в целое (показывает на большой мешок);
- Знак равенства говорит о том, что две части, сложенные вместе, равны целому.
- Итог занятия.
Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Где вы сегодня побывали?
- Что полезного сделали?
- Какие новые знания дали вам возможность написать письмо бабушке, сесть в нужный трамвай, накормить козликов?
Воспитатель помогает детям сформулировать ответ: потому что мы научились складывать группы предметов.
|