Блинова Ольга Анатольевна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР.

Блинова О.А., учитель-дефектолог, МАДОУ детский сад № 1 «Ласточка». г.о. г. Бор, Нижегородская обл.

Аннотация. В статье представлен опыт работы учителя-дефектолога по использованию математического лэпбука при формировании элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР. Автор предлагает направления, содержание и приемы коррекционно-развивающей работы по профилактике дискалькулии у данной категории детей.

Ключевые слова: формирование элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР, лэпбук, профилактика дискалькулии.

В соответствии с современными подходами к процессу математического развития дошкольников с ОВЗ рекомендуется осуществлять на комплексной основе, широко используя разнообразные виды детской деятельности. В работе с детьми с ЗПР используются различные практические методы и приемы: упражнения, как многократное повторение ребенком умственных и практических действий; действия математического характера с различными дидактическими материалами, направленные на формирование элементарных навыков счета, измерения и вычисления; создание бытовых, игровых, трудовых ситуаций, в которых детям необходимо применять математические знания. Игровой метод, активно используемый в коррекционно-развивающей работе с детьми, предусматривает широкое применение различных компонентов игровой деятельности, наглядно-действенный показ.

 

Работая в ДОУ, учитывая требования ФГОС, я ищу новые, современные, интересные подходы, идеи в своей педагогической деятельности. При формировании элементарных математических представлений у детей с ЗПР одним из ведущих методов является наглядно-практический метод моделирования. Метод моделирования раскрывается в интересном методическом пособии – лэпбук. Серия математических лэпбуков, разработана мной в соответствии с лексическими темами, направлена не только на развитие математических представлений, но и на профилактику дискальклии у дошкольников с ЗПР.

«Паспорт лэпбука», как документ, определяет состав и значение содержания. Это полное описание задач, материалов и игр, правил, входящих в состав лэпбука.

Направления, содержание и приемы коррекционно-развивающей работы по профилактике вербальной дискалькулии [2; с.83].

  1. Формирование умения словесно обозначать математические понятия, развитие лексико-грамматического строя языка. «Расскажи, что где находится», логико-математическая игра «Логика и цифры», «Геометрическое лото».
  2. Развитие понимания математической терминологии. «Сбор урожая яблок», «Палочки Кюизенера», «Дополни рисунок по речевой инструкции», «Поручения», «Найди по описанию».
  3. Развитие пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти. «Найди свой домик», «Собери пирамидку» (с использованием алгоритма действия), «Послушай и повтори цифры», «Колумбово яйцо».
  4. Развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений. «Выложи предметы в порядке возрастания величины», «Чередование по цвету или форме», упражнения с логическими блоками Дьенеша.
  5. Развитие понимания связи цифр с вербальным обозначением числа. «Ведерко с камешками», «Чудесный мешочек» с рельефными цифрами, счет предметов, соотнесение числа и количества, «Логика и цифры».

Направления, содержание и приемы коррекционно-развивающей работы по профилактике практогностической дискалькулии.

  1. Развитие системы счисления конкретных предметов и их символов. «Ежик считает яблоки», «Утка считает утят», «Обратный счет», «Реши задачу и нарисуй цифру – ответ на подносе с песком».
  2. Развитие зрительно-пространственного восприятия. «Расставь по местам», «Что изменилось», «Скажи, что где находится». «Напиши цифру, которую я назову, вверху, внизу, в середине песочницы».
  3. Развитие зрительно-двигательной координации, моторных навыков, чувства ритма. «Посмотри на рисунок и отхлопай также» (используется ритмический рисунок), «Копилка», «Часики», «Математическая мозаика».
  4. Развитие зрительной и слуховой памяти. «Поручения», «Бабочки и цветы», «Расставь по местам», «Цветные шары», «Логоформочки», «Счетовозик».
  5. Развитие логических операций. «Волшебные дорожки», «Сложи картинку», «Радужное лукошко», «Lego», «Хамелеон».

Направления, содержание и приемы коррекционно-развивающей работы по профилактике дислексической дискалькулии.

  1. Развитие умения читать математические знаки, словесно обозначать математические понятия. «Разложи цифры под картинками и объясни свой выбор», «Прикрепи все цифры, которые идут после пяти до десяти».
  2. Развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений. «Найди нужную фигуру по схеме», «Определи, чей это силуэт», «Поручения».
  3. Развитие пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти. «Кто позвал тебя, узнай», «Найди в песке фигуры (круг, квадрат)», «Достань сачком все цифры из воды по одной и прикрепи из к зеркалу».
  4. Развитие аналитико-синтетической деятельности. «Четвертая фигура лишняя: какая?», «Елка», «Поезд с вагонами».
  5. Развитие представлений об образе цифр и математических знаков «Цифровой человечек», «Найди цифру среди других графических знаков (букв)».

Направления, содержание и приемы коррекционно-развивающей работы по профилактике графической дискалькулии.

  1. Развитие ручной моторик, зрительно-двигательной координации. Пальчиковая гимнастика, упражнения со шнурками, штриховка, обводка.
  2. Развитие представлений о форме, величине и математической символике. «Цифры-вкладыши», «Нарисуй соседей числа», «Найди правильно написанную цифру».
  3. Развитие зрительной и слуховой памяти. «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и воспроизведи ряд», «Воспроизведи ритм».
  4. Развитие пространственного восприятия. «Набрось кольцо», «Узнавание зашумленных изображений», «Сосчитайка», «Улитка-путешественница».
  5. Развитие зрительного анализа и синтеза. «Выложи дорожку к домику трех медведей», «Что нарисовано?», «Сделаем зарядку», «Расставь по местам».

Направления, содержание и приемы коррекционно-развивающей работы по профилактике операциональной дискалькулии.

  1. Развитие умения выполнять математические операции. «Машины и гаражи», «Найди свою метку», «Овощной магазин», «Составь задачу и реши ее», «Магазин игрушек».
  2. Развитие понимания математической терминологии, понимания текстов задач. «Кошка и котята», «Снеговики и солнце», «Пары по величине», «Какой месяц лишний?», «Аптека», «Почта».
  3. Развитие логического мышления. «Что забыл нарисовать художник?», «Чем различаются картинки», «Составь орнамент из геометрических фигур», «Выдели ключевое слово».
  4. Развитие зрительной и слуховой памяти. «Запомни фигуры и их расположение и положи по порядку», «Повтори слова», «Посмотри, запомни и нарисуй математические символы: =, >, <, +», математические развивающие игры на планшете Turbokids s4.

Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А. Короткова [4; с. 118]:

  • включенность педагога в деятельность наравне с детьми;
  • добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
  • открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Преимущества использования лэпбуков:

  • ребенок самостоятельно собирает нужную информацию
  • структурирует большой объем данных
  • побуждает интерес у детей к познавательному развитию
  • может разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослым
  • развивает креативность и творческое мышление
  • простой способ запоминания

Эффективно использовать Лэпбук можно как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной, так и для самостоятельной работы.

Список литературы:

  1. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю., Лопатина Л.В. Профилактика и коррекция дискалькулии у детей: Учебное пособие. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2015. – 127 с.
  2. Кондратьева С. Ю. Познаем математику в игре: профилактика дискалькулии у дошкольников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. – 256 с.
  3. Кондратьева С.Ю., Лебедева Н.В. Учимся считать вместе: Профилактика дискалькулии у дошкольников: Пособие для детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 40 с.
  4. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. 2 е изд. — М.: Издательство «ЛИНКА ПРЕСС», 2012 — 208 с.
Просмотров: 607
Категория: По направлениям » Для детского сада » Математика для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Кружкова Татьяна Владимировна. «Развитие речи в курсе обучения элементарных математических представлений дошкольников»
  • Марушева Екатерина Александровна. Статья «Направления коррекционно — развивающей работы по развитию рисования у детей с ЗПР»
  • Банкова Елена Витальевна. Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений. тема: «Колобок в гостях у детей»
  • Исакина Елена. Развитие у дошкольников логико-математических представлений посредством использования цветных палочек
  • Мызина Татьяна Валерьевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности. ОО: «Познавательное развитие» по формированию элементарных математических представлений
  • Коршикова Оксана Анатольевна. Развитие просодических компонентов речи детей, в системе дифференцированной коррекционно-развивающей деятельности.
  • Гумерова Альфия Газинуровна. Логико-математические игры как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Тишина Ирина Андреевна. Конспект ООД с использованием ИКТ образовательная область «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений для детей средней группы Тема: «Прогулка в лес»
  • Исаева Валентина Васильевна. Консультация для родителей «Развитие логико-математических представлений у детей дошкольного возраста»
  • Алексеева Наталия Виталиевна. Непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» «Формирование математических представлений у детей с ТНР»
  • Чернова Алла Андреевна. Развитие зрительной памяти и воображения детей с задержкой психического развития.
  • Иванова Надежда Владимировна Завацкая Ольга Михайловна. Развитие элементарных математических представлений в раннем возрасте.
  • Макарова Нина Владимировна. Развитие математических представлений у детей раннего дошкольного возраста
  • Власова Ирина Викторовна. Опыт работы. «Развитие познавательного интереса дошкольников старшего возраста посредством организации экспериментальной деятельности»
  • Андреевских Ирина Викторовна. Проектирование коррекционно-развивающих занятий по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР от 5-6 лет
  • Бирюкова Мария Николаевна Иващенко Марина Ивановна. Развитие функциональной грамотности дошкольника на занятиях по формированию элементарных математических представлений на основе занимательного материала.
  • Ямгутдинова Елена Анатольевна. Конспект занятия «Игры на развитие зрительной памяти, произвольного внимания с детьми 3-4 лет»
  • Богданова Татьяна Сергеевна. Развитие математических представлений в подготовительной к школе группе для детей с ТНР
  • Тараканова Аксана Александровна. Развитие представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности
  • Семенова Мария Виталиевна, Попова Марина Сергеевна. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ЗПР ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
  • Васильева Наталья Геннадьевна. Конспект занятия по ОО «Познавательное развитие» по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе общеразвивающей направленности «Путешествие в страну разноцветных камней»
  • Ткаченко Светлана Владимировна. ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ
  • Орлова Светлана Валерьевна. ОПЫТ РАБОТЫ: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Омётова Олеся Васильевна. ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ (практикум для педагогов и детей старшего дошкольного возраста).
  • Грудова Любовь Яковлевна. Развитие восприятия величины у детей раннего возраста на занятиях, в играх и в быту.
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Оленина Светлана Владимировна. «Формирование элементарных математических представлений путём включения современных технологий – лэпбука у детей старшего дошкольного возраста»
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Родионова Ирина Алексеевна. Опыт работы «Развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
  • Любовь Вячеславовна Зотова. Развитие временных представлений у дошкольников 4-5 лет.Формирование знаний о последовательности частей суток.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь