Наталья Ботвина. Конспект совместной познавательной деятельности в старшей группе: «Тайны нашего города»

Конспект совместной познавательной деятельности  в старшей группе: «Тайны нашего города»Программное содержание:I.1. познакомить детей с особенностями деревянного зодчества Тюмени: с устройством тюменской избы, украшением построек резьбой, с элементами резьбы; 2. обогатить словарь детей словами: плотник, сруб, наличники, ставни, розетка, зодчий; активизировать: кирпичный, каменный, бетонный, деревянный; 3.развивать внимание, зрительную память; II.воспитывать устойчивый интерес к архитектурным особенностям деревянного зодчества родного края, учить видеть прекрасное в обыденном.
Индивидуальная работа: учить Свету К.,Олесю Т. отвечать  на вопросы полным предложением.
Предшествующая работа: рассматривание фотоальбомов «Старая Тюмень».
Материал для воспитателя: фотоматериалы с элементами резьбы, мяч, модель тюменской избы, четырехскатной крыши.
Ход занятия.
Внести модель избы, прочитать стихотворения:
Над рекою голубою,
Деревушка в два ряда...
Позабытая судьбою
Деревянная изба...

Здесь, когда-то - люди жили,
В завтра правили дела,
В счастье верили, любили -
Память речка унесла!
В завитушках, узорах, кудряшках
Расписные стоят терема.
Отражением солнца в стекляшках,
Подмигнули друг другу дома.
-Сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлое нашего города. Скажите, ребята, а в  каком городе мы живем?
- В Тюмени.
-Верно, мы с вами живем в большом красивом городе-Тюмени. А в своем путешествии мы посмотрим, какие же раньше были дома? И еще мы познакомимся с деревянным зодчеством Тюмени……
-Послушайте, какое необычное, незнакомое вам слово – зодчий….. 
Вот именно так называли в старину строителей - зодчий.    
-А как вы думаете, из каких материалов в старину строили дома?
-ответы детей
Игра с мячом: как будет называться дом из дерева?(деревянный), из кирпича?(кирпичный ),из камня?(каменный) ,из бетона?(бетонный).
-А как вы думаете, ребята, а каких домов в нашем городе больше?
-ответы детей
-А в старину?
-Ребята в старину строились дома деревянные, потому что вокруг города были леса и дерево было самым доступным материалом. Деревянные дома строят мастера - плотники. Дом, построенный из деревянных бревен, называли – изба. В народе говорили, что избу не строили, а «рубили», делали  «сруб». Потому, что основным инструментом плотника был топор. Топором рубили в лесу деревья, топором же обтесывали с бревен кору. Им же вырубали в бревнах углубления для более плотного их прилегания друг к другу. Из обработанных таким образом бревен складывали стены дома - «сруб». Между бревнами укладывали мох для утепления.
Крыши у домов делали двух разных видов: двускатные (похожие на шалаши) и четырехскатные (как пирамиды) - демонстрация образцов.
Окна домов тюменцы делали небольшого размера, чтобы тепло из дома не уходило.
Крыльцо всегда строили с навесом, чтобы было на нем чисто да сухо в любое время года. А вот навесы по форме могли быть разные:
- односкатные – с одним резным столбиком
- двускатные 
или  полукруглые с двумя резными столбиками и небольшими перилами.
тюменские зодчие старались украсить свои жилища – избы. Украшали ажурной резьбой.
Окна украшали резными наличниками.
(все слова воспитатель сопровождает показом)
Узоры резьбы были разнообразными: «розетка», «солнце», гроздья ягод, и много разных других…..
Очень часто к наличникам окон крепили ставни, с их помощью окна закрывали. Ставни летним днем спасали избу от зноя, зимой в ненастную погоду сохраняли тепло в избе. Ограждали хозяев избы от уличного шума и недобрых людей.
Ставни также украшали резными узорами. В  элементах узора мастера использовали солярные знаки(показ),знаки воды и небосвода(показ),знаки засеянного поля.
-А теперь давайте вспомним,о чем мы с вами говорили и посмотрим все это «вживую»…..
Рассматривание зданий :Дом Буркова, Дом Машарова, Дом Поповых, Усадьба-музей Колокольниковых, Дом Бровцына.
В группе предложить детям поиграть в игру «Окна Тюмени»-лото на закрепление названия элементов резьбы. В приемной оформить фотовыставку «Путешествие в прошлое нашего города»


Конспект занятия по лепке «Украшение оконного    
наличника».
Программное содержание: I.1.продолжать знакомить детей с деревянной архитектурой родного города, познакомить с объемно- накладной резьбой, ее мотивами(яблоко, груша, цветок, розетка, листья, виноградная лоза, сибирская шишка); 2.учить выполнять узор налепом, строя композицию, на картонной основе;II.продолжать воспитывать интерес к истории родного края.
Индивидуальная работа: учить Иру О.,Наташу С. пользоваться стекой.
Предварительная работа: экскурсия  к памятникам деревянного зодчества, рассматривание элементов резьбы.
Материал для воспитателя: видеоматериал-презентация « Самые красивые окна Тюмени»,фотоальбом с элементами резьбы, выставка фото с экскурсии «Путешествие в прошлое»,вариативные образцы, заготовка картонная –наличник, салфетка, доска для лепки, стека, пластилин коричневый.
Материал для детей: заготовки картонные - наличник , пластилин светло и темно коричневый, стека, доска для лепки, салфетка.
Ход занятия.
Внести модель деревянной избы-обратить внимание на окна.
-Как вы думаете, ребята, зачем в доме окна? Нужны ли они?
-ответы детей
- Окна – это глаза дома, через которые проникает солнечный свет и тепло. Для проникновения большего объема света делали сразу несколько окон. Оформление окон не редко отображало характер хозяина, его вкусы и интересы.
-Ребята, вспомните, мы с вами недавно были на экскурсии, чем же украшали окна?
-ставнями, наличниками……
-Кружево наличников, голубые ставенки.
В деревеньку русскую забреду я странником.
У плетня скамеечка притулилась ласково.
Привечай, хозяюшка, хлебушком, да сказкою.
Про цветочек аленький, царство тридевятое
Расскажи мне, бабушка, за чаёчком с мятою.
Расскажи про чудище, да напой старинную
Длинную мелодию, русскую, былинную.

Припев:
"Жили-были" - при'сказка, сказка - впереди,
А восторг не высказать, замерло в груди.
Сказочка-присказочка, как ты хороша
Деревеньки маленькой русская душа!

2.За окном румянится зорюшка-вечерница.
Мне сегодня, бабушка, в сказки больше верится.
В ивушки плакучие вдоль-над речкой плавною.
В домик твой приветливый с голубыми ставнями.
В палисад с черёмухой, да лесной смородиной.
В деревеньку русскую в самом сердце Родины.
Кружево наличников, голубые ставенки.
В деревеньке сказочной вечеряю странником.
-Как вы думаете, о чем стихотворение?
-ответы детей
-Это стихотворение о деревне, о доме, о гостеприимном доме, о доме у которого есть много окон –глаз, и они тоже украшены наличниками и ставнями…..
-Ребята, а кто вспомнит кто же занимался резьбой, кто украшал окна?
-плотники
-Правильно, это были плотники, еще можно сказать –резных дел мастера.
-Скажите, а вы бы хотели побыть в роли плотников?
-ответы детей
Показ и рассматривание фотоальбома с мотивами объемно накладной резьбы
-Сегодня я предлагаю вам украсить наличники объемно накладной резьбой.
Рассматривание вариативных образцов.
-Какие элементы я использовала в своих работах?
-Все правильно, это груша, цветок, листья…..
-Посмотрите как я это сделала,сначала я кусок пластелина превратила в пласт, затем аккуратно вырезала стекой нужные мне элементы и располагала их на заготовке……
Выполнение работ.
По окончании работы устраивается выставка с посвящением детей в резных дел мастера, и присвоением знака «мастер».

Просмотров: 549
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Малютина Оксана Александровна. Весенние Вытынанки на окна
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Призенко Данголе Альгио. «Патриотическое воспитание дошкольников через совместную деятельность: участие в акции: «Окна России»
  • Редактор. Что должно присутствовать на праздничном столе при встрече 2011 года Кролика и как украсить дом?
  • Яковлева Татьяна Владимировна. Конспект НОД «Путешествие в прошлое русской избы и быта русского народа» для групп старшего возраста
  • Бухарова Марина Васильевна. Практикум для родителей Тема: Как знакомить ребенка с математикой дома
  • Магомедова Зарема Алимагомедовна. Презентация 'Мы построим с вами дом, кошке славно будет в нем'
  • Романенко Наталья Александровна. Коррекционно-развивающее занятие для детей старшей группы Тема: «Жили-были зайцы»
  • Куйбан Светлана Олеговна. Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-6 лет на тему: «Как ребята помогли животным Африки подружится».
  • Колчанова Анастасия Сергеевна. КОНСПЕКТ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА для родителей «Артикуляционная и дыхательная гимнастика, подсказки, как организовать занятия дома»
  • Большакова Оксана Владимировна. Фольклорное развлечение для детей «Жили были крестьяне»
  • Половинкина Ирина Евгеньевна. Авторская книга «Сказочка-развивалочка» как обучающий фактор для развития речи воспитанников дома ребенка
  • Чуйкова Елена Борисовна,. Родительское собрание Что и как читать ребёнку 5-6 лет дома
  • Сердцева Ирина Юрьевна. Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Улицы родного города: путешествие на улицу Ленина»
  • Ларюхина Наталья Валерьевна. Консультация для родителей 'Как отметить день рождения ребенка дома'
  • Елена Владимировна Ягишева. Конспект «Есть в лесу из бревен дом»
  • Мамазярова Наталья Владимировна. Консультация для родителей: «Как создать развивающую среду дома? Организация домашней развивающей среды»
  • Агеева Светлана Витальевна. Буклет «Как развивать речь ребёнка дома»
  • Эдит Сницарук. Стихотворение для детей КОГДА ЭТО БЫВАЕТ? (их цикла 'Времена года')
  • Главный Редактор. Вопросы и ответы для викторины ко дню Воздушно-десантных войск (ВДВ) для детей и взрослых
  • Савенкова Елена Николаевна. Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ОНР. Тема: «Знатоки родного города».
  • Нужнова Наталья Николаевна. Методическая разработка, Семинар – практикум «Как организовать логопедические занятия с ребенком дома»
  • Редактор. Как украсить дом к новому году
  • Бекетова Лариса Константиновна. Игровая программа для дошкольников «Как ребята клад искали»
  • Казанцева Евгения Александровна. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы «Герои нашего города»
  • Павлова Ольга Игоревна. Сценарий выпускного вечера в группе детей с ЗПР «Букеты, музыка, стихи – все это вам, выпускники!»
  • Берестовая Наталия Станиславовна. Конспект НОД «Олимпиада...как это было...»
  • Моргунова Надежда Борисовна. Дидактическая игра «Русская изба и современный дом» (для детей дошкольного возраста 5-7 лет)
  • Канищева Ю.В., Шмигирилова Н.Г.. «Как мы туристами были»
  • Владислав Войтанник. КАК ЭТО БЫЛО НА КРЕПОСТИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь