Талалаева Ольга Викторовна. Конспект беседы с детьми по страницам Красной книги Подмосковья

Конспект беседы с детьми по страницам Красной книги ПодмосковьяЗдесь вы найдёте конспект беседы с детьми по страницам Красной книги Подмосковья.

А также есть рассказ о заповеднике Озёрского района.

Красная книга Московской области
Красная книга - документ, содержащий сведения о состоянии, численности, особенности биологии, причинах сокращения численности и исчезновения отдельных видов, а также о распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных.
Идея Красной книги за 50 лет ее существования пустила в нашем обществе глубокие корни. Введение Красных книг стало важной частью всей современной природоохранной деятельности - в первую очередь, конечно, научной, а также организационной и управленческой.
В 1963 г. вышла в свет первая Красная книга МСОП (Red Data Book). Это были скрепленные между собой как перекидной календарь страницы, каждая из которых посвящалась отдельному виду. Предполагалось, что листы будут выниматься и дополняться новыми в зависимости от ситуации с охраной редких животных.
Красная книга МСОП содержит сведения и рекомендации по охране, адресованные странам и правительствам, на территории которых сложилась угрожающая для животных ситуация.
В 1982 г. было принято решение о создании Красной книги РСФСР, а опубликована она была через год, в 1983 г.

Скачать конспект

Официальным основанием для создания Красной книги Российской Федерации являются Федеральный закон "О животном мире" и Федеральный закон "Об охране окружающей среды". В 2000 году вышла из печати Красная книга Российской Федерации (том "Животные"), том "Растения и Грибы" был издан в 2008 году.
В отношении своего статуса Красные книги подразделяются на две группы: официальные, обеспечивающие законодательной охраной занесенные в них виды, и научные, имеющие рекомендательный характер. Московская область входит в число тех субъектов Российской Федерации, которые имеют региональную Красную книгу, являющуюся официальным документом
В Красную книгу Московской области вошли 290 объектов растительного мира: 205 видов сосудистых растений, 23 вида мохообразных, 3 вида водорослей, 37 видов лишайников и 22 вида грибов.
Среди растений, занесенных в Красную книгу Московской области встречаются растения очень редкие. Например, Водяника (Вороника, Шикша) чёрная - вид, находящийся под угрозой исчезновения; в Волоколамском районе Московской области очень редко можно встретить на верховых болотах, а также в сфагновом сосняке по берегу озера. Горицвет весенний растет исключительно и только на чернозёмах Серебряно-Прудского района МО. Еще одно очень редкое в наше время растение - Зверобой изящный - растет в южных районах Подмосковья только на остепненных лугах, сухих известняковых склонах. К редким видам относят Пупочник завитой, или ползучий. Он встречается, главным образом, на склонах речных долин, в местах близкого залегания карбонатных пород, в широколиственных и смешанных лесах. Это двулетнее растение, цветущее ранней весной (апрель-май) и к середине лета отмирающее. Другой редкий вид - Мытник Кауфмана - произрастает на склонах речных долин в местах с близким залеганием известняков; в наши дни известно более трёх десятков местонахождений этого растения, однако их общее число в области имеет тенденцию к снижению. Растение со сказочным названием Сон-трава или Прострел раскрытый - тоже вид, сокращающийся в численности - размножается исключительно семенами, которые способны прорастать лишь в местах, лишенных напочвенного покрова. Сеянцы сон-травы развиваются медленно, формируя в первые годы жизни лишь по 1–2 листа. Котовник венгерский - еще один вид, сокращающийся в численности; В Московской области находится в южных районах, редко встречается по долине реки Ока и ее притоков; произрастает небольшими группами; наблюдается тенденция к снижению численности этого вида, в частности, при зарастании остепненных лугов кустарниками и лесом. Растения с забавными названиями Ломонос прямой и Живокость Литвинова можно встретить не повсеместно, а только в южных районах Московской области.
Другие растения, занесённые в Красную книгу Московской области: Ладьян трёхраздельный, Рябчик шахматный, Филонотис бранденбургский, Дремлик болотный, Кокушник комарниковый, Тимьян (чабрец) ползучий или Богородская трава, Многоножка обыкновенная, Водный папортник, Сальвиния плавающая, Ковыль перистый, Перловник высокий, Рябчик русский, Тюльпан Биберштейна, Неоттианта клобучковая, Астра итальянская, Вишня кустарниковая или Степная вишня, Горечавка крестовидная или Соколий перелёт, Вероника простёртая, Плаунок заливаемый, Полушник озёрный, Ежеголовник злаковый, Повойничек трёхтычинковый, Зимолюбка зонтичная, Каулиния малая, Венерин башмачок, Шейхцерия болотная, Лук медвежий или Черемша, Кортуза Маттиоли, Лунник оживающий, Лилия опушённая, Колокольчик сибирский, Кизильник алаунский или донской, Гвоздика Андржеевского, Синяк русский или Румянка, Чина черная, Лапчатка белая, Лапчатка прямая, Слива колючая или Тёрн, Медуница узколистная, Козелец низкий, Козелец пурпурный, Спирея городчатая, Чистец прямой, Морошка, Ветреница лесная, Толокнянка обыкновенная или Медвежья ягода, Печёночница благородная, Чилим (Рогульник, Водяной орех) плавающий, Пузырчатка средняя, Пузырчатка обякновенная.


БЕСЕДА « ИМ НУЖНА ПОМОЩЬ» (КРАСНАЯ КНИГА)
ЦЕЛЬ: Формировать у детей ответственное и доброе отношение к
родной природе. Сформировать убеждение о бесценности
природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.
ОБОРУДОВАНИЕ: картинки, изображающее редких и исчезнувших
животных и растения, иллюстрации о Красной Книге 
Московской области

Ход беседы:

Ребята, в нашей области очень много разных растений и животных.
Но среди них есть такие, которых осталось очень мало. Их так и называют – редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими? (Ответы детей).
Редкие животные и растения в нашей стране, и в других странах тоже, охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше.
Задумались люди: как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа.

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся щедростью природы? Все только берем и берем.
Вот так выглядит Красная Книга нашей области(Показ). А есть и и другие Красные Книги.
Как вы думаете, от человека зависит красота природы? А всегда ли человек помогает природе? (Ответы детей).
А ведь мы крепко-накрепко связаны с растениями и животными. Уничтожим птиц – насекомые съедят всю зелень – люди не смогут есть плоды, овощи. Так всегда происходит в природе: исчез один – заболел другой – погиб третий.
Взгляните на эти картинки. (Показ). На них изображены животные, птицы, насекомые которые нуждаются в защите. Их в Московской области осталось мало. Кого вы узнаете на этих картинках? (Ответы детей).
Предлагаю вам поиграть в игру. Нужно все эти картинки разложить в разные коробки. В коробку с изображением жука складывайте картинки с изображением насекомых. В коробку с изображением дятла …? Птиц. В коробку с зайцем …? Зверей. В коробку с дельфином …? Морских обитателей.
Растения тоже нуждаются в нашей защите. (Показ). Многие из этих растений вам знакомы. Какие? (Ответы детей). А ведь их тоже осталось мало.
В старину люди разумно пользовались дарами природы. Никогда не убивали самок и детенышей, выпускали из сетей рыбью молодь и рыб с икрой, рубили только старые и больные деревья.
К сожалению, в наши дни люди забыли об этих добрых традициях предков.
Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Кроме Красной Книги люди придумали заповедники. Что такое заповедник? Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыбы и все живое. Заповедники в Москве и Московской области представляют собой уголки нетронутой дикой природы, своеобразные «зелёные» лаборатории. Здесь можно увидеть неповторимые ландшафты, редкие растения, исчезающие виды животных. Именно в заповедниках жизнь течёт не под воздействием человека, а по естественным законам природы. Мы же сегодня можем лишь наблюдать за этим и восхищаться нерукотворными красотами, а также проводить исследования жизни зверей и птиц.
Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу? (Ответы детей).  Правильно, охранять природу нужно в любом месте. Давайте вспомним правила охраны природы.
1. На природе запоминать увиденное.
2. Ходить по тропинкам
3. Не ломать ветки деревьев.
4. Не топтать цветы, травы.
5. Не кричать, не включать громко музыку.
6. Не лезть в птичьи гнезда.
7. Не ловить насекомых.
8. Не разрушать грибницы.
9. Не ловить мальков и лягушек.
10. Не рвать паутинки.
11. Не оставлять не затушенных костров.
12. Не разорять муравейники.

А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным? (Ответы детей). Давайте мы сами никогда не будем сами их обижать и не дадим их другим в обиду. Расскажем всем знакомым о беззащитных растениях и цветах.
Ребята, если хотите, мы с вами сделаем свою Красную Книгу, которая будет находиться у нас в детском саду. Каждый раз, узнав о редких растениях или животных, мы будем пополнять ее картинкам и подписями. Тогда каждый, и мы, и взрослые, запомним их и не дадим в обиду.
И тогда наша Земля будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных, для всех растений. Послушайте, какие красивые стихи написал об этом поэт Л. Дайнеко.

Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
В конце беседы предложите детям послушать рассказ о заповеднике Озёрского района

Нагорная Дубрава
Нагорная Дубрава – уникальное место, памятник природы, созданный в 1987 году в Озёрском районе. Его площадь составляет 15,6 гектаров.
На такой сравнительно небольшой площади уживаются абсолютно нетипичные для Подмосковья деревья и травянистые растения, разные по климатическим условиям обитания: южный дуб, тёрн, ракитник, бересклет, степной ковыль, тимофеевка и многие другие. Некоторые редкие растения и животные занесены в Красную книгу Московской области. В лесу можно увидеть охраняемого зелёного дятла, а также маленькую сову — воробьиного сыча. У реки есть шанс встретиться с обитателем лугов перепелом, а если повезет — то и с черным коршуном, зимородком и даже выдрой. Очень интересны глубокие и поражающие своим рельефом овраги, по склонам которых ступенями поднимаются известняковые плиты. Здесь проводятся экологические акции по высадке саженцев дуба с последующим уходом за подрастающими деревцами.
На краю глубокого оврага плакат с надписью, что это заповедник республиканского значения, на этом охрана заповедника и заканчивается. Далее место, где ручей из Горского пруда впадает в Оку. Метрах в ста ниже впадения ручья в Оку находится знаменитый родник на берегу реки, из которого лет тридцать назад пригорошнями таскали медные старинные монеты, крестики, бусинки. Старожилы рассказывают, что раньше на этом месте был заброшенный, затянутый илом колодец, но когда в нём случайно обнаружили старинные монеты в огромном количестве, начался настоящий бум, золотая лихорадка. Колодец разрыли, и теперь здесь воронка на берегу реки метров пять в диаметре и метра полтора в глубину с двумя родниками, расположенными метрах в трёх друг от друга и в десяти метрах от кромки воды в Оке. Роднички эти небольшие, семьдесят сантиметров в диаметре и глубиной сантиметров в тридцать. На дне бурунчики песка пляшут. Текут лениво, не торопясь. Да и куда им торопиться? Впереди столетия.[…………………….]
Откуда она взялась? Как попали сюда и каким образом прижились и растут здесь не типичные для нашей местности деревья: южный дуб, костер, тёрн, ракитник, бересклет, крушина. А из травянистых растений перловник, будяк, степной ковыль, любка двулистная, тимофеевка, ветреница, козелец и многие другие. Как на сравнительно небольшой площади уживаются разные по климатическим условиям обитания растения? А эти террасы из известковых валунов? А родники, до верху засыпанные старинными монетами? А многочисленные легенды о якобы зарытых на территории Дубравы кладах? Заколдованных кладах, которые не даются в руки человеку, не знающему специальных заговоров.[…]      Ниже родника Дубрава вплотную подступила к берегу, тропка узкая, заболоченная, под ногами хлюпает. Но вот кусты от реки постепенно отступили, и вашему взору открывается изумительная по красоте и величию картина. Огромный, вытянутый в длину остров посреди реки.
На левом крутом берегу реки крыши древнейшего села Белые Колодези, а перед селом, отделённый от него глубоким оврагом, по дну которого течёт шустрый ручей из сильного родника, высокий, могучий, грозный утёс, не уступающий размерами и мощью утёсу Ростиславля. Они почти одинаковы, как братья-близнецы. От реки на вершину утёса ведёт довольно крутая тропинка, как бы приглашая подняться по ней. Вот и остатки кургана. С окопами времён Великой Отечественной войны. Выкопаны круговой обороной. Немец сюда не дошёл, но курган готовился делать привычное для него дело воевать! Следует отметить, что окопы эти идут левым берегом Оки по всему нашему району в две линии. С блиндажами, с дотами (от них остались заросшие травой ямы), с разветвлёнными ходами сообщений. Одна линия окопов идёт вплотную по берегу Оки, вторая кромкой леса вдоль берега Оки. Окопы вырыты нашими женщинами в конце лета и осенью 1941 года. Рыли в дождь, в грязь, в осенние холода. Сколько земли перелопатили, сколько сосен попилили, сколько брёвен на блиндажи перетаскали! Вспомните об этих женщинах! Все они герои! Уверен, ни в одной стране мира таких женщин нет! Это наши матери, бабушки и прабабушки. Помните о них! Они отстояли, отвоевали и сберегли для нас Родину! Теперь слово за нами!  На утёсе растёт берёза, двойной дуб, яблоня. Склоны утёса весной синие от незабудок. А какая панорама открывается с вершины! Аж дух захватывает! Всё вокруг просматривается на многие-многие километры. Долина на противоположной стороне реки, село Сосновка с красивой церковью, леса, пойма Оки, Ростиславль. Стоя на вершине кургана, чувствуешь какую-то особенную, богатырскую силу, ощущаешь какое-то особенное ликование души!
Овраги Нагорной Дубравы поражают своей глубиной. Особенно интересно обследовать их в конце апреля начале мая, когда сошли уже весенние паводки, подсохла земля, а трава и листья ещё не выросли. В это время местность хорошо просматривается. Отчётливо видны рельеф земли, срезы почвы на оползнях, овраги, ямы, выходы земной породы и многое другое Чёрные копатели тоже об этом прекрасно знают и организуют по окрестным историческим местам многочисленные несанкционированные экспедиции, удивляя своей дисциплиной, экипировкой, оснащённостью, а иногда и вооружением. Начинать поход по оврагам лучше всего от их устья, от того места, где они впадают в Оку. Здесь обычно лежит много камней, в основном известняк, вынесенных сюда бурными талыми водами. Есть и довольно крупные, неподъёмные камни. Какова же была сила воды, катившая их по оврагу, как мячики! Очень интересен овраг, что неподалёку от родника. Само устье оврага заросло густым орешником и черёмухой. Нам придётся метров десять пригнувшись пробираться по каменистому дну. Но вот заросли (ворота для ленивых) заканчиваются. Вы стоите на каменистом дне, по которому ещё недавно с рёвом мчался поток талых вод. Это там, наверху жарко, светит солнце, и разгулявшийся ветерок шумит в кронах дубов и берёз. А здесь спокойно, уютно, тепло, сухо. Чувствуется, какая-то закрытость, защищённость. Нет ветра, не слышно звуков, не проходят радиоволны (проверено мобильным телефоном, связи нет).[….]
Крутые склоны оврага поросли орешником, осинником. Дно оврага завалено довольно крупными камнями: известняк, кремень, иногда встречается гранит. Уступами, ступенями поднимаются вверх по оврагу большие (примерно 2x2 метра), ровные известняковые плиты. На этих плитах, в местах, куда сквозь просветы в ветвях проникают солнечные лучи, свернувшись кольцом любят дремать гадюки. (Змеи очень чувствительны к теплу.) Наблюдают за вами внимательно, без особого страха. При приближении человека они неспешно, лениво соскальзывают с плиты и уползают в расщелины. На этих плитах, выбранных мудрыми змеями, неплохо и самому в тёплый день полежать, лениво наблюдая со дна оврага за редкими, причудливой формы облаками, важно плывущими по синему небу. Какая-то дремотная расслабленность, покой во всём теле (змея умна, знала, где лежать). Все проблемы (которые у живого человека в той или иной степени обязательно имеются) куда-то уходят, растворяются, становятся далёкими, не имеющими к вам никакого отношения. Как облака, сами по себе плывущие в небе. Тишина. Слышно, как тикают часы на руке, как бьётся сердце. А теперь, после такого отдыха, можно с новыми силами, со светлой головой и отличным настроением двигаться дальше вверх по руслу оврага, перепрыгивая с камня на камень, перелезая через стволы поваленных деревьев. Овраг становится всё мельче и мельче, склоны более отлогими. Вскоре лес да и сам овраг заканчиваются, и вы выходите на залитый солнцем, по-весеннему яркий, зелёный луг. Как здорово! Какое необычное, ликующее чувство единства с окружающей природой! Это синее небо, эти причудливые облака, этот лес весенний с терпким запахом недавно распустившихся берёзовых почек! Эти незабудки на склонах оврагов это всё Вы! И что может с Вами, таким отдохнувшим, красивым и сильным случиться! […]
Попробуйте, походите по оврагам Нагорной Дубравы или по другим оврагам, и я уверен, что вы откроете для себя много нового и интересного.

Просмотров: 676
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Презентация Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка
  • Никонова Ульяна Юрьевна. «Вот веселый огород, что здесь только не растет!»
  • Гамрецкая Анна Сергеевна. Конспект занятия «Вот веселый огород, что здесь только не растет»
  • Ильиных Мария Юрьевна. Конспект образовательного мероприятия по развитию диалогической речи в подготовительной к школе группе «Мы – друзья природы» животные, занесённые в «Красную книгу Кузбасса»
  • Минаева Светлана Викторовна. Презентацию о моем родном городе — поселке Чкаловский Щелковского района Московской области «Мой любимый город»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Щеснович Юлия Викторовна. «Красная книга. Животные России» — сюжетно-ролевая игра «Телепередача «В мире животных»
  • Костина Инна. Интегрированное занятие по образовательной области «Физическое развитие» в старшей группе «Берегите люди лес, место полное чудес»
  • Гайко Лидия Алексеевна. Конспект Образовательной деятельности в форме игровой ситуации по речевому развитию на тему: «Первоцветы Краснодарского края, занесенные в Красную книгу» для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет).
  • Главный Редактор. Как бы рассказали Красную шапочку другие великие писатели
  • Голицына Ирина Владимировна. Конспект НОД по образовательной области: «Физическое развитие» на тему: «Это я – девочка, это я — мальчик»
  • Ионова Светлана Петровна, Андреева Анна Аркадьевна. Выставка «Я и другие» или как сделать воспитание увлекательным.
  • Ирина Викторовна Пермякова. Как хорошо, что есть театр!
  • Наумова Наталия Александровна. Сообщение к педсовету 'Красота-это то, что создаёт человек'
  • Волоскова Н.В., Комарова И.В.. Проект «Как хорошо, что есть семья»
  • Никулина Наталья Александровна. Проект «Красная книга Нижегородской области»
  • Макарова Елена Николаевна. Педагогический проект во второй младшей группе «Семья для каждого – это очень важно!»
  • Гусарова Татьяна. Стихи о животных для самых маленьких и не очень
  • Федосеева Надежда Юрьевна. Проект на тему: «Красная книга Липецкой области!»
  • Людмила Николаевна Выжанова. Актуальной темой для разговора во все времена - это здоровье человека
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Телегина Наталья Васильевна.,  Воловикова Ольга Анатольевна. Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Человек. Как на земле появились люди»
  • Добрынина Лариса Анатольевна. Конспект интегрированной НОД «Что есть в печи — все на стол мечи»
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Фоминых Елена Николаевна. Час педагогической компетентности с элементами деловой игры 'В преддверии тотального диктанта, или русский язык – это интересно!'
  • Будунова Анна Иннокентьевна. Рисование манкой – это очень интересно.
  • Волынец Николай Иванович. Сказка про морских животных - Очень страшное слово
  • Чагаева Нина. Презентация проекта 'Растения - фитотерапевты. Кто они?'
  • Анна Ушакова. 'Волшебный сундук' или как добро победило зло - сказка для детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь