Мартыновская Татьяна Александровна. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой, как один из эффективных методов нравственно-патриотического воспитания

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой, как один из эффективных методов нравственно-патриотического воспитания

Мартыновская Т.А., воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска №118

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из направлений моей работы с детьми старшего дошкольного возраста является нравственно-патриотическое воспитание. Это неотъемлемая часть всестороннего воспитания ребенка, необходимая предпосылка возрождения отечественной культуры.

 

В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ставится задача: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Я рассматриваю детскую книгу, как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Книга расширяет кругозор ребёнка, вводит его в богатый мир образов, отражающих жизнь, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни. Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду.

Я работаю в старше/подготовительной группе и перед собой поставила следующие задачи:

  1. раскрыть особенности нравственно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
  2. рассмотреть функции и жанры детской художественной литературы;
  3. показать роль художественной литературы в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников;
  4. разработать консультации для родителей по использованию художественной литературы в нравственно-эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста;
  5. воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него.

Свою работу по нравственно-патриотическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО строю на основе Образовательной Программы МАДОУ №118, провожу систематически, в соответствии с календарно-тематическим планом воспитательно — образовательной работы, в котором отражены значимые даты. Именно на основе образовательной среды был создан проект «Мой любимый город, в котором я живу», на примере которого я хочу поделиться опытом.

Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к «малой Родине» посредством художественной литературы. Критериями являются:

  • ребёнок хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и микрорайоне, но и в центральных улицах родного города. Знает и стремится выполнять правила поведения в городе
  • проявляет любознательность по отношению к родному городу, его истории, необычным памятникам, зданиям
  • с удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, связанных с познанием малой родины
  • проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан
  • отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.
  • охотно участвует в общих делах социально-гуманистической направленности: в подготовке концерта для ветеранов войны, посадке деревьев на участке, в конкурсе рисунков «Мы любим нашу землю», «Заполярье — моя Родина», «Мурманск – мой город родной», проявляет инициативность и самостоятельность
  • проявляет интерес к культуре своего народа, русской народной культуре, культуре саамов, знакомству с культурами различных этносов, населяющих Мурманск и нашу страну в целом.

Проект долгосрочный. Основное направление: формирование глубинных чувств к родному краю, городу, семье, на основе социокультурного окружения детей.

Прогнозируемые результаты. На основе расширения знаний об окружающем посредством художественной литературы:

  • сформировать патриотические чувства, любовь к родному краю, городу, чувство гордости за «малую Родину»;
  • углубить знания детей об истории родного города;
  • усвоить название улиц, памятников, достопримечательности города.

Предварительная работа: ознакомительная консультация с родителями о проекте. Новизна работы состоит в комплексном приобщении детей к духовной и материальной культуре, истории родного края через проектно-исследовательскую деятельность на основе педагогики сотрудничества: дети, родители, педагоги, социальные партнёры.

Основными формами работы являются:

  • создание мини-музея «Быт и традиции саамов»
  • родительские гостиные «Фольклор саамов»
  • выставки рисунков и поделок «Горжусь тобою мой город Мурманск»
  • создание детских сборников «Сказки народов Севера»
  • оформление рукописной книги
  • создание фонотеки фольклора народов Севера
  • праздники

Основной формой использования литературы в проекте, в воспитании патриотизма, является специально организованная развивающая деятельность. В рамках ознакомления с окружающим, природой, литературой – дети слушают различные произведения, беседуют с педагогом, рассказывают свои впечатления, заучивают наизусть и пересказывают. Но для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства недостаточно. В этом возрасте сохраняется наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то понятие государственных символов, красоты родной природы, военной героики) – нужна опора на визуальные впечатления. Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, использую наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме. При чтении сказок и рассказов с новыми словами – например – «прялка», «решето», «ухват» — четкое понимание детям дает натуральный предмет, или хотя бы его изображение, потому что словесное описание – объяснение незнакомого предмета они воспринимают с трудом. Использование предметов быта и старины при чтении и рассказывании былин усиливает познавательный эффект и привлекает внимание детей как «сюрпризный момент».

Список художественных произведений, используемых в проекте, довольно объемен и разнообразен. Патриотическое воспитание, как более узкая часть воспитания личности, тем не менее, пользуется всем перечнем жанров, рекомендуемых старшему дошкольному возрасту.

Устное народное творчество – богатейший материал для патриотического воспитания. К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества. Самые короткие – пословицы и поговорки они узнали еще в младшем возрасте, с загадками познакомились в средней группе. Становятся популярны считалки, загадки, скороговорки, волшебные сказки.

Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей (да и для многих взрослых) остается народная сказка.

Былины — особый древний жанр устного народного творчества, с которым детей знакомят в старшем дошкольном возрасте. Для детей используются адаптированные варианты текстов.

Рассказы о природе – изучаются с целью ознакомления детей с природой (что является также частью формирования патриотического отношения к родному краю) и восприятию ее не только как полезного ресурса, но как частью живого, чувствительного мира.

Стихи и рассказы о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Разумневича, А. Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны, негодуют против фашизма, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.

Рассказы о родном городе и столице России — как правило, такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для детского восприятия материал, изложенный в виде увлекательных рассказов.

По итогам реализации проекта были проведены праздник «Знатоки своего города» и родительское собрание. Обобщение материалов проекта, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными данными доказал действенность и эффективность разработанных педагогических условий формирования знаний о своём городе.

Большая роль в проекте отводится созданию условий, развивающей предметно-пространственной среды, использованию разнообразных приемов и методов в работе с детьми и их родителями, с учетом возрастного мировосприятия дошкольников, потребностей обеих сторон. В группе есть Центр книги, в котором подобраны произведения детской художественной литературы, содержащие патриотическую направленность.

Для лучшего понимания и восприятия прочитанного, до и после чтения произведений, на всех этапах проекта, использую не только печатную продукцию, но и натуральные предметы, макеты. Кроме специально организованных образовательных ситуаций, где используется художественная литература, дети знакомятся с произведениями в театрализованных играх, играх-драматизациях, после прочтения сказки дети смотрят мультипликационные фильмы по прочитанному сюжету. Подведением итогов всей работы над проектом стало оформление рукописной книги «Напомним Мурманску о славе».

Заинтересованность детей или продуктивность их деятельности показывает, насколько полезным было для детей художественное произведение, как доступно и убедительно педагог передал чувства и события, изложенные в произведении, насколько сформирован у детей образ национального героя, ответственного гражданина, насколько близки и понятны им явления родной культуры, сюжеты сказок, художественных произведений в целом. Задачи патриотического воспитания решаются комплексно, но художественная литература занимает главное место в формировании личности юного гражданина нашей Родины.

Просмотров: 729
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Хакимова Лилиана Рафаиловна. Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Боева Наталья Владимировна. «Ознакомление детей с природой родного края — как средство нравственно-патриотического воспитания»
  • Мигалева Марина Владимировна. Воспитание у детей нравственности путем использования произведений художественной литературы о родной природе.
  • Подлесных Татьяна Степановна. Проект и презентация - Приобщение детей к истокам русской народной культуры, как часть нравственно–патриотического воспитания
  • Любезных Галина Ивановна. Презентация «Художественная литература, как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста»
  • Блохина Любовь Владимировна. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
  • Науменко Светлана Васильевна. Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с историей родного края
  • Михеева Любовь Васильевна. Авторская статья на тему: «Коллективное художественное творчество в детском саду, как важный инструмент нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»
  • Хохлова Галина Тимофеевна,Ченцова Ольга Николаевна. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию родного края как средство патриотического воспитания
  • Федорова Наталия Алексеевна. Проект в подготовительной группе по теме «Ознакомление с родным поселком, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
  • Филатова Елена Викторовна. «Использование инновационных форм и методов работы для привлечения детей и их родителей к чтению — восприятию художественной литературы путем создания в ДОУ детской библиотеке»
  • Немкина Елена Владимировна. ПРОЕКТ «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
  • Баранова Ольга Вадимовна, Беднова Алина Алексеевна. Педагогическая статья «Предметно-развивающая среда как одно из условий патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
  • Дурасова Елена Николаевна. Консультация для воспитателей на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с природой родного края»
  • Таболова Зарема. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Назаренко Елена Васильевна. Влияние чтения художественной литературы на детей старшего дошкольного возраста.
  • Якушева Татьяна Николаевна. Проект «Юные туристята» как одна из форм патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
  • Кочина Ирина Алексеевна. Перспективный план проекта работы по формированию основ экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста «Мир, в котором мы живем»
  • Захарова Наталья Григорьевна. «Особенности нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
  • Милова Алена Александровна. Обобщение опыта работы по теме: «Краеведение как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста»
  • Лысакова Светлана Сергеевна. Сочинительство сказок как средство духовно — нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Кузнецова Елена Евгеньевна. Опыт работы на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной'
  • Берёза Елена Сергеевна. Русская народная культура, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста
  • Ялаева Дилара Айратовна. Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста
  • Салихова Айгуль Сабирьяновна. Презентация «Консультация для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами художественной литературы»
  • Порозова Ольга Николаевна. Опыт работы «Фольклор как средство патриотического воспитания детей»
  • Шевчук Надежда Николаевна. Сообщение из опыта работы на тему: «Формирование нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре и фольклорным традициям»
  • Лебедева Л.А, Шабанова Л.И. Статья «Создание мини-музея в ДОУ, как форма патриотического воспитания предметно-пространственной развивающей среды»
  • Уразбаева Е. С.. Статья «Духовно – нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»
  • Петрова Екатерина Георгиевна. Использование художественной литературы в формировании образа семьи у детей дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь