Доможакова Татьяна Ивановна. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с государственной символикой России

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с государственной символикой России

Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой является. Это ее земля, природа, богатства. Это народ, населяющий страну и создающий ее богатства, это образ жизни общества. В дошкольном возрасте закладываются простейшие представления детей об окружающем, интерес и положительные отношения, к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, гражданская позиция, а также формируются определенные черты личности — активность, самостоятельность, инициативности.

Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина своей страны необходимо сформировать нравственную основу и помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающим, что невозможно без воспитания любви к близким, своему отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа.

 

Государственная символика является частью истории и культуры страны. Ознакомление с важнейшими государственными символами – гербом, флагом, гимном – традиционно входит в содержание программ воспитания и обучения.

Мною создан цикл бесед «Я – Россиянин» для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с государственной символикой.

Цель моей работы:

  • Формирование представлений о государственных символах России (герб, флаг, гимн), об их основных функциях – объединять жителей страны, служить отличительными знаками государства.
  • Воспитывать уважительное отношение к государственным символам РФ, гордость за принадлежность к Российскому государству и ее народу.

Беседы для детей старших или подготовительных групп проводятся во второй половине дня как совместная деятельность воспитателя с детьми, в течение одной недели, так как входят в общий план по ознакомлению дошкольников с родной страной. Беседы по объему небольшие, каждая последующая беседа является продолжением предыдущей.

Детям дошкольного возраста доступны некоторые элементарные представления о геральдике, символике цвета.

Чтобы суметь прочитать герб и флаг, нужно знать значение изображений, поэтому тема первой беседы цикла — «Символы», из которой дети узнают об историческом значении некоторых символов на основе фольклорных образов (пословиц, легенд и загадок). Цветовые символы: красный, белый, синий – красота окружающего мира. Красными, синими нитями по белому полотну вышивали затейливые узоры на одежде. Эти цвета всегда почитались на Руси.

Следующий этап работы – знакомство с флагом России. В старшем возрасте дети начинают проявлять интерес к историческим событиям, особенно если они представлены в сказочной форме и подкреплены иллюстрациями. Их яркость и красочность помогают формировать положительное отношение к гербу и флагу, а знаково-символический компонент предполагает формирование элементарных представлений о том, что изображено, что обозначают цвета, приобщают к прошлому и настоящему страны. (Первые стяги и флаги с ликами святых, русский корабль «Орел», на котором впервые был поднят бело-сине-красный флаг).

В следующей беседе дети узнают о гимне как о символе, который всегда с тобой, ведь если знать слова и мелодию, его можно всегда спеть.

Заключительная беседа подводит итог ознакомлению и носит название «Я живу в России», в ходе которой дети закрепляют свои знания о стране и ее символах.

В своей работе педагог должен учитывать:

  • Одной из основных особенностей окружающего мира является его изменение с течением времени, поэтому необходимо познакомить детей с тем, что государственная символика тоже изменяется, как все, что нас окружает.
  • Содержание элементарных знаний детей должно иметь историческую основу, но учитывать возраст ребенка.
  • Сведения, полученные детьми должны быть краткими и не охватывать все исторические этапы создания этих символов.
  • Не стоит рассматривать российскую символику в политическом контексте.
  • При подготовке наглядно-дидактического материала не следует использовать любые пособия, нарушающие целостность изображения государственного герба и флага, использовать раскраски, так как, раскрашивая рисунок не всегда можно точно передать цвета государственных символов.

Таким образом, цикл бесед позволяет сделать процесс ознакомления с символикой России систематическим, развивающим, сформировать у ребенка чувство принадлежности к определенной культуре, истории и заронить в души детей маленькое зернышко любви к Родине.

I ТЕМА БЕСЕДЫ: Символы.

Программное содержание:

  1. Знакомство с народной символикой;
  2. Развитие познавательных интересов;
  3. Воспитание интереса к истории и культуре своей страны.

Предварительная работа. Наблюдение на прогулке вывешенных на зданиях флагов, дорожных знаков, различных обозначений (символов).

Материал. Словарь, символы: красный крест, дорожные знаки и т. д.

Ход.

Предложить детям для рассматривания разные символы.

- Что это? Все это можно назвать символом.

- Что такое символ?

- Где можно узнать значение этого символа? (в словаре).

Прочитаем, что говорит словарь об этом.

Символы бывают разные. Некоторые пришли к нам из давних времен, когда люди еще не умели читать, многого не знали. Думали, что земля не круглая, а плоская, как блин. Солнце – грозный человек, который живет на небе. Загадка: «Красная девица по небу ходит».

- С чем еще могли сравнить солнце? (с птицей – орлом, жар-птицей; с девицей красивой).

Летит орел выше лесу

На крыльях огонь имеет

Весь мир освещает.

- А вы знаете загадки о солнце? Загадайте.

- От солнца много зависит в нашей жизни.

- Если вдруг солнышко исчезнет, что будет?

- Каким цветом люди изображали солнце? (красным). Они считали, что красный цвет это цвет силы, отваги, красоты, так как слово «красный» означает прекрасный.

- Цвет раньше тоже был символом. О красном мы поговорили.

- А что можно сказать о синем цвете?

- Что он может обозначать? (небо, воду (реки, моря), верность, правду.) В нашей стране очень много рек, озер. Поэтому и любили этот цвет.

- А что обозначает белый цвет? (чистоту).

Белый, синий, красный цвета – красота окружающего мира, эти цвета всегда почитались на Руси. Красными, синими нитями по белому полотну вышивали затейливые узоры. Разноцветные ткани использовали, когда шили одежду.

(Рассмотреть народные костюмы: (русский, хакасский и другие)).

Раскрашивание русской народной одежды, рисование солнца.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. – М.: АРКТИ, 2007
  2. Журнал «Обруч» №3, 2003
  3. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина…- М.: АРКТИ, 2005
  4. «Моя страна Россия» Виноградова Н.Ф., Соколова Н.А. М. Просвещение. 2001
  5. «Наследие. Патриотическое воспитание в д/с». Новицкая М.Ю. М. Просвещение, 2003
  6. Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн. — М.: ТИД «Русское слово – РС», 2004
  7. «С чего начинается Родина?» Кондрыкинская Л.А. М. 2004

Доможакова Т.И.

Воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад «Рябинушка» г. Абакан, Республика Хакасия.

Просмотров: 412
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Оносова Ольга Аркадьевна. Презентация 'Лица России – символы России'
  • Лобанова Елена Александровна. Конспект занятия «День Государственного Флага. Символы России»
  • Артемова Татьяна Геннадьевна. Интегрированное занятие в старшей группе 'Государственные символы России'.
  • Куйбина Юлия Валерьевна. Конспект игры-викторины для детей 6-7 лет по теме: «Разгадай символы России»
  • Татьяна Ларина. Конспект НОД в старшей группе 'Белый, синий, красный'
  • Рябинина Татьяна Викторовна. Воспитание будущего гражданина своей страны
  • Марченко Ирина Петровна. Конспект открытого мероприятия – развлечения по теме «Воспитание интереса к истории и культуре родной страны через русские народные сказки при организации физкультурно – оздоровительной работы» «Путешествие по сказкам»
  • Наталия Степовская. Патриотическое воспитание в ДОУ Открытое занятие по теме «Государственная символика России»
  • Чичушкина О. А.. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА 'МАЛЕНЬКИЙ ГРАЖДАНИН СВОЕЙ СТРАНЫ'
  • Веселова Екатерина Анатольевна. СЦЕНАРИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КО ДНЮ РОССИИ «МЫ ЖИВЁМ В РОССИИ»
  • Афанасьева Екатерина Сергеевна Немыкина Наталья Сергеевна. Конспект НОД в подготовительной группе общеразвивающей направленности Тема: «Символика Краснодарского края: герб, гимн, флаг Краснодарского края»
  • Шевченко Ирина Вячеславна. РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Кутумова Наталья Александровна. НОД по экологическому воспитанию на тему: «Нет страны красивее и краше, Чем Россия- матушка наша!» Спасем красоты России!
  • Воробьева Вера Николаевна. «Моя Россия – моя страна!». Литературно – музыкальная программа ко дню Независимости России» для детей старшего дошкольного возраста.
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Конспект беседы с родителями на тему: «Можно ли наказывать ребенка»
  • Барилова Елена Анатольевна. Конспект занятия для детей старшей группы «Флаг России»
  • Ходырева Нина Владимировна. Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста
  • Татьяна Валерьевна Трунова. Конспект беседы 'Дает силы нам всегда витаминноая еда'
  • Цвета Солнца. Стихи для детей.
  • Сыроватко Татьяна Михайловна. Педагогический проект «Государственная символика России»
  • Соколова Александра Витальевна. Занятие в средней группе к Дню Победы. Флаг России.
  • Мирчу Елена Викторовна. Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы. Тема: Славянские символы.
  • Елена Мирошниченко. Ознакомление дошкольников с государственной символикой
  • Главный Редактор. Пусть всегда будет солнце - песня
  • Шатова Марина. КОНСПЕКТ НОД по символике «Флаг» для детей старшего дошкольного возраста.
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Крушельницкая Татьяна Николаевна. Публикация (из опыта работы) «Воспитываем дошкольников патриотами своей страны»
  • Денисенко Алёна Витальевна. Проект: «Полиэтническое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора народов России»
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Петухова Елена Владимировна. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 'Цвета Радуги'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь