Смирнова Наталья Павловна. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Смирнова Наталья Павловна, муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 2 «Светлячок» г. Новокубанска муниципального образования Новокубанский район,

Социальный педагог, Воспитатель

Статья посвящена вопросам воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Формированию любви к родному городу, краю. Систематизации знаний по истории и культуре родного края. Развитию познавательно-исследовательской базы. Поставлены цели и задачи патриотического воспитания, перечислены средства для выполнения задач и определены ожидаемые результаты работы. Предлагается к рассмотрению один из проектов по ознакомлению с родным краем.

 

Скачать конспект

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, проект,

Патриотическое воспитание – одна из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Патриотизм — преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. (С. И. Ожегов и Н.Ю. Шведова стр. 496, 2003г.) Государство пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Всем известный, что фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал происходит в дошкольном возрасте. «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее», — подчеркнул Путин.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя любовь к близки людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.

Академик Д.С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.

Нужно помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувствах восхищения своим городом, своей страной. Эти чувства возникают не мгновенно, это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Положительный результат можно достичь работая не только на специально организованной образовательной деятельности, но и вне её.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, по воспитанию любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь.

" В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, — писал Ушинский — т. к. воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности воспитателя в деле воспитания. Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер невозможно. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер."

Реализация государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации, начиная с 2001 года, позволила создать систему патриотического воспитания и обеспечить её устойчивое функционирование. Итогом реализации государственных программ стала тенденция углубления в массовом сознании населения понимания российского патриотизма как духовного ориентира и важнейшего ресурса развития современного российского общества.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (далее — Программа), является логическим продолжением, в развивающихся социально-экономических и политических условиях второго десятилетия XXI века, ранее принятых государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Цель моей работы формирование патриотического воспитания у детей дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание решает ряд задач:

  • нравственного воспитания
  • умственного воспитания
  • трудового воспитания
  • эстетического воспитания

- физического воспитания.

Были поставлены следующие задачи:

  1. Воспитание у дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
  2. Развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее. Расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной город красивыми, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
  3. Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и горожан, социальных акциях. Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях малой родины, культурных мероприятиях и социальных акциях.
  4. Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу. Развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, воспитывать бережное отношение к родному городу (селу).
  5. Формировать у детей представления о символике родного города (герб, флаг, гимн).
  6. Познакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.

Для выполнения поставленных задач были запланированы ООД, беседы, ознакомление с художественной литературой, игры, работа с родителями.

В своей работе использую средства патриотического воспитания:

  • само окружение, в котором живут дети
  • знакомство с символикой государства
  • праздники, которые отмечаются в стране и крае
  • важные события страны и края
  • знакомство с историей своей «Малой родиной»
  • произведения художественной литературы
  • произведения изобразительного искусства
  • музыкальные произведения
  • использование медиатеки (презентации).

Ожидаемый результат:

  • У ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине.
  • Ребенок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к городу.
  • Он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому окружении, правилах поведения в городе.
  • Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому окружении, но и на центральных улицах родного города.
  • Знает и стремится выполнять правила поведения в городе.
  • Проявляет любознательность по отношению к родному городу, его интересует, почему город устроен именно так, обращает внимание на эстетическую среду города.
  • Проявляет любознательность по отношению к родному городу, его истории, необычным памятникам, зданиям.
  • Ребенок с удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование.
  • С удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины, в детское коллекционирование.
  • Проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.
  • Проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.
  • Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.).

Новизна заключается в разработке работы по воспитанию патриотических чувств детей к родному краю в ДОУ.

Д. Дьюи предложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития детей: от выявления возможностей и прошлого опыта – к современному планированию и реализации намеченного.

Предлагаю к рассмотрению один из проектов:

Продолжительность проекта: долгосрочный

Тип проекта: исследовательски-творческий.

Участники проекта: дети дошкольной группы; родители.

Возраст детей: 5-7 лет.

Цель проекта: систематизация знаний детей о родном городе, крае

Задачи проекта:

Обучающие:

  • Развивать познавательный интерес к изучению родного города, края.
  • Формировать знания о быте, традициях казачества, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.
  • Обогатить знания дошкольников о городе Новокубанске, его истории, достопримечательностях, богатствах города.

Развивающие:

  • Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.
  • Прививать навыки познавательной творческой деятельности.
  • Развивать творческие способности детей.
  • Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства города, края.

Воспитательные:

  • Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края.
  • Прививать навыки здорового образа жизни.
  • Воспитывать уважение к труду новокубанцев, создающих красивый город.
  • Усилить роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей.

Формы реализации проекта:

1. Игровая деятельность

  • дидактические игры: Собери флаг Кубани, России, Новокубанского района, «Мир растений», «Мир животных», «Мой город»;
  • кубанские игры: «КРАДУ КАВУНЫ (арбузы)», « «ХЛИБЧИК»», «КУБАНКА»;
  • с/р «Семья».

2. Познавательное развитие.

  • экскурсии в музей;
  • Рассматривание иллюстраций «О чем расскажут фотографии»;

3. Конструирование

  • изготовление построек «Мой дом», «Наш город».

4. Художественно – творческая деятельность

  • Рисование «Животные, которые живут рядом со мной», «Мой город».
  • Аппликация «Флаг моей Родины».

5. Развитие речи

  • беседы с детьми «Наш родной край», «Праздники в нашей семье», «Природа родного края»;
  • чтение и заучивание потешек;
  • чтение и разъяснение пословиц и поговорок о Родине;

6. Формы и методы работы с родителями.

  • Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой отчий край».
  • Художественно-творческая продуктивная деятельность в семье на различные темы.
  • Привлечение родителей к пополнению уголков краеведения предметами русского и национального быта.

Ожидаемые результаты от реализации проекта:

Дошкольники будут знать:

  • Наиболее важные исторические события истории родного города и края.
  • Символику города и края.
  • Писателей и поэтов города и края, их творчество.
  • Обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества.

Оценка результатов:

  1. Для оценки эффективности данного проекта провести наблюдение за поведением и общением детей.
  2. Провести анализ детской деятельности (рассказы о городе, творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры)
  3. Провести анкетирование родителей по оценке эффективности проекта

Методическое обеспечение:

  1. Программа О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998 г.
  2. Разделы программы «Детство»
  3. «Дошкольнику — об истории и культуре России»: Данилина, Г. Н.
  4. «Дошкольное воспитание» № 4 2009 год В. Маркова. «Шлем тебе, Кубань родная, до сырой земли поклон».
  5. «Дошкольное воспитание» № 11 2011 год Микрюкова Ю. «Какая она – моя Кубань?»
  6. «Дошкольное воспитание» № 11 2011 год Прасолова З. «Приобщаем к традиционной культуре Кубани».
  7. «Дошкольное воспитание» № 11 2011 год Коненко Т., Шелуха О. «Чтим традиции и обычаи»

Проанализировав результаты работы по воспитанию патриотических чувств у дошкольников, можно с уверенностью сказать, что дети знают и интересуются городом и краем. Наблюдается положительная динамика в воспитании бережного отношения к красоте окружающего мира, заложены ростки любви к родному городу и краю. У дошкольника формируется исследовательская база.

Детство – один из наиболее важных этапов в жизни ребенка. Становление человека, гражданина происходит в самый нежный и чувствительный период жизни. Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Сила воздействия целенаправленной и систематической работы состоит в том, чтобы показывать детям любовь к Родине, мужество и самопожертвование погибших и живых народов, раскрывать их моральные, духовные и человеческие качества. Стать людьми ответственными, чувствующими причастие к родному краю, городу.

Если ребенок бережно относится к своему городу, краю то можно с уверенностью сказать, что он станет патриотом свое страны.

Список литературы

  1. Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, — М.: ТЦ «Сфера», 1999.
  2. Бушнева И.М., Якунина И.М., Мартынова Е.А., Шапошникова С.В. и др. Педагогические советы – Волгоград: Учитель, 2012.
  3. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В. и др. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010
  4. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014
  5. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
  6. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… (Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2003.
  7. Натарова В.И., Карпухина Н.И., Фельдшерова Н.А. и др. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
  8. Савченко В.И. Авторизованная «Программа нравственно – патриотического и духовного воспитания дошкольников». Методические рекомендации. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
Просмотров: 303
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Музафарова Гульнара Мавлитовна, Епифанова Марина Вячеславовна. Нетрадиционное родительское собрания на тему: «Воспитание любви к родному городу и краю в детском саду и семье»
  • Татьяна Александровна Рябинина. Родительское собрание 'Воспитание любви к родному городу и округу в детском саду и семье'
  • Цветкова Кристина Юрьевна. Статья Патриотическое воспитание «Любовь к родному краю»
  • Мухаметдинова Лилия. Консультация для родителей 'Воспитание у детей любви к родному краю'
  • Мелентьева Наталья Александровна. Воспитание у дошкольников любви к Родине через ознакомление с природой родного края.
  • Кочеткова Елена Александровна. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством формирования любви к малой Родине»
  • Боева Наталья Владимировна. «Ознакомление детей с природой родного края — как средство нравственно-патриотического воспитания»
  • Ковтун Ирина Викторовна. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей малой Родины.
  • Ворожейкина Анастасия Александровна Мальцева Анна Олеговна. Воспитание у дошкольников любви к родному краю как педагогическая проблема
  • Науменко Светлана Васильевна. Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с историей родного края
  • Хохлова Галина Тимофеевна,Ченцова Ольга Николаевна. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию родного края как средство патриотического воспитания
  • Канюкова Светлана Ивановна. Воспитание любви к родному краю.
  • Кружкова Т.В., Яблочкина Л. В.. Проект по формированию патриотического воспитания дошкольников «Памятные места родного города — Таганрог»
  • Кузнецова Елена Евгеньевна. Опыт работы на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной'
  • Полторецкая Юлия Александровна. Проект «Развитие у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей и особенностями Родного края»
  • Никитина Ольга Дмитриевна. Исследовательская деятельность как средство развития интереса к познанию истории и культуры родного края у старших дошкольников.
  • Паршкова Марина Рафхатовна. Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, через кружковую работу.
  • Попова Юлия Александровна. Развитие речи детей 6-7 лет по средствам тетради «Путешествие по родному городу»
  • Косоухова Наталья Николаевна. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников «Родной свой край люби и знай!»
  • Мартыновская Татьяна Александровна. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой, как один из эффективных методов нравственно-патриотического воспитания
  • Бакалеева Елена Александровна. Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей с нарушением зрения в средней группе (4-5 лет) Тема: «Путешествие по родному городу»
  • Хакимова Лилиана Рафаиловна. Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Заблоцкая Нина Геннадьевна. Консультация для родителей «Как привить детям любовь к родному краю Кубани?»
  • Дурасова Елена Николаевна. Консультация для воспитателей на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с природой родного края»
  • Мухаметханова Разиля Рафаковна. Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду.
  • Таболова Зарема. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Немкина Елена Владимировна. ПРОЕКТ «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
  • Подлесных Татьяна Степановна. Проект и презентация - Приобщение детей к истокам русской народной культуры, как часть нравственно–патриотического воспитания
  • Анастасия Владимировна Афанасьева. Конспект занятия по воспитанию любви к родному краю Чудо-прялка»
  • Макушева Наталья Викторовна. Приобщение дошкольников к национальной культуре как педагогический метод патриотического воспитания.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь