Елисеева Елена Владимировна. Патриотическое воспитание в России в историческом аспекте.

Патриотическое воспитание в России в историческом аспекте.

Аннотация: Статья посвящена ретроспективному осмыслению проблемы формирования Российского патриотизма, который видится нами как чувство любви к родине, и готовность пожертвовать своими интересами ради нее. Показано, что патриотизм в историческом аспекте имел различное трактование, однако основное его понятие всегда сводилось к любви к Отечеству, сохранению неприкосновенности государства, гражданской активности и духовности.

Актуальность: Проблема патриотизма все больше актуализируется в современном российском обществе. Поэтому возникает необходимость социально-философского рассмотрения этого явления и его оснований. Нами выявлены такие элементы как Отечество, Долг, Родина, которые находятся в ядре российского патриотизма, выявленного нами в результате ретроспективного анализа.

Ключевые слова: патриотизм, российский патриотизм любовь к Родине, Русь, Российский патриотизм, патриотические чувства, ретроспектива

 

скачать конспект

Русский патриотизм формировался и развивался в течение длительного времени. Многообразие подходов с точки зрения философского анализа, русской и советской литературы к пониманию сущности патриотизма имеет длительную историю. Патриотизм понимается как одна из высших ценностных культур. Ряд социальных проблем, появляющихся в истории перед обществом и человечеством аккумулируют проблему формирования Российского патриотизма.

В современном обществе преобладает проблема теоретической и практической актуализации проблемы патриотизма в различных формах, проявление его на различных социальных уровнях. Государство предпринимает попытки восстановить систему патриотического воспитания, провозгласить патриотизм высшей ценностью российского общества [8]. Именно эта тенденция показывает, что проблема патриотизма оказалась на первом месте и ее нужно теоритически актуализировать.

Теоретическая актуализация предполагает проведение исторического и социально-философского анализа понятия «патриотизм».

Обратимся к наиболее характерным моментам эволюции идей патриотизма в России в русле Русской идеи. В понимании сущности Русской идеи многие известные ученые, политические деятели, представители культуры и даже отечественного предпринимательства исходят из того, что наш общенациональный идеал сегодня — это возрождение России, которое немыслимо без обращения к ее глубинным истокам. Русская идея сегодня выступает в качестве одной из духовных основ возрождения Отечества, нашей исторической памяти, национального самосознания, стремления россиян к лучшей действительности, проявления ими высокой духовности, и истинного патриотизма.

В далеком прошлом в основе Русской идеи было мессианство — быть главной, если не единственной носительницей подлинно христианских ценностей, а после падения Византии — и православной государственности. На протяжении веков силы этой государственности были направлены на самосохранение русского народа, развитие у него национального самосознания и высших патриотических чувств. С расширением границ Русского государства, присоединением к нему новых народов Русская идея трансформируется в идею российскую. Многочисленные нерусские народы, получая от русской нации экономическую, культурную и иную помощь, военную защиту от врагов, стали считать Россию своей общей исторической родиной. Вследствие этого идея о роли и предназначении русского народа, то есть Русская идея "... стала общей для всех наций, народностей, этнических и национальных групп, населявших огромную Российскую империю"

Анализ Русской идеи основывается на взглядах отечественных мыслителей, в особенности тех, которые в той или иной степени выражали свое отношение к патриотизму и проблеме его развития в обществе. Эти мыслители разрабатывали теоретические основы патриотизма в тесной связи с Русской идеей, в ее общем русле. Именно этим объясняется то обстоятельство, что в существе их идей, подходов и позиций по проблеме русского и российского патриотизма имеются общие, объединяющие моменты.

Патриотизм – это чувство любви к родине, и готовность пожертвовать своими интересами ради нее. В высших проявлениях патриотизм – одухотворенное чувство, близкое к религиозному, отношение к Родине как к чему-то священному.

Рассмотрим этапы формирования патриотизма с точки зрения исторического анализа. Главным этапом становления патриотических проявлений русского народа является процесс защиты Отечества от внешнего врага.

Глубина патриотизма русского народа проявилась во второй половине XIV века в процессе ликвидации монголо-татарского ига, когда Ордынский хан Ахмат вторгся во владения московского князя в 1940 году с целью восстановить могущество Золотой Орды. В данной ситуации, патриотические настроения были выражены православной церковью. Эти патриотические проявления являлись закономерностью, после падения Византии, принятия католичества в Литве и ислама в Золотой Орде, Русь защищала православную веру, свое Отечество в условиях конфессиональной изоляции.

Древнерусская литература второй половины XIV- XV веков отражала мотивы защиты «веры христианства». Культурно-политической сущностью Руси стала ее религиозная основа, «рассматривалась князьями как основание государственной независимости, как форма и средство сохранения политической самостоятельности» [3]. Именно, благодаря твердой позиции православной церкви, рать князя московского одержала победу над монголо-татарами. Освобождение Руси от Ордынского ига стало дальнейшим посылом для дальнейшего развития национального сознания и патриотизма, который выражался в служении Богу и Отечеству.

Патриотическая идея «Москва – третий Рим» широко распространилась в Смутное время, этому способствовала угроза потери национальной независимости, гражданская война, раскол русского общества. Символом Образа Отечества в условиях польско-шведской интервенции оставалась православная вера. Призыв постоять «за православную веру, и за святыя Божия церкви, и за свои души, и за свое отечество, и за достояние, еже нам Господь дал» стал одним из самых распространенных патриотических призывов[4].

Князь Дмитрий Пожарский в окружной грамоте призывал бороться с врагами за «православную христианскую веру и свое отечество». Патриотизм в период смутного времени отождествлялся с монархическим способом организации политической жизни страны в целом. Участие в политической жизни страны рассматривалось с точки зрения пользы монархическому государству. Синоним слова патриот встречается в многочисленных грамотах того времени как «доброхотящий Российскому царству», а «изменниками всему нашему великому царству» именовали интервентов. Главной целью совместных действий общества, патриотической деятельности стало Восстановление монархии[5].

В 1613 году в Российском государстве была восстановлена абсолютная монархия: на Земском соборе, «по приговору всея земли», был избран новый царь - Михаил Федорович Романов. Это произошло благодаря жертвенности и героизму русского народа: монахов-защитников Троице-Сергиева монастыря, Смоленска, костромского крестьянина Ивана Сусанина. Из России были изгнаны интервенты, преодолен социально-экономический кризис.

Абрамов А.В. рассматривал патриотизм эпохи Российской империи как отождествление Отечества с личностью государя. Государство понималось как вотчина. В XVIII веке произошло изменение такого мнения. Представление о патриоте трактуется как о человеке, заботящимся об «общем благе» России. Служба на благо Отечества отличается от позиции «Москва – третий Рим» тем, что объектом патриотизма становится Отечество.

По мнению Е.В. Анисимова, первый русский император показывал пример своим подданным как нужно служить ему, самодержцу своими ежедневными делами, своей службой Отечеству. Поэтому служба Отечеству воспринималась населением Российской империи, как служение государю.

В первой четверти XVIII века в патриотической психологии отражены подобные представления о патриотизме. В это время получило распространение идей философии Просвещения. Екатерина II в «Наказе Уложенной комиссии» говорит о необходимости абсолютной верховной власти заботой о «общем благе», при введении «лучших законов», к которым необходимо «умы людские приготовить» [5].

Противоречие идеалов Просвещения и крепостничества стало основанием для возникновения радикальной точки зрения в общественном сознании. Понимание патриотизма А.Н. Радищев отразил в своей работе «Беседа о том, что есть сын Отечества». По его мнению, сын Отечества должен служить делу процветания России.

Идея «служения Отечеству» в первой половине XIX века стала достоянием народных масс, перешагнула узкосословные рамки. Ускорила данный процесс Отечественная война 1812 года. Угроза потерять независимость всколыхнула народные массы России, пробудила народную гордость и народное сознание. Российские крестьяне выступили против захватчиков с самого начала военных действий. Они уходили в леса, отказывались поставлять продовольствие французской армии. Активное участие народных масс было вызвано справедливым, оборонительным характером войны. Эти события были описаны Ф.Н. Глинкой: «Оратаи и пастыри сделались воинами. Оросив слезами жен и детей, оградя грудь свою крестом, беспечно и бодро шли они распивать смертную чашу с врагом небывалым на русской земле. Они бились за веру и царя и устояли в вере и верности». Русские люди сражались в составе регулярных войск. М.И. Кутузов высоко оценил подвиг русского народа, описывая события на Бородинском поле.

По мнению А.В. Абрамова патриотизм проявляющийся в преобразовании политического режима, угрожал самодержавию. Поэтому была разработана новая патриотическая идеология. Такой идеологией стала «Теория официальной народности» заместителя министра народного просвещения С.С. Уварова», заключающаяся в трансформации абсолютной монархии в программу: народность, самодержавие, православие. Основные идеи политической идеологии не были одобрены русским обществом, это отразилось в двух противоположных теориях западничества и славянофильства. Началом западнического движения можно считать публикацию в журнале «Телескоп» в 1836 году статьи П.Я. Чаадаева. Славянофилы выступали за преобразование политического режима России, неограниченную монархию.

Своеобразие и самобытность России, подчеркнутое славянофилами, заключалось в национальном характере русского государства, где царствует взаимная доверенность вместо социальных противоречий. По мнению А.С. Хомякова, Россия имеет неисчислимые выгоды перед Западом, так как на первоначальной истории Русского государства не лежит пятно завоевания.

Основой такой органичности государства выступало «демократическое» самодержавие - монархия, очищенная от крепостного права и чиновничьего засилья, опирающаяся на народ и поддерживаемая народом; крестьянская община, с присущей ей тотальной нерасчлененностью мышления, соборностью; и православие [5].

Совместное существование двух идеологий, было характерно для второй половины XIX - начала XX века. Эти идеи проявлялись в установках политических партий. Поляков утверждает, что трагедия русской эмиграции описана в трудах писателей, философов, религиозных деятелей, которые выражали не согласие с политикой духовного распада и чрезмерной идеологизацией общества. Среди имен мыслителей, разрабатывавших новые подходы к пониманию патриотизма в русле русской идеи в сложнейший период развития советского, а затем и российского общества в XX веке, можно выделить Иоанна Кронштадтского, В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, Н.О. Лосского, Иоанна Санкт-Петербургского и Ладожского, Владимира Киевского и Галицкого, А.Н. Толстого, М.А. Шолохова, О.А. Платонова.

Высокую оценку Белой армии давал Г.В. Фроловский, который утверждал, что под белое знамя влекло нравственное задание. Такого же мнения был И.А. Ильин, который утверждал духовную победу Белой армии: «Дело Русской Добровольческой армии есть дело русской национальной чести, русского патриотического горения, русского народного характера, русской православной религиозности», а «... весь путь Белой армии приобретал единый государственный смысл... обращенный к будущему, к основам возрождающейся в будущем новой великой... России» [5].

По мнению Н.Колесникова, патриотические качества русского воинства, проявлялось как в годы гражданской войны, так и ее завершении на чужбине, в дали от родины. Так, разрозненные, измученные духовно и физически, изнуренные остатки армии генерала П. Врангеля, отступившие из Крыма и выброшенные на пустынный берег Мраморного моря, в несколько месяцев создали вдали от родной земли крепкий центр русской государственности, дисциплинированную и одухотворенную армию. Солдаты и офицеры этой армии создали альтруистический рыцарский орден, который защищал интересы самодержавного государства, православия. Именно поэтому идеи Белого движения негативно оценивались советской властью.

Сегодня необходимо подчеркнуть рост патриотизма русского народа на фоне раскола России. И представители Красной армии, и Белой армии были патриотами России.

Представители Красной армии «Отечество» понимали как социалистическое, отражающее появление новой общественно-государственной системы.

Собирательный образ «Филосовского подхода» стал символом эмиграции русской интеллигенции. Среди изгнанных был один из самых блестящих философов России XX века Н.А. Бердяев; известные философы: С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский, С.Н. Булгаков, В.А. Боголепов, И.А. Ильин, Ф.А. Степун, Н.С. Трубецкой, И.И. Лапшин; историк Г.В. Флоровский, физиолог Б.П. Бабкин, писатель М. Осоргин. Были там передовые, прогрессивные профессора и руководители высших учебных заведений и школ, в том числе ректоры Московского и Петроградского университетов.

В размышлениях И.А. Ильина мы видим описание проблемы, которая не утратила актуальности и в настоящее время. Речь идет о восстановлении нравственных и духовных ценностях. Ильин утверждает, что первые признаки патриотизма возникают у человека из чувства солидарности человека со своими близкими. Если человек соединяет свою судьбу с судьбой своего народа, как в самые опасные минуты своей жизни, так и в эпоху благоденствия, в его достижении и в его падении, этот человек становится истинным патриотом. Любовь к Родине должна быть духовно обоснована и духовно оправдана человеком и в этом заключается жизненная польза патриотизма. Определение патриотизма уходит корнями в бессознательное человека. Он считает, что патриотизм является состоянием радостной любви и вдохновенного творчества. Такое чувство закрепляется, если в обществе имеются единые политические и экономические задачи. Слияние патриота с его родиной дает активизацию общества, вырабатывает большое количество общественной энергии. Таким образом, Ильин показал взаимообусловленность идеи родины и чувства патриотизма, их естественность в историческом развитии народов.

После революции 1917 года власти в основу идеологии положили принцип «отречения от старого мира», который был разрушен и на его месте построен новый. До начала Великой Отечественной войны сохранялась эта позиция.

Таким образом, значимой особенностью формирования патриотизма данного периода стало противоречие между различными социальными группами, радикализация ценностных установок, отказ от национальных традиционных ценностей и попытка замещения их новыми, такими как: международная солидарность трудящихся, диктатура пролетариата, классовая борьба. Молодежь играла ведущую роль. Ее энтузиазм был настолько велик, что даже дети были включены во все процессы.

Следующим этапом формирования патриотизма считается отождествление каждого гражданина страны с государством, однозначное принятие ценностей и идеалов государственной власти и борьбы за «светлое будущее» всех народов.

На примерах борцов за «светлое будущее» воспитывалось новое поколение советских людей. И таким образом формировался новый вид патриотизма – социалистический. В то же время советское руководство того времени понимало, что одними только идеями о пролетарском интернационализме, международной солидарности трудящихся и социализме сформировать полноценное патриотическое сознание советских людей едва ли будет возможно. Это тем более было актуально в обстановке ожидания войны. Поэтому мощным идеологическим ресурсом, способствовавшим формированию патриотического сознания, стало обращение к героическому прошлому России, патриотизму ее народов в периоды суровых испытаний. Тема героического прошлого нашла отражение в произведениях выдающихся писателей того времени. Наибольшую известность получил роман А. Толстого «Петр Первый». Тема беззаветного служения Отечеству, его вооруженной защите нашла отражение в поэме К. Симонова «Ледовое побоище», романе С. Бородина «Дмитрий Донской». Высоким духом патриотизма были пронизаны романы «Цусима» А. Новикова Прибоя, «Севастопольская страда» С. Сергеева-Ценского, «Порт-Артур» А. Степанова и других произведениях советских писателей.

Обращение к идее патриотизма сыграло решающую роль в мобилизации всей страны к обороне. Особое значение имело то обстоятельство, что патриотизм был проявлен на уровне высшего военно-политического руководства страны, которое тем самым продемонстрировало, что в период тяжелейших испытаний оно оказалось и будет вместе с народом. Это придало мощный импульс всенародному патриотическому подъему.

В совокупности это сыграло решающую роль в обеспечении победы над нацизмом и явило всему миру пример духовно-нравственной консолидации советского общества, основу которой составил патриотизм граждан Великой страны.

Тектонические сдвиги 90-х годов во всех сферах российской жизни привели к ломке государственной идеологии, а вместе с ней и к смене ценностных ориентиров. Такие, ранее непоколебимые ценности, как чувство любви к своей Родине, осознание долга перед Отчизной, беззаветное служение свой стране, перестали быть ориентиром российских граждан, и на первый план вышли материальные блага, порожденные либеральной идеологией. Исследования ученых свидетельствуют, что в обществе, и особенно среди молодежи, доминирует ориентация на частную жизнь, индивидуализм, при этом доминирующими в системе ценностей становятся деньги, материальное благополучие, тогда как понятие «патриотизм» практически отсутствует.

Идея сопереживания замещается эгоцентризмом. Идея любви, семьи, воспитания детей замещается сексом, половыми девиациями, однополой семьей. Идея патриотизма, памяти предков, своей истории замещается обезличенным западничеством, общечеловечеством.

Заключение

Патриотизм является могучим источником прогресса каждого человека, коллектива, всей страны, – пишет Ильичев Н.М. в «Вестнике Российского философского общества»

В настоящее время, изменилось отношение к патриотизму. В российском обществе находит понимание необходимость формирования патриотических чувств и, особенно, в молодежной среде: с одной стороны, патриотизм нацелен на укрепление целостности полиэтничной и поликонфессиональной России и позволит решить ряд социально-экономических, политических проблем, а с другой, – идея общенационального патриотизма будет способствовать формированию единого гражданского общества. Очевидно, именно этим обуславливается то, что в деятельности современных пропрезидентских политиков, и в первую очередь самого Президента, четко просматриваются контуры «нового патриотизма» как долгосрочной государственной политики.

Итак, сегодня понимание патриотизма как никогда тесно связано с судьбой России. «Единство России скрепляют присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общая историческая память… Демократическое устройство страны, открытость новой России миру не противоречат нашей самобытности и патриотизму, не мешают находить собственные ответы на вопросы духовности и морали», – отмечал Президент в Послании Федеральному собранию в июле 2000 года[10].

Список литературы

  1. Аксаков К.С. О русском воззрении//Патриотизм: общероссийский и национальный. Истоки. Сущность. Типология. М., 1996. С.131-132; Киреевский И.В. Обозрение современного состояния литературы// Киреевский И. В. Критика и эстетика/ Сост., вступ. ст. и примеч. Ю.В. Манна. М., 1979. С. 19
  2. Белов Г.А. Особенности развития политической мысли России// Кентавр. 1994. № 1. С. 122.
  3. Глинка Ф.Н. О необходимости иметь историю Отечественной войны 1812 г. // «Их вечен с вольностью союз»: Литературная критика и публицистика декабристов / Сост., вступ. ст. и коммент. С.С. Волка. М., 1983. С.325.
  4. Гусев В.А. Д.А. Хомяков: интерпретация девиза «Православие. Самодержавие. Народность» //Социально-политический журнал. 1992. № 10. С. 88; Бирюков Н.И., Сергеев В.М. «Соборность» как парадигма политического сознания// Полис. 1997. № 3. С. 73; Иоанн, митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Самодержавие духа: очерки русского самосознания. СПб., 1995. С. 238.
  5. Ильин И.А. Пути России/Иван Ильин; сост. А.Д. Путинцев. М.: Вагриус, 2007. С. 180.
  6. Лутовинов В.И. Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях. С. 62-63.
  7. Совещание представителей власти и общественности по вопросам нравственного и патриотического воспитания молодежи 12 октября 2012 г. (дата обращения 20. 10. 2014 г.)
  8. Президент России. Официальный сайт. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 8 июля 2000 г. (Дата обращения 22. 10. 2014 г.)
  9. Флоровский Г.В. Утверждение евразийцев// На путях. Кн. 2. Москва–Берлин, 1992. С. 240.
  10. Хомяков А.С. О старом и новом//Русская философия первой половины XIX века. Свердловск, 1987. С. 260; См. также: Аксаков К.С. Об основных началах русской истории//Аксаков К.С. Полное собрание сочинений/ Под ред. И.С. Аксакова. 2-е изд. Т. 1. М., 1889. С. 13.
Просмотров: 520
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Парсова Наталья Александровна. Доклад: Значимость патриотизма – это любовь и преданность отечеству.
  • Кузнецова Ольга Васильевна. «Формирование экологического сознания у дошкольников – как средство воспитания основ патриотизма в условиях реализации ФГОС»
  • Парфенова Наталья Викторовна. Проект «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом как средство формирования чувства патриотизма и гражданственности с использованием ИКТ»
  • Баранова Татьяна Ивановна. Музыкальное искусство как средство воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
  • Онишенко Елена. Воспитание патриотизма и формирование исторического сознания у дошкольников
  • Корнишина Людмила Николаевна. Модель формирования у детей 5-6 лет основ патриотизма на содержании праздника «День Победы» в условиях введения ФГОС ДО
  • Енина Надежда Леонидовна. Семья – основа патриотизма
  • Новикова Наталья Васильевна. Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта 'Моя малая родина-военный городок'
  • Степанова Лилия. Конспект образовательной деятельности на тему: «Воспитание патриотизма, через творчество М.П. Мусоргского»
  • Яковлева Татьяна Владимировна. Конспект НОД «Путешествие в прошлое русской избы и быта русского народа» для групп старшего возраста
  • Репьева Наталья Петровна. Педагогическая статья: «Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики»
  • Малышева Ирина Валерьевна. Формирование основ патриотизма у старших дошкольников средствами физической культуры (Юные патриоты)
  • Людмила Викторовна Шанц. ДОКЛАД из ОПЫТА работы по теме «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ КРАЕМ»
  • Зинченко Оксана. Родительское собрание - Нужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм?
  • Попова Валентина Викторовна. Патриотизм воспитывается с детства
  • Веселова Екатерина Анатольевна. СЦЕНАРИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КО ДНЮ РОССИИ «МЫ ЖИВЁМ В РОССИИ»
  • Ирина Юрьевна Бесчетникова. Роль наследия русского народа в духовно-нравственном воспитании дошкольников
  • Николаева Марина Александровна. Обучающая презентация для детей по творчеству А.С. Пушкина «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет!»
  • Долгих Светлана Борисовна. Развлечение ко дню России для младших дошкольников «Путешествие с колобком по сказочной карте России»
  • Подлесных Татьяна Степановна. Проект и презентация - Приобщение детей к истокам русской народной культуры, как часть нравственно–патриотического воспитания
  • Оносова Ольга Аркадьевна. Презентация 'Лица России – символы России'
  • Лахова Татьяна Николаевна. Статья на тему: «Птицы России – это наше будущее!»
  • Ирина Владимировна Скомаровская. Проектно-творческая работа 'Русская изба – как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры'
  • Горляк Андрей Иванович. Как ребёнку запомнить расположение цветов на флаге России
  • Хилько Наталья Александровна. ОД 'Национальный быт русского народа' (старший возраст)
  • Кутумова Наталья Александровна. НОД по экологическому воспитанию на тему: «Нет страны красивее и краше, Чем Россия- матушка наша!» Спасем красоты России!
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Грачева Ольга Федоровна. Проект «Воспитание интереса у дошкольников к истории России на примере мини-музея «Русская матрешка»
  • Шмелева Лариса Викторовна. План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному и художественно – эстетическому развитию для детей 6-7 лет. Тема: «Году литературы в России посвящается» или «Путешествие в прошлое книги».
  • Доможакова Татьяна Ивановна. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с государственной символикой России



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь