Ткач Галина Ивановна. Формирование толерантности у дошкольников.

Формирование толерантности у дошкольников.

Мировая общественность в качестве всеобъемлющего средства борьбы за выживание выбрала толерантность, как основополагающий принцип морали: «Мы обречены на толерантность».

Определение толерантности можно сформулировать так: помочь разным по мировоззрению непохожим друг на друга людям жить в мире рядом друг с другом.

Обращение к проблеме толерантности связано с позиции воспитателя, обязанного встать на защиту детей, прежде всего детей с ограниченными возможностями.

Педагогическая концепция.

Современный мир жесток. Жестокими стали и дети. А нормой жизни каждого человека — взрослого и ребенка — должна стать толераннтность.

Что же может дать эту терпимость, толерантность? Знание, что у всех людей на свете есть нечто общее, то, что нас объединяет. Этим общим является не только биологическое сходство, это общечеловеческие ценности. Для все нас, как существ не только материальных, но и духовных, существует нечто, что вызывает однозначно положительные чувства. Это высшие и вечные, общие для всех людей ценности. Они могут положительно повлиять на человека, преображать его, возвращать в более гармоничное состояние.

 

В законе РФ «Об образовании» сказано: «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей…». Аналогичные задачи есть в Государственной концепции дошкольного воспитания: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям.» «Становление базиса личностной культуры обозначает, что ребенок приобщается именно к общим, непреходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщаться к универсальным средствам жизнедеятельности людей.»

Правительством России принята Федеральная программа «Формирование установок толерантного поведения и профилактики экстремизма в Российском обществе».

Она стала первой отечественной «гуманитарной пятилеткой». Для

решении задач следует выбрать концептуальные идеи:

  • обоснование понятия «толерантность» как одного из важнейших направлений гуманистического воспитания;
  • формирование понятия «толерантность» как основы новой социальной идеологии, включающей такие понятия, как личность, семья, гражданственность (активная жизненная позиция, общество;
  • развитие понятия «толерантность» как средства глобального человеческого мышления и мировоззрения, направленного на предупреждение конфликтов, экстремизма и насилия.

Основой содержания этой деятельности должно стать следующее.

  1. Формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.
  2. Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.
  3. Собщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада семейной жизни и т.д.)
  4. Воспитание активной жизненной позиции на основе:
  • осознание ребенком своих потребностей (физических, духовных), выработке умения удовлетворять их, не в ущерб другим
  • осознание своих возможностей формирования умения поступить в соответствии с ними, стремления к их развитию
  • осознание своих достоинств и недостатков проявление критичности
  • осознание своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми
  • формирование умения отстаивать свои права и считаться с правами других проявлять терпимость, уважение традиций и культуры других
  • определения вместе с детьми правил и норм человеческого общежития, знакомство с понятиями «правила», «закон», «норма», «требования», «традиции»)
  • развитие умения давать оценку своим поступкам и поступкам других
  • умение делать свой выбор и принимать решение: прислушиваться к мнению других, мирно, без конфликтов решать возникающие проблемы
  • углубления понимания значимости и ценности жизни каждого человека
  • интереса к жизни других людей.

Средства воспитания толерантного поведения:

  • всестороннее развитие и воспитание ребенка во всех видах деятельности в условиях гуманистической среды, создание атмосферы добра и взаимопонимания
  • гармонизация отношений (ребенок-ребенок, ребенок-взрослый, детский сад-семья, семья-ребенок-школа-социум) с целью постижения детьми сложной науки жить среди людей
  • культивирование ценности другой точки зрения через игру, как естественную детскую потребность.
  • концепция внимания детей на общности культур разных народов в процессе их знакомства с художественной литературой, фольклором и искусством стран мира
  • использование заповедей мировых религий для воспитания в детях добра и милосердия
  • взаимодействие детского сада с семьей на основе разработки программ помощи каждому ребенку
  • примеры великого братства народов, подвигов во имя людей: сегодняшние войны и их последствия (беженцы, гуманитарная помощь и др.) – открывают целые страницы человеческого благородства и межнационального родства, носителями или очевидцами которых являемся мы, педагоги и дети
  • организация детских праздников- богатейшего материала для воспитания добра, а также проявления заботы о детях

Методы воспитания толерантности – это способы формирования готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам.

При воздействии на интеллектуальную среду, используется метод убеждения. Этот метод реализуется через различные сферы (используются отрывки из литературных произведений, басни, библейские притчи, исторические аналогии).

Убеждению соответствует метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно формируют у себя комплекс взглядов. В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие.

На эмоциональную среду ребенка влияние метод – внушения. Через внушение в сознание входят стереотипы, создается настроение. Внушение имеет существенное значение для формирования толерантного отношения к людям. Через использование цитат из библии, высказываний великих людей, музыкальных произведений, использование речевых лозунгов, можно реализовать метод внушения.

Стимулирование, один из методов, который может осуществляться в разных вариантах: одобрительный взгляд, одобрительная фраза. Метод стимулирования должен педагогом применятся очень осторожно. Нужно учитывать, что позитивная оценка одних, не всегда может быть понятна другими.

Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения. Для воспитания толерантности более эффективно использование косвенного требования. Среди них выделяются позитивные требования – совет, требование- игра, требование-намек. Требование существенно влияет на процесс самовоспитания человека, и следствием его реализации, является упражнения – многократные выполнения требуемых действий, доведенных до автоматизации. Результат упражнений – навыки и привычки – устойчивые качества личности.

Каждый ребенок неповторим и тем прекрасен. Только неповторимость поможет ребенку выбрать свой жизненный путь и пройти именно его. Ребенок имеет право на собственное «я», имеет право быть самим собой. В воспитании не надо становиться

«над ребенком», а если придется это сделать, то только ради его защиты.

В предметно-практической среде необходимо развивать способность совершенствовать поступки, честно и добросовестно относится к действительности, умение оценить нравственность поступков, умение оценить поведение сверстников с точки зрения моральных норм. Этому способствует использование методов воспитывающих ситуаций- ситуаций, когда ребенок ставится перед необходимостью решить какую-нибудь проблему, прежде всего связанную с выбором способа отношений с другими людьми. Таких ситуаций множество. Например: дети должны выбрать себе команду, с которой нужно выполнить какое-либо задание педагога. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определенная толерантная позиция и социальная ответственность.

Каждый ребенок неповторим и тем прекрасен. Только неповторимость поможет ребенку выбрать свой жизненный путь и пройти именно его. Ребенок имеет право на собственное «я», имеет право быть самим собой. В воспитании не надо становиться

«над ребенком», а если придется это сделать, то только ради его защиты.

На сегодняшний день можно говорить о том, что толерантность является личностно-профессиональным качеством педагога, которое определяется педагогическим характером его профессиональной деятельности.

Современный культурный человек – это образованный человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому важно научить подрастающее поколение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи, привычки такими, какие они есть.

Просмотров: 328
Категория: По направлениям » Для детского сада » Правовые занятия для детей




Другие новости по теме:

  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Жданова Наталья Николаевна. Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по воспитанию умения соблюдать свои права и права других людей «Мишка-топтыжка и странное происшествие»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Гулау Светлана Михайловна. Конспект родительского собрания для средней группы «Что должен знать и уметь ребенок 4 – 5 лет»
  • Редактор. Семья - это когда вместе - Совместная деятельность как основа воспитания в семье
  • Мария Максимовна Акишева. Конспект занятия по правовому воспитанию (для детей подготовительной к школе группы) «Каждый имеет право на имя»
  • Стовпец Елена Анатольевна. Методическая статья - Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда людей различных профессий в старшем дошкольном возрасте
  • Афанасьева Светлана Генриховна. Методическая разработка по работе с родителями «Что такое толерантность»?
  • Нечаева Ярославна Михайловна. Буклет 'Что должен знать ребенок 4-5 лет?'
  • Бирюкова Маргарита Ивановна. Родительское собрание в старшей группе «Что должен знать и уметь ребенок дошкольного возраста (5-6 лет).»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Редактор. Ребенок от 3 до 5 лет. Что подарить?
  • Жукова Анна Владимировна. Проект по правовому воспитанию для детей 5-6 лет «Права детей среди людей»
  • Мария Воронухина. Что такое самостоятельный ребенок
  • Сухорукова Наталья Алексеевна. Досуг для детей и родителей с использованием ИКТ Ток — шоу «Это мой ребенок»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Богданова Анастасия Валерьевна. Тренинговое занятие на развитие эмпатии 'Я среди людей'
  • Мезенцева Любовь. Игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста
  • Л.К. Желнова. Мозартика как инновационный метод развития умения ориентироваться в микро пространстве и на плоскости у детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Мальцева Людмила Владимировна. Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания
  • Евдокимова Екатерина Вячеславовна. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: ИСТОРИИ КАРАПУШЕК: КАК ЖИТЬ В МИРЕ С СОБОЙ И ДРУГИМИ?
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь