Сапарова Елена Николаевна. Дидактическая игра как средство формирования лексико-грамматических категорий у детей с ОНР

Дидактическая игра как средство формирования лексико-грамматических категорий у детей с ОНР

старшего дошкольного возраста Сапарова Елена николаевна Мбдоу «Детский сад комбинированного вида № 271» г. Нижний новгород

Классики об игре

«И я как педагог должен с ними немножко играть. Если я буду только приучать, требовать, наставлять, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен обязательно немножко играть, и я этого требовал от всех своих коллег» (А. С. Макаренко)

 

Скачать презентацию

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

(В. А. Сухомлинский)

Актуальность проблемы

Изучением лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР занимались такие

авторы как Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.

Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи

является одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение

этой задачи предполагает умение грамматически правильно оформить речевое

высказывание. Ребенок с ОНР имеет ограниченные возможности овладения

грамматическими категориями и формами на основе непосредственного

подражания речи окружающих. У них отмечаются стойкие отклонения в усвоении и

применении грамматических законов языка. При грамматических изменениях слов

и их сочетаний в предложениях дети часто допускают ошибки, которые принято

называть аграмматизмами. Чтобы добиться успеха в их усвоении, он нуждается в

специальных условиях обучения. Эффективным средством закрепления

грамматических навыков является дидактическая игра, так как благодаря

диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они

дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Так, формирование грамматического строя речи посредством дидактической игры должно

осуществляться дифференцировано, с учетом личностных, возрастных, речевых

особенностей ребенка, что является актуальной проблемой для теории и практики

логопедии.

Цель: развитие речевых возможностей детей старшего дошкольного возраста с лексико-грамматическими нарушениями через использование дидактических игр.

Задачи:

развивать детскую речевую активность;

учить понимать грамматические категории и формы слов;

уметь пользоваться этими категориями в заученной, отраженной и самостоятельной речи;

уметь изменять форму слова в зависимости от вопроса или ситуации;

добиваться формирования навыков грамматической самокоррекции;

проверять устойчивость усвоенных грамматических навыков на новом лексическом материале, а также с опорой на новые ситуации;

обучать детей точному употреблению слов;

обогащать и развивать словарный запас, как путем накопления новых словоформ, так и благодаря развитию у них умения пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;

Методы работы

наглядные;

словесные;

практические;

игровые (дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, игры-путешествия, игры-поручения, эпизодические игровые приемы – загадки, упражнения, игровые действия)

Структурные элементы дидактической игры:

дидактическая задача;

игровая задача;

игровые действия;

правила игры

Принципы дидактической игры:

должна опираться на программный материал;

должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс более сохранные анализаторы;

должны быть ясны и понятны детям назначения предметов, картинок, пособий, смысл вопросов;

должны быть внешне привлекательны пособия;

количество пособий должно соответствовать количеству детей

Подбор дидактических игр

На образование существительных с

уменьшительно-ласкательными суффиксами:

«Назови ласково»

«Большой-маленький»

«Назови, не ошибись»

«Давай поможем!»

На согласование существительных и

прилагательных, обозначающих цвет, форму,

размер, вкус:

«Какой, какая, какое?»

«Какого цвета?»

«Какой на вкус?»

«Письмо с ошибками»

На согласование числительных с

существительными:

«Мы считаем»

«Кто больше назовет»

«Расставь картинки»

На образование родительного падежа

существительных единственного и

множественного числа:

«Чего нет?»

«Чего не хватает?

«Кого нет в ряду?»

«Без чего?»

«Машин сад»

«Закрытая корзина»

«Кого без чего не бывает?»

На образование винительного падежа

существительных единственного числа:

«Чудесный мешочек»

«Что достал?»

«Что нарисовал?»

«Что я несу?»

«Из чего что готовят?»

«Повар»

«День рождения у зайца»

На образование предложного падежа

существительных единственного числа:

«Где что растет?»

«Где лежит?»

На образование дательного падежа

существительных единственного числа

«Что кому нужно?»

На образование творительного падежа имени

существительного:

«Кто чем защищается?»

«Кто с кем?»

«Кто чем питается?»

На образование сложных слов:

«Кто что делает?»

На образование притяжательных прилагательных:

«Чей хвост, чья голова?»

«Чьи вещи?»

«Найди свой домик»

«Путаница»

На образование относительных

прилагательных:

«Какой сок?

«Какое варенье?»

«Какой суп?»

«Мастер»

«Из чего сделана посуда?»

Предложные конструкции:

«Где лежат вещи?»

«Где стоит машина?»

«где что растет?»

«Ложка и стакан»

«Котенок»

«Кормушка»

«Незнайка»

На образование приставочных глаголов:

«Назови новое

«Слово-действие»

«Портной»

«Ехали мы ехали»

«Старик Хоттабыч»

Выводы:

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых

требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умение осмыслить

правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют

развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений,

усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным

экономным и рациональным способом решения тех или иных умственных и

практических задач.

В работе с детьми с ОНР дидактической игре отводится большое место в

коррекционной работе. С помощью дидактической игры ребенок приобретает

новые знания, общаясь с воспитателем, со своими сверстниками в процессе

наблюдения за играющими, их высказываниями, накапливает словарь, учится

правильно строить свои речевые высказывания, закрепляется словарь детей

(существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные

понятия, предлоги и т.д.), развивается речь, память, внимание, логическое

мышление, зрительная память, закрепляется культура поведения, навыки общения.

Спасибо за внимание

Просмотров: 655
Категория: По направлениям » Для детского сада » Дефектология




Другие новости по теме:

  • Татьяна Новожилова. Презентация. Методическая разработка. Тема: «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
  • Глазырина Ольга Леонидовна. Презентация дидактической игры 'Кто где живет?'
  • Балова Ольга Ивановна. Статья из опыта работы «Игры с массажёром Су – Джок, направленные на развитие лексико-грамматических категорий у детей с ОНР»
  • Морева Наталья Cергеевна. Презентация дидактической игры 'У кого, что есть?'
  • Волкова Ольга Александровна. Электронная дидактическая игра 'Что-кто? Где-откуда?'
  • Бойчук Светлана Владимировна. Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
  • Логунова Наталья Павловна. Педагогические возможности дидактической игры в речевом развитии детей с общим недоразвитием речи.
  • Миронова Надежда. Дидактическая игра «Что, где растет?»
  • Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
  • Кошелева Светлана Александровна. Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы».
  • Черниенко Юлия Николаевна. «Для чего необходимо дополнительное образование дошкольников в ДОУ»
  • Елена Фурманчук. Игры для развития словарного запаса и грамматического строя речи
  • Гуреева Ирина Юрьевна. Мультимедийная дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста 'Кто где живет?'
  • Пелихова Анна Николаевна. Конспект сценария интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» по теме: «Россия – Родина моя»
  • Молтасова Татьяна Сергеевна. Физкультурно-оздоровительное образование дошкольников «Игры на асфальте»
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Наталия Романовская. «Потенциал дидактической игры в развитии математической речи детей дошкольного возраста группы ЗПР».
  • Полякова Марина Владимировна. Конспект игры-занятия по экологии в старшей группе «Что? Где? Когда?»
  • Онучина Любовь Галимзяновна. Сценарий интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» по теме «Безопасность на дорогах»
  • Стрелкова Татьяна Юрьевна. Конспект занятия по математике «Образование числа «4»» для детей средней группы
  • Нагиева Эльнура Агаддин Кызы. «Логопедические игры на развитие грамматического строя речи»
  • Щендрыгина Ольга Евгеньевна. Конспект НОД по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексической теме «Одежда» — «Путешествие с Лесными зверьми и Совой»
  • Голюдова Ирина Стасисовна Афонина Юлия Сергеевна. Родительское собрание в форме игры «Что, где, когда?»
  • Засташкова Инна Владимировна. ИГРЫ на СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ ДЕТЕЙ с ТНР (5-7лет) «РЕЧЕВОЙ СУНДУЧОК»
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Погодаева Елена Васильевна. Дидактическая игра для дошкольников в средней и старшей группе на тему «Что для природы хорошо и от чего ей плохо»
  • Шарова Ольга Сергеевна. Дидактические игры как средство формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Кривошеина Ольга Викторовна. Дидактическая игра по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Кто в домике живет?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь