Олешкова Елена Александровна. Особенности организации начального этапа коррекционной работы в группе для детей с расстройством аутистического спектра.

Особенности организации начального этапа коррекционной работы в группе для детей с расстройством аутистического спектра.

Под аутизмом в широком смысле понимается обычно явная необщительность, стремление уйти от контактов, жить в своём собственном мире.

В настоящее время становится всё более понятным, что детский аутизм является не только проблемой детского возраста. Трудности коммуникации и социальной адаптации меняют форму, но не исчезают с годами.

С каждым годом число детей, страдающих аутизмом увеличивается в геометрической прогрессии. К сожалению, не всегда вовремя таких детей видят педиатры и сами родители. Проходит некоторое время, прежде чем ставится правильный диагноз и начинается лечение, и коррекционная работа.

 

Скачать конспект

Особенности коррекционной работы с аутичным ребёнком.

Загадочный синдром ставит аутичных детей совершенно в особый ряд. Специалисты, начинающие работать с аутичным ребенком, сталкиваются с множеством трудностей. Так произошло, когда на базе нашего дошкольного образовательного учреждения была открыта группа для детей с расстройством аутистического спектра.

Мы столкнулись с проблемами налаживания контакта с детьми и все признанные эффективные приемы обучения оказались неподходящими. Оказалось, что работа с аутичным ребенком требует совершенно особого подхода: построение коррекционных занятий с ним, особенно в самом начале работы, отличается от занятий с детьми, имеющими другие нарушения развития.

Перед тем, как начать работу с ребёнком с расстройством аутистического спектра следует выделить ряд важных положений:

  • На этапе налаживания контакта нужно быть чутким к реакциям ребёнка, действовать в зависимости от ситуации, желаний и настроения ребёнка.
  • Все, что происходит на занятии, должно сопровождаться эмоциональным комментарием, в ходе которого взрослый проговаривает все действия и ситуации.
  • Если ребёнок вышел из состояния равновесия, педагогу следует сохранять спокойствие, не ругать, а понять, что ребёнок хочет в данный момент и постараться помочь ему выйти из состояния дискомфорта.

В начале работы необходимо познакомиться: просто быть рядом на некотором расстоянии от ребенка. Если ребёнок не отворачивался от нас, это уже хорошо.

Когда ребенок привыкнет к нашему присутствию, мы осторожно пробовали подключиться к его играм, причем делали это ненавязчиво (подали ему необходимую деталь), тем самым обращали его внимание на своё присутствие.

Мы не торопились вступать во взаимодействие. Наша цель — дать ребенку понять, что мы не помешаем ему играть, а наоборот, от нас может быть польза. На этом этапе все наши усилия должны быть направлены на то, чтобы завоевать доверие ребенка.

Ситуация, когда педагог приходит, а ребенок в это время занят своей стереотипной игрой и не обращает на его приход никакого внимания, является обычной в начале занятий с аутичным ребенком. Но если действовать терпеливо и настойчиво, обязательно наступит момент, когда ребенок доверится вам, вы станете для него тем человеком, от которого он будет ждать понимания и помощи. И однажды примет наше предложение поиграть немножко по-другому.

Для налаживания эмоционального контакта с такими детьми особое место занимают сенсорные игры (те игры, которые дают ребёнку новые чувственные ощущения – зрительные, слуховые, тактильные, двигательные и вкусовые).

Как только мы установили контакт с детьми, пришло время перейти к следующему этапу в работе с детьми с РАС – к этапу введения сенсорных игр: с красками, водой, со светом и тенями, со льдом, мыльные пузыри, с крупами, с пластическими материалами (пластилином, тестом, глиной), со звуками, игры с движениями и тактильными ощущениями (Тормошение, «догоню – догоню»).

Обучение детей с расстройствами аутистического спектра направлено на облегчение социально – бытовой адаптации с помощью зрительной организации внешней среды. Поэтому в нашей группе мы пытаемся создать специальные условия и организовать предметно – пространственную среду где ребёнку будет комфортно.

В нашей группе создан специальный режим, который предполагает посещение детского учреждения детьми в две смены. Дети первой смены с 7.00 и до 13. 00, дети второй смены с 10. 00 и до 15. 00. С 10 00 и до 13. 00 дети первой и второй смен находятся в саду вместе. В это время проводятся совместная прогулка, возвращение детей с прогулки, раздевание, проводятся занятия со всей группой детей, обед, т.е. происходит процесс социализации. В то же время для снятия эмоционального перенасыщения и напряжения дети не находятся вместе весь период в детском саду.

В раздевалке расположено магнитное визуальное расписание видов деятельности в течение дня, которые посетить каждый конкретный ребёнок в группе. Сверху названия видов деятельности (занятия с дефектологом / логопедом, продуктивная деятельность, бассейн, музыка, физическая культура), слева фотографии детей с их именами. Родители совместно с детьми утром, приходя в детский сад заполняют режим дня для своего ребёнка, прикрепляя магниты на пересечении фотографии ребёнка с видами деятельности, которые будут в этот день.

На двери в раздевалке организовано место для размещения фотографий детей, которые сегодня пришли в детский сад и педагогов, которые сегодня с детьми работают.

В группе отведено место для размещения визуального расписания видов деятельности в течение дня. По данному расписанию дети видят, что было, что будет и что следует дальше. Красная стрелочка показывает на картинку, что происходит в данный момент.

Визуальные картинки мы используем и при одевании и раздевании. У каждого ребёнка на шкафчике висят карточки с изображением одежды и надписью с её названием, в порядке одевания. Так же визуальное расписание при посещении туалета и мытья рук.

В группе вся мебель и обстановка, говорит сама за себя. Здесь сосредоточено множество мест для комфортного уединения, мягкие мешки, модули, гамак. Одна из стен группы представлена в виде аллеи из разных по цвету, величине и на ощупь мешочками, наполненных разнообразным материалом: крупами, бумагой, шариками, и т.д. Напротив этой стены из мешочков расположен уголок для театра, закрытый полукругом из атласных ленточек разных по цвету.

Игрушки в группе и кабинете специалистов расположены в прозрачных контейнерах. Дети видят их содержимое, берут необходимую для них коробочку, и обращаются к педагогам группы (взглядом, жестами, словами), тем самым вступают с нами в контакт.

Таким образом, организация специальной среды даёт положительный результат в развитии детей с расстройством аутистического спектра.

Просмотров: 494
Категория: По направлениям » Для детского сада » Дефектология




Другие новости по теме:

  • Олешкова Елена Александровна. Конспект интегрированного занятия в группе для детей с расстройством аутистического спектра. Лексическая тема «Продукты питания»
  • Самсонова Галина Сергеевна. Записки воспитателя о работе с ребенком с расстройством аутистического спектра.
  • Самсонова Галина Сергеевна. Записки воспитателя о работе с ребенком с расстройством аутистического спектра (продолжение).
  • Остович Ольга Юрьевна. Технологии сопровождения детей с расстройством аутистического спектра (РАС)
  • Бадова Диана Ахсарбековна. Аутизм. Особенности нарушения эмоционально-волевой сферы у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Курицина Снежана Степановна, Шестакова Наталья Сергеевна. Коррекционная работа по обучению детей с расстройствами аутистического спектра предметно — игровым действиям
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Елтышева Наталья Валерьевна. «Влияние детско-родительских отношений на развитие коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС)»
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»
  • Пискарева Елена Аркадьевна.. КОНСПЕКТ НОД С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Семенюк Ирина. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Задорина Марина Николаевна. Сопровождение детей, имеющих расстройства аутистического спектра в дошкольной образовательной организации.
  • Бурдукова Елена Алексеевна. Организация игр — занятий по грамматическому строю дети с детьми дошкольного возраста. Из опыта работы.
  • Полякова Марина Владимировна. Конспект игры-занятия по экологии в старшей группе «Что? Где? Когда?»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Наталья Бондаренко. Конспект организованной учебной деятельности по английскому языку в старшей группе детского сада на тему Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Терехова Елена Васильевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Что? Где? Когда?»
  • Карташова Елена Анатольевна. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
  • Лунёва Светлана Владимировна, Лихарева Татьяна Владимировна. Сборник дидактических материалов для работы с детьми старшего дошкольного возраста «Что мы знаем о бумаге»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Бекренева Александра Васильевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по ФГОС Тема: «Дети во время Великой Отечественной войны»
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь