Лезжова Ольга Владимировна. Рекомендации по применению тактильных книг (рельефно-контурных) для детей с особыми возможностями здоровья для педагогов и родителей

Рекомендации по применению тактильных книг (рельефно-контурных) для детей с особыми возможностями здоровья для педагогов и родителейЛезжова Ольга Владимировна
Учитель-дефектолог(тифлопедагог) 1К ГБОУ детский сад комбинированного вида №1177 г.Москва Россия

Всестороннее представление об окружающем мире не может сложиться без тактильно-двигательного и тактильно-кинестетического   восприятия. Именно с помощью тактильно-двигательноговосприятия складываются первые впечатления о  величинах, формах предметов, их расположении в пространстве особенно у детей с нарушенными зрительнымифункциями.Ведь первым видом действия ребенка с предметами является хватание, когда рука учит глаз. Тактильно-двигательное восприятие имеет важное, значение на протяжении всей жизни человека с нарушенным зрением. Роль тактильно-двигательных операций велика в выполнении бытовых операций, определения свойств предметов.Тактильно - двигательная чувствительность тесно связана со зрительно-двигательным восприятием. Познание и различение предметов и их свойств идет комплексно: зрительно(при помощи глаз) – тактильно(при помощи кожи) – двигательно (при помощи моторных ощущений). Способы ориентировки - носят не только зрительный, но и ощупывающий, обводящий характер. Тактильные /рельефно контурные книги, выполненные с учетом особенностей зрительного и тактильного восприятия детей с нарушениями зрения.


Тактильные книги делятся на два вида:
дидактические (в помощь обучению, предметные, тематические, игровые);
и ассоциативные (книги-сказки, сюжетные).
Выделяются три ступени сложности тактильной книги:
- Книги 1-ой ступени сложности - для самых маленьких - напрямую связаны с жизнью ребенка - одеванием, умыванием, едой. Их задача - сделать понятным функциональное значение предметов, с которыми малыш контактирует каждый день. Для детей до 1 года - без текста, с использованием шумовых эффектов, запахов, игровых моментов; для детей от 2 до 4 лет - книги могут быть с текстом. Цель книг 1-ой ступени сложности - способствовать формированию запаса элементарных представлений о предметах и явлениях окружающего мира и умению соотносить контур и рельеф с объемом.
- Книги 2-ой ступени сложности — для детей, у которых уже накоплен определенный запас представлений о предметах, сформировано умение соотносить контур и рельеф с объемом. Для детей 5-6 лет в изображении предметов обозначается больше подробностей. Может быть использован простейший сюжет, например, любимая и знакомая сказка. В этом случае рельефное изображение играет роль наглядного пособия и источника знаний. Цель книг 2-ой ступени сложности - обогащение и детализирование запаса представлений о предметах и явлениях окружающего мира; углубление навыков соотнесения контура и рельефа с объемом; развитие когнитивных (т. е. познавательных) процессов мышления у ребенка.
- Книги3-ей ступени сложности - для старших дошкольников и младших школьников. Может быть изображен замкнутый сюжет, связанный с определенным персонажем. Персонаж может быть подробно детализирован или более условен. Цель книг 3-ей ступени -углубление развития когнитивных процессов мышления у ребенка.
Главная функция тактильной книги – помочь слепому или слабовидящему ребёнку в обследовании и восприятии окружающего мира через тактильно - двигательное восприятие. С её помощью можно изобразить даже такие крупные и мелкие предметы, которые невозможно обследовать руками в настоящем виде. Многие противоположные явления и понятия также легко можно объяснить с помощью рисунков и предметов, содержащихся в тактильной книге. Яркие цвета, чёткие цветные контуры и контрасты привлекают ребёнка использовать остаток зрения и упражнять совместную работу глаз и рук.
И, наконец, изучение тактильных рисунков способствует обучению чтению детей по Брайлю и восприятию выпуклых изображений. Когда ребёнок привыкнет к обследованию тактильных изображений, ему будет легко перейти к осязанию выпуклых рисунков, карт, учебников, выполненных в формате тифлографики.
Основная цель абилитация детей с ОВЗ: формирование специальных знаний, умений и навыков адекватного отражения окружающего мира, самостоятельной социально-бытовой и пространственной ориентировки в социуме и коммуникативной деятельности.
Главная и конечная цель создания и использования тактильных книг состоит в приобщении детей со зрительной патологией к миру книжной культуры. Тактильные книги способствуют, развитию сенсорных и умственных способностей ребенка, развитию его абстрактного мышления, что весьма ценно для формирования компенсаторных навыков познания окружающего мира. Кроме того, хорошо выполненная тактильная книга способствует формированию у ребенка интереса к книге и, что очень ценно, при соответствующем обучении «общению» с такой книгой она становится для него «своей» книгой, и это обретение позволяет ему быть равным, то есть не ущемленным по сравнению со зрячим сверстником.
Действительно, зрячие дети с раннего возраста знакомятся с книгой. К школе они понимают иллюстрации, а многие умеют читать. Для детей-дошкольников со зрительной депривацией (недостаточностью), обычная книга часто является всего лишь предметом с гладкими страницами, который взрослые берут в руки и листают, когда рассказывают сказки. Тексты книг, не подкрепленныенаглядным материалом, воспринимаемым с помощью сохранных анализаторов, не способствуют пониманию их содержания, и даже если ребенок понял содержание прочитанного в целом, то без опоры на наглядность многие слова остаются для него непонятыми.
“Тактильный” - осязательный. Тактильная чувствительность даёт знания о поверхностях, качествах предметов: болевая – сигнализирует о вреде, наносимому организму; температурные рецепторы принимают участие в регуляции теплообмена между организмом и окружающей средой. Тактильные ощущения руки, объединённые с мышечной суставной чувствительностью образуют - осязание. Осязание выступает , как познавательная деятельность .
Тактильные  книги и пособия предназначены для восприятия содержащейся в них информации через тактильные ощущения и содержат изображения, выполненные из различных материалов. Изображения в книгах для детей способны не только удовлетворить любознательность, но и стать источником радости, ведь у маленьких детей все ощущения связаны с эмоциями.
Вывод: функции тактильной книги многообразны. Это развитие комплекса практических умений, формирование и совершенствование обследовательских действий в тонкой дифференцировке, развитие зрительно - моторных координаций и ориентировке в микро-пространстве. Следующий аспект связан с психическим развитием памяти, мышления, воображения, преодолением вербализма. И что немаловажно, всё способствует развитию личностных качеств, преодолению чувства неуверенности при контакте с незнакомыми объектами, проявлению творческих способностей, формированию игровых умений.Таким образом, вербальное восприятие книг, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда у ребенка интенсивно идет накопление чувственного опыта, не обогащает данный опыт и не способствует расширению представлений об окружающем мире.

 

Методические рекомендации по работе с тактильными
(рельефно-контурными) книгами.
1.    К восприятию рельефной картинки ребенка надо специально готовить.
Это следует из особенностей методики формирования у детей с нарушенным зрением  визуальных представлений. В кругу специалистов
( тифлопедагогов) эта методика достаточно разработана и широко известна: от реального предмета к модели, от модели к барельефу и/или аппликации, а от них непосредственно к рельефным рисункам отдельных предметов и затем к сюжетным картинкам. Именно поэтому книге, выполненной любой техникой, есть место в процессе подведения незрячего и слабовидящего ребенка к пониманию рельефных иллюстраций.
Педагогам, родителям, библиотекарям и всем, кто непосредственно знакомит незрячего ребенка с тактильной книгой, надо учитывать особенности формирования у детей с нарушением зрения тактильных образов предметов окружающего мира при обучении их пониманию рельефных иллюстраций.    
Кроме того, необходимо знать не только последовательность подведения незрячих детей к пониманию тактильных картинок, но и методы приобщения их к книге, формирования у них желания научиться читать и выработки стойкого интереса к чтению.
Хорошо известно, что у детей с нарушением зрения представления о мире формируются на основе всех сохранных анализаторов и остаточного или ослабленного зрения (если оно имеется). В тифлологии тактильным ощущениям при слепоте уделяется особое внимание, так как именно осязание по той информации, которую оно предоставляет, во многом идентично зрению.
2.Процессом восприятия незрячими детьми иллюстративного материала тактильной книги следует управлять.
Дети с нарушенным зрением  для восприятия иллюстраций используют осязание и остаточное зрение, если оно имеется, и надо научить их делать это правильно. При этом, естественно, надоприменять специальные методические приемы и способы.Например, надо обязательно учить ребенка активно использовать для осязания обе руки (активное бимануальное обследование). Причем надо приучать детей в ходе первичного общего знакомства с иллюстрацией симметричным движением обеих рук сориентироваться в ней, чтобы затем выделить контур, форму и детали для более тщательного обследования.
У детей, имеющих форменное остаточное зрение, слабовидение или страдающих косоглазием и амблиопией, с помощью тактильных книг формируется единая система взаимодействия «глаз – рука». При этом осязательная чувствительность дополняет неполноценную зрительную информацию.Тактильные иллюстрации в книгах, адресованных незрячим и слабовидящим малышам, объединяет и объемные модели, в частности игрушки, специально созданные или подобранные в качестве иллюстрации к тексту книги, и барельефные, и аппликационные, и рельефные, как силуэтные, так и контурные, изображения.
3. С чего начатьосязательное обследование картинок книги.
1 этап - сначала осуществляется общее ознакомительное беглое обследование предмета (изображения) в целом. При этом руки детей движутся от начального пункта, указанного педагогом.
2 этап- затем сразу же следует уточняющее восприятие свыделением существенных (главных) признаков изучаемого объекта. Обследование любого предмета или изображения проводится двумя руками. При этом обе руки действуют не синхронно, а функции их разделяются: правая рука обычно бывает поисковой, а левая - контролирующей. Однако обследование строго симметричных фигур (предметов, рисунков) проводится обеими руками, которые одновременно движутся сверху вниз от верхнейсерединной точки.
Возможны варианты осязательного восприятия: в некоторых случаях левой рукой ребенок фиксирует начальный пункт обследуемого предмета правой, проводит по всему предмету, последовательно выделяя его части. Затем правая рука подводится к начальному пункту, соединяясь с левой рукой. Например, при ощупывании многоугольников ребенок сначала находит самый заметный угол, держит ее именно за этот угол, считая его первым. Потом он ведет слева на право, указательным пальцем правой руки последовательно по сторонам многоугольника, выделяя и считая каждый из углов до того угла, который держит пальцами левой руки.При осязательном восприятии некоторых предметов после нахождения начального пункта левая рука передвигается вслед за правой рукой.
Способы обследования варьируются и в зависимости от особенностей объекта. Например, при сравнении геометрических тел с кривыми поверхностями (шар, конус, цилиндр) сначала детьми различается форма предмета, а при сравнении прямолинейных фигур (квадрата, прямоугольника и др. четырехугольники) сначала различаются размеры.
Обследование животных начинается с головы при последующем переходе к туловищу, крыльям, хвосту илапам (ногам).Ощупывание растения начинается со знакомой части (цветка с его головки, ветки дерева - с листьев, овощей - с части, употребляемой в пищу).
Восприятие незнакомых или мало знакомых объектов, взрослый должен сопровождать словесным объяснением, в котором, характеризуя выделяемые признаки, он излагает или напоминает способы осязательного обследования. Действия детей контролируются взрослым. Если ребенок затрудняется в процессе обследования, то нужно взять его руки в свои и всю работу проделать  вместе с ним.
Когда взрослый убедится в том, что алгоритм осязательного обследования определенной группы предметов усвоен детьми, ему достаточно назвать только части, подлежащие детальному изучению. В этих случаях дети работаютсамостоятельно, а взрослый наблюдает за их действиями, анализирует ответы и вносит поправки.
4.Тактильная книжка должна прививать  навыки «чтения» у малыша с нарушенным зрением.
Процесс этот применительно к незрячему малышу состоит в том, что тактильная книга позволяет ему ориентироваться на страницах в соответствии с текстом и пересказывать содержание самостоятельно, опираясь на иллюстрации, в которых ребенок ориентируется с помощью осязания и с которыми его, естественно, надо предварительно знакомить.  Под иллюстрациями расположено шеститочие рельефно-точечного шрифта по системе Брайля  детям в непринужденной игровой атмосфере даются первичные сведения об этом совершенно новом для них способе чтения и письма. Подготавливая его к чтению по системе Брайля , что позволяет расширить сферу применения книг, потому что такую книгу может читать незрячий, слабовидящий и зрячий родитель как незрячему, так и нормально видящему ребенку.Варианты одной и той же книги могут быть выполнены с использованием различных изобразительных техник.   
С помощью тактильных книг и пособий формируется единая система взаимодействия “глаз-рука”, при этом осязательная чувствительность дополняет зрительную информацию.
5.Очень важным является применение игровых методик: прослушав сказку, ребёнок может пересказать при помощи имеющихся объёмных или съёмных предметов. Этот процесс превращается в увлекательную игру, у ребёнка появляется возможность для фантазии: дети часто сочиняют свои собственные сказки, используя при этом иллюстрации, с которыми они познакомились в этих книгах. Это позволяет развивать устную речь, делать её более связной и осмысленной. Хорошо организованная внешняя речь является огромным шагом к следующей ступени развития – формированию внутренней речи, предполагающей некий набор внешних знаний и более глубокое осмысление происходящих процессов. Ощупывая предмет, распознавая его отдельные детали и рассказывая об ощущениях и представлениях, ребёнок пополняет словарный запас, а главное учится строить связный рассказ об увиденном сюжете. Для дошкольников это очень важно, поскольку предполагается , что в школу они должны прийти подготовленными, умеющими пересказать сказку ,рассказ, эмоционально рассказать стихотворение, составить описательный рассказ, и т.д.
6. Познакомьте малыша с некоторыми инструкциями  как читать книгу:
•    Читать книгу всегда вместе со взрослыми.
•    Читать чистыми руками, не читать за едой.
•    Не дотрагиваться до книги ртом.
•    Обращаться с книгой осторожно.
•    Не рисовать на книге.
Используя эти простые рекомендации вы сможете помочь  ребенку узнавать окружающий мир , разовьете интерес к художественной литературе, повысите его самооценку. Желаю успехов в развитии и воспитании вашего ребенка.

Литература.
1.    Ананьев Б.Г. Развитие тактильной чувствительности. – М. Просвещение 1985.
2.    Башаева В. Развитие восприятия у детей.//Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль «Академия развития» 1997.
3.    Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение, воспитание детей с нарушениями зрения. – М., Просвещение, 1990.
4.    Запорожец А.В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном возрасте.// Тезисы докладов на II съезде психологов. – М. 19963.
5.    Земцова М.И. Пути компенсации слепоты. – М. АПН РСФСР,1956.
6.    Зинченко В.П., Рузская А.Г. Взаимоотношение осязания и зрения у детей дошкольного возраста.// развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве. – М. Просвещение.,1966.
7.    Каплан А.И., Морозова Н.Г. Если ребёнок плохо видит. – М. Педагогика, 1969.
8.    Крутецкий В.А. Психология. – М. ,Просвещение,1980.
9.    Либман Е.С., Вервельская В.М. и др. Роль кожного анализатора в трудовой деятельности незрячих. М.: ВОС,1984.
10.    Литвак А.Г. Соотношение компенсации и коррекции в развитии слепых и слабовидящих школьников.// Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников. – Л. 1976., вып. 7.
11.    Литвак А.Г. Теоретические вопросы тифлопедагогики.// Учебное пособие. – Л., 1973.
12.    Методическое пособие по обучению и воспитанию детей с нарушениями зрения дошкольного возраста./под ред. Сумарокова И.Г. – Н. Новгород: Перспектива,2004.
13.    Немов Р.С. Психология./ часть II. – М. Владос-пресс., 2003.
14.    Психологический словарь./ под ред. Зинченко В.П. – М., Педагогика-пресс, 1998.
15.    Плаксина Л.И. Методические рекомендации к использованию «Программы воспитания в дошкольных учреждениях для детей с косоглазием и амблиопией». – М.., 1978.
16.    Плаксина Л.И. Обучение и воспитание детей с нарушением зрения в дошкольных учреждениях. – М., Просвещение, 1978.
17.    Плаксина Л.И. Как учить слабовидящего ребёнка видеть и понимать окружающий мир.// Воспитание слабовидящего ребёнка в семье. – М., 1986.
18.    Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. – М., ГороД, 1998.
19.    Плаксина Л.И. Игры и упражнения для ориентировки в окружающем мире слабовидящих дошкольников.// Дефектология №4, 1991.
20.    Прессман А.А. О роли предметного действия в формировании зрительного образа у ребёнка.// Проблемы психологии. – Л.: издательство УЛГУ 1948.
21.    Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. – М.: Педагогика, 1980.

Просмотров: 935
Категория: По направлениям » Для детского сада » Тифлопедагогика




Другие новости по теме:

  • Розанова Елизавета Александровна. Специальные книги и иллюстрации для детей с нарушением зрения.
  • Ефремова Оксана Васильевна. Система работы по развитию зрительного восприятия через изобразительную деятельность у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Курганова Екатерина Борисовна. Рекомендации родителям 'Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения' (младший дошкольный возраст)
  • Лезжова Ольга Владимировна. В помощь родителям и педагогам. Физическое развитие ребенка с нарушением зрения: все под контролем
  • Михальчук Ольга Петровна. Консультация для педагогов на тему: «Развитие сохранных анализаторов у детей с нарушениями зрения»
  • Екатерина Николаевна Писарева. Проект правильного оформления и организации работы в уголке книги, цель которого, привить любовь и уважение к книге, воспитание будущих книголюбов
  • Кузнецова Галина Геннадьевна. Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения в процессе предметно-практической деятельности.
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Лукьянчик Ольга Николаевна. Познавательно – исследовательский проект «Почему у всех у нас на лице есть пара глаз» для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Коростелева Екатерина Федоровна. Конспект занятия по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в старшей группе. Тема: «Путешествие в лес»
  • Вдовиченко Екатерина. «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста при рассматривании игрушек и предметов»
  • Курганова Екатерина Борисовна. Консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»
  • Соловьева Юлия Анатольевна. План-конспект занятия для старших групп по формированию предметных представлений и развитию зрительно-двигательной координации у детей с нарушением зрения «Чайная посуда»
  • Олеся Блац. Статья 'Развитие творческих способностей дошкольников с нарушением зрения с помощью современных техник рукоделия'
  • Иванова Светлана Владимировна. «Роль книги в речевом развитии детей»
  • ВАЛЕНТИНА АБАНЬКОВА. Консультация для родителей «Первые книги ребенка»
  • Петухова Елена Владимировна. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 'Цвета Радуги'
  • Мамаева Светлана Викторовна. Роль книги в формировании у ребёнка представлений о человеке в истории и культуре
  • Бушмарева Вера Алексеевна. Рекомендация книги для родителей по основам формирования безопасного поведения детей
  • Великоборец Ольга Владимировна, Скворцова Любовь Николаевна. Презентация: 'Особенности развития тактильного восприятия у детей в домах ребенка'
  • Журавлёва Татьяна Македоновна. Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения
  • Белякова Елена Николаевна. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
  • Пилипенко Ольга Владимировна. Описание педагогического опыта: «Художественно – речевое развитие детей с нарушением зрения путём интеграции различных видов деятельности»
  • Тараканова Ольга Андреевна ,Клейменова Инна Владимировна , Зеленева Наталья Анатольевна. Развитие высших психических функций у детей с нарушением зрения при помощи оригинальных наглядных средств.
  • Фаттахова Наталья Вячеславовна. Сценарий деловой игры с педагогами на тему «Роль детской книги в речевом развитии детей»
  • Шепоткова Ольга Николаевна. Методическая разработка занятия по продуктивной деятельности для детей среднего дошкольного возраста (возраст 4-5лет) Тема «Создание книги памяти»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь