Пилипенко Олеся. Оптимизация двигательной активности детей с нарушением зрения на занятиях тифлопедагога

Оптимизация двигательной активности детей с нарушением зрения на занятиях тифлопедагогаДвижение составляет основу любой детской деятельности. Для детей с нарушением зрения дефицит движения (по сравнению со здоровыми сверстниками) возрастает в несколько раз, так как эти дети ограничены в движении зрительными возможностями.
Известно, что при нарушении зрительных функций у детей возникает ряд вторичных отклонений: ослабляются познавательные процессы, происходят изменения в развитии быстроты и координации движений, крупной и мелкой моторики, ухудшается осанка.
В нашем д/с для решения коррекционных задач используются различные приёмы. Кроме традиционных физ.занятий, утренней гимнастики, подвижных игр на улице, физ.минуток, во время занятий тифлопедагога  включаются:
• Упражнения для развития у детей двигательных и функциональных возможностей;
• Игры для   совершенствования ориентирования в макро- пространстве,
• Игры и упражнения для координации движений  и равновесия;
• Танцевально - ритмические композиции в большей степени способствуют развитию у детей  ритмичности и удержание заданного темпа движений и подвижности мыслительного процесса с опорой на слуховой анализатор.
• Часть  каждого занятия тифлопедагога отдается работе по развитию мелкой моторике и тактильной чувствительности.
Что касается развития общей моторики детей, то в нашем детском саду имеются все условия для обеспечения оптимального уровня двигательной активности детей на занятиях.
Умение ориентироваться в пространстве играет существенную роль в любой деятельности человека. Оно тесно связано с работой двигательного анализатора. И.М. Сеченов отмечал особую роль движений, мышечного чувства, которые во взаимодействии со зрительными и слуховыми ощущениями лежат в основе ориентировки в пространстве (действенным помощником  выступают игры, подобные «Твистеру».
Развитие навыков пространственной ориентации включает в себя:
- ориентировку на себе;
- ориентировку в физкультурном зале и на спортивной площадке (знакомство с залом, оборудованием и их назначением, условиями безопасного передвижения);
- определение направления (повороты, перемещения);
- ориентировку с помощью слухового и тактильно-двигательного анализаторов;
- ориентировку в пространстве по различным ориентирам (примером того может служить игра на занятии по ориентировки в пространстве «Улитка».
Как отмечалось ранее, развитие мелкой моторики также входит в раздел физического воспитания, как и развитие общей моторики, поэтому мы сочли необходимым затронуть и эти вопросы.
Между зрением и осязанием, как известно, много общего - с точки зрения той информации, которую они дают.
У наших детей неполноценное зрение, которое дает им ограниченную, а иногда и искаженную информацию. Способность по подражанию овладеть различными предметно-практическими действиями затруднено и в результате малой двигательной активности, мышцы рук у них обычно вялые или слишком напряженные. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности, моторной готовности руки к письму. Вот почему детей с нарушенным зрением необходимо учить приемам осязательного восприятия объектов, формировать у них умение выполнять практические действия, в которых участвуют зрительный и тактильно-двигательный анализаторы, что позволит научиться более точно воспринимать предметы и пространство, быть более активными в процессе игры и обучения.
При обследовании путем осязания нужно обязательно обговаривать последовательность движения рук, использовать ощупывание, нажатие, постукивание об стол, при этом характеризовать качества и свойства предмета (мягкий, жесткий, гладкий и т.д.). Для закрепления навыков осязательного восприятия можно поиграть в игры: «Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь», «Найди такое же» (жесткое, мягкое и т.п.), «Нащупай и вытащи из мешочка все предметы треугольной» (круглой, квадратной и т.п.) формы.
Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности (лепка, аппликация, рисование, конструирование из бумаги, ниткопись, работа с проволокой, прищепками, пуговицами, шнурками, мозаикой, трафаретами и т.д.)
Чтобы работа по развитию мелкой моторики не была слишком монотонной и обременительной для зрительного анализатора (особенно в старших группах), целесообразно делить её на две части, перемежая их музыкальной паузой.
В коррекционно-педагогической работе необходимо проводить активизацию зрительных функций через активную двигательную деятельность детей с нарушением зрения.
Это актуально: во-первых, у детей с нарушением зрения необходимо формировать зрительно-двигательные взаимосвязи (выполнение движений под контролем зрения); во-вторых, повышение двигательной активности за счёт увеличения разнообразия движений является пропедевтикой различных двигательных актов и физических упражнений.
Двигательная активность способствует развитию зрительного восприятия при решении таких коррекционных задач:
• Развитие прослеживающих функций глаза (проследи путь и повтори его);
• Развитие глубинного зрения;
• Развитие предметности восприятия (повтори позу по схеме, контуру и силуэту);
• Развитие зрительного внимания, поиску, идентификации в пространстве, например: игра («Найди клад»);
• Учить детей зрительным способам выделять и оценивать пространственное положение предметов «Метание в цель»;
• Зрительно оценивать пространственные отношения между предметами; положение одного относительно других.
При организации двигательной активности детей с нарушением зрения всегда следует помнить о рекомендациях врача-офтальмолога, диагнозе, зрительной нагрузке, чтобы не вызвать негативных последствий от перегрузок на зрение или неправильно подобранных упражнений.
Использование ярких пособий и нестандартного оборудования способствует комплексному физическому воспитанию и закреплению достижений коррекционно-восстановительной работы. В результате систематической работы в этом направлении у детей развиваются зрительное восприятие, пространственная ориентировка, мелкая моторика, мускулатура, активизируются зрительные функции.

Просмотров: 557
Категория: По направлениям » Для детского сада » Тифлопедагогика




Другие новости по теме:

  • Кузнецова Галина Геннадьевна. Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения в процессе предметно-практической деятельности.
  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Редактор. Развитие мелкой моторики рук, координации движений, сенсорной активности
  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • Зосим Светлана Леонидовна. Развитие мелкой моторики детей с нарушением зрения через пластилинографию.
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Соловьева Юлия Анатольевна. План-конспект занятия для старших групп по формированию предметных представлений и развитию зрительно-двигательной координации у детей с нарушением зрения «Чайная посуда»
  • Курганова Екатерина Борисовна. Рекомендации родителям 'Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения' (младший дошкольный возраст)
  • Ефремова Оксана Васильевна. Система работы по развитию зрительного восприятия через изобразительную деятельность у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
  • Шибаршина Татьяна Александровна. Работа с родителями по развитию мелкой моторики рук у дошкольников с частичной потерей зрения через развивающие игры
  • Воронова Ольга Геннадиевна. Игры своими руками для развития мелкой моторики и координации движений.
  • Тараканова Ольга Андреевна ,Клейменова Инна Владимировна , Зеленева Наталья Анатольевна. Развитие высших психических функций у детей с нарушением зрения при помощи оригинальных наглядных средств.
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Журавлёва Татьяна Македоновна. Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения
  • Чайковская Наталья Михайловна. Методическая разработка игр и упражнений по развитию мелкой моторики в группе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в системе здоровьесберегающих технологий
  • Коростелева Екатерина Федоровна. Конспект занятия по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в старшей группе. Тема: «Путешествие в лес»
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Шибаршина Татьяна Александровна. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЧАСТИЧНОЙ ПОТЕРЕЙ ЗРЕНИЯ.
  • Булатова Елена Владимировна. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРИЕНТИРОВАНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Пилипенко Ольга Владимировна. Описание педагогического опыта: «Художественно – речевое развитие детей с нарушением зрения путём интеграции различных видов деятельности»
  • Размыслова Татьяна Валерьевна, Рыкова Марина Владимировна. Развитие мелкой моторики и ориентировки в пространстве с помощью игровой пуговичной терапии. Презентация «Волшебные пуговицы»
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Коготкова Л.М.. Консультация для родителей на тему: «Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией».
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Петухова Елена Владимировна. КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОГО ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ ТИФЛОПЕДАГОГА С ЛОГОПЕДОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПО ТЕМЕ: «ТРАНСПОРТ»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь