Пилипенко Ольга Владимировна. Описание педагогического опыта: «Художественно – речевое развитие детей с нарушением зрения путём интеграции различных видов деятельности»

Описание педагогического опыта: «Художественно – речевое развитие детей с нарушением зрения путём интеграции различных видов деятельности»

«Художественная речь открывает ребенку громадный мир вещей и звуков, красок и света, мир человеческих чувств и размышлений» К.И. Чуковский

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования, наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

  • существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
  • снижение интереса к чтению художественной литературы;
  • пассивность детей в познавательной деятельности (ориентация на готовые задания);
  • глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.

В нашем дошкольном учебном заведении воспитываются дети, имеющие разную зрительную патологию (преимущественно, косоглазие и амблиопию).

Практически 80% детей дошкольного возраста с проблемами зрения имеют нарушения речи. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребенка.

У большей части наших воспитанников ограничен словарный запас, нарушена словарно-семантическая сторона речи, имеются грубые фонетико – фонематические нарушения, в значительной степени страдает внешнее оформление речи (выразительность, эмоциональность), связная речь отличается употреблением не более одно – двухсложных предложений, отсутствуют развернутые рассказы. Дети практически не используют в общении со взрослым и сверстником выразительные движения, жесты, мимику, редко улавливают изменение настроения партнера, поскольку нарушения зрения затрудняют восприятие выразительных движений и делают невозможным подражание действия и выразительным средством, используемым зрячими.

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я отметила для себя, что развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности.

Данный вывод обусловил выбор моей углубленной темы: «Художественно-речевое развитие детей путем интеграции различных видов деятельности»

Анализ состояния проблемы по художественно-речевому развитию детей в практике работы современных дошкольных учебных заведений позволил мне определить задачи своей работы:

  • формирование четкой, грамотной речи; восприятия произведений художественной литературы и фольклора в единстве содержания и формы; эстетических чувств, радости от знакомства с литературным творчеством; культуры речевого общения, являющейся частью воспитания культуры речи
  • развитие умения пользоваться образными выражениями в разговорной речи; «чувства языка»; желания самому создавать сочинения (сказки, рассказы, стихи, загадки); коммуникабельности, умения общаться со взрослыми людьми и детьми в разных ситуациях
  • воспитание любви и интереса к художественному слову, нравственно-эстетического отношения к персонажам литературного произведения, эмоционального отклика и умения давать оценку доступным произведениям искусства
  • интеграция форм речевого развития во все виды деятельности.

В процессе использования в работе по развитию речи разнообразных форм художественно-речевого развития в нашей группе в соответствии с возрастными особенностями детей была создана предметно-игровая среда, включающая разнообразный дидактический материал: различные виды театров, которые делают сами дети с родителями; шапочки; иллюстративный материал; дидактические игрушки; костюмы персонажей сказок; куклы из нетрадиционных материалов и т.д.

Значимое место в предметно-развивающей среде группы занимает книжный уголок, в котором детская литература и иллюстрации выставляются в соответствии с лексической темой недели или каким-либо значимым событием. Также с учетом возрастной группы и в соответствии с памятными датами уголок обновляется портретами детских писателей и художников-иллюстраторов.

Художественно-речевая деятельность — это деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного или фольклорного произведения. Она включает в себя восприятие детьми произведений художественной литературы и фольклора, ознакомление с простейшими литературными терминами, рассказывание, пересказ сказок, чтение наизусть стихотворений, потешек, освоение образной и выразительной речи и на этой основе возникновение начальных форм словесного творчества.

Знакомство малышей с народным творчеством начинаю с потешек, колыбельных песенок. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребенок.

Дети взрослели, и я стала подбирать для них потешки с более сложным смыслом. Перед своими слушателями я ставила задачу не только запомнить потешку, эмоционально прочитать её, но и самим обыграть. Дети всей группой учились двигаться, говорить, как лисичка, заяц и др., в зависимости от того, о ком потешка. Далеко не все дети могли передать характер персонажа, но с каким интересом относились к нашему маленькому «театру»! И в нем вскоре появились свои незаменимые артисты.

Эффективным средством художественно-речевого развития детей являются театрализованные игры. Разнообразные театральные приемы широко использую на занятиях по развитию речи, чтению художественной литературы.

С целью художественно-речевого развития детей широко использую и в организованной деятельности, и в свободном речевом общении, пословицы и поговорки. Дети одеваются, напоминаю медлительному: «Семеро одного не ждут». Или замечаю, что кто-то оделся неаккуратно, говорю: «Поспешишь – людей насмешишь».

Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления, события.

С самого младшего возраста учу детей отгадывать загадки. Например: на стол выставляю несколько игрушек, для каждой подбираю загадку:

«Эта рыжая плутовка

Колобочка съела ловко» (Лиса)

«Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородище потряхивает, копытами постукивает» и др.

Дети легко отгадывают загадку, если загадываемый предмет находится перед глазами. Благодаря такой работе, более старшие дошкольники, уже самостоятельно могут загадать загадку об игрушке.

Так как в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, то при заучивании стихотворений, обучении составлению рассказов, пересказах художественной литературы, отгадывании и загадывании загадок я использую мнемотаблицы.

Работая в старшей и подготовительной группах я много времени уделяю сказкам, которые не только читаю детям, но и рассказываю. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, отношение к её персонажам.

Еще одной формой работы, используемой мною, для художественно-речевого развития детей, является прослушивание сказок в грамзаписи, с последующим творческим воплощением их героев в детских рисунках и поделках.

Для развития интереса детей к книгам, знакомлю их с книжной графикой и творчеством художников-иллюстраторов: Е. Рачева, Ю. Васнецова, Е. Чарушина, В. Сутеева и др. Дети знакомятся с индивидуальной творческой манерой художников-иллюстраторов, учатся отличать выразительные средства, используемые художниками-иллюстраторами для передачи характера образов в творческой манере каждого художника, умение и желание создавать собственные книжки.

Художественно-речевое развитие старших дошкольников немыслимо без приобщения их к миру искусства. Поэтому в своей работе особое внимание я уделяю интегрированной организованной образовательной деятельности детей по речевому развитию и ознакомлению детей с искусством: рассматривание и беседы, составление описательных рассказов по репродукциям картин знаменитых художников, ознакомлению с их жизнью и творчеством. При этом использую нетрадиционные приемы и методы работы с картинами. В частности, прием «вхождения» в картину, где детям предлагается представить себя не месте какого-либо предмета или персонажа, изображенного на картине. Это учит переживать, будит детское воображение.

Образовательную деятельность по ознакомлению с искусством провожу в интеграции с изобразительной деятельностью.

Художественно-речевая деятельность формируется и в самостоятельной деятельности детей. В ходе такой деятельности обогащается речь, совершенствуются умения пересказа, выразительного чтения.

Результаты проводимой мною работы подтверждают целесообразность выбранного направления:

  • речь детей становится связной, выразительной, расширяется их словарный запас;
  • дети становятся более уверенными в себе, учатся преодолевать робость, сопереживать;
  • охотно составляют рассказ или сказку на тему, выражают свои впечатления более ярко и образно;
  • дети более уверенно используют невербальные средства общения (жесты, мимика, движения);
  • у детей появился интерес к книге, театру, и искусству в целом.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что решение задач художественно-речевого развития дошкольников способствует развитию их творческих и интеллектуальных способностей, речевой культуры, формированию у дошкольников эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, любовь к родному краю, к его истории, природе, труду людей, воспитанию таких качеств, как доброта, трудолюбие, взаимовыручка.

В ходе работы над темой, мною создана методическая копилка по образовательной деятельности детей младшего — старшего дошкольного возраста по ознакомлению их с художественной литературой, искусством; подобраны иллюстративный материал, дидактические игры, различные виды театров.

Просмотров: 747
Категория: По направлениям » Для детского сада » Тифлопедагогика




Другие новости по теме:

  • Кружкова Татьяна Владимировна. Проект по развитию речи и ознакомление с художественной литературой «Дети дошкольного возраста знакомятся с творчеством А. П. Чехова»
  • Сольская Ирина Вячеславовна. Опыт работы «Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет в процессе художественно – творческой деятельности»
  • Носова Н.П, Карназеева Е.В.. Проект «Использование малых форм фольклора в самостоятельной художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Могилюк Наталья Владимировна. Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию на тему: «Космос — это весело!»
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Грачева Наталья Анатольевна. Опыт работы по развитию художественно-эстетических чувств детей младшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Бувалина Елена Викторовна. Описание опыта инновационной педагогической деятельности по теме: «Развитие художественно — творческих способностей детей через использование нетрадиционных форм художественного труда в процессе познания окружающего мира»
  • Лилия Гасец. Дидактический материал о живописи для мотивации детей во время организации художественно-творческой деятельности, «Осень И.И.Левитана и «Осенняя песня» П.И. Чайковского»
  • Лилия Гасец. Наглядный дидактический материал о живописи для мотивации детей во время организации художественно-творческой деятельности 'Зимние пейзажи И.Грабаря и 'Декабрь' П. Чайковского'
  • Салихова Айгуль Сабирьяновна. Презентация «Консультация для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами художественной литературы»
  • Старова К. В. Конспект НОД по музыкальной деятельности «Технология проектирования, как средство развития музыкально-творческих способностей детей старшего возраста «Так чудесно в космосе!»
  • Терекбаева Альфия Мурзалиевна. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
  • Шмелева Лариса Викторовна. План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному и художественно – эстетическому развитию для детей 6-7 лет. Тема: «Году литературы в России посвящается» или «Путешествие в прошлое книги».
  • Титова Наталья Александровна. Развитие художественно — творческих способностей в продуктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
  • Морозова Раиса Альбертовна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию на тему: «Разноцветная сказка» для детей младшего дошкольного возраста.
  • Павлова Юлия Анатольевна. Конспект образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (музыка) для детей старшего дошкольного возраста «О нашем фольклоре в космосе»
  • Забоева Наталия Александровна. Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию. Рисование на тему: «Отгадай загадку» для детей старшего дошкольного возраста.
  • Филатова Елена Викторовна. «Использование инновационных форм и методов работы для привлечения детей и их родителей к чтению — восприятию художественной литературы путем создания в ДОУ детской библиотеке»
  • Каткова Анжела Николаевна. Использование голосо-речевого тренинга для развития и совершенствования речи детей дошкольного возраста
  • Наумова Юлия Юрьевна. Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (лепке) для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Чудесные валенки»
  • Костарева Ирина Игоревна. Хеппенинг как средство развития художественно — эстетических способностей детей раннего дошкольного возраста
  • Пушкина Е.В. Бонарева О.Н. Хафизова Н.В.. Методическая разработка «Пластилинография – как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Цуцурина Светлана Анатольевна. Активизация мыслительной деятельности в процессе развития речи детей (из опыта работы)
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Торлопова Татьяна Андреевна. Использование различных приемов работы со сказкой для развития речи детей дошкольного возраста.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь