Светлана Мочар. О роли дошкольного учреждения и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольника

О роли дошкольного учреждения и семьи в духовно-нравственном   воспитании дошкольникаКылосова Елена Анатольевна воспитатель I категории МБДОУ детский сад № 14  г. Нытва, Пермский край

В январе 2012 года в Москве прошли юбилейные ХХ Международные Рождественские образовательные чтения «Просвещение и нравственность: забота церкви, общества и государства». Святейший Патриарх московский и всея Руси Кирилл отметил, что задачи развития нашей страны требуют постоянного внимания к вопросам, связанным с  образованием подрастающего поколения в духе уважения к нравственным ценностям. «Это основа для укрепления гражданского мира и межнационального согласия, и здесь крайне важно расширять взаимодействие государственных, общественных и религиозных организаций. Мы не можем считать себя застрахованными от социальных потрясений, кризисов и революций до тех пор, пока не будет сформировано нравственное поколение людей, которые будут способны, руководствуясь не своими инстинктами, а убеждениями, отличать  добро от зла и правду от  лжи».

 

Скачать презентацию к проекту

Как выработать у дошкольников нормы поведения? Как объяснить ему, почему надо вести себя так, а не иначе и  где границы дозволенного? С этой проблемой приходится сталкиваться многим педагогам дошкольных учреждений и родителям. Как утверждал известный  воспитатель педагог В.А. Сухомлинский: «Фундаментом воспитания является желание ребенка быть хорошим, готовность быть воспитуемым, активно «присваивать» нравственный идеал, из которого исходит педагог». Иначе говоря, воспитание должно осуществляться как самовоспитание.
Часто мы говорим: «Книга – это открытие мира». Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, а порой и на чувства и поступки ребенка. Слово может открыть ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.
Сегодня у книги слишком много «заместителей»: видео, телевидение, компьютеры. Они очень яркие, увлекательные, их влияние активно, а порой и агрессивно. Они не требуют серьезного внутреннего напряжения, сопереживания, работы ума, которая происходит при чтении хорошей книги. Готовые зрительные образы, предлагаемые различными техническими средствами, не содействуют развитию способности образно мыслить, не дают пищи воображению. Это духовно обедняет человека, мешает ему вырабатывать собственную линию поведения, т.к. дает готовые поведенческие штампы, причем зачастую далеко не лучшие их образцы. Поэтому задача привлечения детей к книге становится особенно важной. Ребенок как читатель начинается в семье или в детском саду. 
Усвоение правил поведения возможно в младшем и среднем дошкольном возрасте, но только в старшем дошкольном возрасте дети начинают понимать значение правил и выполняют их сознательно. Не нужно использовать такие выражения «Нельзя!», «Так не делают!» и т.д., они вызывают негативные эмоции. По этому лучше использовать книгу, которая учит его нормам поведения, допустимы и недопустимым поступкам. В качестве такой книги мы используем сборник рассказов Н.Носова «Фантазеры». В книге рассказывается о детях, над чьими поступками задумывается дошкольник, так как он воспринимает художественный текст буквально и к  вымышленным персонажам относится как к сверстникам, друзьям по детсадовской группе. Дети будут активны, сообразительны, если художественный текст привлекателен. Тогда большинство детей могут высказаться, заявить о своей позиции. Отвечая на вопросы, дошкольники учатся анализировать поступки людей, собственное поведение. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок выполнял правила, систематически напоминать, советовать, как надо себя вести в том или ином случае, и выражать уверенность, что ребенок не забудет поступить должным образом.
Рассказы подобраны мною таким образом, чтобы дети могли уяснить и понять, почему люди должны быть внимательны друг к другу, близким, товарищам, с уважением и доброжелательностью относиться к окружающим, почему надо прийти на помощь человеку, когда он в ней нуждается. Важно, чтобы дети поняли, что добрые дела надо делать, не ожидая похвалы. А при выборе рассказов, в воспитании в детях любви ко всему живому мной ставилась задача привлечь внимание детей к природе, вызвать у них желание оберегать растительный и животный мир. Ребенок, который с детства привык с пренебрежением относиться к живым существам, не умеющим говорить, но не способным чувствовать боль и обиду, переносит такое отношение к людям. После чтения идут вопросы. Самое важное в беседе – выявить отношение ребенка к прочитанному, предложить им высказать свое мнение.
Вот лишь некоторые из выбранных тем произведений:
1.    «О доброте и отзывчивости»:
•    «Самое страшное», «Надежный человек» Е. Пермяк; «Кановна» В. Донникова; «Брат и младшая сестра» Э.Шим; «До первого дождя», «Бабка» В.Осеева; «Дружба» И.Туричин; «Как папа дружил с девочкой» А.Раснин.
2.    «Ты не один»:
•    «За обедом» С.Баруздин; «Бумажный змей», «Пичугин мост» Е.Пермяк; «Лучший друг» Ю.Ермолаев; «Долг» В.Осеева.
3.    «Любить все живое»:
•    «Собака яростно лаяла» В.Осеева; «Мальчик в лесу» Р.Фраеман; «Телеграмма из леса» В.Бианки; «Мушка» В.Чаплина; «Белка» В.Баруздин.
С детьми мы проводим интересную и полезную работу по охране живой природы. Зимой организуем подкормку птиц, развешиваем «птичьи столовые», весной вместе с родителями строим скворечники.
Для формирования обобщенных представлений, использую этические беседы о явлениях общественной жизни; разговариваю о прочитанных рассказах, сказках, просмотренных диафильмах, сюжеты которых содержат нравственные стороны. Важно, чтобы ребенок мог объяснить свое отношение к событию, поставить себя в позицию участника. Детям задаю вопросы: «Как, по их мнению, следует поступить персонажам? Как бы они сами поступили в данной ситуации?»
Необходимо учить детей самостоятельности в поведении. В старшей группе необходимо использовать игры - драматизации по литературным произведениям. Пробуя себя в новой роли, дошкольник встает на позицию взрослого, учатся анализировать свое произведение. Нравственно-этические представления  дети должны вынести из художественных произведений, а не из нравственных рассуждений воспитателя. Так постепенно, шаг за шагом у детей вырабатывается поведенческие навыки.
Таким образом, при отборе наиболее эффективных форм, методов работы по  формированию духовно – нравственных чувств  у детей  у нас сложилась некая система работы.
Были определены основные задачи, направленные на конечный результат:
1.    Усвоение детьми добродетели, направленность и открытость ребенка добру.
2.    Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе.
3.    Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
4.    Субъектное психо - эмоциональное благополучие.
5.    Воспитание чувства патриотизма.
6.    Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
7.    Деятельное отношение к труду.
8.    Ответственность за свои дела и поступки.
Определены методы работы:
Наглядные (чтение педагогом рассказов, экскурсии, наблюдения и т.д.).
Словесные (чтение литературных произведений, беседы, сообщения, викторины, конкурсы).
Практические (продуктивная деятельность, театральные постановки, совместные вечера с родителями, изготовление игрушек своими руками, блюд и т.д.).
Используемые формы работы с детьми делятся на 4 направления:
1.    Духовное образование (занятия, беседы, поручения).
2.    Воспитательно–оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые, строительные, прогулки, экскурсии, походы).
3.    Культурно–познавательное (встречи с интересными людьми, целевые прогулки, концерты, просмотр диафильмов).
4.    Нравственно–трудовое (самообслуживающий труд, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Особое внимание мной уделяется работе с семьей.
Формы работы с семьей:
•    Родительские собрания на духовно – нравственные темы.
•    Лектории для родителей
•    открытые показы воспитательного процесса.
•    Совместные праздники, именины детей.
•    Помощь детскому саду (облагораживание территории, мелкий ремонт, участие в подготовке к праздникам)
В нашей группе сложились устойчивые традиции:
•    В работе положительно зарекомендовали себя методики - «Утреннее приветствие», «Наш день в детском саду»).
•    Профилактика и психологическая коррекция негативных эмоциональных состояний детей («Сонные игрушки», «Коробочка добрых дел», «Экран настроения», «Объединяющие игры с воспитателем»).
•    Целенаправленная работа по развитию и закреплению нравственных представлений и навыков эффективной их реализации в общении и игре («Коробочка добрых дел», «О дружбе», «Правила нашей группы»).
В настоящее время родители группы занимаются оформлением «Дневника моей жизни». Он используется для изучения семьи воспитанников, ее устоев и внутрисемейных взаимоотношений. С помощью «Дневника моей жизни», родители могут увидеть своего ребенка с другой стороны, его реальные желания, потребности, интересы более ярко проступающие перед взором родителей. В то же время,  родители имеют возможность взглянуть на свою семью, взаимоотношения в семье и на самих себя глазами ребенка.  Кроме того  с родителями были проведены  мероприятия, позволившие детям взглянуть на своих родителей совершенно  по новому - с позиции партнерства.
•    Осенью мы провели творческую мастерскую «Умелые ручки», где родители вместе со своими детьми изготовили из природного материала (листьев и цветов) необычайно красивые поделки.
•    Зимой мы провели совместный праздник «Елочкин сон». Необычность его была в том, что все роли исполнили сами родители, а  детишки выступили в качестве активных зрителей и участников праздника.
•    Далее мы планируем проведение праздника «Масленицы» - «Прощеное воскресение».
Эти мероприятия пройдут у нас  в рамках  приобщения дошкольников к  истокам русской православной культуры.
Детский сад, как дом и мир детей – проблема взрослых. Каким он должен быть, чтобы наши дети выросли по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми? Главный результат деятельности  дошкольного учреждения мы видим в обогащении внутренней культуры ребенка, в прикосновении его к истории, воспитании чувства гордости за свою родину, народ. Мы стремимся, чтобы наши воспитанники были самостоятельны, активны, эмоционально отзывчивы, проявляли инициативу, творческие способности, имели яркую индивидуальность, практические умения и навыки для внесения изменений в окружающий мир.

Просмотров: 305
Категория: По направлениям » Для детского сада » Нравственное воспитание детей




Другие новости по теме:

  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Яковлева Елена. Хотите, чтобы родители помогали детскому саду? – впустите их в детский сад
  • Ворончихина Ольга Геннадьевна. ПРОЕКТ «ЧТОБЫ РАДОСТЬ ЛЮДЯМ ДАРИТЬ, НАДО ДОБРЫМ И ВЕЖЛИВЫМ БЫТЬ»
  • Малахова Мария Станиславовна. Круглый стол «Знаете ли Вы своего ребенка?» как средство повышения педагогической культуры родителей средней группы» с использованием интерактивных форм и методов работы.
  • Тухтамышева Анна Сергеевна. Основные направления и формы работы в детском саду по воспитанию безопасного поведения детей
  • Панова Марина Сергеевна. Почему важно отвечать на вопросы ребенка
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Звонова Татьяна Анатольевна. Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста на основе православной культуры»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Павленко Наталья Викторовна. «Система работы по формированию правил безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста»
  • Стовпец Елена Анатольевна. Методическая статья - Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда людей различных профессий в старшем дошкольном возрасте
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Баштовая Ксения Игоревна. Сообщение из опыта работы по теме: Традиции нашей группы «Встречи с интересными людьми г. Североморска»
  • Остапкевич Ольга Федоровна. «Воспитание культуры поведения детей в ДОУ и в семье»
  • Рекомендации родителям по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания в детском саду
  • Редактор. Обучение манерам - почему родители должны служить примером для детей
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Егорова Гульнара Саломовна. Опыт работы по формированию правил безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста
  • Редактор. Правила поведения для ребенка
  • Лепетухина Ольга Анатольевна. Из опыта работы: Сотрудничество с родителями воспитанников по направлению «Использование сказок в формировании основ безопасного поведения детей дошкольного возраста».
  • Ингачева Анастасия. Практические рекомендации по развитию мелкой моторики для родителей, чьи дети имеют зрительные нарушения.
  • тамара. Рождественские праздники в детском саду - возрождение духовно-нравственной культуры
  • Щукина Антонина Михайловна. «Система работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста»
  • Олеся Владимировна Бортник. Проект «Чтобы Ребенок рос здоровым»
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь