Пожидаева Елена Александровна. Проект «Сотрудничество семьи и ДОУ в нравственном воспитании дошкольников»

Проект «Сотрудничество семьи и ДОУ в нравственном воспитании дошкольников»

Актуальность исследования. Формирование всесторонне развитой гар-моничной личности является важнейшей задачей, стоящей перед нашим обществом. В программных документах по совершенствованию дошкольного воспитания особое внимание уделяется разработке методов формирования личности ребенка-дошкольника в условиях общественного и семейного воспитания. Повышение качества воспитательно-образовательной работы с детьми невозможно без тесного сотрудничества детского сада и семьи. Особенно оно необходимо в нравственном воспитании детей. Воспитание гуманных чувств и отношений, доверия, сочувствия и сопереживания ребенка окружающим взрослым и детям, общественной направленности мотивов поведения и деятельности, активной жизненной позиции, самостоятельности, повышение уровня осознания собственного я в семейном и детском коллективе – эти и многие другие задачи семейного воспитания детский сад может осуществить только при согласованности воздействий в подходах и методах на детей со стороны воспитателей и родителей.

 

Скачать полный проект

Нравственное воспитание – приобщение детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает их своими, принадлежащими себе способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. Семейные условия воспитания, основанные на доверительных родственных отношениях, эмоциональной их насыщенности, на любви и привязанности родителей и детей, постоянстве и длительности влияния домашней среды, являются наиболее благоприятными для нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Представляя собой малую группу, своего рода «микрокосмос», семья наиболее соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.

Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможно-стей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют это делать, третьи не понимают – зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

Взаимосвязь детского сада и семьи мы понимаем как целенаправленное сотрудничество воспитателей и родителей в методах и содержании педагогического воздействия на детей, основанное на взаимоуважении и взаимодоверии и направленное на взаимообогащение, взаимодополнение условий семейного и общественного воспитания.

В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество.

Кто же должен быть инициатором в установлении сотрудничества? Конечно, педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подго-товлены к образовательной работе, а, стало быть, понимают, что её успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей. Педагог сознаёт, что сотрудничество требуется в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить и родителей.

Инициатива в установлении взаимодействия с семьёй и квалифицирован-ная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию. Это и яви-лось причиной моего обращения к исследованию.

Объект исследования — процесс нравственного воспитания ребенка.

Предмет исследования — взаимодействие семьи и ДОУ в нравственном воспитании дошкольника.

Цель исследования — определить систему педагогических действий, обеспечивающих грамотное профессиональное содружество семьи в вопросах нравственного воспитания детей.

Гипотеза исследования. Руководствуясь задачами нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста, я предположила, что воспитательно-образовательный эффект реализации будет выше, если педагогическое просвещение семьи будет соответствовать следующим условиям:

  • знакомство родителей с психофизиологией ребенка дошкольного возраста
  • определение оптимальных методов активизации родителей в работе по нравственному воспитанию детей
  • использование нетрадиционного содержания работы с родителями по вопросам нравственного воспитания детей.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические основы семейного воспитания.
  2. Выявить особенности сотрудничества семьи и ДОУ в нравственном воспитании дошкольников.
  3. Разработать содержание работы по сотрудничеству семьи и ДОУ в нравственном воспитании детей.
  4. На основе педагогической диагностики выявить эффективность проведенной работы с детьми.
  5. Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседы с детьми и родителями, педагогический экспе-римент.

Практическая значимость исследования заключалась в том, что изучена история проблемы семейного воспитания, семья и ДОУ определены как первые социальные институты нравственного воспитания детей дошкольного возраста, исследованы проблемы семейного воспитания в решении задач формирования личности ребенка; определена система педагогических действий, обеспечивающих грамотное профессиональное сопровождение семьи в вопросах нравственного воспитания детей.

Исследование проходило в период с января 2015 г. по май 2015 г. в ДОУ №22 поселка Степной Курганинского района. В исследовании участвовало: 20 детей в возрасте 5-6лет (экспериментальная и контрольная группа) и 20 родителей.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ

В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

1. 1. Семья и ДОУ как первые социальные институты нравственного воспитания ребенка

Формирование всесторонне развитой гармоничной личности является важнейшей задачей, стоящей перед нашим обществом. По совершенствованию дошкольного воспитания особое внимание уделяется разработке методов формирования личности ребенка-дошкольника в условиях общественного и семейного воспитания. Повышение качества воспитательно-образовательной работы с детьми невозможно без тесного сотрудничества детского сада и семьи. Особенно оно необходимо в нравственном воспитании детей. Воспитание гуманных чувств и отношений, доверия, сочувствия и сопереживания ребенка окружающим взрослым и детям, общественной направленности мотивов поведения и деятельности, активной жизненной позиции, самостоятельности, повышение уровня осознания собственного я в семейном и детском коллективе – эти и многие другие задачи семейного воспитания детский сад может осуществить только при согласованности воздействий в подходах и методах на детей со стороны воспитателей и родителей.

Нравственное воспитание – приобщение детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает их своими, принадлежащими себе способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Семейные условия воспитания, основанные на доверительных родствен-ных отношениях, эмоциональной их насыщенности, на любви и привязанности родителей и детей, постоянстве и длительности влияния домашней среды, являются наиболее благоприятными для нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Взаимосвязь детского сада и семьи мы понимаем как целенаправленное сотрудничество воспитателей и родителей в методах и содержании педагогического воздействия на детей, основанное на взаимоуважении и взаимодоверии и направленное на взаимообогащение, взаимодополнение условий семейного и общественного воспитания.

Между тем современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или в школе.

Установлено, что, чем выше образовательный и культурный уровень роди-телей, тем более совершенными методами они пользуются в воспитании детей. Это может быть личный пример, организация совместной деятельности, более гибкая система поощрений, наказаний. У образованной матери, которая про-водит с ребенком меньше времени, но более интенсивно организует содержа-тельный досуг в семье, с детьми устанавливаются дружеские отношения. Сам факт увеличения времени для родителей и детей не даёт положительных результатов, не обогатит общение в случае духовной неподготовленности взрослых, устоявшихся привычек, стереотипов отношений между родителями и детьми.

В семье имеются возможности для естественного включения ребенка в её бытовую, хозяйственную деятельность, в совместный отдых, в общественно-полезую деятельность (во дворе дома, в детском саду), опосредованное приобщение ребенка к труду родителей.

Выражение «дети – зеркало семьи» при всей своей кажущейся банальности удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедает его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности: в одной во главу угла ставят милосердие, доброту, гуманность, в других, напротив, царит культ жестокости. Родители всячески стимулируют и поощряют такие поступки, действия, способы поведения, которые отвечают их представлениям о том, что хорошо и что плохо.

Подражая близким, любимым людям, следуя их «урокам жизненной филосо-фии», ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми. Упрямая мама будет, возможно, страдать от упрямого сына, а «воинственный» папа обрекает себя на постоянное выслушивание жалоб учителей типа «дрался на перемене».

Специфика взаимосвязи родителей и детей закрепляется в поведении по-следних и становится их моделью взаимоотношений с окружающими.

Психологи считают, что одна из наиболее примечательных особенностей психического склада ребенка – постоянное стремление иметь перед собой живой авторитет, к которому в любую минуту можно обратиться за помощью, советом, поддержкой. Ребенок, если он может делиться своими радостями и огорчениями с родителями, обретает большую уравновешенность, уверенность, психологическую стабильность.

А многие великие педагоги считали, что семейное воспитание – это, прежде всего самовоспитание родителей: очень сложно привить ребенку те качества, которыми они сами не обладают, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируют.

В.А. Сухомлинский выделял важность и необходимость такого явления как самовоспитание – воспитание родителями самих себя и детей своим поведением. «Только там, где отец сам воспитывает себя, рождается детское самовоспитание. Без яркого примера отца все разговоры о самовоспитании детей остаются пустым звуком. Без примера родителей, без света и тепла родительской любви, выраженной во взаимной заботе и уважении, оно просто немыслимо. Ребенку хочется быть хорошим только тогда, когда он видит идеальное и увлекается этим идеальным.

В этой очень тонкой сфере воспитания нравственные понятия формируются только на основе благородных человеческих чувств. А чувства детей вызы-ваются чувствами родителей».

Представляя собой малую группу, своего рода «микрокосмос», семья наиболее соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учитывать, что семья не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные возрастные (старшие и младшие члены семьи), половые (мужчины и женщины), а подчас и профессиональные «подсистемы» (мама – учительница, папа — шофер, бабушка – медсестра). Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовывать потребности.

Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют это делать, третьи не понимают – зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнения. В последние годы к дошкольным учреждениям предъявляются повышенные требования. Десятилетие назад наше государство всячески поддерживало социальную функцию дошкольного учреждения – освобождение женщины-матери для участия в общественном производстве. Поэтому при оценке работы дошкольного учреждения в качестве основного показателя фигурировали данные о заболеваемости детей, о количестве пропущенных ими дней (а значит, вынужденной нетрудоспособности матери).

Возрастание роли образования, которое наблюдается во многих странах мира, в том числе и в нашей стране, меняет отношение к дошкольным учреждениям. Теперь во главу ставится педагогическая функция дошкольного учреждения: как воспитывают, чему учат, насколько успешно готовят к школе. Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, дошкольное учреждение должно пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути более сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив дошкольного учреждения перед необходимостью искать в лице семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка.

Следует отметить, что педагоги дошкольного учреждения не всегда проникаются сознанием важности и необходимости сотрудничества с семьёй. Особенно это касается молодых специалистов. Нередко родители тоже являются безинициативными во взаимодействии с педагогами. Таким образом, две стороны, очень близкие ребенку, родители и сотрудники детского сада, пытаются воспитывать автономно, независимо друг от друга. Хороших результатов это не дает. В воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании, приобщении ребенка к спорту возможности семьи значительно выше, чем возможности детского сада. Зато детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что в основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Кто же должен быть инициатором в установлении сотрудничества? Конечно, педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а, стало быть, понимают, что её успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей. Педагог сознаёт, что сотрудничество требуется в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить и родителей.

Инициатива в установлении взаимодействия с семьёй и квалифицирован-ная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию.

Успех сотрудничества во многом зависит от установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость). Такое доверие само по себе не приходит: воспитатель завоёвывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нём хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание – и картина психологии доверия будет достаточно полной.

Психолого-педагогическое просвещение родителей, осуществляемое до-школьным учреждением должно иметь целевую направленность. Так, специфика работы воспитателя ясельной группы с семьёй диктуется, прежде всего, психофизиологическими особенностями детей раннего возраста: быстрое развитие малыша требует своевременного изменения задач воспитания и обучения, перестройки методов и приёмов педагогической работы. В содержание психолого-педагогического просвещения родителей необходимо включать вопросы охраны жизни, укрепление здоровья малыша, создание условий для правильного физического развития. По вопросам адаптации ребенка к условиям общественного воспитания, гигиенического ухода, рационального питания, закаливания, режима дня, массажа, гимнастики родителям рекомендации даёт не только воспитатель, но и медицинские сотрудники детского сада.

Привлечение родителей к образовательной работе детского сада необхо-димо, прежде всего, для детей. И не только потому, что они узнают, учатся чему-то новому. Важней другое – с каким уважением, любовью и благодарностью смотрят дети на своих пап, мам, бабушек и дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно говорят об этом, у которых такие золотые руки. Ещё важнее помочь родителям попробовать себя в роли «коллективного педагога». Особенно это важно для бабушек, дедушек: им так необходимо видеть, что они нужны, интересны окружающим людям. Педагоги имеют возможность лучше узнать семью каждого воспитанника, понять её сильную и слабую стороны в воспитании детей, определить характер и меру своей помощи. А иногда просто поучиться!

Решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлекали родителей в образовательную программу детского сада.

В семье воспитание осуществляется постоянно при помощи авторитета взрослых, их примера, семейных традиций. Но в ней нет четких организационных форм, как, например, занятия или уроки. Воспитание осуществляется через жизнедеятельность семьи путем индивидуального воздействия на ребенка.

Нередко в воспитании детей допускаются ошибки, которые связанны с неправильным представлением родителей о воспитании, а также влиянием на детей всего уклада жизни семьи, личного примера взрослых. Выявлены наиболее типичные ошибки родителей, например, ребенка обманывают, чтобы добиться от него послушания, к нему применяют физические наказания, не соблюдают последовательность в предъявляемых требованиях, жесткую требовательность к ребенку сочетают с попустительством.

В ходе развития общества процесс воспитания детей становится всё более длительным и сложным. Это обусловлено действием ряда факторов, главные из которых являются усложнение самой общественной жизни и удлинение периода детства. Семья в своей воспитательной деятельности стала всё более нуждаться в помощи, как со стороны общества, так и со стороны педагогов.

Таким образом, семья и ДОУ равнозначны и равноценны в вопросах воспитания и развития личности ребенка. Для осуществления полноценной воспитательной программы, семье необходимо грамотное педагогическое кураторство.

Просмотров: 469
Категория: По направлениям » Для детского сада » Нравственное воспитание детей




Другие новости по теме:

  • Макурина Галина Ивановна. «Организация работы детского сада и семьи по реализации задач духовно — нравственного воспитания дошкольников. Проблемы и результативность сотрудничества»
  • Аникина Светлана Александровна. Рабочая программа «Экологическое сотрудничество» по организации взаимодействия ДОУ и семьи в процессе экологического воспитания детей
  • Онишенко Елена. Консультация для родителей «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»
  • Дорощенкова Галина Александровна. Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка. (консультация для родителей).
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Светлана Мочар. О роли дошкольного учреждения и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольника
  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • И.Н. Гущина А.С. Толокина. СОТРУДНИЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Анастасия Зубаирова. Сотрудничество детского сада и семьи в развитии «особого» ребенка
  • Бруёк Анна Александровна. «Значимость семейного воспитания в жизни ребенка».
  • Муравьева Лариса Михайловна. Педагогическая статья на тему: «Здоровая семья – залог здорового ребенка. Роль семьи в воспитании привычки к здоровому образу жизни»
  • Дмитриева Надежда Михайловна. Роль эстетического воспитания ребенка дошкольного возраста и его отражение в авторских сказках Дмитриевой Н.М (Доры Люкс)
  • Рыбачевская Ольга Евгеньевна, Сухачева Наталья Владимировна. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
  • Трощенко Наталья Олеговна. Детский сад: путь в неведомое … Из опыта работы по ранней адаптации детей и родителей к условиям пребывания и воспитания в детском саду
  • Калин Ольга. Консультация для родителей дошкольников: «Роль семьи в развитии ребенка»
  • Мадеева Надежда Борисовна. Статья из опыта работы: «Опытно – поисковая работа по проблеме исследования влияния материнского воспитания на детей дошкольного возраста».
  • Федоренко Галина Леонидовна. Инновационные формы сотрудничества родителей и детского сада в духовно-нравственном воспитании дошкольника.
  • Халюкова Ия Юрьевна. Консультация для родителей «Задачи и содержание музыкального воспитания детей в семье»
  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей
  • Новичкова Анна Михайловна. Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в формировании эмоционального интеллекта ребенка»
  • Беговатова Галина Сергеевна. «Современные подходы в развитии патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Марина Мирошник. Взаимодействие ДОУ и семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
  • Ботвенко Ольга Николаевна. «Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
  • Пляскина Нина Геннадьевна. Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
  • Березина Татьяна Ивановна. Роль семьи в формировании личности ребенка.
  • Лысакова Светлана Сергеевна. Сочинительство сказок как средство духовно — нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Бирюкова Ольга Ивановна. Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
  • Горовенко Анжелика Германовна. Педагогический проект духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста «Уроки доброты»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь