Полещук А.А. Пономарёва Е.О.. Игры с куклами в нравственном воспитании дошкольников

Игры с куклами в нравственном воспитании дошкольников

Воспитатели МБДОУ №12 «Малыш» Мысковский городской округ

  • Полещук А.А.
  • Пономарёва Е.О.

Кукла – самая любимая игрушка девочек всех времен и народов. И хотя в наше время появилось много других игрушек, по-прежнему, в любой девичьей детской, вы всегда найдете полку с куклами.

Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому что именно в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми

Одним из наиболее эффективных средств становления нравственно-психологической культуры дошкольника является игра

 

Игра — это независимая самостоятельная деятельность ребенка, в которой он может реализовать свои желания и интересы, без оглядки на обязательность и необходимость, требования и запреты, столь свойственные миру взрослых. Сюжетно-ролевая игра находится в центре жизни дошкольника, она обучает и воспитывает его, способствует формированию нравственных качеств. В игре дети отражают поступки людей и их отношения. Только в игре у ребенка появляется возможность безболезненно поставить себя на место другого, формируется способность смотреть на вещи его глазами.

Педагогический потенциал игры в нравственном воспитании дошкольников очень высок. Игра также ценна тем, что в ней нет прямого воспитания, но есть условия для развития личности. В раннем детстве все свободное время дети заняты игрой

В большинстве игр рядом с ребёнком присутствует кукла. Кукла – символический партнер для игры, объект эмоционального общения. В играх с куклами отражаются те социальные отношения, которые в первую очередь затрагивают ребенка.

Современная педагогическая практика позволяет утверждать, что в период зарождения ролевой игры не только девочки, но и мальчики с удовольствием играют в куклы: кормят и лечат, носят на руках и баюкают, катают в коляске и пеленают, совершенно не отставая в умениях и активности от сверстниц. Дошкольник, мальчик или девочка, прежде всего человек, а кукла помогает развитию именно человеческих качеств и проявлений в ребенке. Вот почему игровые занятия с куклой актуальны для развития личностной культуры как девочек, так и мальчиков. Игра с куклами предоставляет максимум индивидуальной свободы. Кроме этого, игры с куклами позволяют ребенку моделировать способы поведения, относимые с нормами и правилами, принятыми в обществе, приводят к умению оценивать с этой точки зрения свои и чужие действия. Ситуация значительно упрощается, если партнером по игре является кукла. Кукла не обижается, не бросает играть, не навязывает своего образа действий. Важно, чтобы ребенок научился видеть в кукле живого человека, которому нужны неустанное внимание и забота.

Учитывая возраст ребенка, можно выделить следующие особенности развития игровой деятельности с куклой.

1-й год

В игре с куклой преобладают предметные игры. Это ориентиро-вочная манипулятивная, порой непроизвольная деятельность ребенка. Он ориентируется в формах, величинах, материалах, цвете, движениях. Кукла — предмет действия: ребенок подползает, берет, держит, бросает. Кукла замещается фигурками из мягких материалов. В этом возрасте рекомендуются фигурки людей 10—15 см, озвученные «неваляшки», резиновые, надувные фигурки 30-40 см.

2-й год

Ребенок продолжает манипулировать куклой, но может производить с ней действия по показу взрослых.

3-й год

Дальнейшее развитие игровой деятельности характеризуется способностью подражать взрослым, имитировать движения жизни. Сначала ребенок воспроизводит действия конкретных людей, затем усваивает собственные действия, перенося их на куклу. Ребенок превращает куклу в

живое существо. Игра в данном возрасте ведущая деятельность ребенка. Кукла становится любимой игрушкой.

Подводя итоги разговора о значении игр с куклами в воспитании дошкольника, можно с определенностью сказать: кукла оказывает неоценимо положительное влияние на развитие ребенка. К тому же участие дидактической куклы в творческих играх детей расширяет возможности воспитателя активно воздействовать на малышей. К сожалению, в дошкольных учреждениях обнаруживается равнодушное отношение воспитателей к кукле, педагоги не используют возможности кукол в воспитании у ребят гуманных чувств. А ведь через куклу взрослый организовывает поведение детей в игре, дает оценку их поступкам. Кукла — авторитетный товарищ по игре, вот почему дети так точно и быстро откликаются на ее предложения, советы, рассуждения.

Игры с куклами приучают детей жить в коллективе, уважать взрослых и друзей, уметь согласовывать с ними свои действия и интересы, Кукла помогает пережить впечатления от окружающей действительности, которые оставляют след в психике ребенка, поэтому бытовые игры в которых участвует кукла занимают особенно большое место.

Просмотров: 408
Категория: По направлениям » Для детского сада » Нравственное воспитание детей




Другие новости по теме:

  • Ольга Сорокина. Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»
  • Домрачева Людмила Викторовна. Народная кукла-средство приобщения ребенка к народной культуре.
  • Екатерина Тропникова. Готовимся к школе - Игры для развития способности выполнять действия по словесной инструкции взрослого, контролировать и оценивать свою деятельность.
  • Колтышова Татьяна Владимировна. Открытое занятие по познавательно-речевому направлению в 1 младшей группе № 1 «Обучение игровым действиям с куклой» «К нам в гости пришла кукла Маша»
  • Шамина Любовь Николаевна. Дидактическая игра «Кукла Катя в чудесном саду»
  • Мещерякова Азалия Рамильевна. НАРОДНАЯ КУКЛА В ИГРАХ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Журба Анастасия Дмитриевна. Мастер-класс для детей и родителей «Кукла-масленица — тонкости изготовления славянской, народной, тряпичной куклы»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Трусова Елена Александровна. Проект 'Кукла в жизни ребёнка'
  • Дмитриева Галина Эдуардовна. Мастер — класс по изготовлению тряпичной куклы «Рождественская обрядовая кукла — Коза»
  • Клюбина Инна Викторовна. Консультация для воспитателей Тема: «Значение дидактической игры в умственном воспитании ребенка»
  • Русакова Антонина Александровна. ИНТЕГРИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ТЕМА: «КУКЛА-ПЕЛЕНАШКА»
  • Домнина Людмила Александровна. «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре»
  • Бохов Валерий. Машинка и кукла
  • Редактор. Кукла Тильда садовница
  • Минченкова Ирина Владимировна. НОД. Речевое развитие: «Кукла Катя и её друзья». Младшая группа.
  • Рункова Юлия Ивановна. Тряпичная кукла в жизнедеятельности детей дошкольного возраста
  • Полянская Ольга Валерьевна. Интерактивное занятие для детей подготовительной к школе группы «Чудеса из сундучка» (тряпичная кукла).
  • Аветисян Лусине Гагиковна. Кукла из гипса
  • Лагутик Галина Семеновна. Конспект НОД по здоровьесбережению в первой младшей группе: «Кукла в гостях у ребят»
  • Л.п. Степанченко. Конспект НОД «У нас в гостях кукла Даша» для средней группы
  • Наталья Мыжевских. Конспект занятия по ручному труду «Кукла-мотанка»
  • Елфимова Наталья Владимировна,Печкарёва Анастасия Леонидовна. РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ДЕТСКАЯ ИГРА СЕГОДНЯ.
  • Юдина Людмила Иосиповна. Консультация для воспитателей: Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка.
  • Становова Альбина Георгиевна. Конспект открытого совместной продуктивной деятельности в старшей группе «Кукла-самокрутка»
  • Елена Корюкова. КОНСПЕКТ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ «РУССКАЯ КУКЛА»
  • Евлахова Елена. Народная тряпичная кукла: лоскутная история
  • Исаева Екатерина Сергеена. Мастер-класс «Кукла Масленица»
  • Елена Ивановна Маринина. Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь