Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков



1 страница


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ  

ЗАПОРОЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ  

 

Белоусова З.И.  

Овсянникова В.В.  

 

Социально-психологические проблемы  

девиантного поведения  

детей и подростков  

 

 

 

г.Запорожье 9  

1998  

 

ВВЕДЕНИЕ  

 

Учебное пособие подготовили:  

 

Белоусова Зинаида Игнатьевна,  

кандидат педагогических наук,  

доцент кафедры педагогики и психологии  

Запорожского государственного университета,  

читает лекции по общей и возрастной психологии,  

психологии личности, конфликтологии,  

криминальной психологии, психологии общения  

 

Овсянникова Виктория Витальевна,  

кандидат психологических наук,  

доцент кафедры педагогики и психологии  

Запорожского государственного университета,  

читает лекции по общей, возрастной,  

педагогической и социальной психологии,  

проводит практические и семинарские занятия  

 

Научный редактор:  

Мищик Людмила Ивановна,  

 

декан факультета Социальной Психологии и Педагогики  

профессор, доктор педагогических наук,  

зав. кафедрой педагогики и психологии  

Запорожского государственного университета,  

читает лекции по педагогике и социальной педагогике, спецкурсу  

"Психолого-педагогаческие проблемы развития личности"  

 

Учебное пособие "Социально-психологические проблемы девиантного  

поведения детей и подростков" утверждено учебно-методическим советом  

Запорожского государственного университета IV уровня аккредитации.  

 

Изменения социальных ценностей, происходящие в период реформи-  

рования политической и социально-экономической жизни страны, отражают-  

ся на всем населении Украины. Однако, по мнению социологов, социальных  

психологов, социальных работников и медиков наиболее незащищенными  

являются пожилые люди, дети, подростки и "трудовые семьи".  

 

Проблемы воспитания детей и подростков, имеющих ту или иную сте-  

пень социальной защищенности и социальной дезадаптации, стоят в настоя-  

щее время особенно остро. Это связано с тем, что дезадаптированные дети и  

подростки, составляющие так называемую группу риска, часто принадлежат  

к малообеспеченным, неполным или "проблемным" семьям. Недостатки се-  

мейного воспитания порождают трудности при обучении в школе, конфлик-  

ты с педагогами и, как следствие этого, социальную дезадаптацию подрост-  

ка.  

 

Обострение кризисных процессов в экономике, нарастание социаль-  

ной напряженности порождают негативные процессы во всех слоях общест-  

ва, но особенно в среде детей. Социальное неблагополучие проявляется в  

распаде семейных, родственных связей, безнадзорности и бродяжничестве  

детей, совершении ими антиобщественных поступков и правонарушений,  

пьянстве и наркомании.  

 

Возрастающее число детей, имеющих проблемы, является наиболее  

важной причиной переосмысления и реформирования политики в области  

детства и необходимости срочных социальных мероприятий по отношению к  

детям.  

 

Проблемы могут быть различного свойства, они могут проявляться в  

семье, школе, колебаться от незначительных до видимых девиаций, обычно  

связываемых с детской беспризорностью и плохим обращением, так же как и  

с детьми группы риска.  

 

В то время как общество имеет тенденцию воспринимать это как  

"проблемы детей, создающих проблемы для общества", в действительности  

эти дети имеют проблемы с обществом.  

 

Анализ состояния криминальных дел по подростковой преступности,  

например, показывает, что за последние десять лет преступность среди несо-  

вершеннолетних возросла в несколько раз, причем несовершеннолетние ста-  

новятся наиболее криминально активной частью населения. Повышается аг-  

рессивность, дерзость подростков при совершении преступлений, возросло  

число фактов изъятия у несовершеннолетних наркотических средств. Как  

свидетельствует криминальная хроника, наблюдается устойчивая тенденция  

к омоложению преступности за счет роста криминальной активности подро-  

стков более младшего возраста.  

 

Ежегодно увеличивается количество несовершеннолетних, состоящих  

на учете в милиции, в отношении которых в возбуждении уголовного дела  

отказано в связи с недостижением ими возраста уголовной ответственности.  

 

Как свидетельствуют социологические исследования все чаще анали-  

зируются специалистами факты насилия и жестокости по отношению к детям  

и подросткам. Уязвимость детей к насилию объясняется их физической сла-  

бостью. психической и социальной незрелостью, а также зависимым, подчи-  

ненным положением по отношению взрослым - родителям, опекунам, вос-  

питателям, учителям, родственникам.  

 

Опыт работы психологической службы показывает, что постоянная  

обстановка насилия в микросоциуме сверстников, способствует процессу  

виктимизадии определенных сграт подростков, характеризующихся низкой  

самооценкой, низким уровнем адаптации, отсутствием самоконтроля, кон-  

фликтностью, эмоциональной неустойчивостью и высокой степенью фруст-  

рационной напряженности.  

 

Как считают специалисты, особую категорию девиантного поведения,  

независимо от возрастных характеристик, составляют представители разных  

направлений, которые указывают на различные причины этого феномена. Ч.  

Ломброзо с позиций антропологии полагал, что у самоубийц якобы имеются  

характерные особенности строения черепа, оказывающие воздействие на его  

мозг и поведение. Э. Дюрктейм развивал социологическую теорию суици-  

дального поведения, связывая его с процессом дезинтеграции социальных  

институтов.  

 

По мнению представителей психологического направления, причины  

суицида - в настроениях и переживаниях субъекта, а не во внешних обстоя-  

тельствах. Они утверждают, что ослабление жизненного тонуса, исчезнове-  

ние жизненного инстинкта - единственная и истинная причина само-  

убийств. Определенное распространение получили взгляды, отождествляю-  

щие суициды с психической болезнью. Необоснованность отнесения суици-  

дов .тишь к сфере психиатрии была доказана последующими исследования-  

ми.  

 

Ведущий специалист суицидологии А. Г. Амбрумова выдвинула кон-  

цепцию суицида как социально психологической дезадаптации личности в  

условиях микросоциального конфликта. Человек приспосабливается к среде  

путем активного взаимодействия с природой и социальными условиями. В  

отличие от биологической адаптации, которая протекает пассивно, социаль-  

но-психологическая имеет активный характер. На уровне личности акцент  

переносится на социальные взаимодействия, опосредствованные психической  

деятельностью и ее высшей формой - сознанием.  

 

Процесс социально-психической адаптации протекает по всем четырем  

направлениям человеческой деятельности: познавательному, преобразова-  

тельному, ценностно-ориентационному и коммуникативному. В норме все эти  

направления адаптации образуют целостную динамическую систему, в ко-  

торой каждое из них гармонично сочетается с остальными. С динамической и  

энергетической сторон процесс адаптации характеризуется пластичностью и  

интенсивностью. При этом значительная часть адаптационных возможностей  

не используется, образуя резервный фонд, который мобилизуется для адапта-  

ции в экстремальных условиях, ноне все личности одинаково перестраивают  

свою приспособительную тактику. Одни, наиболее устойчивые, за счет пла-  

стичности и резервов сохраняют прежний общий "нормальный" уровень  

адаптации, другие снижают этот уровень, но без его существенной деформа-  

ции. В этих случаях дезадаптация, если и наступает, то носит временный ха-  

рактер и является "лимитирующей" ( непатологической).  

 

Некоторые же личности, которые имеют недостаточный резерв адап-  

тации и меньшую ее пластичность в силу различных причин (психических)  

или соматических, заболеваний, пограничных состояний, высокой эмоцио-  

нальности, серии жизненных неурядиц и т.п., в экстремальных (конфликт-  

ных) ситуациях оказываются в состоянии социально-психологической деза-  

даптации, которая характеризуется качественной "трансформирующей" лом-  

кой процесса адаптации.  

 

Объективно социально-психологическая дезадаптация проявляется в  

поведении, субъективно - в широкой гамме психоэмоциональных сдвигов,  

отклонений, девиаций.  

 

По мнению специалистов (А.А. Бодалев, М.И. Буянов, Г.Н. Костюри-  

на, Л.Р. Мадорский, А.Г. Хрипкова и др.) Анализ причин девиация детей и  

подростков позволяет на первое место поставить грубость родителей, часто  

занимающих низкий статус в социальном отношении. Им свойственны ран-  

няя алкоголизация, ранние сексуальные опыты, проституция, психическая  

нестабильность, тюрьма и т.п. Таким образом, сами родители являются как  

бы переносчиками ненависти на своих детей из собственного неблагополуч-  

ного детства.  

 

Кроме того, дополнительным фактором, способствующим девиации  

детей и провоцирующим ее являются условия жизни, событийная сторона. На  

фоне общего экономического кризиса, нестабильности социальных отноше-  

ний в обществе все чаще рождаются и проявляются различного рода агрес-  

сивные идеи и намерения, поведенческие акты, вплоть до криминальных  

действий и поступков. Девиация родителей и детей проявляется в замедлен-  

ном развитии всего организма, нарушается адекватное поведение, появ-  

 

.1яются неясные беспричинные волнения, апатия, гиперактивность и гипер-  

привяанность родителей к детям и наоборот, а также агрессивность, безы-  

нициативность и т.д. Дети плохо учатся, слабо адаптируются к новой среде,  

они несамостоятельны, робки, их постоянно мучают тревоги.  

 

Став родителями, они не в состоянии одарить своего ребенка любовью  

и вниманием, ибо их они никогда не видели в своем несчастном детстве.  

Они не способны понимать и улавливать мотивы, желания и потребности  

своего ребенка. Они нетерпимы, несговорчивы и любят очень холодно. Такие  

родители будут подсознательно воспроизводить все отказы и агрессии собст-  

венных родителей, которые они сами перенесли в детстве. И таким образом  

может воспроизводиться весь цикл девиаций в течение нескольких поколе-  

ний.  

 

Самым печальным и страшным явлением считается детская смерт-  

ность. По данным Всемирной организации здравоохранения число смертей  

(без новорожденных) составляет Юна 100 человек: десять из ста умирают, а  

примерно 60 (из 90) не получают должного воспитания, любви и заботы. В  

чем же причина? Причина, считают специалисты, молчание тех, над кем  

надругались. Психологи считают, что дети начинают говорить, но говорят  

они, по-началу, закодировано: жесты, демонстрации, указания, рисунки, ми-  

мика, слезы... Часто дети выдают наиболее ценную информацию в игре  

(свои желания, страхи, волнения, переживания и мечты, а также намерения  

родителей, понятые через призму детского сознания).  

 

Именно сам факт кодирования, "прятания" информации показывает ее  

важность, раскрывает детскую озабоченность и страдания.  

Вторая половина XX века берет на себя разрешение многих проблем, в том  

числе и проблем)- девиантного поведения, которая касается многих  

искалеченных" судеб подрастающего поколения.  

 

ГЛАВА 1  

ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ  

 

Проблема девиантного поведения, являясь чрезвычайно актуальной,  

изучена весьма недостаточно, как в социально-психологическом, так и меди-  

цинском аспекте. Одним из проблемных вопросов является разночтение в  

терминологии данной группы отклонений и расстройств - "нарушение по-  

ведения", "патологическое поведение", "аномальное поведение",  

"девиантное" и "делинквентное поведение".  

 

Многочисленные попытки специалистов систематизировать причины,  

условия и факторы нарушения поведения являются недостаточно разрабо-  

танными. По мнению исследователей, это, прежде всего связано с отсутстви-  

ем четких диагностических критериев. В американской классификации, на-  

пример, ангасоциальные расстройства и отклонения личности состоят не из  

указанных индивидуальных черт характера личности, а представляют собой  

перечень (реестр) правонарушений и асоциальных поступков.  

 

В принятой отечественной классификации выделяют антидисципли-  

нарное (нарушение режима и дисциплины в учебно-воспитательных учреж-  

дениях); ангисоциальное (невыполнение нравственных норм поведения в со-  

циуме); делинквентное (противоправное); аутоагрессивное (направленное  

против себя).  

 

В клинической и педагогической практике часто встречаются патоха-  

рактерологические реакции, которые проявляются, в основном, как стуа-  

тивно обусловленные нарушения поведения (побеги из дома, бродяжничест-  

во, алкоголизация, суицидальное поведение, транзиторные сексуальные де-  

виации, токсикомания).  

 

Выход научной литературы по проблемам девиации увеличивается по  

мере развития человеческого общества Имеющиеся публикации отражают  

попытки решения проблемы на социологическом, социально-  

психологическом, социально-педагогическом, а также юридическом и меди-  

цинском уровне.  

 

1. Рассмотрение проблемы в зарубежных исследованиях  

 

Термин "девиация" происходит от латинского слова йеуййо, что бук-  

вально значит "от дороги" (Й1 - от, уи1ю - дорога) и переводится как  

"отклонение". Данный термин используется в разных науках, в том числе -  

в психологии - в своем первоначальном значении, однако содержание его  

варьируется у разных авторов.  

 

Наиболее общее представление о девиантном поведении связано с на-  

оушением неких норм. которые выступают регуляторами общения между  

людьми.  

 

Следует подчеркнуть, что норма является величиной переменной. Ха-  

рактер ее изменяется под воздействием разных факторов: возрастного, этни-  

ческого, социального, профессионального, полового, идеологического и т.д.  

 

Приведем простейший пример. Хороший ученик дал отстающему свою  

тетрадь, чтобы списать домашнее задание. Ддя учителя этот поступок - на-  

рушение нормы, для ученика, напротив, нарушением нормы было бы отка-  

зать в просьбе товарища. Сильный ученик знает, что за отказом последуют  

репрессии со стороны своих товарищей (как сильных, так и слабых учени-  

ков), что для него, несомненно, является более значимым и важным, чем за-  

мечание учителя.  

 

Вместе с тем, та же самая ситуация в США интерпретировалась бы  

обеими сторонами совсем по-тугому: учитель там был бы скорее удивлен  

такой попыткой, чем возмущен, а ученик, попросивший списать задание, был  

бы подвергнут остракизму со стороны своих товарищей. Дело в том, что та-  

кая просьба означала бы желание уклониться от состязания, что в американ-  

ской культуре считается знаком позора. Страх оказаться в числе неудачников  

является более сильным мотивом, чем мотив страха академической задол-  

женности,  

 

Таким образом, "норма" - это условная и переменная величина, ре-  

альность которой наиболее отчетливо проявляется при взаимодействии раз-  

личных культур.  

 

Чужую культуру узнают именно по неприемлемой форме, свою куль-  

туру яснее начинают представлять именно на фоне этой неприемлемой фор-  

мы. Причем, значимым оказывается бесконечный ряд поведенческих актов: и  

то, как человек ест, как он смеется, и то, как он одевается и т.д.  

 

Приведем пример. Одна американка в Японии посмотрела какой-то  

самурайский фильм и поделилась своими впечатлениями с японкой: "как,  

должно быть, жутко умирать от меча!" На что японка ответила, что, по ее  

мнению, страшнее быть застреленной из пистолета - не успеешь даже под-  

готовиться к встрече с богом! Услышав мнение японки, американка была по-  

ражена и впервые осознала тот факт, что пистолет давно стал неотъемлемой  

частью американской культуры, чем-то понягньш и родным. А поэтому, хотя  

потенциал убийства в пистолете заложен куда более страшный, чем в мече,  

пистолет представляется американке менее опасным...  

 

Важным обстоятельством при рассмотрении отклоняющегося поведе-  

ния является то, что расстройство, лежащее в основе такого поведения, мо-  

жет быть специфичным по отношению только к определенной ситуации. На-  

пример, ночное недержание мочи у ребенка может отмечаться только дома, а  

вдали от родителей - никогда; или демонстрируемая школьником агрес-  

сивность в школе может никогда не проявляться в семье.  

8  

 

Таким образом, прежде чем рассуждать о девиации, считают амери-  

канские исследователи, нужно отчетливо представлять, по отношению к ка-  

кой норме эта девиация определяется. В этом, по их мнению, кроется суть  

проблемы. Девиация легко распознается в своих экстремальных проявлени-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 3272
Категория: Библиотека » Возрастная психология


Другие новости по теме:

  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь