Матвиенко Тамара Анатольевна. Статья на тему: Педагогические условия формирования приобщения детей дошкольного возраста к этнокультурным ценностям народов севера

Статья на тему: Педагогические условия формирования приобщения детей дошкольного возраста к этнокультурным ценностям народов севера

Автор:

Матвиенко Тамара Анатольевна. Воспитатель. МБДОУ «детский сад №21» г. Урай. ХМАО – Югра

«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности. Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания». В.А. Сухомлинский

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в работе с подрастающим поколением становится воспитание этнокультурных ценностей.

 

Содержание понятия «этнокультурные» ценности многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своей страны.

Это сложное чувство возникает ещё в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, родным местам, родной стране.

Образовательная политика государства ориентируется на процесс демократизации социальных институтов образования, его гуманизацию, на возвращение к национальным, культурно-историческим традициям (Е. В. Бондаревская, И.С. Якимовская. А.Н. Леонтьева и др.).

Изучение этнокультурного наследия является существенной стороной подготовки гражданина, призванного жить и работать на благо своего города, своей республики, своей страны.

Роль и значение ценностей в жизни и деятельности человека нами часто не осознается.

По мнению Е.В Бондаревской ценность – это то, что чувства людей диктуют признать стоящими над всем, это предпочтения (или отвержение) определенных смыслов и построенных на их основе способов поведения, а Р.М. Чумичева добавляет, что эта значимость явлений, объектов, знаков, и символов культуры в жизни человека.

По мнению ряда ученных общечеловеческие ценности — понятия, характеризующие совокупность идеалов, принципов, нравственных норм, имеющих значимость для людей, независимо от, их социального положения, национальной принадлежности, вероисповедания, образования, возраста, пола. Они выработаны в результате обобщения исторического опыта социального и культурного развития человечества и выражают общезначимые интересы и потребности людей. Это право на жизнь, труд, образование, равноправие, свободу, личную неприкосновенность, честь, достоинство, счастье, любовь и т.д.

Система ценностей отражает существенные цели, идеи, идеалы своей эпохи, видоизменяясь по мере изменения общественных отношений и видоизменяя социальный характер.

Одной из задач системы образования, по мнению Г.Н. Волкова стоит: возрождение культурного потенциала каждого народа и его раскрытие посредством системы образования, неизбежность социально-педагогических процессов включение в содержание образования этнической культуры.

Этнокультурные ценности рассматриваются в органической связи с историей развития самого народа, ее менталитета, стереотипа национального характера и определяет как средства развития и воспитания базовой этнической личности носителя национального самосознания.

Приобщение человека к этнокультурному достоянию, обогащение и наполнение его общемировыми ценностями происходит через образование и воспитание.

Современная образовательная политика ориентирована на аксиологический подход, что требует от педагога определенных знаний о влиянии национальной и общечеловеческой культур, а в их контексте и ценностей.

Этнокультурные ценности выполняют ряд функций мировоззренческую, заключающуюся в формировании научного мировоззрения путем приобретения знаний об окружающем мире и существующих ценностных предпочтениях разных этносов, принятых в прошлом и настоящем.

Этнокультурные ценности несут и интегративную функцию, цель которой в установлении добрососедских дружеских отношений, решении общих задач с другими этносами. Например, объединение для борьбы с экологическими катастрофами.

Основное смысловое содержание этнокультурных ценностей по мнению ученного А.Ю. Шадже составляют такие элементы как обряды, обычаи, традиции, называемые образцами поведения, от дальнейшего развития которых зависит их жизнеспособность.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что в современных условиях повышается приоритет о общечеловеческих ценностей, а в их составе российских и этнокультурных, на которые ориентируется все цивилизованное человечество как на наиболее отвечающие его требованиям и идеалам мира, любви, гуманизма, ненасилия, справедливости и свободы.

Для воспитания у детей этнокультурных ценностей всегда остается важным воспитание в ребенке человеческих качеств.

Для этого необходимо использовать всю мудрость народа, проверенную веками, исследования педагогов. Ведь этнокультурные ценности, заложенные в детстве, постепенно переходят в ценности общечеловеческие, по которым надо жить и трудиться.

Специально организованная предметно-пространственная среда способствует формированию основ воспитание этнокультурных ценностей и выступает не только условием творческого саморазвития личности, но и показателем профессионального творчества педагогов. Во взаимодействия со средой, личность ребенка испытывает и реализует эмоциональную, нравственную и эстетическую потребность. У детей происходит формирования этнической идентичности, толерантных установок на общение с другими народами, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

Решению задач по воспитанию этнокультурных ценностей у детей дошкольного возраста способствовала специально организованная деятельность: использование устного народного творчества, участие детей в изготовлении экспонатов для мини-музея, проведения с ними экскурсий, тематических бесед, театрализованной деятельности, изобразительной деятельности, игры. Накопление детьми позитивных знаний о городе, республике, стране явилось основой формирования этнокультурных ценностей.

Решению задач этнокультурного воспитания способствовало также оптимальное сочетание организованной и самостоятельной деятельности детей. Накопление детьми социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений – базовый этап формирования этнокультурных ценностей.

Результатом исследования является признания того, что именно создание определенных педагогических условий способствует формированию этнокультурных ценностей у детей дошкольного возраста.

Современная система образования Российской Федерации находится в стадии модернизации. В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации отмечается, что в качестве первоочередных задач система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью.

Список литературы

  1. Водзинский Д. И. Семейно — бытовая культура. — М., 1981. — 284с. Волков Г.Н. Этнопедагогика. — М.: Академия, 1999. — 176с.
  2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Книга для воспитателя детского сада / Под ред. А.М. Виноградовой. — М.: Просвещение, 1989. — 96с.
  3. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запарожца, Т.А. Марковой. — М.: Просвещение, 1976. — 243с.
  4. Горский В.А., Журкина А.Я., Ляшко Л.Ю., Усанов В.В. Система дополнительного образования детей // Дополнительное образование. — 2000. — № 1. — с. 6-11.
  5. Конев А.Ю. Коренные народы Северо-Западной Сибири в административной системе Российской Империи (XVIII — нач. XX в.в.). — М, 1995. — 45с.
  6. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 208с. — (Серия «Растим патриотов России»).
  7. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. — Новосибирск, 1992. — 143с.
Просмотров: 376
Категория: По направлениям » Для детского сада » Нравственное воспитание детей




Другие новости по теме:

  • Порубова Наталья Михайловна. «Формирование этнокультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством дополнительного образования в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы)
  • Большакова Вера Владимировна. Воспитание культурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.
  • Горошникова Татьяна Сергеевна, Егорова Марина Николаевна. Формирование базовых культурных ценностей детей старшего дошкольного возраста в условиях развития информационного общества
  • Ишкина Гузель Мансафовна. Создание условий для развития дополнительного образования у детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание
  • Риттер Анна Игоревна. Организация образовательной деятельности дошкольников на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, сотрудничества всех участников образовательных отношений
  • Мигалева Марина Владимировна. «Формирование духовно — нравственных ценностей у детей дошкольного возраста»
  • Макарова Татьяна Владимировна. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях дополнительного образования детей
  • Геворкян Ирина Анатольевна. ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Гаранина Ольга Евгеньевна. «Формирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий по финансовой грамотности»
  • Петрякова Екатерина Евгеньевна Морозова Анжелика Анатольевна Наумова Вера Николаевна. Сохранение культурных ценностей в процессе поликультурного воспитания дошкольников
  • Лобанова Дарья Юрьевна. Педагогическое партнерство ДОО и семьи в формировании ценностей ЗОЖ детей старшего дошкольного возраста
  • Новоселова Екатерина Викторовна. Физическое воспитание в ДОУ как одна из основных задач дошкольного образования
  • Сергеева Зинаида Витальевна. Консультация «Формы и методы работы в воспитании у детей понятий и ценностей здорового образа жизни»
  • Кудинова Ирина Борисовна. Сказкотерапия как средство формирования семейных ценностей
  • Максимова Наталья Андреевна. Методы и приемы формирования культуры поведения у детей младшего возраста на основе программных задач
  • Чугай Татьяна Ивановна. Оздоровление подрастающего поколения – одна из приоритетных задач в системе воспитания и образования
  • Шапошникова Наталья Владимировна. Воспитание звуковой культуры речи — одно из основных задач развития речи дошкольного возраста.
  • Чемирисова Светлана Петровна.. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПРИВИТИЮ ДЕТЯМ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ»
  • Валитова Мария Викторовна. Филумика, как средство развития творческих способностей детей в системе дошкольного образования в современных условиях.
  • Бражникова Алла Валериевна. Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ в системе дошкольного образования в современных условиях.
  • Серёдкина Надежда Николаевна. Методический портфель педагога дошкольного образования (образовательная область «Познавательное развитие», тематический блок экологическое воспитание старших дошкольников)
  • Иванова Анастасия Сергеевна. Статья «Воспитание у детей среднего дошкольного возраста культуры поведения»
  • Кузяшина Светлана Петровна. Особенности организации взаимодействия педагога с воспитанниками по решению задач формирования нравственности личности
  • Арасланова Анна Викторовна. О формировании семейных ценностей в процессе ООД по английскому языку
  • Шкрунина Елена Борисовна. Консультация для педагогов: «Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС дошкольного образования»
  • Тарасова Екатерина Петровна. Рабочая программа дополнительного образования для детей среднего дошкольного образования. Кружок «Капитошка» для среднего дошкольного возраста.
  • Богданова Анастасия Валерьевна. Тренинговое занятие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. «Понятие морали, нравственности, ценностей»
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Линник Оксана Валерьевна. Воспитание привычек и культуры поведения за столом у детей дошкольного возраста
  • Мироненко Марина Ивановна. Из опыта работы по экологии на тему «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь