Полидовец Юлия Васильевна. Дидактическое пособие-кукла «Дуняша – душа наша!»

Дидактическое пособие-кукла «Дуняша – душа наша!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области – детский сад комбинированного вида «Белочка»

Автор — Полидовец Юлия Васильевна

Соавтор – Григорьева Евгения Анатольевна

с. Боровое – 2014

Во всех ты, Душенька, нарядах хороша:
По образу ль какой царицы ты одета,
Пастушкою ль сидишь ты возле шалаша,
Во всех ты чудо света.

Цитата из поэмы И.Ф. Богдановича (1743-1803) "Душенька" (1778)

 

Эпиграф к повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка".

Паспорт дидактического пособия

«Дуняша – душа наша».

Актуальность!

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребенка. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

И. П. Павлов придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление.

В настоящее время большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации, а, следовательно, отсутствуют стимулы для развития процессов мышления. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Для развития мелкой моторики рук хорошо подойдут различные шнуровки, ленты, липы, замки-молнии, крючки, плетение кос, прищепки, пуговицы…

Так родилась идея создания дидактического пособия «Дуняша»!

Цели: развитие крупной и мелкой моторики рук, мыслительной и речевой деятельности.

Работа с пособием способствует:

  • Развитию мелкой моторики.
  • Подготовки руки к письму.
  • Формированию КГН (навыков самообслуживания.)
  • Развитию сенсорных способностей.
  • Повышению познавательной активности.
  • Совершенствованию психических процессов (ощущение, внимание, воображение, память, мышление).
  • Обогащению представлений об окружающем мире.
  • Закреплению знаний о временах года.
  • Обогащению речи детей.
  • Формированию дружеских взаимоотношений и положительной мотивации к организованной деятельности.

Кукла «Дуняша» является многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании дидактическим пособием, предназначенным для занятий и игр с детьми в возрасте от 2 до 7 лет. Играть с пособием может разное количество детей. Оно может быть задействовано на занятиях разнообразного содержания.

Кукла «Дуняша» прекрасно подходит как для работы, на индивидуальных, так и на групповых занятиях. Пособие доступно детям и для самостоятельной деятельности, а также для индивидуальной работы родителей с детьми. Кукла – хороший тренажёр для приобретения и закрепления полученных навыков! «Дуняша!» – отличное диагностическое средство при выявлении уровня моторного развития ребёнка! Применение дидактического пособия позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка-дошкольника. Обучение происходит в игровой форме. «Дуняша» вызывает у детей огромный интерес: красочная, большая и весёлая, она надолго привлекает внимание ребенка. Разнообразие манипуляций, поощрения в виде подарков от «Дуняши» являются стимулом для развития познавательной активности детей.

Технические характеристики

Рост куклы – 70 сантиметров. Для создания дидактического пособия была использована ткань, пряжа, нитки, ленты-липучки, замки-молнии, различные пуговицы, крючки, ленточки, резинки, шнуровки. Основу куклы составляет синтепон – материал лёгкий, подлежащий стирке. У куклы есть свой гардероб, соответствующий временам года: плащик, платье-шубка, варежки, шарфик, шапочка, косынки, платки, ленточки, корона, фартуки. Надевая и раздевая куклу, ребёнок не только развивает моторную сферу, но и усваивает навыки самообслуживания.

В накладных карманах, в сумочках-мешочках, в корзинках хранится разнообразный дидактический материал, предназначенный для развития мелкой моторики, а также сенсорики, счёта, речи: разноцветные бельевые прищепки (тугие и слабые), различные шнурки, мешочки с крупами, волчки, разные по величине и цвету пуговицы, ленты, клубочки, вязаные цветы, овощи, фрукты, бусины, свистульки, деревянные ложки и разные ёмкости т.д.). Такие занятия не только укрепляют мышцы рук, но и помогают ребенку сосредоточиться на задании, успокаивают, учат терпению и аккуратности в работе.

Для работы над связной речью подобран словесный материал: картотеки пословиц, загадок, считалок, скороговорок, подборка рассказов и стихов о временах года, стихотворные и прозаические тексты для заучивания и пересказа.

Дидактическая кукла «Дуняша» представлена четырьмя временными сезонами: весна, лето, осень, зима.

«Весна»

Выбрались из почек
Первые листочки,
Радуются солнцу,
Не поймут со сна:
- Неужели это…
Неужели лето?
- Нет, еще не лето
Но уже – весна!

Атрибуты: сарафан, шнуровки, ленты, резинки, косы, бусы, листья, одуванчики, разноцветные прищепки, «Волшебный мешочек», сумочка-мешочек (крупы, разные по цвету и размеру пуговицы, ложки «Хохлома», сухой бассейн).

«Лето»

Лето – чудо, а не слово,
Всей земле оно знакомо.
Вновь цветочки зацветают,
И о лете возвещают.

Атрибуты: сарафан, шнуровки, косы, ленты, резинки, платок, косынка, фартук, бусы, карман на пуговице, тесьма, сухой бассейн, вязаные разноцветные цветы, пуговицы, листья, разноцветные прищепки, сумочка-мешочек (крупы, разные по цвету и размеру пуговицы, ложки «Хохлома», сухой бассейн).

«Осень»

Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные — рябине,
Фартук розовый — осине,
Зонтик жёлтый — тополям,
Фрукты осень дарит нам.

Атрибуты: плащ с капюшоном, завязки, кнопки, косы, ленты, резинки, прищепки, липучки-застёжки, листья, вязаные овощи и грибы, бусы с дарами осени, корзинка с урожаем, сумочка-мешочек (крупы, разные по цвету и размеру пуговицы, ложки «Хохлома», сухой бассейн).

«Зима»

Одуванчик из снежинок
Поднесёт к губам зима,
Только дунет — и пушинок
Разлетятся семена.

Атрибуты: шубка — платье, замок-молния, варежки, шнурки-завязки, бусы-украшение, бусы на шнурке, прищепки, мишура-мех, крючки, липучка — застёжка, вязаные снежки, снежинки, сумочка-мешочек (крупы, разные по цвету и размеру пуговицы, ложки «Хохлома», сухой бассейн).

Методические рекомендации

При подборе игровых упражнений следует помнить!

  1. Ировые упражнения должны приносить детям радость, для этого нужно обыгрывать задание, создавать игровую ситуацию. Нужно строить отношения взрослого и ребенка на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Тогда ребенок будет знать, что получит необходимую помощь при затруднениях.
  2. Развитию способствует постепенное усложнение игрового материала, упражнений по принципу: от простого к сложному.
  3. Всегда следует учитывать индивидуальные возможности ребенка.

Данные игровые задания доставят всем участникам образовательного процесса огромное удовольствие! Детям очень нравится все необычное.

Игры с лентами.

Цели: развитие мелкой моторики, сенсорики, накопление положительных эмоций.

  • «Что изменилось?». Предложить детям закрыть глаза, ленточку спрятать или поменять. Спросить о том, что изменилось.
  • «Ветер. Волны». Взять ленточки и изобразить ветер, волны.
  • «Улитка». Намотать ленточку на ручку ложки. Или: смотать ленту спиралью, подкинуть, держа за край (лента развернётся.)
  • «Банты». Завязать узел, бант, вплести ленты в косы. Усложнение: завязать ленты определённого цвета, узкую //широкую; на правую – одного цвета, на левую – другого.
  • «Найди такую же». «Больше – меньше».

Игры со шнурками.

Цели: развитие, моторики, внимания, воображения, сенсорики, координации, ориентации на плоскости обучение грамоте.

  • «Бусы для куклы». Нанизать бусины на шнурок. Усложнение: оговаривать размеры, фактуру бусин, чередование по цвету, форме, диаметру дырочек.
  • Проводится по аналогии с игрой «Банты». Усложнение: сплести косичку из шнурков.
  • «Картина». Выложи из шнурков на посадском платке солнце, речку ит. д.
  • «Разноцветная азбука». Составить буквы из шнурков.
  • «Найди такой же». По показу или по описанию.

Игры с резинками, волчками, ложками.

Цели: повышение упругости ручной мускулатуры, развитие мелкой моторики и координации движений обеих рук, формирование чувства ритма, развитие речи.

  • «Волчок». Крутить. Усложнение: крутить и одновременно говорить чистоговорку, скороговорку, считалку.
  • «Резиночка». Все пальцы вставляются в резинку. Движениями всех пальцев разжимать резиночку. Упражнение выполняется сначала одной, потом второй рукой, обеими.
  • «Сделай кукле причёску». Сделать «хвост» или надеть на косичку.
  • «Азбука Морзе». Отстукивание одной, затем двумя хохломскими ложками ритмического рисунка по образцу. Усложнение: одновременное проговаривание рифмованных текстов.
  • «Повар». Пересыпание крупы, пуговиц из одной ёмкости в другую. Из ложки в ложку.

Игры с прищепками.

Цели: развитие мелкой моторики пальцев рук, хват двумя //тремя пальцами, подготовка руки к письму, ориентировка в пространстве, согласование речи с движением, развитие речи, счёт.

  • «Превращения». Прикрепить прищепки к разным вязаным геометрическим фигурам (круг, прямоугольник, полукруг.)
  • «Ориентация». Прикрепить на одежду ребенка несколько прищепок – сзади, спереди, по бокам. Затем х снять.
  • «Весёлые звуки». На каждый звук ребёнок прищипывает соответствующего цвета прищепку на карман.
  • «Слог //слово». На каждый звук //слово ребёнок прищипывает прищепку на карман.
  • «Что изменилось?» Убрать, добавить, поменять местами прищепки и т. д.

Игры с пуговицами.

Цели: развитие мелкой моторики и координации движений, развитие внимания, воображения, мышление, речи, счёта; воспитание усидчивости, терпения, развитие концентрации внимания, творческих способностей, умения планировать свою деятельность.

  • «Пуговичный мешочек». Погрузить руки в кармашек с пуговицами или мешочек, захватить как можно больше пуговиц и удержать в ладони, поднять руку и высыпать пуговицы по одно, согнуть ладонь с пуговицами в кулак и разогнуть, не уронив пуговиц.
  • «Собери одинаковые пуговицы». Условия задаёт воспитатель.
  • «Опиши пуговицу». Рассмотреть, описать пуговицу, придумать небольшой рассказ о пуговице.
  • «Выложи фигуру». Выложить по образцу. Усложнение: придумать свои варианты фигур (мячик, бусы и т.д.)
  • «Клавиатура». Произвести движение «печатания». Усложнение: выполнять упражнения совместным нажатием пальцами обеих рук на разные пуговицы.
  • «Дорожки». Выложить на столе дорожку из пуговиц в произвольном порядке по желанию детей. Ходьба пальцами по готовой пуговичной дорожке.
  • «Бусы». Нанизать пуговицы, оценить работу свою и других.
  • «Перекладывание пуговиц». Перекладывание пуговиц из миски в миску с помощью ложки.
  • «Примеры». Составление и решение примеров с помощью пуговиц.

Игры с крупами.

Цели: механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев; развитие речи, координации, движений обеих рук.

  • «Узнай, что насыпано». Помять, послушать и определить содержимое мешочка.
  • «Найди такой же». Найти пару мешочку на слух.
  • «Волшебный мешочек». Найти в мешочке небольшой предмет, описать его, вынуть и проверить.
  • «Золушка». Смешать мелкую крупу с фасолью, вынуть только фасоль. Усложнение: обеими руками.
  • «Ложка» Набрать неполную ложку крупы из одной ёмкости, затем плавно перенести ложку к другой чашке и высыпьте туда крупу.
  • «Картины». На ярком подносе тонким слоем рассыпана мелкая крупу. Показать ребёнку технику рисования // письма пальцем.

Варианты игровых заданий (картотека).

Цели: систематизировать полученные знания, развивать смекалку, воображение, быстроту мышления и речевую активность, зрительное восприятие, связную речь, учить анализировать, сравнивать, считать развивать логическое мышление, познавательный интерес, коммуникативные навыки.

  • «Четвёртый лишний». Разместить на кукле изображения так, чтобы одно из них не соответствовало данной классификации (например, грибы //овощи.)
  • «Цвет, форма». Предметы только заданного цвета, формы.
  • «Больше или меньше?» Пересчитать и сравнить (фрукты, цветы и т. д.)
  • «Съедобный — несъедобный». Отобрать, снять, прикрепить заданные грибы.
  • «Что изменилось?» Найти и рассказать, что появилось, что исчезло, что поменяли местами.
  • «С какого дерева лист?» Закреплять лист прищепкой и проговаривать своё мнение. Или снять заданный лист.
  • «Кто больше?» Глядя на куклу, назвать как можно больше цветов.
  • «Сколько // какой по счёту?» прикреплять предметы и одновременно осуществлять количественный // порядковый счёт.
  • «Запомни!» Посмотреть, закрыть глаз и перечислить, что запомнили (это могут быть птицы, цветы…)
  • «Назови одним словом!» Родовидовые отношения.
  • «Загадки». Загадать предмет на кукле, описать, не называя его. Можно провести игру наоборот: узнай по описанию!»
  • «По грибы». Собрать в корзину грибы, рассказать о них.
  • «Что перепутала Дуняша?» В одном времени года смешать разные предметы. Указать на ошибки, объяснить, исправить.
  • «Расскажи про Дуняшу!» Составить описательные рассказы по временам года.

Дидактическое пособие – кукла «Дуняша – душа наша» может пополняться дополнительными предметами. Кукла «Дуняша» разнообразит развивающую среду в группе и развивает у детей познавательную и творческую активность.

Желаем педагогам проявления творческих способностей

и успехов в работе с нашей Дуняшей!

Просмотров: 526
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие мелкой моторики рук у детей




Другие новости по теме:

  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Редактор. Развитие мелкой моторики рук, координации движений, сенсорной активности
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • Размыслова Татьяна Валерьевна, Рыкова Марина Владимировна. Развитие мелкой моторики и ориентировки в пространстве с помощью игровой пуговичной терапии. Презентация «Волшебные пуговицы»
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Левашова Светлана Евгеньевна. План-конспект занятия по художественно-эстетическому творчеству и развитию мелкой моторики рук «Пуговицы на картине»
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Воронова Ольга Геннадиевна. Игры своими руками для развития мелкой моторики и координации движений.
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Говердовская Наталья Владимировна. Мягкая развивающая книга как дидактическое пособие для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
  • Алена Сергеевна Расскзова. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук ребенка»
  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Хасанзянова Люция Накифовна. Консультации для воспитателей Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи
  • Светлана Корнеева. Значение развития мелкой моторики рук детей для обучения в школе
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Тарасюк Юлия Анатольевна. Роль развития мелкой моторики рук в коррекции речи детей с ОНР.
  • Миронова Валентина Анатольевна. Презентация дидактического пособия по развитию речи и мелкой моторики для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный лес».
  • Наталия Седельникова. Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность (из опыта работы)
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Ляльцева Юлия Алексеевна. Использование тестопластики для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
  • Герасимова Ирина Анатольевна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук»
  • Подольская Ксения Каримовна. Дидактические и развивающие игры: «Развитие крупной и мелкой моторики рук в средней группе»
  • Марина Светлана Николаевна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 'РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК у детей раннего возраста (1-3лет)'
  • Позднякова Светлана Петровна. Консультация для родителей. «Развитие мелкой моторики рук».
  • Студеникина Яна Николаевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями.
  • Чемекова Надежда Михайловна. Родительское собрание 'Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей'
  • Петрунина Юлия Алексеевна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды детской деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь