Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области – детский сад комбинированного вида «Белочка»
Автор — Полидовец Юлия Васильевна
Соавтор – Григорьева Евгения Анатольевна
с. Боровое – 2014
Во всех ты, Душенька, нарядах хороша: По образу ль какой царицы ты одета, Пастушкою ль сидишь ты возле шалаша, Во всех ты чудо света.
Цитата из поэмы И.Ф. Богдановича (1743-1803) "Душенька" (1778)
Эпиграф к повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка".
Паспорт дидактического пособия
«Дуняша – душа наша».
Актуальность!
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребенка. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
И. П. Павлов придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление.
В настоящее время большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации, а, следовательно, отсутствуют стимулы для развития процессов мышления. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Для развития мелкой моторики рук хорошо подойдут различные шнуровки, ленты, липы, замки-молнии, крючки, плетение кос, прищепки, пуговицы…
Так родилась идея создания дидактического пособия «Дуняша»!
Цели: развитие крупной и мелкой моторики рук, мыслительной и речевой деятельности.
Работа с пособием способствует:
- Развитию мелкой моторики.
- Подготовки руки к письму.
- Формированию КГН (навыков самообслуживания.)
- Развитию сенсорных способностей.
- Повышению познавательной активности.
- Совершенствованию психических процессов (ощущение, внимание, воображение, память, мышление).
- Обогащению представлений об окружающем мире.
- Закреплению знаний о временах года.
- Обогащению речи детей.
- Формированию дружеских взаимоотношений и положительной мотивации к организованной деятельности.
Кукла «Дуняша» является многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании дидактическим пособием, предназначенным для занятий и игр с детьми в возрасте от 2 до 7 лет. Играть с пособием может разное количество детей. Оно может быть задействовано на занятиях разнообразного содержания.
Кукла «Дуняша» прекрасно подходит как для работы, на индивидуальных, так и на групповых занятиях. Пособие доступно детям и для самостоятельной деятельности, а также для индивидуальной работы родителей с детьми. Кукла – хороший тренажёр для приобретения и закрепления полученных навыков! «Дуняша!» – отличное диагностическое средство при выявлении уровня моторного развития ребёнка! Применение дидактического пособия позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка-дошкольника. Обучение происходит в игровой форме. «Дуняша» вызывает у детей огромный интерес: красочная, большая и весёлая, она надолго привлекает внимание ребенка. Разнообразие манипуляций, поощрения в виде подарков от «Дуняши» являются стимулом для развития познавательной активности детей.
Технические характеристики
Рост куклы – 70 сантиметров. Для создания дидактического пособия была использована ткань, пряжа, нитки, ленты-липучки, замки-молнии, различные пуговицы, крючки, ленточки, резинки, шнуровки. Основу куклы составляет синтепон – материал лёгкий, подлежащий стирке. У куклы есть свой гардероб, соответствующий временам года: плащик, платье-шубка, варежки, шарфик, шапочка, косынки, платки, ленточки, корона, фартуки. Надевая и раздевая куклу, ребёнок не только развивает моторную сферу, но и усваивает навыки самообслуживания.
В накладных карманах, в сумочках-мешочках, в корзинках хранится разнообразный дидактический материал, предназначенный для развития мелкой моторики, а также сенсорики, счёта, речи: разноцветные бельевые прищепки (тугие и слабые), различные шнурки, мешочки с крупами, волчки, разные по величине и цвету пуговицы, ленты, клубочки, вязаные цветы, овощи, фрукты, бусины, свистульки, деревянные ложки и разные ёмкости т.д.). Такие занятия не только укрепляют мышцы рук, но и помогают ребенку сосредоточиться на задании, успокаивают, учат терпению и аккуратности в работе.
Для работы над связной речью подобран словесный материал: картотеки пословиц, загадок, считалок, скороговорок, подборка рассказов и стихов о временах года, стихотворные и прозаические тексты для заучивания и пересказа.
Дидактическая кукла «Дуняша» представлена четырьмя временными сезонами: весна, лето, осень, зима.
«Весна»
Выбрались из почек Первые листочки, Радуются солнцу, Не поймут со сна: - Неужели это… Неужели лето? - Нет, еще не лето Но уже – весна!
Атрибуты: сарафан, шнуровки, ленты, резинки, косы, бусы, листья, одуванчики, разноцветные прищепки, «Волшебный мешочек», сумочка-мешочек (крупы, разные по цвету и размеру пуговицы, ложки «Хохлома», сухой бассейн).
«Лето»
Лето – чудо, а не слово, Всей земле оно знакомо. Вновь цветочки зацветают, И о лете возвещают.
Атрибуты: сарафан, шнуровки, косы, ленты, резинки, платок, косынка, фартук, бусы, карман на пуговице, тесьма, сухой бассейн, вязаные разноцветные цветы, пуговицы, листья, разноцветные прищепки, сумочка-мешочек (крупы, разные по цвету и размеру пуговицы, ложки «Хохлома», сухой бассейн).
«Осень»
Ходит осень в нашем парке, Дарит осень всем подарки: Бусы красные — рябине, Фартук розовый — осине, Зонтик жёлтый — тополям, Фрукты осень дарит нам.
Атрибуты: плащ с капюшоном, завязки, кнопки, косы, ленты, резинки, прищепки, липучки-застёжки, листья, вязаные овощи и грибы, бусы с дарами осени, корзинка с урожаем, сумочка-мешочек (крупы, разные по цвету и размеру пуговицы, ложки «Хохлома», сухой бассейн).
«Зима»
Одуванчик из снежинок Поднесёт к губам зима, Только дунет — и пушинок Разлетятся семена.
Атрибуты: шубка — платье, замок-молния, варежки, шнурки-завязки, бусы-украшение, бусы на шнурке, прищепки, мишура-мех, крючки, липучка — застёжка, вязаные снежки, снежинки, сумочка-мешочек (крупы, разные по цвету и размеру пуговицы, ложки «Хохлома», сухой бассейн).
Методические рекомендации
При подборе игровых упражнений следует помнить!
- Ировые упражнения должны приносить детям радость, для этого нужно обыгрывать задание, создавать игровую ситуацию. Нужно строить отношения взрослого и ребенка на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Тогда ребенок будет знать, что получит необходимую помощь при затруднениях.
- Развитию способствует постепенное усложнение игрового материала, упражнений по принципу: от простого к сложному.
- Всегда следует учитывать индивидуальные возможности ребенка.
Данные игровые задания доставят всем участникам образовательного процесса огромное удовольствие! Детям очень нравится все необычное.
Игры с лентами.
Цели: развитие мелкой моторики, сенсорики, накопление положительных эмоций.
- «Что изменилось?». Предложить детям закрыть глаза, ленточку спрятать или поменять. Спросить о том, что изменилось.
- «Ветер. Волны». Взять ленточки и изобразить ветер, волны.
- «Улитка». Намотать ленточку на ручку ложки. Или: смотать ленту спиралью, подкинуть, держа за край (лента развернётся.)
- «Банты». Завязать узел, бант, вплести ленты в косы. Усложнение: завязать ленты определённого цвета, узкую //широкую; на правую – одного цвета, на левую – другого.
- «Найди такую же». «Больше – меньше».
Игры со шнурками.
Цели: развитие, моторики, внимания, воображения, сенсорики, координации, ориентации на плоскости обучение грамоте.
- «Бусы для куклы». Нанизать бусины на шнурок. Усложнение: оговаривать размеры, фактуру бусин, чередование по цвету, форме, диаметру дырочек.
- Проводится по аналогии с игрой «Банты». Усложнение: сплести косичку из шнурков.
- «Картина». Выложи из шнурков на посадском платке солнце, речку ит. д.
- «Разноцветная азбука». Составить буквы из шнурков.
- «Найди такой же». По показу или по описанию.
Игры с резинками, волчками, ложками.
Цели: повышение упругости ручной мускулатуры, развитие мелкой моторики и координации движений обеих рук, формирование чувства ритма, развитие речи.
- «Волчок». Крутить. Усложнение: крутить и одновременно говорить чистоговорку, скороговорку, считалку.
- «Резиночка». Все пальцы вставляются в резинку. Движениями всех пальцев разжимать резиночку. Упражнение выполняется сначала одной, потом второй рукой, обеими.
- «Сделай кукле причёску». Сделать «хвост» или надеть на косичку.
- «Азбука Морзе». Отстукивание одной, затем двумя хохломскими ложками ритмического рисунка по образцу. Усложнение: одновременное проговаривание рифмованных текстов.
- «Повар». Пересыпание крупы, пуговиц из одной ёмкости в другую. Из ложки в ложку.
Игры с прищепками.
Цели: развитие мелкой моторики пальцев рук, хват двумя //тремя пальцами, подготовка руки к письму, ориентировка в пространстве, согласование речи с движением, развитие речи, счёт.
- «Превращения». Прикрепить прищепки к разным вязаным геометрическим фигурам (круг, прямоугольник, полукруг.)
- «Ориентация». Прикрепить на одежду ребенка несколько прищепок – сзади, спереди, по бокам. Затем х снять.
- «Весёлые звуки». На каждый звук ребёнок прищипывает соответствующего цвета прищепку на карман.
- «Слог //слово». На каждый звук //слово ребёнок прищипывает прищепку на карман.
- «Что изменилось?» Убрать, добавить, поменять местами прищепки и т. д.
Игры с пуговицами.
Цели: развитие мелкой моторики и координации движений, развитие внимания, воображения, мышление, речи, счёта; воспитание усидчивости, терпения, развитие концентрации внимания, творческих способностей, умения планировать свою деятельность.
- «Пуговичный мешочек». Погрузить руки в кармашек с пуговицами или мешочек, захватить как можно больше пуговиц и удержать в ладони, поднять руку и высыпать пуговицы по одно, согнуть ладонь с пуговицами в кулак и разогнуть, не уронив пуговиц.
- «Собери одинаковые пуговицы». Условия задаёт воспитатель.
- «Опиши пуговицу». Рассмотреть, описать пуговицу, придумать небольшой рассказ о пуговице.
- «Выложи фигуру». Выложить по образцу. Усложнение: придумать свои варианты фигур (мячик, бусы и т.д.)
- «Клавиатура». Произвести движение «печатания». Усложнение: выполнять упражнения совместным нажатием пальцами обеих рук на разные пуговицы.
- «Дорожки». Выложить на столе дорожку из пуговиц в произвольном порядке по желанию детей. Ходьба пальцами по готовой пуговичной дорожке.
- «Бусы». Нанизать пуговицы, оценить работу свою и других.
- «Перекладывание пуговиц». Перекладывание пуговиц из миски в миску с помощью ложки.
- «Примеры». Составление и решение примеров с помощью пуговиц.
Игры с крупами.
Цели: механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев; развитие речи, координации, движений обеих рук.
- «Узнай, что насыпано». Помять, послушать и определить содержимое мешочка.
- «Найди такой же». Найти пару мешочку на слух.
- «Волшебный мешочек». Найти в мешочке небольшой предмет, описать его, вынуть и проверить.
- «Золушка». Смешать мелкую крупу с фасолью, вынуть только фасоль. Усложнение: обеими руками.
- «Ложка» Набрать неполную ложку крупы из одной ёмкости, затем плавно перенести ложку к другой чашке и высыпьте туда крупу.
- «Картины». На ярком подносе тонким слоем рассыпана мелкая крупу. Показать ребёнку технику рисования // письма пальцем.
Варианты игровых заданий (картотека).
Цели: систематизировать полученные знания, развивать смекалку, воображение, быстроту мышления и речевую активность, зрительное восприятие, связную речь, учить анализировать, сравнивать, считать развивать логическое мышление, познавательный интерес, коммуникативные навыки.
- «Четвёртый лишний». Разместить на кукле изображения так, чтобы одно из них не соответствовало данной классификации (например, грибы //овощи.)
- «Цвет, форма». Предметы только заданного цвета, формы.
- «Больше или меньше?» Пересчитать и сравнить (фрукты, цветы и т. д.)
- «Съедобный — несъедобный». Отобрать, снять, прикрепить заданные грибы.
- «Что изменилось?» Найти и рассказать, что появилось, что исчезло, что поменяли местами.
- «С какого дерева лист?» Закреплять лист прищепкой и проговаривать своё мнение. Или снять заданный лист.
- «Кто больше?» Глядя на куклу, назвать как можно больше цветов.
- «Сколько // какой по счёту?» прикреплять предметы и одновременно осуществлять количественный // порядковый счёт.
- «Запомни!» Посмотреть, закрыть глаз и перечислить, что запомнили (это могут быть птицы, цветы…)
- «Назови одним словом!» Родовидовые отношения.
- «Загадки». Загадать предмет на кукле, описать, не называя его. Можно провести игру наоборот: узнай по описанию!»
- «По грибы». Собрать в корзину грибы, рассказать о них.
- «Что перепутала Дуняша?» В одном времени года смешать разные предметы. Указать на ошибки, объяснить, исправить.
- «Расскажи про Дуняшу!» Составить описательные рассказы по временам года.
Дидактическое пособие – кукла «Дуняша – душа наша» может пополняться дополнительными предметами. Кукла «Дуняша» разнообразит развивающую среду в группе и развивает у детей познавательную и творческую активность.
Желаем педагогам проявления творческих способностей
и успехов в работе с нашей Дуняшей!
|