Володина Светлана Александровна. Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей старшего дошкольного возраста.

Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей старшего дошкольного возраста.

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
И.П. Павлов

Я много лет работаю воспитателем в логопедической группе. В процессе своей работы с дошкольниками, я убедилась, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. У детей при ряде речевых нарушений отмечаются выраженные отклонения в развитии «движений пальцев рук», то есть движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

 

При ежегодном обследовании детей логопедами, отслежена прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием мелкой моторики пальцев рук каждого ребёнка: если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика бывает в норме. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев.

Дети с нарушением речи редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук, как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела).

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони — едва ли неглавные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. Задача взрослых при подготовке его к школе — помочь развить мелкую моторику рук.

При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координацию движений, в своей работе с детьми я использую различные предметы (хозяйственные мелочи, прищепки, бусы, пуговицы). Они привлекают детей, повышают их интерес к деятельности, развивают фантазию, ориентировку в пространстве, мелкую моторику руки. Любому ребёнка не помешает массаж рук, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только развивают мелкую моторику и речь, но и умение слушать. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движение рук. Уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов.

Пальчиковые игры- это инсценировка рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Автор «Су-Джок терапии» Пак Чже Ву доказал, что на руке находятся биологически активные точки нашего организма. Эту методику мы с удовольствием используем в нашем дошкольном учреждении. Дети любят шарики с колючками (Су-Джок). Прокатывая их между ладонями, они массируют мышцы руки. В каждом шарики есть «волшебное колечко», которое помогает стимулировать работу внутренних органов.

Работая в этом направлении, я убедилась, что уровень развития руки находится в зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. В повседневную работу с детьми я включаю игры и задания для развития общей и специальной моторики с учётом индивидуальных способностей каждого ребёнка.

Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь становится более выразительной.

Использование пальчиковых игр и упражнений помогает детям:

  • сделать рывок в развитии речи.
  • подготовить руку к письму.
  • развивать внимание и терпение.
  • стимулировать фантазию.
  • - научиться управлять своим телом.

Мною подготовлено много игр и упражнений, способствующих развитию мелкой моторики рук, я постоянно делюсь опытом со своими коллегами.

В результате своей деятельности я нашла наиболее продуктивный и результативный вид работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи: совершенствование у них речи средствами развития мелкой моторики рук.

Просмотров: 572
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие мелкой моторики рук у детей




Другие новости по теме:

  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Наталия Седельникова. Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность (из опыта работы)
  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Черняй Ольга Витальевна. Консультация для воспитателей «Таланты детей на кончиках их пальцев» (развиваем сенсорику и мелкую моторику рук)
  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука С с использованием игр на развитие моторики пальцев рук».
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Редактор. Развитие мелкой моторики рук, координации движений, сенсорной активности
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Мунасипова Лилия Фаниловна. Консультация для родителей «Развитие речи, через мелкую моторику рук дошкольников».
  • Арутюнян Зоя. Семинар для родителей на тему: «Развивая мелкую моторику рук – развиваем речь».
  • Бирюк Ирина Александровна. Рекомендации родителям «Как в домашних условиях с помощью круп развивать мелкую моторику рук ребёнка»
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Тарасюк Юлия Анатольевна. Роль развития мелкой моторики рук в коррекции речи детей с ОНР.
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Хасанзянова Люция Накифовна. Консультации для воспитателей Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи
  • О.Б. Спицина Е.А. Шуклина А.С. Бузинова. Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему «Влияние мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на развитие речи и мыслительных операций»
  • Пурзикова Елена Владимировна. Кружок по развитию речи детей и укреплению мелкой моторики рук «Говорящие пальчики»
  • Юлия Хрупова. Профилактика речевых нарушений через развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
  • Леонова Наталья Юрьевна. «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ – ЛУЧШИЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
  • Ляльцева Юлия Алексеевна. Использование тестопластики для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
  • Ерохина Оксана Михайловна. Развитие словаря дошкольников посредством упражнений на мелкую моторику кисти руки
  • Соколова Анна Петровна. Нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук.
  • Шатлова Светлана Сергеевна. Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями среднего возраста «Играем пальчиками — развиваем речь»
  • Матвеева Елена Александровна. Развитие мелкой моторики рук в процессе художественно-творческой деятельности
  • Ячменева Елена Валерьевна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Чернобай Людмила Альбертовна. Развитие мелкой моторики у рук у детей младшего дошкольного возраста.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь