Наталья Сураева-Королева. Фольклор как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников

Фольклор как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольниковФольклор как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников.
Культура, история, язык, как факторы нравственно-эстетического
воспитания ребенка, играют огромную роль в становлении духовно развитой личности, совершенствовании чувств, восприятии явлений жизни и природы, через призму человеческих отношений. Погружение в культуру народов родного края позволяет ребенку почувствовать и понять не только отличительные особенности национальных культур народов, окружающих его, но и некоторые механизмы их взаимодействия, взаимопроникновения и взаимовлияния.
В ходе приобщения к искусству и культуре, дошкольник, наряду с близкими, национальными,  усваивает и общечеловеческие нравственно-эстетические ценности. Через приобщение к искусству формируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление человека к самостоятельному освоению художественных ценностей культур разных народов, тем выше эстетическое сознание личности, тем шире сфера эстетических потребностей.
Следует помнить, что древние обычаи, традиции, такие, как почитание родителей, старших, помощь женщинам и престарелым, защита обездоленных – всегда были определяющими в воспитании детей разных народов. Это тот цементирующий материал, на котором держалась всякая национальная культура, шло духовное единение людей. В родном языке, в соблюдении обычаев и традиций человек черпал силу, находил красоту. Вот почему именно в усилении нравственных основ национальной культуры мы сегодня видим важный фактор воспитания человека, возрождения его духовности и культуры.
Огромную роль в решении задач как эстетического, так и социального воспитания детей, играет приобщение их к основе культуры родного народа – фольклору.
Понятие фольклора разнопланово – это прежде всего литературное наследие русского и мордовского народов – сказки, сказания, предания, потешки, загадки, пословицы и поговорки, игры. Но есть еще один пласт народной культуры, прикосновение к которому вызывает особо теплые чувства в душе каждого ребенка – это фольклор музыкальный. Каждый из нас слышал в детстве колыбельные песни, неважно на каком языке они пелись. Мордовское устное народное творчество богато колыбельными. В них отражены народная мудрость, внушаемая через напев и слово красоты, уважения к труду. Вчитаемся в слова мордовской колыбельной песни:
Баю, баю, моя доченька,
Дольше спит – побольше вырастет.
Доченька моя, яркие узоры вышивающая,
Длинные нити прядущая,
Белые холсты ткущая.
Перед нами пример органической взаимосвязи музыкальных возможностей мордовского языка с нравственным содержанием, заложенным в тексте. Приобщая детей к мордовской национальной культуре, искусству, мы знакомим детей с такими произведениями этого жанра, как «Тю-тю, балю…» Л.П. Кирюкова, «У-тю, балю, балине…», «Ай, баю, баю тейтернем», «Мады, мады, иднязе» - народными колыбельными в обработке Н.И. Бояркина.
На протяжении 33 лет занимаясь  изучением и обобщением мордовской музыкальной культуры, изучая обрядовые песни, народные мелодии я научилась отбирать яркие, интересные, легко запоминающиеся произведения.
В своей работе по региональному компоненту интересным был так же опыт интеграции музыкального и художественного творчества. Под впечатлением таких музыкальных народных и авторских произведений, как «Луганяса келуня» (на лугу березка), «Кштема» (танец), «Од цера» (идет парень), «Тундонь чи» (весенний день), «Селёка» (селезень), «Вай, Ванине, Ванине», «Раужо баран» (черный баран), «Чинь жарамо» (подсолнух)  дети рисовали картины, где отразилась красота родного края, самобытность национального мордовского костюма, любовь к родной природе. По итогам оформляются  выставки, а затем детские рисунки бережно хранятся  в альбоме, приобщаются  к  педагогическому опыту детского сада.
Наш детский сад многонационален. Проводя в начале учебного года социологический опрос, мы выявили национальный контингент детей, посещающих ДОУ.
Русские – 69%
Мордва – 23%
Татары – 7%
Другие национальности – 1%
Поэтому я поставила перед собой задачу продолжать работать в направлении поликультурного воспитания детей дошкольного возраста, для этого в течение года, вместе с детьми и взрослыми (педагогами ДОУ и родителями, провожу  недели  татарской, русской, мордовской музыкальной культуры. В течение этих недель продолжаю расширять и закреплять знания детей о народных обрядах, традициях, национальных костюмах.
На праздниках в ДОУ звучат песни и стихотворения на мордовском, русском и татарском языках. Вместе с родителями проводим народные праздники: "Масленица", "Праздник зимы", Считаю, что фольклор, особенно музыкальный, одно из основных средств поликультурного воспитания детей, так как он понятен малышам, доступен, и, самое главное, вызывает в ребенке яркие эмоции, эстетические чувства, исподволь приобщает к национальной культуре.
Игнорирование всего этого бесценного национального богатства, его забвение, ведет к утрате самобытных народных корней, общечеловеческих ценностей. Отчужденный от собственных истоков человек, обречен на духовное вымирание.

Просмотров: 565
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Подлесных Татьяна Степановна. Проект и презентация - Приобщение детей к истокам русской народной культуры, как часть нравственно–патриотического воспитания
  • Блохина Любовь Владимировна. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
  • Боева Наталья Владимировна. «Ознакомление детей с природой родного края — как средство нравственно-патриотического воспитания»
  • Михеева Любовь Васильевна. Авторская статья на тему: «Коллективное художественное творчество в детском саду, как важный инструмент нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»
  • Хакимова Лилиана Рафаиловна. Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Макушева Наталья Викторовна. Приобщение дошкольников к национальной культуре как педагогический метод патриотического воспитания.
  • Хохлова Галина Тимофеевна,Ченцова Ольга Николаевна. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию родного края как средство патриотического воспитания
  • Манерова Мария Александровна. Приобщение детей младшего дошкольного возраста к мордовской национальной культуре.
  • Бобырь Елена Борисовна. «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
  • Порозова Ольга Николаевна. Опыт работы «Фольклор как средство патриотического воспитания детей»
  • Несговорова Галина Юрьевна. Ненецкие сказки, как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре народов Севера
  • Любезных Галина Ивановна. Презентация «Художественная литература, как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста»
  • Домрачева Людмила Викторовна. Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
  • Тимченко Людмила Васильевна. Фольклор, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
  • Никитина Ольга Дмитриевна. Исследовательская деятельность как средство развития интереса к познанию истории и культуры родного края у старших дошкольников.
  • Ботвенко Ольга Николаевна. «Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
  • Буланова И. П., Кузнецова Н.Е.. Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников
  • Бирюкова Ольга Ивановна. Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
  • Серёдкина Надежда Николаевна. ДОКЛАД «Формирование у детей знаний о растительном и животном мире родного края как средство повышения экологической культуры воспитанников»
  • Дмитриева Надежда Михайловна. Роль эстетического воспитания ребенка дошкольного возраста и его отражение в авторских сказках Дмитриевой Н.М (Доры Люкс)
  • Берёза Елена Сергеевна. Русская народная культура, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста
  • Волкова Ирина Александровна. Ранняя профессиональная ориентация как средство формирования культуры безопасности личности детей дошкольного возраста
  • Мартыновская Татьяна Александровна. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой, как один из эффективных методов нравственно-патриотического воспитания
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания
  • Наталья Сураева-Королева. Праздник на основе русского и мордовского фольклора для детей старшего дошкольного возраста.«Широкая Масленица»
  • Ирина Владимировна Скомаровская. Проектно-творческая работа 'Русская изба – как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры'
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. План по самообразованию «Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания»
  • Лукьяненко Любовь Владимировна. «Сказка, как средство воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста»
  • Исмаилова Пери Магамедхановна. Познавательный проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа через устное народное творчество»
  • Наделяева Галина Анатольевна. Методическая разработка 'Народные традиции в играх как средство патриотического воспитания дошкольников'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь