Панькова Ольга Алексеевна. «Фольклор в познавательном речевом развитии дошкольников»

«Фольклор в познавательном речевом развитии дошкольников»

Составила воспитатель: Панькова О.А МБДОУ «Детский сад №21г. Выборга» 2016

В воспитании дошкольников, мы широко используем фольклор, который способствует формированию не только эмоционально-положительного отношения к миру как к чуду, но и познавательному развитию.

При отборе фольклорных произведений опираемся на следующие принципы:

  • доступность содержания детям дошкольного возраста
  • познавательная и нравственная значимость
  • возможность формирования на их основе умения «чувствовать» окружающий мир.

Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался или в форму примет, поговорок, пословиц, закличек, загадок, сказок, легенд, считалок, дразнилок, потешек, пестушек.

Приметы позволили нашим предкам предвидеть, каким будет урожай (что было для них жизненно важно), угадывать погоду на ближайшее время.

Приметы в повседневной жизни помогают развивать наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.

В работе с детьми целесообразно использовать приметы, правильность которых можно проверить, например приметы связанные с предсказанием погоды:

  • кошка скребёт пол – жди метели
  • пчёлы облепили цветущую акацию – будет дождь
  • воробьи купаются в пыли – к дождю.

Наблюдения, связанные с приметами можно зарисовать: что ожидалось и что было на самом деле. Может быть кому-то из детей удастся самому открыть приметы погоды?

Заклички, приговорки – используют прежде всего как игровой приём.

Заклички – обращение к явлением природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Наблюдая за радугой, можно попросить её напоить землю:

Радуга – дуга
Пришли нам дождя.
Когда идёт дождь, дети радостно закликают его:
Дождик, дождик пуще,

Дам тебе я гущи,
Выйду на крылечко
Дам огуречка.
Дам и хлеба каравай,

Сколько хочешь поливай.

Когда дождь идёт долго и дети не могут выйти на улицу, они призывают солнышко:

Солнышко – вёдрышко
Выгляни, высвети
Твои детки плачут
Пить, есть хотят.

Дети обращаются с приговорками: (обращение к насекомым, птицам, животным). К божьей коровке, которая может «предугадать» погоду: если она улетит – к вёдру, если будет ползать по ладошке – жди дождя.

Коровушка – бурёнушка,
Завтра дождь или вёдро?
Если вёдро, то лети,
Если дождик, то сиди.

Божья коровка,
Вёдро или ненастье?

К весне, которую все ждали с нетерпением, обращались с разными закличками. В одних просили, чтобы быстрее растаял снег, установилось тепло, появилась шелковая трава, в других просили дать богатый урожай.

Весна – красна, появись,
Солнышком ярким обернись!
Растопи наш снежок,
Зазелени наш лужок!

Использование в работе закличек, приговорок помогают нам не только привлечь внимание детей к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям.

Потешки – взрослого с ребёнком (с его пальчиками, руками, ногами).

Ножки, ножи
Куда вы бежите?
В лесок, во борок.
Грибы, ягоды собирать,

К зиме припасать.
Ножки, ножки
Бегите по дорожке,
Нарвите горошка

Полное лукошко!
Домой принесите,
Всех угостите!
Игровое упражнение для девочек:

Расти, коса до пояса
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька до пят
Все волосики в ряд.

Расти, коса не путайся.
Маму, дочка, слушайся!
Этот пальчик – дедка,
Этот пальчик – бабка,

Этот пальчик – маменька,
Этот пальчик – папенька,
Этот пальчик – наш малыш
Зовут его Васенька.

Прибаутки, шутки, перевёртыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Среди прибауток много небылиц. Их можно использовать для игр типа «Бывает – не бывает».

А и где же это видано?
А и где же это слыхано?
Кочерыжка, чтоб яичко снесла,
Чтобы веник раскудахтался?

Небылицы, перевёртыши вызывают у детей добрый смех, помогают устанавливать реальные связи и отношения в окружающем мире, объяснять их через «критику» содержания прибауток.

Поговорки и чистоговорки – незаметно обучающие правильной и чистой речи.

Пословицы, поговорки загадки.

Загадки используются для проверки знаний, наблюдательности и сообразительности. Загадка – мудрый вопрос в форме замысловатого, как правило, ритмически организованного описания чего – либо. Мы подбираем загадки, которые позволят детям увидеть многообразие мира, приоткрыть, поднять завесу над его тайнами.

Чтобы дети могли отгадать загадки, надо организовать цикл наблюдений за небом в разную погоду, в разное время года, животных.

Работу по ознакомлению с фольклором необходимо проводить одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться с природой и приходить ей на помощь.

Участвовать в трудовой деятельности по уходу за растениями, животными, по наведению порядка на участке, в ближайшем окружении.

Просмотров: 322
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Пономарёва Наталья Васильевна. Методическое пособие «КУБАНСКИЙ ФОЛЬКЛОР: ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, ЗАГАДКИ, СКАЗКИ, ПРАЗДНИКИ»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Белая Татьяна Сергеевна Фокина Елена Михайловна. ОД по развитию речи. Заучивание потешки «Дождик, дождик, пуще…» с помощью мнемотаблицы во второй младшей группе.
  • Ларионова Ирина Александровна. Сценарий развлечения по развитию экологической культуры «Как прекрасен этот мир»
  • Молодых Оксана Владимировна. «Можно» и «Нельзя» или Дисциплина для дошкольников: за и против
  • Эдит Сницарук. Стихотворение для детей КОГДА ЭТО БЫВАЕТ? (их цикла 'Времена года')
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Наталья Веновская. Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Одуванчик, одуванчик, стебель тонкий, как пальчик»
  • Шумакова Ирина Александровна. Конспект занятия по познавательному развитию Игра – путешествие «Лесные тайны» (приметы ранней весны) В подготовительной группе для детей с ТНР
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Пилипенко Ольга Владимировна. Конспект ООД по природе и изобразительной деятельности в старшей группе «Этот удивительный Крым»
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Жукова Татьяна Борисовна. Сценарий праздника посвященного Дню Космонавтики в подготовительной к школе группе на тему: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Екатерина Геннадьевна Иванова. Инклюзия «не заплывай за буйки» или как границы помогают в развитие ребёнка
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Авдеенко Кирилл. Дождик, дождик, где ты был?..
  • Солнцева Наталья Викторовна. Проект «Этот загадочный космос» для подготовительной группы
  • Зимнухова Татьяна Валентиновна. Игра – занятие в старшей группе «Что? Где? Когда?» «Весна – красна».
  • Седова Ирина Николаевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Тема: «Весна. Приметы весны»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Ольга Гончар. Презентация 'Этот загадочный космос'
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь