Авакян Лариса Васильевна. Конспект образовательной деятельности «Путешествие в мир русской деревни»

Конспект образовательной деятельности «Путешествие в мир русской деревни»

(подготовительная группа).

Цель:

  1. Формировать у детей гендерную, семейную, гражданскую принадлежность.
  2. Закрепить материал, полученный на занятиях в рамках проекта «Деревенское подворье».
  3. Формировать у детей интерес к истории русского народа, патриотические чувства.
  4. Прививать интерес к русскому народному фольклору.

Оснащение занятия:

  1. Таблички с надписями «Кладовая мудрости человеческой» (Библиотека), «Трапезная» (Буфет), «Красота несказанная» (Художественное творчество), «Мастеровая» (Строительный центр), «Здравушка» (Центр здоровья), «Балалаечка» (музыкальный центр), «Сундучок» (Ряженье), «Погреб» (Экологический центр).
  2. Макет русской избы и нижней части дома с вырезанным подполом; предметы – символы (обозначают пройденную станцию и помещаются в соответствующее место на макете); картинки «Охотник, ювелир, купец, кузнец, ткачиха, дружинник, пахарь, гончар,); игра «Одень куклу» (с русской народной одеждой), картуз с цветком, коромысло, ведра. косынка.
  3. Жетоны, которые выкладываются на блюдце возле каждой станции, чтобы было видно, какой материал дети знают лучше (анализ самих детей); клубочек ярких ниток для Василисы.
  4. Пословицы по теме каждой станции, написанные отдельно на полосках картона.
  5. Сувениры для детей и гостей.

Действующие лица:

1. Дети, Василиса (девица-мастерица), гости (бабушки и дедушки), музыкальный руководитель (аккордеон).

Ход.

Дети находятся в группе, дверь закрыта. Музыкальный руководитель рассказывает детям о посиделках, играет на аккордеоне «Барыню». Звучат бубенцы, как будто к дому подъехала тройка. Стук в дверь, заходит Василиса (в руках корзинка, в ней игры, задания, и 2 бабушки. Василиса обращается к детям.

Василиса — Здравствуйте, хозяева дорогие (кланяется)! Принимайте гостей из дальних краев. Давайте знакомиться. Меня зовут Василиса. А это мои помощницы (представляет бабушек по имени отчеству).

Воспитатель- Проходите. Мы очень рады вас видеть.

Василиса- Прослышали мы про ваш детский сад, про то, что вы русской деревней шибко интересуетесь и уже много чего от воспитателей своих узнали. Вот и решили в гости нагрянуть да порасспросить кое о чем. Да в дороге-то сильно растерялись, устали мои помощницы. Садитесь, пожалуйста. (Стул бабушкам). У меня есть блюдца волшебные и жетоны сказочные. Я вам буду задавать вопросы, и за каждый правильный ответ бабушки вам положат на блюдце жетончик. Потом вы сами сравните, где жетончиков больше, где меньше, значит, здесь вам надо еще уму-разуму поучиться (самоанализ детей).

Василиса — Ну, ребятушки, рассказывайте нам о своей группе, где занимаетесь, где играете. Вот и первый уголок. Про него нам расскажет тот, кому я дам свой волшебный клубочек (дает клубочек). Прочитайте, что написано на табличке?

Ребенок-Это у нас строительный центр. Строитель разный – деревянный, пластмассовый, есть конструктор «Лего» и много другого. Мы можем играть и за столом, и делать постройки на полу.

Василиса — Молодцы! В старину тоже было много разных мастеров да умельцев. Предлагаю назвать ваш уголок «Мастеровой» (прикрепляет табличку). Помощницы, ваша очередь!

Бабушки предлагают детям поговорки:

«Работай — сыт будешь, учись – умен будешь», «Труд человека кормит, а лень портит», «Без дела жить- только небо коптить» (ленивый человек зря живет). Складывают жетоны на блюдце.

Василиса-А теперь давайте проверим, что вы знаете о занятиях славян в старину. Сейчас мы с вами поиграем. У меня есть набор картинок, на больших нарисованы разные мастера (охотник, купец, кузнец, ткачиха, дружинник, пахарь, гончар).

Вам будет задание –назвать мастера, что ему надо для работы, выложить нужные картинки и назвать конечный продукт.

«Охотник» -лук, стрелы, колчан. Продукт -мясо, меха «Кузнец» -молот, наковальня, фартук. Продукт – инструменты для работы, подковы, предметы быта (сундук).

«Ткачиха» — ткацкий станок, нитки, челнок. Продукт- половики, полотно.

«Пахарь» -земля, лошадь, соха. Продукт- вспаханная земля.

«Гончар» -глина, гончарный круг. Продукт- посуда.

«Дружинник» — шлем, кольчуга, копье, щит, конь.

Василиса- Какой продукт деятельности дружинника мы можем назвать? (Мир, покой, порядок). Молодцы! давайте играть дальше!

«Купец» — лавка, товар (откуда?), изделия, которые ему принесут ткачиха, гончар, кузнец, охотник.

Василиса — дети, а что же будет продуктом купца? (Варианты — радость мастерам от продажи их изделий + деньги для их семьи, деньги для себя).

Василиса -Молодцы! Получайте жетоны! (Бабушки выкладывают жетоны на блюдце).

Детушки! А У меня есть макет деревенской избы. (Снимет салфетку с подноса). Столяр изготовил для нас стол и лавки, есть половики и скатерть, которые подарила нам ткачиха. Куда мы все это поставим? (дети отвечают, ставят). Как красиво получилось!

Что же, пойдем дальше (клубок-ребенок). Прочитайте, пожалуйста, что написано на этой табличке (Буфет).

Ребенок – Здесь находится столовая и чайная посуда. А это стол- на него няня ставит кастрюльки с едой, которую на кухне варит наш повар.

Василиса- Замечательно! Да, теперь я вижу, как много людей о вас заботится. В старину говорили «Трапезничать пора», т.е. «кушать пора». Можно назвать ваш буфет «Трапезная» (прикрепляет табличку). Значит, у вас в буфете хозяйка — ваша няня. Дети, скажите, а ваш повар на кухне на чем еду готовит? (На плите). Хорошо! А раньше в деревенской избе где готовили еду? (На печке).

Детушки, а расскажите мне о печке вообще. (печка всегда была в центре дома, на ней готовили еду, пекли хлеб сушили травы, спали, мылись). Молодцы! Посмотрите, печник сложил для нас печку, гончар слепил для нас горшки, кузнец смастерил ухват. Куда мы положим эти предметы? (дети называют, ставят).

Бабушки, давайте посмотрим, что знают дети про старинное житье — бытье. (Бабушки читают поговорки, дети объясняют смысл).

«Хозяйкой дом стоит» (хозяйка в доме всегда главная), «Не красна изба углами, а красна пирогами» (каждый дом славится своей едой и гостеприимством), «С запасом жить добро» (хорош иметь запас, никогда не будешь голодать).

Василиса — Молодцы, дети, получайте свои жетончики! (Бабушки выкладывают жетончики).

Василиса-

Показывайте, деточки, свою группу дальше. Что написано на табличке?

Ребенок-Это наша библиотека. Здесь лежат разные, журналы, альбомы, книги, которые мы читаем и рассматриваем к ним иллюстрации.

Василиса — Молодцы! В старину библиотеку назвали «Кладезь мудрости человеческой» (достает название и прикрепляет возле библиотеки). Скажите, много ли книг покупали детям как к ним относились? (ребенок-клубок) (Книг было мало, стоили они дорого, их делали вручную).

Василиса Но все равно, все родители старались хоть 2-3 книжки своим деткам да купить. В этих книжках были написаны умные вещи.

Бабушки, прочитайте, пожалуйста, поговорки.

«Почитай старших- ведь сам будешь стар». Как вы поняли это выражение? (уважать старших, слушаться). Правильно!

«Своего не бросай, чужого не бери»? (надо беречь свои вещи и не брать чужие). Замечательно!

«Свой обычай в чужой дом не неси» (нельзя устанавливать порядки в чужом доме). Молодцы. все правильно понимаете! Бабушки, положите по жетончику за правильный ответ (выполняют).

Василиса – Ну, ребятушки, показывайте дальше свою группу. Ой! Какие красивые куклы да ложки! И альбомы с картинками! Что это за Центр, кто мне расскажет? (клубок-ребенок). Прочитай, пожалуйста, что написано на табличке? ( «Центр художественного творчества»).

Ребенок- Это. Здесь мы храним краски, карандаши, альбомы. Здесь есть изделия народных промыслов.

Василиса — Какие молодцы! Я бы ваш уголок назвала «Красота несказанная». (Прикрепляет надпись).

Бабушки, давайте спросим у детей, что они знают о народных промыслах, и вообще о мастерах, которые работали в старину.

Бабушки читают детям поговорку «Ремесло пить-есть не просит, а век кормит!» (кто умеет что-то делать руками, всегда будет сыт), «Ремеслу везде почет!» (рукодельного человека везде уважают). (Жетоны).

Василиса — Дети! У меня есть следующий набор — таблички с названием промыслов «Хохлома», «Гжель», «Дымка», «Жостово», маленькие картинки с изображением изделий этих промыслов и полоски цветной бумаги. Задание — подобрать картинки с изделиями промыслов и цветные полоски к нужной табличке. (Василиса раскладывает на столе таблички с названием промысла, дети получают по 2-3 штуки маленьких картинок и полоски цветной бумаги). Приступайте! (дети выполняют задание). Бабушки, давайте посмотрим, правильно ли дети выполнили задание. Какие молодцы! Получайте свои жетоны! За каждый промысел – один жетон. (Бабушки выкладывают на блюдце жетоны). У мастера подарили нам маленькую расписную ложку. Куда нам ее поместить в избе? (Давайте положим ее на стол).

Дети, давайте путешествовать дальше. Скажите, пожалуйста, что здесь написано? (клубок-ребенок).

Ребенок-Это наш центр здоровья, здесь есть разные игры, картинки, которые подсказывают, что нужно делать, чтобы быть здоровым.

Василиса-В старину это уголок люди назвали бы «Здравушка» (прикрепляет табличку). Бабушки, помогите мне, пожалуйста, прочитайте поговорки.

«Здоровье не купишь — его разум дарит» (надо заботиться о своем здоровье).

«Здоровье дороже богатства».

«Болен — лечись, здоров — берегись».

Молодцы! Получите свои жетончики! (Бабушки выкладывают жетоны).

Василиса — Дети, кто знает, как народными средствами можно поддерживать свое здоровье? (пить молоко, чистую воду, закаляться, плавать, пить травы). А где раньше люди мылись? (В бане). Правильно! В старину по русскую баню в деревне говорили______________________

А сейчас я хочу узнать, какие народные средства от болезней вы знаете? (Мед, травы).

Как еще можно поддерживать свое здоровье? (Еще нужно много двигаться.) Согласна! Давайте поиграем в нашу любимую народную подвижную игру с птичьим названьем. Кто догадался? ( «Ворон»). Правильно! Попросим музыкального руководителя нам подыграть на аккордеоне. Выберем ворона при помощи считалочки (клубок-ребенок)

«На золотом крыльце сидели

Царь, царевич,

король, королевич,

сапожник, портной. Кто ты будешь такой?

Выходи поскорей, не задерживай добрых и честных людей».

Василиса — Молодцы! Хорошо подвигались! Дети, что еще, кроме движения, необходимо человеческому организму каждый день? (Еда). Верно! Давайте подумаем, как люди раньше могли сохранить на зиму, например, капусту, огурцы, ягоды? (Люди делали заготовки). Где мы храним заготовки сейчас? (в холодильнике, там холодно, они долго не испортятся). А где в избе можно было хранить заготовки, где было самое холодное место? (под полом). Кто знает, как оно называлось? (Погреб). Молодцы! Получайте жетоны.

У меня есть бочонок с медом, соленая рыба и мешочек с травами. Давайте определим их место на нашем макете (мед и рыбу -в погреб, вырезанный в полу избы, накрыть половиком, траву- повесить на печку).

А что это висит на плечиках? (клубок-ребенок). Прочитайте название уголка.

Ребенок- Это «Ряженье», здесь висит разная одежда. Мы наряжаемся и играем.

Василиса — Дети, много ли было одежды в старину? (Раньше у людей было мало одежды и обуви. Ее очень берегли, самую дорогую и красивую передавали по наследству от бабушки – к матери, от матери — к внучке). Где хранили одежду? (А хранили одежду в сундуке, который обычно заказывали у кузнеца). Правильно! Я бы назвала ваш уголок «Сундучок» (прикрепляет табличку). У меня есть для вас игра «Русская народная одежда» — предлагаю подобрать народную одежду для мальчика и девочки и назвать ее. (Дети выполняют задание). Бабушки, дайте, пожалуйста, жетончики. Дети, у меня есть маленький сундучок, куда мы можем его поставить? (ставит).

Василиса -. Ой, да у вас настоящий аккордеон есть! Что написано на табличке? (клубок-ребенок).

Ребенок-Это музыкальный центр. Здесь лежат разные музыкальные инструменты.

Василиса- В старину этот уголок назвали бы «Балалаечка» (прикрепляет табличку). Давайте поиграем в игру «Русские народные инструменты». назовите русские народные музыкальные инструменты. (называют). У меня есть маленькая балалайка, куда мы ее поставим? Молодцы, хорошо потрудились. А теперь можем и отдохнуть Давайте споем русскую народную песню «Пошла млада за водой» (коромысла, ведра, картуз)

Вот и подошло к концу наше путешествие, пора подводить итоги, жетончики считать. Смотрите, дети, да на ус мотайте — где жетончиков мало, что еще нужно узнать да запомнить.

А сейчас — музыкальный сюрприз- наши бабушки приготовили для вас частушки! Слушайте! (бабушки поют частушки под сопровождение аккордеона)

Муз. рук. -Дети, а давайте и мы свои частушки споем! (дети поют, Василиса пляшет)

Вот и подошло к концу наше путешествие, пора подводить итоги, жетончики считать. Смотрите, дети, да на ус мотайте — где жетончиков мало, что еще нужно узнать да запомнить. Попели-поплясали — пора гостям и честь знать! А на память о нашем гостеванье хочу я всем подарить малый подарочек полезный! (раздает сувениры). Ну что же, пора и в путь-дорогу! Проводите нас, детушки, до двери! (Прощаются. Звон бубенцов).

Просмотров: 319
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Главный Редактор. Морской Царь и Василиса Премудрая
  • Редактор. Морской царь и Василиса Премудрая (вариант 2)
  • Главный Редактор. Василиса Прекрасная
  • Главный Редактор. Жар Птица и Василиса Царевна
  • Макарова Татьяна Алексеевна, Борисова Василиса Николаевна. Игры-путешествия как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Добрякова Ирина Владимировна. Конспект по ФЭМП с элементами здоровьесберегающих технологий во 2-ой младшей группе «Клубок для бабушки»
  • Редактор. Поздравления с 8 марта - Много у бабушки с нами хлопот...
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Смирнова Александра Никитична. Конспект НОД 'Много есть садов на свете, но такой, как наш, один'
  • Главный Редактор. День знаний - сценарий урока на 1 сентября - Давайте смеяться - Давайте дружить
  • Почему одни дети часто плачут и плохо привыкают к детскому саду, а другие спокойные и быстро адаптируются
  • Бирина Татьяна Александровна. Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Сундучок Бабушки Загадушки»
  • Романенко Ираида Игоревна. Викторина «Дети – спорт — здоровье» для родителей и педагогов.
  • Борисенко Дарья Юрьевна. «Есть такая профессия — музыкальный руководитель»
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Становых Татьяна Анатольевна. Сценарий развлечения по пожарной безопасности «Знают дети и зверюшки, спички — это не игрушки!»
  • Алексеенко Оксана Михайловна. Эссе «Неудобный ребенок! Пойми меня…»
  • Наталия. Конспект НОД во 2 младшей группе «Кто у бабушки живет?»
  • Прудникова Светлана Николаевна. Познавательно-экспериментальная игра-путешествие на тему: «Пейте дети молоко, будите здоровы!»
  • Корчевная Юлия Вячеславовна. Экологическое воспитание. Трудовая деятельность в уголке природы. Конспект занятия с детьми первой младшей группы. Тема: «У меня есть огород — витамины круглый год». Доклад по всем возрастным группам.
  • Ментух Татьяна Михайловна. Конспект непрерывной образовательной деятельности по конструированию во второй младшей группе «В деревне у бабушки»
  • Матанян Лариса Серёжаевна. Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?
  • Швидкая Оксана Ивановна. КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ — РАДОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ!»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Кодола Лариса. Занятие по проектной деятельности – «Дети экспериментируют» Тема занятия: «В гости к профессору Почемучкину»
  • Редактор. Но самое лучшее - дети



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь