Киселева Галина Николаевна. Приобщение детей к народным праздникам через реализацию проектов с непосредственным участием семей воспитанников

Приобщение детей к народным праздникам через реализацию проектов с непосредственным участием семей воспитанников

Киселева Галина Николаевна Воспитатель I кв. категории МБДОУ «Детский сад № 142» г. Дзержинск Нижегородская область

Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным становиться поиск форм совместной деятельности взрослых и детей. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Одной из форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых является проектная деятельность. Метод проекта можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Поэтому в конце февраля в средней группе мы провели творческий мини – проект «Масленица» с непосредственным участием родителей.

 

Актуальность темы проекта обусловлена введением в действие ФГОС ДО, который направлен на решение ряда задач, в том числе и на «формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках». А также тем, что имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, мы отходим от этих традиций, лишая детей возможности прикоснуться к духовно – нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального творчества. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры и различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, формируют социокультурную личность с высоким уровнем развития духовности и интеллекта. Соприкосновение с народным творчеством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории, культуре. В народных праздниках фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями. Человек, незнакомый с традициями, историей и культурой своего народа – человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего. Следовательно, необходимость приобщения дошкольников к национальной культуре, воспитание у них любви, уважения к своей малой Родине очевидна.

Цель проекта: формирование устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам на основе активного участия в праздниках и совместной творческой деятельности ребенка со взрослыми; создание условий для

знакомства с обычаями проводов зимы – Масленицы.

Задачи:

  1. Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица», с различными жанрами устного народного творчества.
  2. Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
  3. Показать взаимосвязь явлений природы с древними русскими праздниками и обрядами.
  4. Способствовать развитию партнерских отношений детей и родителей
  5. Воспитывать уважение к обычаям и традициям русского народа.

На подготовительном этапе проекта, мы провели групповое родительское собрание, на котором познакомили родителей с инновационной технологией — проектом, раскрыли ее преимущества и целесообразность использования с детьми дошкольного возраста. Отметили необходимость участия родителей в реализации проектов. С помощью анкетирования определили тему народного праздника, наиболее заинтересовавшую родителей наших воспитанников. Одним из них оказался проводы зимы – Масленица. Обсудили с родителями план совместных мероприятий, раскрыв перспективу их участия в реализации проекта. В процессе индивидуальных бесед мы распределили родителей на группы по интересам, выбрали:

  • декораторов (помощь в оформлении)
  • затейников (для организации игр)
  • сборщиков информации.

Практический этап проекта начался с появления на стенде для родителей яркого информационного листа, выполненного самими родителями.

Силами родителей в группе был организован информационный стенд «Ай — да, Масленица», на котором ежедневно выставлялась информация об истории праздника, легендах возникновения праздника, календарь празднования.

Также по инициативе родителей в группе была организована выставка картин известных художников о праздновании Масленицы.

Реализуя данный проект, я привлекала родителей к участию в проекте не только как источников информации, помощи и поддержки детям и мне, но и как непосредственных участников образовательного процесса. Наши совместные мероприятия с родителями мы приурочили к календарю празднования Масленицы.

По традициям празднования Масленицы в понедельник «Встреча». В этот день мы пригласили родителей в творческую мастерскую. Я напомнила взрослым и детям о предстоящем празднике, и предложили им изготовить один из элементов праздничного русского костюма – платок для наших девочек. Для организации партнерской формы работы, требующей организации рабочего пространства «родители вместе с детьми», изменили рабочее пространство за счет компоновки столов, приготовили штампы, краски, белые платки с бахромой. Особый интерес участников мастерской вызвало рассматривание павлопосадского платка: «Посмотрите на платок, на платке расцвел цветок…». Благодаря сотрудничеству родителей и детей работа в мастерской «кипела» и была эмоционально насыщена. Понимание красоты, творческая выдумка, нетрадиционная техника исполнения, удовольствие от совместно выполненной работы, приобщение к истокам русской культуры и традициям помогло детям и взрослым ощутить себя значимыми в группе, увидеть свой вклад в общее дело, порадоваться своим успехам. Платки получились яркими и привлекательными.

Вторник «Заигрыш». В этот день наши родители участвовали в целевой прогулке «Взятие снежного городка». Придя на площадку, дети были очень удивлены, что снежная крепость занята «стражей» — нашими папами и дедушками. Нам с ребятами ничего не осталось, как начать «атаковать» её. «Стража» оборонялась, и веселое перекидывание снежков пробудило спящего в сугробе Медведя. Читая вместе с детьми закличку: «Ну-ка, мишка, лапой топ, и другою лапой топ. Ну-ка, мишка, лапой хлоп, громко-громко хлоп-хлоп-хлоп!», мы пригласили Медведя на веселую пляску. После играли с ним в «Догонялки». После окончания «боя» по традициям народных гуляний наша прогулка продолжилась совместными с родителями катаниями с горы, на санках. Крепость пустовала недолго, дети сами заняли её, а родители старались отбить крепость. С прогулки все вернулись румяные и счастливые. Дети приглашали родителей придти ещё раз к ним на прогулку.

Среда «Лакомка». В этот день принято ходить в гости на блины. И мы с родителями решили порадовать ребят, и организовали полдник в форме игровой ситуации «Ой, блины, блиночки мои!». В гостях нас с детьми встретили наряженные в русские костюмы хозяюшки — Светлана Ивановна и Ксюша. Костюм для своей внучки Ксюши бабушка с мамой пошили сами, проявив своё мастерство, что очень порадовало нас. Хозяюшки поприветствовали нас и поинтересовались: «Зачем пожаловали, гости дорогие?» На что мы с ребятами ответили, исполнив русскую народную песню «Мы блинов давно не ели, мы блиночков захотели…». Гостеприимные хозяюшки предложили угостить нас блинами и горячим чаем из самовара. Хозяюшки были так приветливы, а блины так вкусны, что невозможно было отказаться от добавки. Да и сами хозяюшки с удовольствием поели блинов, «Масленица угощай! Всем блиночков подавай!». В этот вечер Светлана Ивановна надолго задержалась в группе, делилась с детьми «премудростями»: умением выпекать блины, о секретах народной кухни.

Четверг «Разгуляй». В этот день по народным традициям чучело Масленицы возят по улицам, поют хвалебные песни. Ну, а у нас в группе, в этот день прошел конкурс совместных с родителями поделок на тему «Кукла Масленица». Изготовление куклы – оберега для дома и семьи привлекло большое количество семей воспитанников. В результате чего в нашей группе появился уголок «Масленица». Все куклы были разнообразны и неповторимы. Родители проявили творческую инициативу при изготовлении кукол-самоделок. Все испытывали чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов детей.

Презентация продукта – неотъемлемая часть проекта. В нашем проекте презентацией стало совместное с родителями развлечение «Широкая Масленица». В пятницу мы пригласили родителей показать успехи ребят и доказать актуальность данного метода в работе с детьми, а так же необходимость сотрудничества в этой работе семьи и детского сада. Развлечение проходило на улице. Под веселые заклички собрались родители. Наши девочки, повязав платок, изготовленный в творческой мастерской, преобразились в настоящих русских красавиц-барышень. Родителей и детей встретили Матрешка и непременный участник масленицы скоморох Петруша. Для создания торжественной обстановки и получения оценки умений участников проекта, мы пригласили зрителей – детей других групп и сотрудников детского сада. Вместе водили хороводы, участвовали в эстафетах «Перетягивание каната», «Кто быстрее на метле», играли в народные игры «Карусель», «Подари конфетку». А закончили веселье угощением блинами.

На протяжении всего проекта родители поддерживали интерес детей к теме проекта, интересовались ходом работы над проектом в группе. Благодаря участию родителей в проекте у детей сформировалось чувство гордости, повысилась самооценка. Участие родителей в проекте способствовало выявлению творческого потенциала всех участников проекта, укрепило партнерские отношения, научило работать в «команде».

Проект и мне, как педагогу дал возможность сконцентрировать материал по данной теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, сделать процесс познания не скучным.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г.№1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  2. О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». СПб: «Детство-Пресс», 2000 г.
  3. А.М. Вербенец, О.В. Солнцева, О.Н. Сомкова «Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной общеобразовательной программе «Детство». СПб: ООО «Детство-Пресс», 2013 г.
Просмотров: 442
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Затона Ольга Анатольевна. «ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»
  • Журба Анастасия Дмитриевна. Мастер-класс для детей и родителей «Кукла-масленица — тонкости изготовления славянской, народной, тряпичной куклы»
  • Маценко Марина Федоровна. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре ПРОЕКТ «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА» для детей старшего дошкольного возраста
  • Новоселова Екатерина Викторовна. Сообщение на тему: «Газета для родителей, как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников»
  • Разуваева О. В., Гарифулина О. М., Маракина Я. К. Презентация проекта «Наши подземные друзья дождевые червячки» с участием детей педагогов и родителей
  • Исмаилова Пери Магамедхановна. Познавательный проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа через устное народное творчество»
  • Чадамба Аясмаа Дадар-ооловна. Опыт работы на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины»
  • Рагулина Ольга Анатольевна, Князева Надежда Андреевна. Проект: «Воспитание у детей творческого интереса к традициям русской народной культуры».
  • Елецкая Наталия Анатольевна. «Модель работы с родителями, в интересах ребенка, на основе проекта: «Безопасное детство».
  • Подлесных Татьяна Степановна. Проект и презентация - Приобщение детей к истокам русской народной культуры, как часть нравственно–патриотического воспитания
  • Телешева Галина Николаевна. Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
  • Черемисина Любовь Алексеевна. Педагогическое просвещение родителей в ДОУ через эффективные формы взаимодействия всех участников образовательного процесса
  • Хасанова Рузиля Рафаэльевна. Педагогический проект «Изготовление детского журнала – как средство совместной деятельности педагога, детей и родителей»
  • Ольга Сорокина. Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»
  • Сергунина Е.А.. Консультация для родителей 'Совместная творческая деятельность родителей с детьми'
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Бубникова Людмила Алексеевна. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Русская изба»
  • Махмутова Эльхамия Вагизовна.. Консультация для родителей: «Народные подвижные игры, как средство физического развития детей дошкольного возраста»
  • Ковалева Светлана Николаевна. Итоговое мероприятие по теме «День матери»: развлечение для детей и родителей подготовительной группы
  • Малахова Мария Станиславовна. Круглый стол «Знаете ли Вы своего ребенка?» как средство повышения педагогической культуры родителей средней группы» с использованием интерактивных форм и методов работы.
  • Чустеева Анастасия Никитична. Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре хакасского народа
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Лазуткина Е.П., Сербина Н.Н., Казанцева О. Н.,. Сценарий семейного праздника «День рождения группы» для детей 2 младшей группе и их родителей
  • Брусенцева Галина Викторовна. Развлечение с участием родителей и детей 2 младшей группы «Вместе с мамой»
  • Шумкова Елена Игоревна. Статья «Приобщение детей ясельного возраста к традициям народной культуры»
  • Егорова Елена Владимировна. Рекомендации по организации совместной деятельности родителей и детей младшего дошкольного возраста в период самоизоляции
  • Жучкова Ирина Петровна. Комплексное занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры Тема: «Ознакомление с русским народным костюмом» (старшая группа)
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Беляева Валентина Николаевна. Сообщение по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
  • Антосик Ирина Владимировна. Консультация для родителей «Широкая Масленица»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь