Адлер Альфред. Техника лечения

Категория: Библиотека » Индивидуальная психология | Просмотров: 4103

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, TXT
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

(1932)
Сегодня я мог бы сказать подобно Августину: "Если ты меня не спрашиваешь, то я знаю, если спрашиваешь, то не знаю". Так и с каждым из нас, кому приходится говорить о технике. Уже многие годы я пытаюсь об этом написать, но мои попытки разбиваются о невозможность сформулировать правила. Здесь ярче всего проявляется близость индивидуальной психологии к искусству. Сегодня я хочу рассмотреть несколько точек зрения, но при этом я прошу иметь в виду, что при смене практической ситуации может меняться и точка зрения.
Одно из важнейших положений заключается в следующем: нужно стремиться к тому, чтобы невротик придавал меньше значения своим симптомам. Этого следует добиваться мягко, ибо иногда давление может быть слишком сильным. Рассудок здесь не может служить надежным руководителем. Решающее значение имеет впечатление относительно того, как далеко можно идти в "умалении" симптомов, когда следует проявлять настойчивость и т. д. Это творческая задача приблизиться к пациенту, несмотря на его отрицательный жизненный стиль. И если это удастся, пациент окажется в выигрыше. Попытаюсь более систематично изложить, как этого можно добиться.
Этот процесс начинается уже с первой встречи с пациентом. Необходимо относиться к пациенту как можно менее предвзято и стараться избегать всего, что может заронить в нем мысль о том, что вы приносите некую жертву со своей стороны. Так, может показаться заманчивым начать следующими словами: "Вернуть вам здоровье -- важнейшая задача моей жизни". Это было бы ошибкой в плане формирования нужного вам настроя пациента -- заинтересованности в решении задачи лечения. Я рекомендую постоянно иметь это в виду. Давая понять пациенту смысл каждого шага, вы можете избежать больших трудностей. Одну из самых значительных трудностей представляет собой лечение меланхолии. Пациент ноет, старается изобразить свои симптомы таким образом, как будто ничего подобного никогда раньше не было. Не следует его атаковать. Выслушав его и поняв, что это лишь затяжка времени, попробуйте дружелюбно ему предложить: "Хорошо. Теперь ясно, что вам мешает, и мы можем приступить к делу". Например, пациент представляет свои симптомы как средства защиты, так как он боится, что, лишившись их, он утратит свою значимость. "Мы пока не будем говорить о том, что вам прежде всего мешает, а лучше попробуем разобраться в том, как вы пришли к тому, чтобы поставить себе такую цель". И вы увидите, как пациент начнет вилять. Вам нужно стремиться к тому, чтобы склонить пациента к сотрудничеству. Многие пациенты оказывают противодействие и пытаются найти симптомам сексуальное объяснение. Важно добиться их сотрудничества, хотя во многих случаях оно бывает недостаточным. Человек никогда не будет невротиком, если он стремится к сотрудничеству. Это непременное условие лечения. Часто мне удавалось добиться успеха, только заняв жесткую позицию: "Я не буду вас слушать, раз вы не хотите мне помогать". Разумеется, это не всегда можно рекомендовать. Иногда я говорю: "С этим мы разобрались, а теперь приступим к делу". Было бы ошибкой, видя пациента в первый раз, сразу же попытаться указать ему его место. Все пациенты хотят чувствовать себя, как на скамье подсудимых. Было бы полезно менять положение, дать пациенту возможность
выбрать себе место, скажем, поставив ряд стульев. Он должен проявить некоторую активность. Малейшие детали могут подсказать выводы: один садится ближе, другой предпочитает сесть в отдалении. Один делает движение по направлению к письменному столу, и это хорошо, другой -- от стола, и это настораживает. Все это в дальнейшем может пригодиться для умозаключений.
Конечно же, каждый жалуется по-своему. Но всем недостает конкретности, точности. Приходится делать понимающий вид и дожидаться, пока сумеешь извлечь что-нибудь конкретное из этих жалоб. "У вас не бывает чувства страха?" Пациент уже несколько расслабился и начинает жаловаться на ощущение страха; так часто бывает с больными навязчивым неврозом. Некоторые пациенты говорят чрезвычайно много, даже если они не страдают гипоманией Мы допустим ошибку, обратившись к нему со словами: говорите покороче! Следует проявить максимум терпения. У меня бывали пациенты, которые говорили по три часа кряду без перерыва. Когда удается разговорить пациента, то некоторые после часа беседы не могут остановиться. Тогда вы можете, дождавшись передышки, сказать: "Вы так много рассказали мне, что я должен все это хорошенько обдумать". Некоторая манерность в обращении с пациентом будет вполне уместна: это поможет ему не чувствовать себя так, словно он обвиняемый. Мы исходим из предположения, что в человеческой природе заложено неприятие подчиненного положения. Это всегда вызывает протест.
Далее мы можем спросить, с какого времени начались жалобы. При нашей психотерапии это еще более обоснованно, чем при органической патологии (трудная ситуация). Здесь нужно обратить внимание на связь с детством. Поэтому вам следует проследить эту связь. Не стоит говорить напрямик: "Расскажите мне что-нибудь из вашего детства" Можно задать вопрос, например, о родителях: "Какими были ваши родители? Уравновешенными или нервозными?" Речь идет не о наследственности, а об атмосфере, которую родители создали вокруг пациента. Во многих случаях лучше всего сказать следующее: "Расскажите мне что-нибудь о вашем отце". И в ответе не может не проявиться отношение отца к пациенту. Если пациент произнесет слово "добрый", то мы должны понимать, что всякая черта характера имеет место только по отношению к другим. Наивным исследователям мы еще и еще раз повторим: всякое психологическое явление следует рассматривать в перспективе возможности в смысле психологии взаимодействия, а не психологии наличия. Если пациент говорит, что отец был "добрым", то это значит, что он был добрым по отношению ко "мне". Если он говорит, что его мать была критически настроена, то вы должны понимать, что пациент старался держаться на расстоянии от матери. Важный вопрос -- сколько детей было в семье? Важно для нас также знать, какое место среди детей занимал пациент. Далее: кто был любимцем матери, отца? Часто этим любимцем одного, или другого, или обоих был как раз наш пациент. Это. как правило, имеет печальные последствия.
Вообще, когда детей балуют, это приносит огромный вред. Если вы добрались до такого далекого прошлого, то вы достигли пункта, где, по-видимому, началась слабость в строении личности пациента. "Каким вы были в детстве -- послушным ребенком или, может быть, капризным?" Само по себе это для нас не так уж важно, но ответ может открыть нам, был ли пациент в раннем возрасте активным или пассивным. Затем другие вопросы: друзья, рано ли он узнал о половых различиях, хотя этот вопрос иногда касается столь темной области, что пациент вряд ли может на него точно ответить. Психоаналитики сказали бы: все это находится в бессознательном. Это неверно. Пациент никогда не выражал это в слове, и это не так легко выходит на поверхность, поскольку его разум никогда не пытался овладеть этим фактом. При большинстве высказываний следует помнить о том, что речь идет о процессах, которые никогда не анализировались сознанием. И когда некто обращает внимание на эти факты и выражает их в словах, ему кажется, что он нечто переносит из бессознательного в сознание, но здесь нет никакой разницы.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Голомб А. Как мы объясняем свои ошибки: контрперенос, проекции и отторжение
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • Что нужно делать предпринимателю, чтобы добиться успеха.
  • Как говорить с телом: алгоритм вопросов для работы с психосоматикой
  • Психосоматические расстройства глазами пациента
  • Как избавиться от страха и тревоги
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ялом Ирвин. Что работает со всеми клиентами?
  • Алла Дзяланская. «…Все может мама, только папой не может быть!»
  • Бакиров Анвар. Это важно знать, или Ключевые пункты навыка.
  • Притча «Мне просто важно чтобы ты знал...»
  • Николас Энкельманн. Что такое страх и как его перебороть?
  • Редактор. Что делать с непослушными детьми?
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Домой»
  • Притча «Нахас»
  • Луиза Хей. Как измениться в лучшую сторону
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Заговор на привлечение удачи
  • Притча «Сравнения хромают»
  • К чему снятся осы
  • Заговор на ссору для устранения соперницы
  • Если во взаимоотношении нет понимания: прием имаго-метода в семейном психологическом консультировании
  • Притча «Да, нет, очень хорошо»
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Приворот на быстрый возврат любимого
  • Притча «Второй и второй»
  • Иствуд Атватер. Эффективное общение: умение слушать
  • Типичные ошибки в проведении собеседования.
  • К чему снятся цыплята
  • Бретт Блюменталь. Практика медитации: путь к успеху
  • Жизненный сценарий. Почему я опять так поступаю?
  • К чему снится дорога
  • Притча «Быть может это судьба»
  • Как помириться с парнем?
  • Закономерности психических систем
  • Чепмен А. Специальные техники в проблемно-ориентированной психотерапии
  • Коростелева И.С. Особенности взаимоотношений с психосоматическим пациентом в рамках психоаналитической психотерапии
  • Притча «Последняя часть жизни»
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Притча «Пожалуйста, сделайте это»
  • Эмпатия и умение поставить себя на место другого
  • К чему снится стиральная машина
  • Упражнение, направленное на осознание ценности любой идеи любого человека: «Да, и ещё…»
  • Притча «Когда я начал любить себя»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь