Шамсутдинова Гульназ Хасановна. Проект «ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С НАРОДНЫМ КОСТЮМОМ»

Проект «ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С НАРОДНЫМ КОСТЮМОМ»

Автор:

Шамсутдинова Гульназ Хасановна МБДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида» Советского района г. Казани, г. Казань, Россия

Аннотация: Воспитание детей на традициях народной культуры – одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Национально-региональный компонент, внесенный в государственный образовательный стандарт, предполагает обучение детей в доступных формах и видах их деятельности государственным языкам Республики Татарстан. Также предполагает приобщение детей к национальной культуре, воспитание на национальных духовных традициях и ориентирует педагогов на возрождение национального самосознания личности, воспитание личности, способной стать представителем и носителем родной национальной культуры и ее продолжателем. Насыщая жизнь детей в детском саду фольклором, народными играми, праздниками, знакомя детей с традициями татарского народа, мы воспитываем детей в духе терпимости, уважения и интереса к татарской культуре.

 

Ключевые слова: дети; национальная культура; народный костюм; традиция; воспитание; личность.

В последние годы возросло внимание со стороны деятелей культуры, в общественном сознании, в системе образования к духовному богатству культурного наследия народа. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции. В то же время опора на национальные традиции воспитания не означает, что следует пренебрегать опытом воспитания, который имеется в других культурах. Воспитание целостной личности требует применения взаимосвязанных средств влияния.

В течение дошкольного детства формируются основы национального самосознания ребенка на фоне понимания им культурного многообразия окружающего мира. Если педагоги не будут учитывать этого, не помогут ребенку осознать факт культурного многообразия, не объяснят особенности культурных различий людей, то у него сложатся стихийные представления, которые могут быть не толерантными.

Цель проекта: воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам культуры и традициям татарского народа. На основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному и социальному развитию ребенка.

Задачи:

  1. Уточнить знания о понятии традиция, познакомить детей с культурными традициями татарского народа.
  2. Закрепить знания об устном народном творчестве, народно – прикладном искусстве.
  3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о культуре татарского народа в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).
  4. Воспитывать патриотизм, любовь к татарской культуре, народному творчеству.

Участниками проекта являются: дети, родители и воспитатель.

Этапы работы:

  • подготовительный (1-ая младшая группа – 2014-2015 у.г.)
  • основной (2-ая младшая и средняя группа – 2015-2016 и 2016-2017 у.г.)
  • рефлексия (старшая и подготовительная группа – 2017-2018 и 2018-2019 у.г.).

На подготовительном этапе были сформированы и постоянно пополняются национальные уголки, предметно-пространственная и развивающая среда. Они содержат в себе методические пособия для воспитателей по обучению детей татарскому языку, книги по художественной литературе, наглядный и раздаточный материал, аудио и видеозаписи, дидактические игры.

Дети очень любят сказки и художественную литературу татарских писателей и поэтов. Им очень нравится рассматривать к ним иллюстрации, из которых можно подчеркнуть знания об истории народов Татарстана, их обычаях и традициях. Татарские народные сказки раскрывают глубокую почтительность и уважение младших к старшему, доброту и отзывчивость, сострадания к ближнему.

На основном этапе мы изучаем национальную культуру, которое происходит через иллюстрации к сказкам, где видны особенности черт национальности татарского народа (одежда, элементы узора). В своей работе постоянно готовили детей к пониманию особенностей национального орнамента. В игры вносили куклу в татарском национальном костюме, рассматривали вышитое полотенце, фартук, тюбетейки для мальчиков, платки для девочек. В играх использовали расписную татарским орнаментом посуду: тарелку, чашку, пиалу, кухонные доски. Растительный орнамент состоял из простых узоров: листья, тюльпан, сердечко, сказочный цветок, завитки. При рассматривании тарелок, дощечек и других предметов обращали внимание на форму завитка, сочетание цветов.

Также рассматривали и изучали сами национальные костюмы. Знакомились с татарскими национальными украшениями. Когда у детей сформировалось представление о национальном орнаменте, провели занятия по рисованию и аппликации.

Праздник-это средство приобщения младших поколений к национальным традициям, обрядам, ритуалам и в то же время форма духовного обогащения ребенка, становления его как личности. Каждый год в детском саду мы проводим такие праздники как Проводы зимы (Масленица), Карга боткасы, Науруз, Сабантуй. Дети всегда с большой заинтересованностью принимают участие на данных мероприятиях.

3-ий этап характеризуется приобщением к национальной культуре через выступления детей в национальных костюмах на мероприятиях, проходящих в детском саду, районе (Науруз, день рождения Г. Тукая).

В старшей группе обращаем внимание на татарский орнамент, выделяя его основные элементы: цветы, листья, основные сочетания цветов – красный, зелёный, жёлтый, синий. Используем элементы татарского орнамента на занятиях по рисованию и аппликации в свободном творчестве детей. Рисуем по замыслу на сюжеты татарских сказок, ставим цель учить передавать национальный колорит. При подготовке к занятиям используем соответствующую литературу, костюмы казанских татар, татарский народный орнамент. Учим детей приемам построения простейших узоров на различных изделиях: скатерти, фартуке, камзоле, тюбетейке, туфлях, ичиги, диванных подушках, коврах: учим правильному подбору цветовых сочетаний, созданию типичных цветокомпозиций. Для развития творческих способностей детей эффективны задания типа: “Украшаем калфак для куклы Гульчечек”, “Ичиги для куклы”, “Тюбетейка для куклы Ильяс”, “Укрась фартук”, “Узор для украшения праздника Сабантуй”.

Знакомимся и изучаем татарские музыкальные инструменты (гармонь, кубыз, курай и др.).

Для закрепления полученных знаний проводим подвижные татарские национальные игры с использованием атрибутов национального костюма.

Рефлексия. На основе мониторинга детей по проведенной работе получены следующие результаты: сформированность национального самосознания у 58% детей достигла до высокого уровня (было 50%), средний уровень увеличился до 39% (было 30%), а низкого уровня осталось 3% (было 20%).

В связи с положительной динамикой я решила несколько углубить изучение национальной культуры через ознакомление детей с культурой других народов Поволжья, а именно русских, чувашей, башкиров, мордовцев, удмуртов и марийцев. Это позволит на основе сравнения легче закрепить пройденный материал и поможет воспитать в каждом ребенке личность, которая способна принимать, уважать, понимать культуру других народов. Тем более это очень актуально сегодня в свете последних событий, происходящих в РТ.

Обычно дети дошкольного возраста не вступают в конфликт с детьми других национальностей. Они наоборот стремятся распознать что-то новое, интересное для них. Дети – зеркало, отражающее поступки своих родителей. Следовательно, основы толерантности мы должны заложить и в наших родителях во время личных или индивидуальных бесед, во время проведения тренингов, мастер классов или родительских собраний.

Список литературы:

  1. Эхмэтов С. Уйныйбыз да, жырлыйбыз да. Яр Чаллы, 1991.
  2. Газизов Р. Татар халык фольклоры. Казан, 1999.
  3. Гарафиева Г.З. Сомбелэне кем белэ? Казан, 2003.
  4. Закирова К.В. Уйный-уйный усэбез. Казан, 2005.
  5. Ибрагимова З.Г. Шома бас. Казан, 2005.
  6. Кашипов М. Их, кунел ачабыз. Казан, 1996.
  7. Мирзиянова Ф.Н. Татар халык музыкасы. Лениногорск, 1998.
  8. Мурланова Ф.Н. Балаларны татар халкыны? м?д?нияте hэм традициял?ре бел?н таныштыру. Барда, 2002.
  9. Саубанова С. Б?йр?мн?р, туйлар ?чен. Казан, 1999.
  10. Хамитов И.М, Зиатдинов Г.Г. Халкым чишм?сенн?н су эч?м. Яр Чаллы, 1999
Просмотров: 553
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Мухаметзянова Гульнара Фаритовна. Аккультурация – приобщение русскоязычных детей дошкольников к культуре татарского народа.
  • Скрипченко Наталья Викторовна. Районный семинар для воспитателей на тему «Воспитание дошкольника в традициях русской национальной культуры»
  • Исмаилова Пери Магамедхановна. Познавательный проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа через устное народное творчество»
  • Маценко Марина Федоровна. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре ПРОЕКТ «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА» для детей старшего дошкольного возраста
  • Чустеева Анастасия Никитична. Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре хакасского народа
  • Шаманаева Елена Владимировна. Выступление на родительском собрании на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре».
  • Бобырь Елена Борисовна. «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
  • Нагаева Зульфия Фагимовна. Конспект занятия для средней группы на тему: «Знакомство с традициями и обычаями татарского народа: «Сундук бабушки Фирюзы»
  • Каримова Татьяна Ивановна. Стендовый доклад на тему: «Дидактическая игра как средство закрепления знаний детей старшего дошкольного возраста о еврейской национальной культуре»
  • Мухаметзянова Гульнара Фаритовна. КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА СЕМЬИ ТАТАРСКОГО НАРОДА. ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО УКЛАДА. КУЛИНАРНЫЕ ТРАДИЦИИ.
  • Манерова Мария Александровна. Приобщение детей младшего дошкольного возраста к мордовской национальной культуре.
  • Барсукова Анна Владимировна. «Мотивы татарского народа в одежде и орнаменте» для подготовительной группы
  • Веремеева Елена Александровна. «Развивающая предметно — пространственная среда для успешного развития детской инициативы, через обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа в группе раннего возраста»
  • Выучейская Виктория Васильевна Панкратова Марина Николаевна Рокоман Марина Григорьевна. Формирование у детей 4-5 лет интереса к изучению национальной культуры через проектную деятельность при изучении программы «Разговор о правильном питании» (из опыта ра
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Ко дню народного единства 'Подвижные игры татарского народа'
  • Зенкевич Елена Владимировна, Квасюк Ирина Мирославовна. Проект по познавательному развитию – приобщение детей к истокам русской национальной культуры «Весенняя ярмарка»
  • Макушева Наталья Викторовна. Приобщение дошкольников к национальной культуре как педагогический метод патриотического воспитания.
  • Марченко Ирина Петровна. Конспект открытого мероприятия – развлечения по теме «Воспитание интереса к истории и культуре родной страны через русские народные сказки при организации физкультурно – оздоровительной работы» «Путешествие по сказкам»
  • Макарова Татьяна Владимировна. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях дополнительного образования детей
  • Рагулина Ольга Анатольевна, Князева Надежда Андреевна. Проект: «Воспитание у детей творческого интереса к традициям русской народной культуры».
  • Несговорова Галина Юрьевна. Ненецкие сказки, как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре народов Севера
  • Каиль Ольга Викторовна. Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей младшего дошкольного возраста.
  • Бедарева Наталья Викторовна. Проект по приобщению детей к истокам русской национальной культуры, «Весенняя птичка»
  • Русанова Людмила. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
  • Фазлыева Гульсум Марселевна. Сценарий праздника «Быт и обычаи татарского народа».
  • Шабанова Ирина Васильевна. ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
  • Маргарита Исакова. Духовно-патриотическое воспитание в детском саду. Сценарий праздника 9 мая для детей среднего дошкольного возраста
  • Гаврилова Ирина Геннадьевна. Инсценированное занятие для детей дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуре «В гостях у Кузи»
  • Ишкина Гузель Мансафовна. Создание условий для развития дополнительного образования у детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание
  • Блохина Любовь Владимировна. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь