Григорьева Татьяна Тимофеевна. Народные промыслы в ДОО

Народные промыслы в ДОО

Воспитатель: Григорьева Татьяна Тимофеевна

Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу, когда человек жил в условиях первобытнообщинного и родового строя. Изготовляя орудия труда, охоты и войны, посуду, одежду и другие необходимые в быту предметы, человек стремился придать им красивую форму, украсить их орнаментом, т. е. делал тем самым обычные вещи произведениями искусства. В конце XIX — начале XX вв. во многих странах началось возрождение народных художественных промыслов, в том числе и в России. В нашей стране существует специальная государственная программа по поддержке и возрождению исконно русских народных промыслов, в их числе: Хохлома, Гжель, Жостовские подносы, Береста, шкатулки Федоскино, Самовары, Балалайки, Городецкой росписи. Но, прежде всего стоит узнать откуда на Руси появились эти, по праву, произведения искусства, пройдя через века и массу трудностей, передаваясь из поколения в поколения, от мастера к мастеру, от отца сыну, народные промыслы дошли и до наших времен!

 

Береста – прекрасный материал для вырезания острым ножом тонких кружевных узоров. Кажется, что эта красота сплетена умелой кружевницей. Такими ажурными берестяными «кружевами» украшали шкатулки, ларцы, пудреницы и коробочки, вазы и стаканчики. А чтобы подчеркнуть прихотливый узор и рисунок, мастера иногда подкладывали под берестяное «кружево» цветную фольгу или кусочки слюды. А ещё из бересты делали шкатулки и ларцы, всевозможные коробочки, посуду и даже лапти. Яркими, весёлыми красками их расписывали: рисовали цветы и ягоды, зелёные веточки и сказочных птиц, зверей невиданных или хорошо знакомых. Иногда под кистью мастера рождалась настоящая картина: шутники-скоморохи играли на балалайках, плясали медведи… Глаз не оторвать и от красивого узора, красочного орнамента. Береста издавна использовалась для изготовления различных бытовых и художественных изделий. До наших дней дошли берестяные грамоты, найденные при раскопках в Великом Новгороде и других городах России. Берестяные изделия украшались росписью, резьбой, тиснением.

На всю Россию известна нижегородская декоративная хохломская роспись. Промысел зародился в XVII веке в селе Хохлома. Оно расположено на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии, известного в старину крупными старообрядческими монастырями, такими как Шарпанский и Оленевский скиты. Не случайно в знаменитом романе Андрея Мельникова (Печерского) старообрядцы Семеновского уезда занимаются изготовлением деревянной посуды. Занимались этим и в Хохломе. Хохломские мастера тем не менее стали известны на всю Россию необычными яркими росписями. Расписывали они деревянную посуду и мебель. В основном использовались черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета.

Городецкая роспись появилась в середине XIX века в районе старинного города Городца Нижегородской губернии. Усилиями старообрядцев Городец стал центром деревянного кораблестроения и торговли хлебом со всероссийской известностью. Купцы-старообрядцы жертвовали значительные суммы на строительство церквей, на содержание больниц, приютов для сирот, народное просвещение и благоустройство города. Городецкая роспись является яркой и лаконичной. Основными темами росписи являются сцены из сказок, фигурки коней, птиц, цветы, крестьянский и купеческий быт. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Городецкой росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери, сундуки, дуги, сани, детские игрушки.

Мезенская роспись по дереву (палащельская роспись) — это особый вид росписи домашней утвари, в частности прялок, ковшей, коробов, братин, который сложился к концу XIX века в низовьях реки Мезень. Издревле эти места, как и все поморье, было заселено староверами. А с декабря 1664 г. по февраль 1666 г. в самой Мезени находился в ссылке протопоп Аввакум. Самая старая сохранившаяся прялка с мезенской росписью датируется 1815 годом. Художественные мотивы мезенской росписи можно встретить в рукописных книгах XVIII века, которые были изготовлены в поморье. Основные цвета мезенской росписи — черный и красный. Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.

Жостовская роспись – это лаковая роспись на подносах, которая появилась в тысяча восемьсот двадцать пятом году. Такие подносы делают на фабрике в селе Жостово и в городе Нижний Тагил. Главное отличие этого промысла – обилие красок, несравнимые ни с чем тона, реалистичность всех элементов.

Рядом с городом Вятка была слобода Дымково, сейчас — это один из районов города. В слободе Дымково в девятнадцатом веке появились расписанные керамические игрушки для детей. Залежи глины и песка в тех местах стали причиной изготовления мастерами глиняных кувшинов и крынок. На потеху детям изготавливали яркие весёлые игрушки. Мнут мастера комок глины руками, глина согревается в ладонях, и появляются удивительные фигурки птиц, животных, барышень. Лепкой и росписью игрушек занимались исключительно женщины либо дети. Узор на дымковской игрушке всегда геометрический, состоящий из кругов, полос, клеток. Кроме своеобразной росписи игрушка выделяется тем, что её отделывают золотом. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир весёлого праздника. Организация занятий по декоративному рисованию дымковской игрушки даёт возможность детям почувствовать себя в роли художника – декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.

Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. И чувства, которые испытывает ребенок, преображают натуру, представляя ее в условно-перевоплощённом виде, сообщают ее в особое очарование, сказочное, поэтические и романтические черты. При взгляде на такие произведения ощущаешь отношение маленького художника, настроения и чувства, которые им владели, – радость, изумление, восхищение, озорство, нежность. Нужно знакомить детей с историей возникновения народных промыслов, с разновидностью цветовой гаммы, элементами орнамента, различными приемами рисования народных орнаментов, с изделиями народных промыслов, показать связь декоративных росписей с окружающей природой, растительным и животным миром. Сформировать представления о традициях, культуре народа. Развить творческое воображения, творческое мышление. Устойчивое желание играть с народной игрушкой. Создать условия для развития этнической толерантности в процессе ознакомления с национальными достижениями, народными промыслами и прикладным искусством.

Практический материал можно сделать самостоятельно. Это плоскостные и объёмные изделия, а самое главное – нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения. Детям нужно рассказать, что даже самый сложный узор состоит из простейших элементов: круг, дуга, точки, горошины, прямая и волнистая линия, листик, цветок, завиток и т. д. Вначале следует показать, как нарисовать несложный узор, а затем предложить детям сделать это самим. Постепенно дети должны усвоить элементы росписи. Знакомя детей с изделиями, надо представить каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Всё это вызовет у дошкольников интерес к народному искусству, чувство радости от встречи с прекрасным.. «Искусство – это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до светлого и прекрасного…» – эти замечательные слова принадлежат известному педагогу В.А. Сухомлинскому. Они не потеряли своей актуальности и на современном этапе развития дошкольного образования. Ведь народные промыслы – это чарующая нас объективная реальность, это красота, которая окружает, волнует, радует, побуждая бережно и с любовью относиться к ее прелестям.

Ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает любовь к родному краю

Просмотров: 392
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Наумова Наталия Александровна. Сообщение к педсовету 'Красота-это то, что создаёт человек'
  • Полякова Ирина Николаевна. Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей в старшей специализированной группе с нарушением зрения 'Роспись дымковской игрушки'
  • Круглова Иляна Сергеевна. Народное и декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей дошкольников в условиях реализации требования ФГОС ДО Интегрированное занятие на тему: «Шкатулка семейных ценностей» (подготовительная к шк
  • Борисова Александра Михайловна. «Точечная роспись, как средство развития дошкольников»
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Хусаинова Рамиля Нурисламовна. Сценарий к Дню Матери для средней группы детского сада «Мама — это значит нежность — это ласка, доброта»
  • Становых Татьяна Анатольевна. Сценарий развлечения по пожарной безопасности «Знают дети и зверюшки, спички — это не игрушки!»
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Стерх Татьяна Николаевна. Открытое занятие «МК по росписи имбирных пряников»
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Баданина Елена Леонидовна. Презентация «Жостовская роспись»
  • Гордеева Ольга Михайловна, Кумилина Татьяна Юрьевна. Проект «Спорт – это сила! Спорт – это жизнь!»
  • Лебедева Наталья Павловна. Презентация 'УГОЛКИ НАСТРОЕНИЯ – ЧТО ЭТО'
  • Голицына Ирина Владимировна. Конспект НОД по образовательной области: «Физическое развитие» на тему: «Это я – девочка, это я — мальчик»
  • Ольга Портнова. Родительское собрание на тему 'Волшебное творчество'. Мастер-класс роспись по ткани.
  • Петухова Татьяна Леонидовна. ВСЕГО ДОРОЖЕ - ЭТО ДЕТИ!
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Владислав Войтанник. КАК ЭТО БЫЛО НА КРЕПОСТИ
  • Елена Ивановна Маринина. Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!
  • Качкачова Татьяна Анатольевна. Сценарий праздника «Мы поздравляем наших мам и это так приятно нам» в старшей группе ко дню Матери.
  • Гришкова Вера Васильевна. Конкурс педагогического мастерства «Педагог – это не профессия, педагог – это призвание…»
  • Власова Анна Сергеевна. «Здоровый образ жизни — это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».
  • Объедкова Ольга Александровна Коцкая Евгения Анатольевна Монакова Татьяна Владимировна. Сценарий праздничного концерта ко Дню матери «Мама – это самое главное»
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Богатова Ирина Петровна. Открытый показ в старшей логопедической группе «Ярмарка народных промыслов»
  • Берестовая Наталия Станиславовна. Конспект НОД «Олимпиада...как это было...»
  • Дядя Эй!. А это, что за хрень?
  • Редактор. Оригами. Что это?
  • Нелюдимова Ольга Анатольевна. Конспект открытого занятия (НОД) в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: Понятийный рефлексивный круг «Самостоятельный человек – это…»
  • Главный Редактор. Стихи Детям - Вот это да! - Ескен Елубаев



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь