Лупина Марина Васильевна. РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ТРУДОЛЮБИЯ ДОШКОЛЬНИКА

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ТРУДОЛЮБИЯ ДОШКОЛЬНИКА

Лупина Марина Васильевна Г. Нижний Новгород МБДОУ «Детский сад №257»

Уже в дошкольные годы у ребенка начинают формироваться важные нравственные чувства и представления, некоторые нравственные способы поведения, которые выражаются и проявляются в трудолюбии, правдивости, уважении к старшим, доброжелательности, доброте ко всему живому.

Дошкольный возраст очень восприимчив, как к хорошему, так и к плохому. Все зависит от окружающей среды. У любящих родителей ребенок скорее набирает опыта любви и кротости. [5, с. 213]. Действительно, уже с раннего возраста через семейную практику общения, через семейные ценности у ребенка вырабатываются поведенческие привычки, взгляды, которые в будущем становятся компонентами его характера.

Первые нравственные ценности, ценностные качества ребенка формируются в процессе воспитания в семье. Потому именно от них будет зависеть, какими глазами будет видеть мир, какими категориями будет мыслить ребенок [6, с. 111].

Одной из базовых ценностей, которые подлежат формированию в первые годы жизни ребенка является трудолюбие [8, с. 213].

С древних времен трудолюбие считалась одной из важнейших личностных ценностей. И это естественно, поскольку труд всегда выступает как важный фактор жизнедеятельности людей, источник материального и духовного богатства общества.

 

Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить основные подходы относительно определения понятия «трудолюбие»:

  • трудолюбие как привычка или черта характера, что выражается в определенных стереотипах поведения (А. Ахматов, М.Семыкин и др.);
  • трудолюбие как потребность в труде, как отношение, чувство (Г. Смирнов, В.Турченко, В Абилов и др.);
  • трудолюбие как личностное качество (Д. Сергеева, П.Чернецов и др.) [4, с. 12].

Мы поддерживаем подход, в соответствии с которым трудолюбие определяется как личностное качество, которое заключается в позитивном отношении человека к процессу трудовой деятельности и выражается в активности, инициативности, ответственности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда.

Известный педагог В.А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком» [10, с. 579].

В настоящее время трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения.

Согласно ФГОС ДО, «социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольной образовательной организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» [11]. Все эти задачи социально-коммуникативного развития детей могут быть решены в процессе трудового воспитания.

В современной дошкольной педагогике трудовое воспитание дошкольников рассматривается как целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, воспитания нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых [3, с. 62].

По утверждению Н. Лосевой, воспитание трудолюбия как личностного качества начинается в дошкольном возрасте и требует создания соответствующих педагогических условий в семье.

  • Эмоционально-позитивная атмосфера в детской группе. Дети должны видеть, что родители работают с удовольствием, не жалуются на трудности, радуются позитивному результату. Позитивную атмосферу создают и обсуждения результатов труда.
  • Согласование влияний детского сада и семьи при организации процесса трудового воспитания детей. Реализация этого условия обеспечивается целеустремленной работой воспитателя с родителями по таким направлениям: ознакомление родителей с заданиями, содержанием и методами трудового воспитания детей в детском садике; предоставление воспитателем помощи в организации трудового воспитания в условиях семьи (помочь определить содержание труда ребенка в семье, ознакомить родителей с методами и приемами руководства трудом детей, изучать особенности взаимоотношений в семье и раскрывать родителям их влияние на формирование трудолюбия); изучение, обобщение и распространение передового опыта семейного трудового воспитания; привлечение родителей к трудовой деятельности в детском саду [7, с. 124]. Конечно, воспитать самостоятельного, организованного и трудолюбивого ребенка невозможно лишь в стенах детского сада. Ведь личный пример и участие родителей в трудовом воспитании детей имеет огромное значение [9, с. 520].

Поэтому важно активно привлекать их к этой работе, проводить с ними беседы, консультации, привлекать к участию в образовательном процессе, в дни добрых дел», давать конкретные рекомендации относительно приемов трудового воспитания дома, какие трудовые поручения следует давать конкретным детям, как правильно оценить результаты детского труда, поддержать в случае неудачного выполнения поручение и тому подобное.

Для выполнения трудовых обязанностей дома под руководством родителей можно предложить посильные для ребенка поручения, в частности:

  • поддерживать порядок в своем игровом уголке
  • поливать комнатные растения
  • если семья держит огород, цветник, выделить для ребенка грядку, где он сможет посеять огородные культуры
  • помогать маме в домашней работе — подмести пол, вытереть пыль, убрать посуду со стола
  • мыть чайную посуду, вытирать ее и аккуратно ставить на место [2, с. 175].

Когда дети осознают свои обязанности и приобретают практический опыт, у них появляется уверенность в своих силах и возможностях, готовность работать. Наблюдая, как работают родители, дети с радостью вместе с ними будут убирать дома, стирать, будут готовить, будут работать в саду и на огороде.

Для того, чтобы дети любили труд, чтобы он постепенно стал для них потребностью, необходимы крепкие трудовые навыки, которые формируются лишь в результате повседневного применения. Если приобретенные навыки станут постоянными, а обязанности осознанными, то их систематическое выполнение перерастет в привычку. В этот период лучше приучать детей к самообслуживанию [1, с. 247].

Следовательно, семья как институт трудового воспитания занимает важное место. Первоочередным в процессе воспитания является поощрение ребенка к труду, которое должно начинаться в дошкольные годы. Трудовое участие детей в семье необходимо сначала связывать с игрой, постепенно приучая ребенка к труду и ответственности за свои поступки.

Список литературы

  1. Абрамовских, Н. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании: понятие и сущность // Концепт. 2015. №S17.
  2. Бобер, В. С. Педагогические условия формирования трудолюбия у старших дошкольников //Ответственный редактор. – 2015. – С. 171-181.
  3. Бурак, А. О., Пустовойтова М. В., Ядвиршис Л. А. Формирование трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации //Молодежный научный форум: гуманитарные науки. – 2015. – №. 10. – С. 61-65.
  4. Жиенбаева, С. Н. Педагогическая модель воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста //International Scientific and Practical Conference World science. – ROST, 2015. – Т. 3. – №. 4. – С. 11-13.
  5. Золотухина, И. Д. Трудовое воспитание дошкольников //Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2015. – №. 1. – С. 213-214.
  6. Корона, Ю. А. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых //Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. – 2015. – С. 109-113.
  7. Кочисов, В. К., Гогицаева О. У. Семья как условие социализации личности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. №2 (21).
  8. Лосева, Н. А., Соколова Ю. А. Организация преемственности трудового воспитания детей дошкольного возраста в семье и в дошкольной образовательной организации //ББК 74. 202. 4Я71. – 2016. – С. 210-216.
  9. Лосева, Н. А., Соколова Ю. А. Педагогические приёмы формирования трудолюбия у дошкольников //Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – Т. 17. – С. 519–523.
  10. Москвина, А. С. Трудовая деятельность с малых лет //Гуманитарное пространство. – 2013. – Т. 2. – №. 4. – С. 575-582.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
Просмотров: 463
Категория: По направлениям » Для детского сада » Трудовое обучение детей




Другие новости по теме:

  • Кулагина Светлана Александровна. Игра как ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников
  • Гюльмалиева Елена Викторовна Кормилицина Екатерина Леонидовна. Круглый стол с родителями по теме: «Трудовое воспитание в семье». Тема: «Как привить ребенку трудолюбие?»
  • Редактор. Семья - это когда вместе - Совместная деятельность как основа воспитания в семье
  • Халюкова Ия Юрьевна. Консультация для родителей «Задачи и содержание музыкального воспитания детей в семье»
  • Блохина Любовь Владимировна. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
  • Любезных Галина Ивановна. Презентация «Художественная литература, как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста»
  • Михеева Любовь Васильевна. Авторская статья на тему: «Коллективное художественное творчество в детском саду, как важный инструмент нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»
  • Митрохина Алиса Сергеевна. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Фарида Ханифовна Ахметшина. Организация трудового воспитания в младшем дошкольном возрасте
  • Милова Алена Александровна. Обобщение опыта работы по теме: «Краеведение как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста»
  • Кияница Лариса Анатольевна. «Здоровьесберегающая среда как средство воспитания, развития и социализации ребенка»
  • Нина Мохнарылова. Роль труда в развитии воспитания детей дошкольного возраста
  • Кузнецова Ольга Васильевна. «Формирование экологического сознания у дошкольников – как средство воспитания основ патриотизма в условиях реализации ФГОС»
  • Таболова Зарема. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Коротких Ирина Николаевна. Педагогический проект «Социализация старших дошкольников с нарушениями слуха посредством трудового воспитания»
  • Мартыновская Татьяна Александровна. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой, как один из эффективных методов нравственно-патриотического воспитания
  • Баранова Татьяна Ивановна. Музыкальное искусство как средство воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
  • Немкина Елена Владимировна. ПРОЕКТ «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
  • Хакимова Лилиана Рафаиловна. Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Тарасова Елена Алексеевна Баранова Ольга Вадимовна. Метод проектов как условие гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Лукьяненко Любовь Владимировна. «Сказка, как средство воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста»
  • Баранова Ольга Вадимовна, Беднова Алина Алексеевна. Педагогическая статья «Предметно-развивающая среда как одно из условий патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
  • Аникина Светлана Александровна. Рабочая программа «Экологическое сотрудничество» по организации взаимодействия ДОУ и семьи в процессе экологического воспитания детей
  • Федорова Наталия Алексеевна. Проект в подготовительной группе по теме «Ознакомление с родным поселком, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Лысакова Светлана Сергеевна. Сочинительство сказок как средство духовно — нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Позднякова Анастасия Сергеевна. Картотека дидактических игр, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Иванова Юлия Николаевна. «Лэпбук, как средство воспитания детей дошкольного возраста»
  • Мезенцева Любовь. Игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь