Светлана Клименко. Пропедевтика школьной тревожности

Пропедевтика школьной тревожностиПропедевтика школьной тревожности.
Клименко С.А., заведующая Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Сортавальского муниципального района Республики Карелия
Детский сад  № 16 «Колосок» с. Хелюля
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Причина скрывается не только в индивидуальных особенностях детей, но и в наличии личностной неопределенности и беспокойства значительной части населения, большого количества стрессов, явной невротизации общества, в отсутствии безопасности.
Проблема тревожностей у детей дошкольного возраста очень актуальна в детском саду, так как на сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества детей с различными страхами и тревожностями. Согласно последнему исследованию, опубликованному в «Журнале детской психологии и психиатрии» от 30 августа 2009 почти 15% детей дошкольного возраста имеют необыкновенно высокий уровень депрессии и тревожности [1]. Если обратиться к положению дел в отечественном образовании, то в среднем 30 % учащихся не справляются с овладением учебного материала, а 40 % испытывают серьезные трудности. Как показало исследование школьников Санкт-Петербурга только 10 % мальчиков и 28 % девочек не испытывают затруднений в учебе, следовательно не подвергаются влиянию хронического школьного стресса. [2.]
У детей предшкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность.  Именно в предшкольном возрасте начинает формироваться так называемая школьная тревожность. У ребенка может возникнуть страх, что его будут не любить в школе, учительница будет ставить только плохие отметки, да и в классе будут совершенно новые дети, которых ребенок еще не знает и, неизвестно,  как они его примут.
Переход из детского сада в школу – важная ступень в жизни каждого  ребенка. Начало обучения в школе кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственная дошкольникам беспечность, беззаботность, погружённость в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, ограничений.
Теперь ребёнок должен постоянно и напряжённо работать, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и требованиям школьной жизни, выполнять требования учителей, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой.
Поэтому так важно, чтобы дошкольники имели представление о школе еще до того, как переступят ее порог.
Начинать эту работу надо заранее, вести её постепенно, в тесной взаимосвязи от интересов и черт личности дошкольника. Работа в данном направлении может решить множество проблем, в том числе развитие личности в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, успешность учебы.
МКДОУ ДС № 16 «Колосок» уже второй год решает проблему дезадаптации к школьному обучению путем проведения профилактической работы с детьми предшкольного возраста, используя сказки М.А. Панфиловой «Лесная школа» [3], через которые происходит знакомство ребенка со школьными атрибутами, правилами поведения в школе, ролью учителя в школе. Мы используем  пропедевтический комплекс занятий, который направлен на профилактику школьной дезадаптации и снижение школьной тревожности у детей и позволяющий им легче адаптироваться к школе. Занятия рассчитаны на детей 6–7 лет. Занятия желательно проводить 2 раза в неделю, длительностью 30-35 мин. В группе не более 10 детей. Во время занятий дети сидят в кругу на стульчиках или на ковре. Все занятия имеют гибкую структуру, наполнены разным содержанием. В ходе проведения профилактических занятий мы использовали следующие методы:
элементы сказкотерапии (чтение психологических сказок, стихов, загадок);
элементы игротерапии (способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей, в основу которого положена игра [4]);
беседа;
рисование;
подвижные, речевые игры с использованием движений;
релаксация .
Программа, состоит  из 8 занятий.

Просмотров: 469
Категория: Подготовка к школе




Другие новости по теме:

  • Чуксина Екатерина Сергеевна. Сказкотерапия как метод коррекции школьной тревожности у старших дошкольников 6-7 лет
  • Дзятская Светлана Михайловна. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Профилактика страхов и тревожности — сказка «Как лошадка Лу стала храброй»
  • Дзятская Светлана Михайловна. Занятие для детей старшего дошкольного возраста на профилактику лжи в школе с использованием сказки М.Панфиловой 'Задача для лисёнка'
  • Улдукис Ирина Васильевна. Проблема школьной готовности детей
  • Улдукис Ирина Васильевна. Проблема школьной готовности детей.
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. ПРОГРАММА 'Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста'
  • Барбашина Ольга Вячеславовна. Комплекс коррекционно-развивающих занятий для подготовки детей к школе
  • Тихонова Ольга Ивановна. Конспект домашнего занятия родителей с детьми подготовительных к школе групп. Авторская разработка на тему: Формирование личностной готовности детей к школе. Тема занятия: «Скоро в школу!».
  • Никитина Надежда Ивановна. «Программа по интеллектуальному развитию как средство развития школьной мотивации»
  • Никонова Алина Владимировна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Педагогические средства коррекции повышенной тревожности детей среднего дошкольного возраста»
  • Верстукова Елена Николаевна. «К школьной жизни готов» — диагностический инструментарий педагога-психолога.
  • Альбина Исангазина. ПРОЕКТ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ. ТЕМА: «СКОРО В ШКОЛУ»
  • Аверкиева Наталья. Театральные игры как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у детей младшего дошкольного возраста.
  • Лучкина Анна Александровна. Конспект занятий для детей старшего дошкольного возраста «Дети на войне»
  • Глубокова Евгения Александровна. Формирование познавательной компетентности как условие успешной школьной адаптации
  • Ирина Удалова. «Сегодня дошкольник – завтра школьник» (саморегуляция как условие эффективной подготовки к школьной программе
  • Каримова Гульнара Фанисовна. ПРОГРАММА развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста через пескотерапию «Волшебная песочница»
  • Туленко Оксана Николаевна. Игра как форма организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста
  • Петелина Н.Ю., Соломасова Т.Н.. Конспект математической сценки для детей подготовительного к школе возраста «Лесная школа»
  • Микита Анна Викторовна. Конспект занятия по формированию представлений о здоровом образе жизни для детей старшего дошкольного возраста «КАК ПОМОЧЬ КУТАЛКЕ»
  • Клименко Татьяна Алексеевна. Педагогический проект как система работы педагога по нравственному и патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
  • Иванова Елена Александровна. Трудности при подготовке ребенка к обучению в школе.
  • Мусина Гульнара Альбертовна. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
  • Майорова Ольга Владимировна. Конспект занятия по «Программе предшкольного образования» Тема: «Знакомство детей дошкольного возраста со свойствами пластмассы»
  • Столярова Ольга Николаевна. Сценарий праздника «Я так хочу, чтобы мама улыбалась!» для детей дошкольного возраста.
  • Ленгард Софья Ильдаровна. Программа занятий по развитию произвольной памяти детей дошкольного возраста
  • Макович Елена Николаевна. Комплексное занятие по теме «Дети имеют право на охрану здоровья и медицинское обслуживание» для детей старшей группы детского сада.
  • Волкова Ирина Александровна. Ранняя профессиональная ориентация как средство формирования культуры безопасности личности детей дошкольного возраста
  • Истомина Наталия Анатольевна. Программа коррекционно – профилактических занятий с детьми раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению «Здравствуй, детский сад!»
  • Гузняева Светлана Валерьевна. Эссе «Изобразительная деятельность как средство подготовки детей к обучению к школе»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь