Светлана Кириченко. Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей «Скоро в школу» 6-7 лет. (подготовительная группа)

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей  «Скоро в школу» 6-7 лет. (подготовительная  группа)Составитель Педагог-психолог Кириченко С.Н
Психологический курс  для  детей  6-7 лет

К пятилетнему возрасту все психические процессы у детей активно разви¬ваются и начинают приобретать произвольный характер. Появляются зачатки ответственности за порученное дело.     
Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте — игра, поэтому все занятия насыщены играми, присутствуют персонажи и соблюдается игровой сюжет и мотивация. У ребёнка 6 лет достаточно развито наглядно-образное мышление и формируется более сложная форма мышления-словесно-логическая.
В данном возрасте ребенок уже может подчинять свои желания требованиям коллектива, поэтому несколько занятий в данной программе посвящены этикету. Комплексные занятия по психологии учитывают активное развитие всех психических процессов, свойств и состояний (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления (разрезные картинки, сюжетные картинки), па¬мяти, внимания, воображения, пространственной ориентировки (графические  диктанты, рисунки по клеточкам) и саморегуляции.

Скачать полную программу

Задачи психологического курса для детей 6-7 лет
1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, на радость творчества
2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
3. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мыш¬ления во всех видах деятельности.
4. Способствовать самопознанию ребенка.
5. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
6. Совершенствовать коммуникативные навыки дошкольников, развивать совместную деятельность детей.
7. Организовывать совместную деятельность с целью развития навыков сотрудничества.
8.Создавать условия для формирования элементов произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.

 

Пояснительная записка
Актуальность
Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Задача педагогов и родителей заключается в том, чтобы обеспечить полноценное и гармоничное развитие ребенка. Одним из ключевых моментов является психологическая готовность. Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявленны ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью. В заключительной части каждого игрового занятия проводится церемония прощания – рефлексия. Совместное обсуждение и переживание как положительных, так и отрицательных эмоций объединяет детей, порождает у них желание поддерживать друг друга.

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:
1) мотивация на учебу;
2) развитие произвольности;
3) сформированность наглядно-действенного и  наглядно-образного мышления;
4) развитие пространственных представлений;
5) умение фантазировать;
5) проявление самостоятельности.
Программа «Скоро в школу!», направлена на подготовку детей к успешному школьному обучению.
Цель: развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе.
Задачи:
1. Расширение словарного запаса;
2. Развитие зрительной, слухоречевой памяти;
3. Развитие свойств внимания;
4. Развитие умения логически мыслить и устанавливать причинно-следственные связи;
5. Развитие воображения;
6. Формирование навыков общения и совместной деятельности.
Продолжать учить детей поддерживать и укреплять позитивные чувства, снимать утомление, предупреждать негативные чувства;
Обеспечивать на занятиях атмосферу эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения.
Материальное обеспечение:
Кабинет психолога, либо отдельное помещение со свободным пространством для проведения подвижных игр
Столы, стулья по количеству детей
Стол для показа сказки
Игрушки и пособия:куклы для театра, мяч, простые и цветные  карандаши, тетради в крупную клетку.
Магнитная доска  с магнитами и доска со спецальными фломастерами.
Мяч средних размеров.
Листы бумаги форматом А4 и А3.
Дополнительные материалы описаны в конспектах занятий.
Основные методы обучения:
Игры на развитие познавательных процессов
Упражнения
Подвижные игры.
Сказкатерапия
Контингент участников программы
Дети дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) с сохранным интеллектом.
Принципы построения программы:
Тематика и планы занятий не являются фиксированными и могут меняться, в зависимости от состояния детей и проработанности проблематики занятий.
Форма работы:
групповые занятия.
Программа представляет собой систему из 29 занятий, которые проводятся один раза в неделю, продолжительностью 25-30 минут, в помещении, где есть место для двигательной активности. Занятия взаимосвязаны и выстроены в определенной логике и предполагают формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к обучению в школе (мотивационной, волевой, интеллектуальной и эмоциональной готовности, коммуникативных навыков).
Работа с родителями детей - участников программы предусматривает:
анкетирование родителей;
просветительскую работу с родителями в форме лекций, семинаров - практикумов и круглых столов;
Принципы проведения занятий:
системность подачи материала,
наглядность обучения,
цикличность построения занятия,
доступность,
проблемность,
развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Форма проведения занятия
Игровая. Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольником возрасте является игра, поэтому программа строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь на обеспечение психологической комфортности при переходе ребенка из ДОУ в школу. Тридцать «лесных» сказок раскрывают пять основных тем: адаптация к школе;    ;отношение к вещам; отношение к урокам; школьные конфликты; отношение к здоровью. Эти сказки решают дидактические,  коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение и мышление детей. Сказки о героях из Лесной школы дети с нетерпением ждут, беседуют о поступках героев, ищут их причины, учатся прощать и любить.
Структура группового занятия:
Ритуал приветствия
Упражнения на развитие коммуникативных способностей, повышение самооценки
Физкультминутка или пальчиковая игра
Упражнения на развитие познавательных процессов.
Чтение сказки или тренинг навыков школьного поведения
Упражнения для снятия мышечных зажимов и снижение психоэмоционального напряжения.
Ритуал прощания.
О результативности проведенных занятий можно судить по следующим критериям:
возрастающий интерес к выполнению коррекционно - развивающих заданий для ребенка;
повышение уровня активности участников занятий, проявляющийся в желании сотрудничества;
повышение уровня заинтересованности в проведении совместных дел взрослого и ребенка.
Ожидаемые результаты:
Повышение мотивационной готовности дошкольников к школьному обучению, сформированность "внутренней позиции ученика", возникновение эмоционально - положительного отношения к школе, расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике, новый уровень самосознания.
Результаты диагностического обследования готовности дошкольников к обучению в школе на конец учебного года показывают, что проводимая работа с детьми дает положительные результаты, следовательно, программа коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками неготовыми к школьному обучению является эффективной.
Тематическое планирование  психологических занятий для детей от 6 до 7 лет

Просмотров: 464
Категория: Подготовка к школе




Другие новости по теме:

  • Сёмина Наталия Андреевна. Программа развивающих занятий «Сказочные игры» (познавательное развитие). Для детей 2-3 лет.
  • Кутовая Дарья Викторовна, Толстая Екатерина Сергеевна. Развитие психических процессов детей во время занятий физической культурой в дошкольных образовательных учреждениях
  • Шемет Елена Александровна. Обобщение опыта по теме: «Развитие связной речи, как основной фактор готовности детей к обучению в школе»
  • Гладкова Мария Евгеньевна. Моделирование программы народных игр, направленной на формирование интеллектуальной готовности детей к школьному обучению
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Юлия Бурыхина. Рекомендации для воспитателей по формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста
  • Шааб Татьяна Владимировна. Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе
  • Курбанова Сабина Азиз кызы Нарцызова Наталья Николаевна. Формирование готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет.
  • Лазаренко Татьяна Александровна. Консультация для педагогов «Компоненты психологической готовности дошкольников к школьному обучению»
  • Грищенко Татьяна Вячеславовна. Конспект занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет «Письмо из космоса» Из цикла занятий «Неделя космоса» Посвящённых Дню Космонавтики.
  • Рыбакова Светлана Петровна. Конспект итогового занятия по обучению грамоте: «Путешествие по Стране Знаний» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III уровня
  • Лахтина Татьяна Александровна. Программа развивающих занятий для детей 2–3 лет
  • Барбашина Ольга Вячеславовна. Комплекс коррекционно-развивающих занятий для подготовки детей к школе
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Рена Магомедзагировна Бабаева. «Комплекс занятий по театрально-игровой деятельности направленных на развитие воображения у детей»
  • Дещинская Нина Николаевна. Рекомендации для родителей на тему «Развитие у дошкольников внимания и памяти, как предпосылка успешного обучения в школе»
  • Дегтярева Ольга Тимофеевна. Конспекты занятий, направленных на развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Игра – наиболее эффективный способ развития познавательных процессов ребенка
  • Батищева Елена Ярославовна. Проект «Развитие коммуникативных навыков, мышления, творческих способностей у детей 4-7 лет «Мастерская общения»
  • Курочкина Галина Валентиновна. Формирование и развитие психических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Шабельникова Татьяна. Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста по средствам арт-терапии
  • Светлана Кириченко. Конспекты НОД интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей «Скоро в школу» 6-7 лет. (подготовительная группа)
  • Тихонова Ольга Ивановна. Конспект домашнего занятия родителей с детьми подготовительных к школе групп. Авторская разработка на тему: Формирование личностной готовности детей к школе. Тема занятия: «Скоро в школу!».
  • Якубенок Татьяна Владимировна. «Консультация для родителей «Критерии коммуникативной готовности к школьному обучению»»
  • Алчинова Екатерина Леонидовна. Круглый стол «Мотивационная готовность – как один из важнейших компонентов психологической готовности ребенка к школе»
  • Волкова Лилия Егоровна. Конспект занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет «Саша спешит в Школу»
  • Вера Дворникова. Подготовка ребенка старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания к обучению в общеобразовательной школе
  • Радюкова Елена Васильевна. Развитие элементов логического мышления посредством развивающих игр у детей 5 лет
  • Савостьянова Екатерина Владимировна. Подготовка ребенка к школьному обучению дома и в детском саду
  • Иванова Елена Александровна. Трудности при подготовке ребенка к обучению в школе.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь