Балушкина Наталья Александровна. Формирование мотивационной готовности к школе детей с ЗПР как одно из направлений деятельности учителя-дефектолога ДОО

Формирование мотивационной готовности к школе детей с ЗПР как одно из направлений деятельности учителя-дефектолога ДОО

Дети с задержкой психического развития в значительной степени отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. В силу присущих им особенностей, дети с ЗПР оказываются неготовыми к обучению в школе. Без специальной помощи со стороны специалистов ДОО и семьи полноценная мотивация к учению у них сформироваться не может.

В связи с этим, отмечает Е.Ю. Вахрина, возникает необходимость оказывать им специфическую и многогранную помощь. Чем раньше ребенок получает такую помощь, тем эффективнее будет ее результат.

Помощь в условиях инклюзивного образования в современных ДОО, детям, имеющим диагноз ЗПР оказывает учитель-дефектолог. Учитель-дефектолог – педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Его основная деятельность связана с созданием условий для максимально возможного развития и адаптации детей в социальной, учебной, бытовой, профессиональной и других видах деятельности.

 

Такая помощь может выражаться в проведении коррекционных занятий, в организации педагогической поддержки и сопровождения. В последние годы, специалисты дошкольных образовательных учреждений всё чаще обращаются к организации сопровождения детей, имеющих отклонения от нормы развития.

Сопровождение детей с ЗПР учителем-дефектологом реализуется в следующих направлениях:

1. Диагностическое:

Цель – определение уровня актуального развития ребенка, выявление причин и механизмов трудностей в обучении, а также определение мер коррекционного воздействия. Данное направление предполагает:

а) предварительную беседу с педагогами по выявлению детей, нуждающихся в специализированной помощи;

б) педагогическое наблюдение за учащимися в учебной ситуации и во время режимных моментов;

в) проведение индивидуальной диагностики с использованием специальных методов, способов и приёмов;

г) проведение этапной диагностики (с целью выявления динамики развития учащегося, а также правильности выбора методик и стратегий оказания специализированной помощи);

д) проведение текущей диагностики с целью корректировки индивидуальной коррекционной программы и выявления возможных дополнительных трудностей;

е) проведение итоговой диагностики. Проводится в конце коррекционного курса и определяет результативность и эффективность коррекционной работы на развитие учебно-познавательной деятельности детей.

На каждого ребёнка, нуждающегося в сопровождении учителя-дефектолога составляется заключение и рекомендации по составлению индивидуального план сопровождения. Данные обследования сообщаются родителям ребенка, совместно обсуждается план предстоящей работы.

2. Коррекционное:

Цель – определение содержания и форм коррекционно-развивающей работы; а также непосредственно проведение комплекса мер по преодолению недостатков и трудностей в обучении.

Задачи:

  • нормализация ведущей деятельности
  • сенсорное и сенсомоторное развитие
  • формирование пространственно-временных отношений
  • развитие познавательной деятельности в соответствии с возрастом и программой обучения
  • формирование знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала
  • формирование и расширение представлений об окружающей действительности
  • развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром
  • формирование навыков социального взаимодействия.

Данное направление предполагает:

а) изучение заключений и рекомендаций специалистов психолого-медико-педагогической комиссии с целью составления индивидуальной коррекционной программы для учащихся, нуждающихся в сопровождении;

б) составление индивидуальной коррекционной программы с указанием целей, задач и сроков реализации;

в) реализация коррекционно-развивающей работы посредством индивидуальной или групповой формы работы. Занятия проводятся не меньше, чем два раза в неделю.

Коррекционная работа учителя-дефектолога строится на основе программ для общеобразовательных учреждений, с использованием коррекционных методик по каждому направлению работы.

3. Консультативно-просветительское

Цель – обеспечение сотрудничества и взаимодействия между всеми участниками коррекционного и воспитательно-образовательного процесса.

Данное направление деятельности предполагает проведение консультаций для родителей и воспитателей ДОО.

4. Аналитическое

Цель – проведение анализа процесса коррекционного воздействия на развитие детей и оценку его эффективности, а также анализа и оценки взаимодействия специалистов

Данное направление предполагает:

а) проведение анализа по созданию специальных условий для обучения и развития детей с ЗПР;

б) проведение анализа качества взаимодействия специалистов сопровождения с другими участниками образовательного процесса;

в) анализ коррекционно-развивающей работы с целью внесения изменений и дополнений в индивидуальную программу;

г) осуществление (на основе проделанного анализа) работы по преодолению недостатков процесса психолого-педагогического сопровождения в рамках образовательного учреждения.

Рассматривая особенности работы учителя-дефектолога по формированию мотивационной готовности старших дошкольников с задержкой психического развития к школе, можно отметить, что на сегодняшний день в разработаны и активно реализуются в практике работы учителей-дефектологов самые различные методики выявления уровня сформированности мотивации к школьному обучению, в качестве примера можно привести следующие методики: «Беседа о школе» Т.А. Нежновой, «Изучение мотивов учения» Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной, «Ориентировочный тест школьной зрелости» Керна-Йирасека, тест «Мотивационная готовность к школьному обучению» Л.А. Венгера и т.д..

Второй этап – групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по программе разработанной на основе результатов диагностики. Одним путей формирования интеллектуальной и мотивационной готовности ребёнка к обучению в школе является организация и проведение занятий в рамках коррекционно-развивающих программ. При этом занятия могут проводиться как в форме бесед, практических занятий, занятий с элементами игры, тренинга, экспериментирования и т.д. Темы также могут быть различными.

А. Н. Митина и Т. В. Волокитина в своих исследованиях особое внимание уделяют консультационному направлению деятельности учителя-дефектолога. Авторы считают, что психолого-педагогическое сопровождение родителей и семьи ребенка с отклонениями в развитии – это особенная проблема. Без участия родителей сложно добиться каких-либо ощутимых результатов. Они выступают и тьюторами, и лицами, сопровождающими своего ребенка. Необходимо сделать родителей партнёрами в обучении ребёнка, опираясь на их опыт успешного сотрудничества и эффективной мотивации.

Последний этап – аналитический, позволяет отследить результативность проведённой работы и внести корректировки в программу, для того, чтобы увеличить степень её результативности. Традиционно на данном этапе специалисты проводят повторную диагностику уровня сформированности различных компонентов готовности к школе, в частности интеллектуальной и мотивационной. Повторное обследование позволяет сопоставить данные с исходными и тем самым определить результативность проведённых коррекционных занятий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследования дошкольников с ЗПР свидетельствует о том, что при поступлении в школу эти дети имеют ряд специфических особенностей. У них нет нужных для усвоения программного материала умений, навыков, знаний, не сформированы в полном объёме основные мотивы, побуждающие ребёнка получать новые знания. Именно поэтому очень важно чтобы в условиях дошкольного образовательного учреждения с детьми работал учитель-дефектолог. На сегодняшний день в практике работы учителей-дефектологов дошкольных образовательных организаций используются самые различные формы коррекционного воздействия на детей, которое может быть осуществлено как в форме сопровождения, так и в виде поддержки старших дошкольников в зависимости от сложности отклонения. Такое воздействие позволяет целенаправленно и комплексно решать поставленные специалистом задачи, например, в рамках организации сопровождения старших дошкольников с ЗПР можно добиваться видимых результатов в области формирования у них мотивационной готовности к обучению в школе.

Просмотров: 749
Категория: Подготовка к школе




Другие новости по теме:

  • Юлия Бурыхина. Рекомендации для воспитателей по формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста
  • Шулакова Ольга Ивановна. Особенности организации комплексных занятий в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога.
  • Болотова Наталья Викторовна. Особенности индивидуальной работы с детьми с задержкой психического развития. Конспект занятия.
  • Зайцева Ирина Юрьевна, Павлова Татьяна Ильинична. Проведение физкультурно-оздоровительной работы в режимных моментах в группе компенсирующей направленности (опыт работы) 'Будем здоровы!'
  • Шамсудинова М.П., Володина Е.А., Матвеева Т.А.. ОПЫТ РАБОТЫ «Взаимодействие учителя — логопеда и воспитателей как эффективная форма коррекционно — развивающей работы в группе комбинированной направленности»
  • Карпова Ольга Николаевна. Взаимодействие учителя-дефектолога и родителей в оказании коррекционно-педагогической помощи детям с ОВЗ
  • Марушева Екатерина Александровна. Статья «Направления коррекционно — развивающей работы по развитию рисования у детей с ЗПР»
  • Чернова Наталья Михайловна. Из опыта работы «Нетрадиционные формы работы с родителями как эффективный способ взаимодействия ДОО и семьи».
  • Гладкова Мария Евгеньевна. Моделирование программы народных игр, направленной на формирование интеллектуальной готовности детей к школьному обучению
  • Журавлёва Татьяна Македоновна. Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения
  • Власова Виктория Александровна. «Роль педагога-психолога в организации психолого-педагогического сопровождения детей 6-7 лет при подготовке к школе»
  • Ходырева Нина Владимировна. Использование информационно — коммуникационных технологий, как одно из средств формирования и развития словаря детей раннего возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
  • Исаева Ольга Сергеевна. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Ахмедова Камала Сахиб Кызы. Методическая разработка «Организация и проведение мастер-классов для родителей как форма сотрудничества ДОУ и семьи»
  • Георгиева Лариса Сергеевна. Тематический план по формированию мотивационной готовности к школьному обучению через игру
  • Шулакова Ольга Ивановна. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.
  • Соколова Н. В. Архипова Т. А.. Современные подходы к организации ранней профориентации дошкольников в условиях взаимодействия ДОО с семьей (из опыта работы ДОО).
  • Ольга Ульянич. Презентацию. 'Семейный клуб 'Успех', как одна из форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса'
  • Шааб Татьяна Владимировна. Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе
  • Булатова Елена Владимировна. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРИЕНТИРОВАНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
  • Глотова Раиса Владимировна. Коррекционные возможности арт-терапии в практике психолого-педагогического сопровождения развития детей
  • Цаболова Татьяна Викторовна. Организация психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к школе
  • Тихонова Ольга Ивановна. Конспект домашнего занятия родителей с детьми подготовительных к школе групп. Авторская разработка на тему: Формирование личностной готовности детей к школе. Тема занятия: «Скоро в школу!».
  • Шемет Елена Александровна. Обобщение опыта по теме: «Развитие связной речи, как основной фактор готовности детей к обучению в школе»
  • Агапова Анжелика Васильевна. Перспективный план работы с педагогами, родителями и детьми в коррекционной группе с ЗПР на 2014 -2015г
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. План работы учителя-логопеда Стуенко Т.Г. по самообразованию Тема: «Коррекция неречевых процессов у детей логопатов с ЗПР, СДВГ»
  • Андреевских Ирина Викторовна. Проектирование коррекционно-развивающих занятий по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР от 5-6 лет
  • Курбанова Сабина Азиз кызы Нарцызова Наталья Николаевна. Формирование готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет.
  • Шабалина Нина Александровна. Инновационная практика выявления, сопровождения и развития способностей одаренных детей дошкольного возраста
  • Макурина Галина Ивановна. «Организация работы детского сада и семьи по реализации задач духовно — нравственного воспитания дошкольников. Проблемы и результативность сотрудничества»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь