Евдокимова Юлия Юрьевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ

С позиции современной науки и практики познавательная активность рассматривается как важнейшее интегративное качество. Сформировать у дошкольников потребность и стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового — одна из главных задач современного дошкольного образования. Особенно актуально решение данной проблемы в русле формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению.

Развитие и обогащение познавательной сферы детей — сложный путь, который включает в себя две основные линии: накопление информации об окружающем мире и упорядочивание, систематизация представлений о мире. И то, и другое всегда имеет место в развитии ребенка.

 

Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. На первоначальных этапах индивидуального развития ребенка сложная система психической деятельности опирается на более элементарные психические функции. Так, например, фонематические процессы (дифференциация фонем, фонематический анализ и синтез) основываются на уже сформированных элементарных функциях слухового восприятия. С самого рождения ребенка окружают разнообразные звуки: шум дождя, голоса птиц, гудки машин, музыка. Ребенок улавливает и дифференцирует различные звуки окружающего мира по громкости, тембру, а также определяет источник и направление звука. Развитый неречевой (физический) слух является базой для развития способности улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка.

Достигнутый к четырем годам уровень психического развития позволяет ребенку сделать еще один очень важный шаг в познавательном развитии – дети активно стремятся упорядочить накопленные представления об окружающем мире. Это – сложное занятие для ребенка, но очень приятное и интересное. Более того, он испытывает неосознанное постоянное желание разобрать «завалы» полученных сведений о мире, навести в них «смысловой» порядок. Однако имеющиеся у ребенка старшего дошкольного возраста возможности упорядочивания информации пока еще не позволяют ему полностью переработать поток поступающих сведений о мире. Несоответствие между познавательными потребностями ребенка и его возможностями переработать информацию ведет к угасанию познавательных процессов.

Таким образом, два основных фактора определяют познавательную активность как условие дальнейшего успешного обучения: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность педагога.

В большей мере способствует познавательной активности следующие педагогические приемы: анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. В связи с этим главной целью моей деятельности по обучению грамоте дошкольников является повышение уровня развития познавательной активности посредством указанных приемов, воплощенных в играх и игровых упражнениях. Задачи, которые определила для реализации данной цели:

  • развитие фонематического слуха и восприятия
  • развитие навыков звукового анализа и синтеза
  • закрепление умения слушать, понимать и выполнять словесные инструкции
  • развитие мыслительных операций
  • формирование положительной мотивации к занятиям.

Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, необходимо умение анализировать, выделять существенные признаки, — все это способствует осознанному усвоению материала и интересу к нему.

Так, на занятии, с целью развить умение дифференцировать фонемы [С] и [СЬ], дошкольники знакомятся с их артикуляционными и акустическими признаками.

Предлагаю ребятам длительно произнести звук [С]. Даю следующую характеристику звуку: губы улыбаются. Кончик языка лежит внизу, упираясь в передние зубки. Воздушная струя длительная, холодная, выходит по желобку по — середине языка. Звук [С] – согласный, твердый, глухой.

Далее поясняю, что при произнесении звука [СЬ] губы улыбаются, кончик языка внизу, упирается в передние зубы. Средняя часть язычка поднимается

вперед вверх. Воздушная струя длительная, холодная, выходит по желобку

по — середине языка. Звук [СЬ] – согласный, мягкий, глухой.

После аналитического этапа можно перейти к игровым упражнениям на дифференциацию звуков.

Игровое упражнение «Камень и подушка». Инструкция: дети поднимают карточку с изображением камня, если услышат звук [С], с изображением подушки, если звук [СЬ].

Игра «Хлопни – топни». Инструкция: дети хлопают, услышав слог с твердым согласным [С]. Топают, услышав слог с мягким согласным [СЬ].

Игровое упражнение «Синий — зеленый». Инструкция: в синюю коробку дети кладут картинку со звуком [С], в зеленую со звуком [СЬ].

Игровое упражнение «Наоборот». Инструкция: дети произносят (по рядам) слоги: 1-й ряд — со звуком [С], а 2-й ряд — со звуком [СЬ]: са-ся, су-сю, сы-си, со-сё (и наоборот).

Представленные игровые упражнения способствуют активизации познавательных процессов у дошкольников, продуктивности познавательной деятельности, развитию эмоционально-волевых качеств, помогают добиться результативности в работе.

Прогрессивное развитие дошкольников может происходить лишь при условиях формирования у них активно-познавательного отношения к окружающей действительности, умения успешно ориентироваться во всём разнообразии предметов и явлений, а так же при условиях, которые дают ему возможность стать субъектом собственной познавательной деятельности. Для дошкольника основной путь познавательного развития – это накопление и обобщение собственного чувственного опыта.

Примечания:

  1. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. –– М.: Просвещение, 1985. — 207 с., ил.
  2. Клопотова Е.Е. Возможности развития познавательной активности дошкольников в нормативной ситуации // Психологическая наука и образование. — М., 2005 — №2.
  3. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения. -- М.: ТЦ Сфера, 2009. — 128 с. — (Логопед в ДОУ).
Просмотров: 491
Категория: По направлениям » Для детского сада » Обучение грамоте детей




Другие новости по теме:

  • Карташова Надежда Геннадьевна. Коллекционирование — одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС.
  • Зубцова А.А, Сынчикова О.В,. Астрономия для детей младшего дошкольного возраста. Развитие познавательной активности дошкольников по средствам изучения космоса.
  • Гирина Юлия Сергеевна. Статья «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством краеведческой деятельности»
  • Синельникова Олеся Александровна. «Мини-музей времени» как одна из форм развития познавательной активности дошкольников.
  • Загайнова Татьяна. Развитие познавательной активности дошкольников в процессе формирования географических представлений
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Ревнивых Ольга Александровна. Применение игровых технологий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста
  • Никитина Виктория Викторовна. «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
  • Баркалова Наталья Васильевна. «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности старших дошкольников»
  • Наталья Новикова. Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
  • Нещерет Татьяна Юрьевна. Развитие познавательной активности дошкольников с ЗПР через проектную деятельность
  • Шавшукова. Педагогический проект «Развитие познавательной активности ребенка через поиск ответов – рассуждений на вопросы»
  • Корней Ирина Алексеевна. Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
  • Перепросова Кристина Александровна. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности
  • Кандаурова Людмила Ивановна. Влияние опытно — экспериментальной деятельности на развитие познавательной активности дошкольников.
  • Полуэктова Валентина Александровна. «КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Будникова Оксана Александровна. Методическая разработка «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности»
  • Романова Елена Васильевна. Развитие познавательной активности при помощи арт — терапии (песочная терапия).
  • Большевых Елена Витальевна. Проект «Развитие у дошкольников познавательной, творческой и речевой активности через участие в создании мультфильмов»
  • Савельева Галина Сергеевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
  • Тетерина Анастасия Николаевна, Коваленко Оксана Викторовна. Развитие познавательной сферы ребенка старшего дошкольного возраста с помощью осенней тематики.
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Морозова Евгения Александровна. Педагогический проект Развитие познавательной активности старших дошкольников методом экспериментирования
  • Коржева Ольга Владимировна. Бизиборд как средство развития познавательной активности детей
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Замалова Эльвира Наилевна. Мастер – класс для педагогов на тему: «Развитие познавательной активности детей через игры – экспериментирование»
  • Людмила Анатольевна Панова. Развитие самостоятельной познавательной активности детей через проектную деятельность
  • Бирева Татьяна Юрьевна. Особенности развития познавательной активности детей 4-5 лет в экспериментировании



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь