Стешенко Ирина Юрьевна. Питание ребенка в детском саду и дома

Питание ребенка в детском саду и домаСтешенко Ирина Юрьевна
Технолог по питанию, высшая категория МБДОУ "Аленький цветочек" г.Ноябрьск ЯНАО

Питание ребенка в адаптационный период
Поступление в дошкольное учреждение для каждого ребенка сопровождается определенными психологическими трудностями, связанными с переходом из привычной домашней обстановки в специфические условия детского коллектива.
Период адаптации к дошкольному учреждению у детей протекает по-разному. Продолжается он, как правило, от 3-х недель до 2-3 месяцев и довольно часто сопровождается различными нарушениями в состоянии здоровья и нервно-психической деятельности ребенка.
Как правило, в период адаптации у детей снижается аппетит, иногда вплоть до полного отказа от пищи и появления невротической рвоты в период кормления.
В результате у многих детей в первые недели пребывания в дошкольном учреждении отмечается остановка или падение массы тела, иногда довольно значительное, задерживается моторное нервно-психическое развитие. Снижается устойчивость к различным неблагоприятным факторам внешней среды, в том числе к инфекциям, которые у них нередко принимают затяжное и рецидивирующее течение.


Ребенок, впервые поступающий в дошкольное учреждение, требует внимательного индивидуального подхода, особенно при организации питания, которое является одним из основных факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребенка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.
Поэтому, в нашем ДОУ, еще до поступления ребенка в дошкольное учреждение проводятся встречи с родителями, направленные на подготовку ребенка к воспитанию в детском коллективе.
Мы подробно знакомим родителей вновь поступающего ребенка с условиями жизни и воспитания в данной группе, с режимом дня, схемой оздоровления, с организацией питания в дошкольном учреждении. Даем рекомендации по организации питания ребенка дома в период его подготовки к поступлению в дошкольное учреждение.
Для облегчения прохождения адаптации мы предлагаем в первые дни пребывания ребенка в ДОУ родителям находиться рядом и по возможности принимать участие в процессе кормления.
В связи  с тем, что во время адаптации у детей часто отмечается повышенная восприимчивость к заболеваниям, мы рекомендуем в этот период с целью повышения защитных сил организма давать более легкую, но полноценную и обогащенную витаминами и минеральными веществами пищу.
Детям полезны кисломолочные продукты (кефир, ацидофилин, ряженка и др.), которые содержат полноценные белки и жиры животного происхождения. Мы  обязательно включаем кисломолочные напитки (2раза в неделю) в состав полдников и ужинов. Родителям рекомендуем перед ночным сном ребенку давать стакан кефира.
Широко используем салаты из сырых овощей и фруктов, винегреты, овощные пюре, рагу, запеканки из овощей и др.
Дети, не приученные к овощам, часто отказываются от овощных блюд. В этом случае при кормлении ребенка первое время мы прибегаем к «маскировке» - соединяя новое блюдо с теми продуктами, которые малыш ест охотно, последнее выясняем из бесед с родителями.
Особенно важно обеспечить достаточное  снабжение детей витамином С, который способствует сопротивляемости детского организма к различным неблагоприятным факторам, в том числе и к инфекционным заболеваниям. С этой целью в ДОУ проводится обязательная ежедневная «С» - витаминизация детского питания.
Для профилактики острых респираторных заболеваний в питании детей широко включаем такие продукты, как зеленый и репчатый лук, чеснок. 
Ежедневно во время утреннего приема наряду с выяснением общего состояния ребенка обращаем внимание на его аппетит, наличие диспепсических расстройств, аллергических реакций, которые могут наблюдаться в связи с переходом на новое для ребенка питание.
Вечером, отдавая ребенка домой, информируем родителей о его поведении в группе, аппетите, о том, какие блюда и продукты он получил в течение дня, и в зависимости от этого даем рекомендации о составе его вечернего питания дома.
Питание ребенка, страдающего пищевой аллергией
Одним из прогрессирующих в последние годы заболеваний, связанных с пищей и питанием, является пищевая аллергия, то есть непереносимость некоторых пищевых веществ, обусловленная специфическим влиянием их на иммунную систему организма человека. У нас в ДОУ таких 82 ребенка.
Перечень факторов, способствующих развитию пищевой аллергии очень обширен, наиболее существенными предрасполагающими факторами являются:
наследственная предрасположенность к аллергии;
внутриутробная сенсибилизация плода к различным аллергенам;
раннее искусственное вскармливание;
патология желудочно-кишечного тракта, снижение ферментативной активности желудка, поджелудочной железы;
повышение проницаемости кишечного и печеночного барьеров при воспалительных и дистрофических поражениях;
нарушение функций центральной и вегетативной нервной систем.
Среди всех аллергических заболеваний частота пищевой аллергии колеблется в весьма широких пределах – от 5% до 50%. Причиной широкого распространения пищевой аллергии является избыточное питание, особенно белковое, широкое применение в пищевой промышленности красителей, консервантов. Увеличение в последние годы количества аллергических воздействий на организм (бытовых, химических, лекарственных и др.) способствует формированию состояния аллергической готовности организма в том числе и к пищевым продуктам.
В детском возрасте истинная пищевая аллергия встречается значительно чаще, что объясняется повышенной проницаемостью кишечно-печеночного барьера для пищевых антигенов у детей. Перечень продуктов, обладающих высокой сенсибилизирующей способностью весьма широк.
У детей особенно раннего возраста, пищевая аллергия проявляется чаще всего в виде различных поражений кожи – экссудативного диатеза. Также может проявиться и в виде нарушений со стороны желудочно-кишечного тракта (неустойчивый стул), верхних дыхательных путей (частый насморк, фарингит), конъюнктивита. Дети с аллергическими заболеваниями более восприимчивы к простуде.
При аллергических заболеваниях ребенок должен получать достаточное количество белка – в пределах возрастной физиологической нормы. Достаточное количество белка требуется также для поддержания высокой сопротивляемости ребенка к инфекции, возникновение которой возможно при наличии кожных проявлений экссудативного диатеза.
Количество жиров в рационе также должно быть в пределах нормы. Однако очень важно предусмотреть правильное соотношение жиров животного и растительного происхождения. Количество последних должно быть повышено до 25-30% от  общего количества жиров в рационе. Из животных жиров рекомендуется сливочное масло.
Количество углеводов в рационе детей, страдающих пищевой аллергией должно быть не более возрастной физиологической нормы. При этом очень важно обращать внимание на состав углеводов. Легко усваивающиеся углеводы (сахар, сладости, мучные изделия) нередко усиливают проявление пищевой аллергии, поэтому их количество мы ограничиваем.
Потребность детского организма в углеводах должна удовлетворяться, в основном, за счет овощей и фруктов, количество которых должно превышать обычную возрастную норму.
Овощи и фрукты богаты минеральными веществами, в том числе кальцием, магнием, что еще раз подтверждает необходимость их достаточного потребления детьми больными пищевой аллергией.
Детям, страдающим пищевой аллергией, приходится несколько ограничивать количество сахара и соли, поэтому все блюда для них недосаливаем, а соки, кефир, фруктовые пюре даем в неподслащенном виде, из рациона мы исключили мед, кондитерские изделия.
Молочные продукты используем в виде кефира, ряженки, ацидофильного молока.
В острый период заболевания из рациона ребенка исключаем:
все продукты, содержащие аллергены;
острые блюда и пряности (сельдь, лук, чеснок, редьку);
консервы, копчености (дома);
мясной, рыбный, куриный бульоны;
баранину (дома), субпродукты;
жареные блюда;
продукты, содержащие консерванты, красители (фруктовые воды, различные напитки).
Определенные трудности с организацией питания для детей с пищевой аллергией встречаются при поступлении в дошкольное учреждение.
При определении такого ребенка в наш детский сад родители   предупреждают  медицинский персонал о том, какие продукты ребенок не переносит, кроме того, эти сведения указываются в выписке из истории развития ребенка.
На таких детей мы заводим специальные листки питания, в которых конкретно указывается, какие продукты противопоказаны данному ребенку. На пищеблоке имеется список аллергически настроенных детей, где указаны, какие продукты не переносит данный ребенок.
Основным методом лечения аллергических реакций является диетотерапия, основанная на исключении из рациона ребенка продуктов, которые вызывают проявления аллергии.
Для выявления продукта, вызвавшего аллергическую реакцию, родителям рекомендуем вести специальный дневник. В него ежедневно записывается весь набор продуктов, который получает ребенок, особо отмечается каждый новый продукт (час и количество), время появления и характер реакции на него – сыпь, зуд, покраснение.
Новый продукт мы даем ребенку в небольшом количестве в утренние часы, чтобы в течение дня можно было наблюдать за развитием аллергической реакции.
Если реакции нет, то увеличиваем количество продукта и в течение нескольких дней доводим его до положенной по возрасту нормы. В случае выявления повышенной чувствительности продукт исключаем из рациона ребенка на определенный срок, который для каждого устанавливается индивидуально.
В ДОУ проводим замену исключенных продуктов с таким расчетом, чтобы суточный рацион ребенка полностью соответствовал его физиологическим потребностям в белках, жирах, углеводах и калориях.
На пищеблоке учреждения организовано приготовление ряда блюд для питания детей с пищевой аллергией. Технология приготовления имеет свои особенности:
картофель и крупы подвергаем предварительному замачиванию в холодной воде на 12-18 часов для удаления части крахмала;
мясо заливаем холодной водой и варим в течение 30 минут, затем вода сливается, мясо вторично заливается горячей водой и доводится до готовности;
для улучшения вкусовых качеств пищи используем некоторые сорта джема или повидла, но при этом отслеживаем переносимость;
при приготовлении салатов из сырых овощей исключаем морковь, томаты, свежую зелень.
С возрастом ребенка аллергический настрой к ранее непереносимым продуктам снижается и рацион его питания постепенно расширяется, но делаем мы это очень осторожно, с учетом реакции организма ребенка.
Так, в течение 2011-2012 учебного года были переведены на общий рацион питания 15% детей. В этом учебном году количество детей с аллергическими заболеваниями значительно возросло, и их количество составило 32% от общего числа детей.
Питание часто болеющих детей
Оздоровление часто болеющих детей требует особого внимания. Наряду с проведением всех необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий, огромную роль играет рациональное питание. Ребенок, получающий полноценное питание, растет крепким, редко болеет, а при возникновении заболеваний легко с ними справляется, у него реже возникают осложнения, быстрее наступает выздоровление.
Питание часто болеющих детей должно быть разнообразным, высококалорийным, содержать оптимальное количество белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов.
Учитывая, что часто болеющие дети отстают в физическом развитии, калорийность их питания должна быть повышена по сравнению с нормами, рекомендуемыми для здоровых детей (примерно на 10-15% по отношению к возрастным нормам).
При построении рационов часто болеющих детей учитываем особенности их состояния здоровья.
Составляя меню для часто болеющего ребенка, особое внимание уделяем белковой части рациона, в первую очередь достаточному содержанию в нем белков животного происхождения, являющимися основными источниками незаменимых аминокислот. Среди продуктов животного происхождения исключительную роль играет молоко, которое входит в ежедневное меню ребенка. Предпочтение отдаем кисломолочным продуктам, которые в процессе молочнокислого брожения, приобретают выраженные антимикробные свойства, препятствуют гнилостным процессам в кишечнике.
Легко усвояемым белковым продуктом является творог, богатый полноценным белком, фосфором, кальцием, калием. В детском питании творог используем в натуральном виде и в различных блюдах.
В питании часто болеющих детей широко используем печень содержащую повышенное количество железа, меди, кальция, витаминов А и Д, фосфорные соединения, благоприятно влияющие на центральную нервную систему.
Особое место в питании часто болеющих  детей отводим овощам, фруктам, ягодам, зелени. Некоторые овощи и фрукты содержат специальные вещества – фитонциды, оказывающие бактерицидное действие и повышают иммунологические реакции организма. Наряду с употреблением этих продуктов в натуральном виде мы используем специализированные овощные и фруктовые консервы для детского питания, а так же свежемороженые фрукты, овощи, ягоды.
В рацион детей  включаем продукты и блюда,  обладающие способностью усиливать отделение пищеварительных соков (сырые овощи, бульон, квашеную капусту и др.)
Большое значение для ослабленных и частоболеющих детей имеет строгое соблюдение режима питания. Наше учреждение работает с 7.00 до 20.00 часов. Время питания распределяется следующим образом:
Завтрак:                                  8.00 – 8.40
II завтрак:                               10.10 – 10.30
Обед:                                       11.45 – 12.30
Уплотненный полдни к:        16.00 – 16.30
Большое значение для улучшения аппетита ребенка имеет спокойное и терпеливое отношение взрослых к процессу кормления детей, хорошие вкусовые качества и разнообразие блюд, красивая сервировка стола. Мы этому уделяем большое внимание.
Вся вышеизложенная работа в ДОУ осуществляется коллективом детского сада в тесном взаимодействии со мной  технологом  по питанию (Приложение 1).

 

Список литературы:
1.    Алексеева А., Дружинина Л., Ладодо К. Организация питания детей в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 1990. – 210с.
2.    Гринкевич А. М., Лазарева Г. Ю., Чапова О. И. Детское питание. – М.: Издательский Дом   Равновесие, 2006. – 768с.
3.    Доброва Е.  Правильное  детское  питание. От рождения до 3-х лет. – М.: Рипол Классик, 2009. – 256с.
4.    Кисляковская В. Г. , Васильева Л. П., Гурвич Д. Б. Питание детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1983. – 208с.
5.    Лагутина Т.В. Детское питание. Правила, советы, рецепты. – М.: Рипол Классик, 2009. – 326с.
6.    Лядова В. Н. Детское питание. – М.: Госторгиздат, 1957. – 240с.
7.    Спрингис Е. Э. Рецепты детского питания: с рождения до 4 лет. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 192с.
8.    Чернова Т.Л. Детское питание от 0 до 5. Простые рецепты для здоровья и роста. – М.: Клуб семейного досуга, 2010. – 320с., ил. – (Серия: Заботливым родителям).

Просмотров: 131
Категория: По направлениям » Для детского сада » Здоровое питание детей




Другие новости по теме:

  • Ирина Петракова. «Питание ребенка летом»
  • Прокопенко Элла Геннадьевна. Консультация для родителей «Питание ребенка летом»
  • Мамзина Ирина Юрьевна. Формирование культуры питания ребенка
  • Рудова Ольга Сергеевна. Сказкотерапия при проблемах питания ребенка
  • Елена Александровна Давыдова. Укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста, часто болеющих простудными заболеваниями
  • Худоерко Оксана Петровна. Рекомендации родителям в период адаптации ребенка в детском саду
  • Олешкова Елена Александровна. Конспект интегрированного занятия в группе для детей с расстройством аутистического спектра. Лексическая тема «Продукты питания»
  • Дрождина Любовь Александровна. «Как отдать ребенка в дошкольное учреждение или первый раз в детский сад»
  • Алла Ивановна Будякова. Роль эмоций в развитии речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка»
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Пятигора Людмила Егоровна. Роль дидактической игрушки в период адаптации ребенка в детском саду.
  • Врублевская Раиса Ивановна. Оздоровление часто болеющих детей
  • Наталья Николаевна Омельченко. Звуки «М» «Мь». Буква «М» «Продукты питания»
  • Елена Дюрягина. Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе по теме 'Продукты питания'
  • Жанна Канануха. Конспект коррекционно-образовательной деятельности (КОД) по лексической теме «Продукты питания»
  • Владимирова Екатерина Михайловна. Конспект занятия по Лексике в старшей логопедической группе «Продукты питания»
  • Шайкина Екатерина Игоревна. «Игровой метод в период адаптации – залог здоровья ребенка»
  • Коляйчева Ксения Юрьевна. План-конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе на тему: «Продукты питания»
  • Сингосина Ирина Владиславна. Музыка в жизни ребенка в течение дня
  • Казинская Алия Шамильевна. «Организация питания детей и формирование эстетических навыков приема пищи»
  • Исмаилова Севиндж Гудрат Кызы. Персональная выставка творческих работ ребенка «Мир глазами ребенка»
  • Шлемова Татьяна Анатольевна. Техкарта НОД «Формирование самосознания детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка, через накопление чувственного опыта»
  • Лысова Ольга Дмитриевна. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ
  • Редактор. Сценарий детского дня рождения - Количество участников - 20-40 человек
  • Как помочь ребенку быстро и безболезненно адаптироваться к детском саду (советы для родителей)
  • Ляшенко Елена Сергеевна. Советы родителям по адаптации ребенка к детскому саду
  • Ус Валентина Александровна. Как приучить ребенка есть овощи и фрукты
  • Рекомендации родителям по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания в детском саду
  • Сдержикова Е. В., Чаркина Л. М.. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВИЛАМИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ И КУЛЬТУРЫ ЕДЫ
  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь